Подбор стропов к перемещаемым грузам
Выбор стропов начинают с определения массы груза и расположения его центра тяжести. Если на грузе таких обозначений нет, то необходимо уточнить эти параметры у лица, ответственного за производство грузоподъемных работ. Во всех случаях необходимо убедиться в том, что груз, подлежащий перемещению, может быть поднят имеющимися в вашем распоряжении грузоподъемными средствами. Определив массу поднимаемого груза и расположение центра тяжести, затем определяют число мест застропки и их расположение с таким расчетом, чтобы груз не мог опрокинуться или самостоятельно развернуться. Из этого расчета выбирают строп или подходящее грузозахватное приспособление. Одновременно следует учитывать длину выбираемого многоветвевого стропового грузозахватного приспособления.
При выборе длины стропа следует исходить из того, что при малой длине угол между ветвями строп будет больше 90°, а при большой длине — теряется высота подъема груза и возникает возможность его кручения. Оптимальные углы между ветвями строп находятся в пределах 60 – 90° (рис.1).
При выборе строп следует также определить, из каких элементов должна состоять гибкая часть стропа (стальной канат или цепь, или другой вид жестких строп и т. п.) и какие концевые и захватные элементы целесообразнее использовать для подъема конкретного груза.
Рис.1. Схема распределения нагрузок на ветви стропа: I – рекомендуемая зона захвата груза; II – не рекомендуемая зона захвата груза
Выбор грузового стропа
Определив массу поднимаемого груза, далее необходимо правильно выбрать строп с учетом нагрузки, которая возникает в каждой его ветви. Нагрузка, приходящаяся на каждую ветвь, меняется в зависимости от числа мест зацепки груза, от его размеров, от угла между ветвями стропа, от длины его ветвей. Усилия, возникающие в ветвях стропа при подъеме груза, можно определять двумя способами (рис.2).
Рис.2. Схема натяжения стропа.
Как выбрать цепные стропы
- Назначение
- Устройство цепных строп
- Преимущества и недостатки
- Обозначение
- Характеристики Грузоподъемность цепных строп
- Размеры
- Вес
- Износ
- Классы прочности цепного стропа
- Запас прочности
Назначение
Благодаря конструктивным особенностям и характеристикам применение цепных стропов практически не имеет ограничений. С их помощью можно перемещать грузы в промышленности, строительной сфере и других областях, они могут работать в условиях воздействия агрессивных сред (на химических производствах) и при температурах до +400 … +475°C (это позволяет использовать их в металлургии). Гибкость, высокая устойчивость к износу и прочность определяет назначение цепных стропов: перегрузка тяжелых грузов, в том числе с острыми кромками, малыми радиусами искривления поверхностей, и т.д.
Устройство цепных строп
Основой стропа является цепная ветвь, которая состоит из отрезка цепи и двух концевых или переходных звеньев (неразъемных или разъемных)
Такое устройство цепных строп позволяет изготавливать грузозахватные приспособления различных типов:
- Одноветвевые – путем добавления захватного органа (крюка) и концевого звена;
- Многоветвевые – путем объединения одноветвевых стропов с помощью нескольких переходных и одного концевого звена;
- Кольцевые стропы путем соединения концов ветви одним звеном в замкнутую петлю.
Возможное устройство цепных строп и их конфигурация указаны в документе РД 11-07-2007 и других.
Преимущества и недостатки
К важнейшим преимуществам цепных стропов относятся:
- Высокая прочность и устойчивость к деформирующим нагрузкам;
- Возможность работы в химически агрессивных средах и температур вплоть до +400 … +475°C;
- Наибольший среди других типов стропов срок эксплуатации;
- Гибкость и удобство работы;
- Безопасность.
В то же время цепные стропы имеют и недостатки, среди которых большая масса (тяжелее других типов снаряжения) и плохая устойчивость к динамическим нагрузкам высокой интенсивности.
Обозначение
Нормативами установлено обозначение цепных стропов, состоящее из следующих элементов:
- Число – класс прочности;
- Буквенное обозначение типа изделия (ВЦ – ветвь цепная, 1СЦ, 2СЦ, 3СЦ, 4СЦ – одно- и изделия с различным числом ветвей, СЦК – кольцевой);
- Грузоподъемность;
- Длина, в мм;
- Исполнение (конструктивное и климатическое).
Например, маркировка цепных стропов 4 – 2СЦ – 20,0 – 5000 означает, что это двухветвевой строп 4 класса прочности с г/п 20 т длиной 5000 мм. Данная информация наносится на бирку, которая также содержит данные о производителе, дату последней проверки и инвентарный номер.
Иногда используется обозначение, в котором на первой позиции стоит слово «Строп», а класс прочности указан отдельно.
Характеристики
Наиболее важными являются следующие характеристики цепных стропов:
- Грузоподъемность, в тоннах;
- Допускаемая (рабочая) нагрузка, в кН;
- Разрывное усилие, в кН;
- Класс прочности цепи;
- Габариты – длина, калибр цепи, размеры элементов стропов (крюков, звеньев и т.д.).;
- Конструктивное исполнение;
- Климатическое исполнение.
Основные характеристики цепных стропов зашифрованы в условном обозначении изделий, также они присутствуют в документах.
Грузоподъемность цепных строп
Грузоподъемность данного снаряжения зависит от его конструктивного типа и калибра цепи. Так, грузоподъемность цепных стропов одноветвевых лежит в пределах 0,5 – 12,5 т, кольцевых – от 1 до 25 т, многоветвевых – от 1,6 до 17 – 26,5 т в зависимости от типа. Изготавливаются цепные стропы с г/п до 50 – 67 т. Однако грузоподъемность цепных стропов зависит от температуры окружающей среды: изделия до 3 класса прочности можно эксплуатировать только до +100°C, г/п снаряжения более высоких классов снижается на 10 – 51% в зависимости от класса прочности цепи и температуры.
Размеры
В соответствии с нормативными документами установлены следующие размеры цепных стропов:
- Длина – от 1 до 8 метров и более;
- Калибр цепи – от 5 до 44 мм (при длине звена от 18 до 176 мм и более);
- Размеры промежуточных и соединительных звеньев, крюков и других элементов.
Наиболее востребованы цепные стропы длиной 1 – 5 метров, по требованию потребителя изготавливается снаряжение длиной 6 – 8 метров и более. Однако минимальная длина ветви не может быть меньше 20 длин звена цепи + 2 длины переходных звеньев.
Вес
Вес цепных стропов зависит от калибра цепи, длины, типа захватного органа и других элементов. Масса изделий лежит в следующих пределах:
- Один метр ветви – от 0,8 – 1,1 кг до 74 кг;
- Общий вес ветви – от 1,1 до 200 кг;
- Минимальная масса многоветвевых стропов – от 1,6 до 3,9 кг;
- Общий вес многоветвевых стропов – от 1,6 до 400 – 700 кг и более.
В целом, цепные стропы тяжелее снаряжения других типов той же длины и грузоподъемности.
Износ
В процессе эксплуатации цепные стропы подвергаются износу, его интенсивность и размер необходимо отслеживать при плановых осмотрах. Критическим считается износ цепных стропов, при котором диаметр звена (прутка, из которого оно изготовлено) уменьшается на 10% и более. Контроль износа осуществляется по меткам на маркировочной бирке.
Классы прочности цепного стропа
Для изготовления стропов данного типа допущены цепи от 4 до 8 классов прочности, что соответствует допустимому рабочему усилию от 100 до 200 Н/мм2 (разрывному – от 400 до 800 Н/мм2). В отдельных случаях допускаются как меньшие классы прочности цепного стропа (2 и 3), так и больше (10).
Запас прочности
Согласно нормативным документам, запас прочности цепных стропов всех типов должен быть не менее 4. То есть, разрывное усилие изделий должно как минимум вчетверо превышать их грузоподъемность.
Проверка цепных стропов
Для оценки состояния съемных грузозахватных устройств проводится регулярная проверка цепных стропов всех типов. Осмотр выполняется стропальщиками перед каждым применением, а каждые 10 дней осуществляется проверка ответственным специалистом. Установленный нормативами порядок осмотра цепного стропа предусматривает: визуальный осмотр, измерение степени износа и растяжения звеньев, определение степени их деформации, а также оценка повреждений, износа и деформаций других элементов. Для проверки цепных стропов используется как специальный измерительный инструмент, так и бирка, на которой имеются выступы и пазы, позволяющие определить достижение максимальных значений износа деталей.
Правильная строповка грузов цепными стропами
Обеспечивающая безопасность работ правильная строповка грузов цепными стропами приводится в различных нормативных документах (в том числе РД 11-07-2007). В общем случае к строповке предъявляются следующие требования:
- При возможности строповка проводится за выступающие части грузов;
- Строповку можно выполнять с применением испытанной арматуры и иных приспособлений;
- Допускается строповка «на удав», обвязка петлей с фиксацией крюком и по другим схемам;
- При необходимости на одном грузе можно использовать стропы разной длины и конфигурации;
- Не допускается такое положение цепи, при котором острые кромки груза упираются непосредственно в звенья – кромка должна располагаться между звеньями, что предотвращает их деформацию.
Стропальщики должны знать, как выполняется правильная строповка грузов цепными стропами, нарушения правил могут привести к авариям и травмам
Периодичность испытания
Нормативными документами установлена следующая периодичность испытания цепных стропов:
- Предприятием-изготовителем при производстве;
- Организацией-эксплуатантом не реже одного раза в 6 месяцев после ввода в эксплуатацию;
- После ремонта.
Испытание проводится статической нагрузкой, в 1,25 раза (на 25%) превышающей грузоподъемность стропа.
Браковка
Согласно документу РД 11-07-2007 и другим на предприятии-эксплуатанте должна производиться браковка цепных стропов – изъятие из эксплуатации снаряжения, потерявшего свои качества.
Существуют следующие признаки браковки:
- Растяжение цепи (увеличение расстояния между звеньями на 10% и более, удлинение звена на 3% и более);
- Износ звеньев на 10% и более;
- Трещины и надрывы на звеньях на глубину 10% и более их диаметра;
- Деформации звеньев;
- Повреждения, трещины, износ и потеря формы элементов стропа – крюков, звеньев и т.д.
Указанные нормы браковки учитываются при каждом осмотре снаряжения, отбракованный строп в зависимости от состояния подлежит ремонту или утилизации.
Каков гарантийный срок эксплуатации для цепных стропов?
При выборе снаряжения одним из наиболее важных является вопрос о том, каков гарантийный срок эксплуатации для цепных стропов и сопутствующих изделий. Стандартами установлены следующие сроки:
- Со дня ввода съемных грузозахватных приспособлений в эксплуатацию – не менее 18 месяцев;
- Со дня их изготовления – не менее 24 месяцев.
Несоблюдение этих сроков является грубым нарушением и может привести к аварийной ситуации.
Расчет цепных строп
При изготовлении съемных грузозахватных приспособлений и их подборе для выполнения тех или иных операций производится расчет цепных стропов на грузоподъемность и другие характеристики. Расчет выполняется по специальным формулам, учитывающим требуемую грузоподъемность, способ строповки (как и под какими углами расположены ветви), класс прочности цепи и некоторые другие данные.
При расчете цепных стропов добиваются, чтобы их запас прочности был не менее 4:1, и они безопасно работали при всех допустимых способах строповки во всех условиях.
Купить цепные стропы
Способы расчета усилий в ветвях стропа
1. Нагрузку, приходящуюся на каждую ветвь стропа, можно определить по первому способу так S = G•g/(k•n•cosα), (1) где: S — Натяжение ветви стропа. H (кгс) G – Вес груза. H (кгс) g – ускорение свободного падения (g=9,8 м/с2 ) n – Число ветвей стропа. α – Угол наклона ветви стропа (в градусах). 2. Заменив для простоты расчета ~1/cosα коэффициентом m, получим S = m•G•g/(k•n), (2) где: m – Коэффициент, зависящий от угла наклона ветви к вертикали; при α = 0º — m = 1 при α = 30º — m = 1,15 при α = 45º — m = 1,41 при α = 60º — m = 2,0.
Канаты должны быть проверены на прочность расчётом: P/S ≥ k, где: P – разрывное усилие каната в целом в H(кгс) по сертификату. S – наибольшее натяжение ветви каната H(кгс). k – должен соответствовать указанием таблицы — коэффициент запаса прочности: для цепных = 5 для канатных = 6 для текстильных = 7.
Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2), приведены в табл. №1: Таблица.№ 1. Значения величин, применяемых в расчётной формуле (2).
n | 1 | 2 | 4 | 8 | – | – | – |
k | 1 | 1 | 0,75 | 0,75 | – | – | – |
αº | 0º | 15º | 20º | 30º | 40º | 45º | 60º |
m | 1 | 1,04 | 1,06 | 1,16 | 1,31 | 1,41 | 2 |
Что нужно знать выбирая стропы
Во многих отраслях промышленности широко применяются многоветвевые стропы, они используются для перемещения грузов с креплением за несколько точек. Одним из ключевых моментов при их изготовлении является вопрос: какое усилие должны выдержать под нагрузкой каждая из ветвей, чтобы грузоподъемность стропа в целом соответствовала заданной?
Для канатных строп разработан ГОСТ 25573-82, в котором задан стандартный ряд грузоподъемности ветвей с разрывными нагрузками, поэтому исследовать интересующий нас вопрос лучше опираясь именно на этот вид строп.
При изучении данного ГОСТа становится понятно, что грузоподъемность каждой отдельной ветки больше, чем результат деления грузоподъемности на количество ветвей стропа. Чем это обосновано, давайте выяснять.
При подъеме груза одноветвевым стропом, воспринимаемая нагрузка равна массе груза. Однако ситуация изменяется если используется, например, двухветвевой строп. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. На таком простом примере становится понятно, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа.
Натяжение S в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле: S = Q/(n*cos a), где Q — масса груза, n — число ветвей стропа; cos a — косинус угла наклона ветви стропа к вертикали.
Следует также отметить, что при увеличении угла между ветвями возрастает не только натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающее усилие воздействующее на груз, что может привести к его разрушению.
Расчет и испытание строп на прочность статической нагрузкой согласно ГОСТа производят при условии, что его ветви расположены под углом 90° друг к другу (т.е. угол а=45°). Используя формулу давайте проверим какие нагрузки действуют на ветви двухветвевого стропа при подъеме груза массой 1 тонна. Получается вот такое выражение: S=1000/(2 * cos 45). В итоге на каждую ветвь стропа действует нагрузка в 707 кг, иными словами для безопасной работы ветви стропа должны выдерживать нагрузку не менее 707кг каждая.
Следует отметить, что все виды строп обладают определенным запасом прочности относительно разрывной нагрузки. Так для текстильных строп коэффициент запаса прочности должен быть не менее 7, для канатных — 6, а для цепных — 4. Однако это не означает что однотонным текстильным стропом можно поднимать грузы массой 7 тонн.
Мы не рекомендуем использовать стропы для работы с грузами, массой больше, чем заявленная для строп грузоподъемность. Коэффициент запаса прочности необходим для предотвращения повреждения или обрыва стропа под воздействием динамической нагрузки, которая может превышать статическую в несколько раз (например при резком подъеме или обрыве одной из ветвей многоветвевого стропа). При достаточно длительной эксплуатации строп накапливается усталость материала из которого они изготовлены — это следствие многократного повторения подъемно-транспортных операций, приводящих к постепенному рыхлению материала, появлению трещин и смятий в местах контакта стропа с грузом. Стальные канаты и текстильная лента имеют более высокую вероятность повреждения сторонними предметами или элементами грузов, при этом разрушение их происходит постепенно, что дает возможность обнаружения повреждения на более ранних этапах. Поэтому запас прочности строп должен быть достаточен для раннего обнаружения разрушения материала и безопасного спуска груза, в случае если разрушение началось, когда груз был поднят.
Поэтому работая с грузами, массой большей чем грузоподъемность строп мы в несколько раз уменьшаем срок службы строп и увеличиваем вероятность их разрушения и обрыва.
Подбор стропов необходимо производить с учетом массы и габаритов поднимаемого груза, а также с учетом способа строповки. Не следует применять стропы излишне длинные и с завышенной грузоподъемностью из-за неудобства при подъеме, транспортировке и спуске груза.
Общие правила строповки грузов.
- Зацеплять груз следует только в соответствии со схемой строповки, при необходимости использовать оттяжки.
- Крюк должен свободно заходить в зев петли.
- При строповке груза многоветвевым стропом, ветви стропа должны иметь одинаковое натяжение, и угол между ними не должен превышать 90 градусов.
- Строп накладывается без узлов и перекруток.
- Неиспользованные концы многоветвевого стропа закрепляют так, что бы они не задевали встречающиеся на пути предметы при перемещении груза.
- Снимать стропы с груза или крюка можно только после того, как груз прочно установлен, а при необходимости и закреплен.
Примеры.
Пример №1.
При подъеме груза массой 1000 кг, числом ветвей стропа n = 4 и α = 45° имеем S = 1,42•10 000•9,8/(4•0,75) = 46 390 Н, Грузоподъемная сила, приходящаяся на одну ветвь стропа, равна ~50 кН.
Пример №2.
При подсчете усилий в ветвях стропа вторым способом замеряем длину С ветвей (в нашем случае 3000 мм) и высоту А треугольника, образованного ветвями стропа (в нашем случае 2110 мм). Полученные значения подставляем в формулу S = G•С•g/(А •n•k). Нагрузка на одну ветвь стропа S = 10 000•3000•9,8/(2110•4•0,75) = 46 450 Н, т. е. также равна ~50 кН.
Нагрузка, приходящаяся на одну ветвь стропа, прямо пропорциональна углу между ветвями стропа и обратно пропорциональна числу ветвей. Таким образом, для подъема того или иного груза имеющимся стропом необходимо проверить, чтобы нагрузка на каждую ветвь стропа не превышала допустимой, указанной на бирке, клейме или в паспорте. В соответствии с действующими правилами Ростехнадзора грузоподъемность стропов, имеющих несколько ветвей, рассчитывают с учетом угла между ветвями 90°. Поэтому, работая групповыми стропами, необходимо лишь следить, чтобы угол α не превышал 45°.
Если груз обвязывается одноветвевыми стропами, например облегченными, рассчитанными на вертикальное положение (α = 0°), то возникает необходимость учитывать изменения утла и, следовательно, нагрузки на ветви стропа.
Нагрузки, действующие на одну ветвь стропа при различных углах между ветвями, приведены в табл. 2.
Таблица.№ 2. Нагрузки, действующие на ветвь стропа, кН.
Масса груза, кг | Угол между ветвями стропа | |||||||
0° | 0° | 60° | 60° | 90° | 90° | 120° | 120° | |
2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 4 | |
530 | 2,5 | 1,25 | 3 | 1,5 | 3,5 | 1,75 | 5 | 2,5 |
630 | 3,15 | 1,57 | 3,78 | 1,89 | 4,45 | 2,22 | 6,3 | 3,15 |
800 | 4,2 | 2,1 | 4,5 | 2,25 | 5,75 | 2,88 | 8 | 4 |
1000 | 5 | 2,5 | 5,75 | 2,78 | 7,6 | 3,8 | 10 | 5 |
1250 | 0,25 | 3,13 | 7,25 | 3,63 | 9 | 4,5 | 12,5 | 6,25 |
1600 | 8 | 4 | 9,6 | 4,8 | 11,28 | 5,64 | 16 | 8 |
2000 | 10 | 5 | 11,5 | 5,75 | 14,25 | 7,13 | 20 | 10 |
2500 | 12,5 | 6,25 | 14,5 | 7,25 | 17,75 | 8,88 | 25,6 | 12,8 |
3200 | 16 | 8 | 19,2 | 9,6 | 22,56 | 11,28 | 32 | 16 |
4000 | 20 | 10 | 23 | 11,5 | 28,5 | 14,25 | 40 | 20 |
5000 | 25 | 12,5 | 28,75 | 14,38 | 35,5 | 17,75 | 50 | 25 |
6300 | 31,5 | 15,75 | 37,8 | 18,9 | 44,42 | 22,21 | 63 | 31,5 |
8000 | 40 | 20 | 46 | 23 | 56,75 | 28,33 | 80 | 40 |
10000 | 50 | 25 | 52,5 | 28,75 | 71 | 35,5 | 100 | 50 |
12500 | 62,5 | 31,25 | 72,5 | 36,25 | 90 | 45 | 125 | 62,5 |
16000 | 80 | 40 | 96 | 48 | 119,8 | 56,4 | 160 | 80 |
20000 | 100 | 50 | 115 | 57,5 | 142,5 | 71,25 | 200 | 100 |
При строповке груза групповым стропом нагрузка на его ветви, если их более трех, в большинстве случаев распределяется неравномерно, поэтому необходимо стремиться, так зацепить груз, чтобы все ветви стропа после зацепления и натяжения имели по возможности одинаковую длину, симметричность расположения и одинаковое натяжение.
Коэффициент запаса прочности стропов из стальных канатов
Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагрузки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показывает, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.
Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).
Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.
Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.
От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвями рассчитаны стропы?
Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). атяжение S
в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле
где п
— число ветвей стропа; cos
б— косинус угла наклона ветви стропа к вертикали.
Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стропа, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависимость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухветвевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превысит 120°.
Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не только натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения 5СЖ (см. рис. 3.13), что может привести к разрушению груза.
ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстильных стропов 120°.
Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс применяют для строповки грузов?
Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназначенные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.
По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и пространственные.
Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а)
применяют для строповки длинномерных грузов. Основной частью траверсы является балка
2,
или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подвешиваются канатные или цепные ветви
1.
Траверсы с возможностью перемещения обойм 4
вдоль балки называют
универсальными (рис. 3.15, б).
В обоймах установлены уравнительные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы
S1 = S2.
По этой причине такую траверсу называют
балансирной. Уравнительные блоки также могут применяться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.
Пространственные траверсы (рис. 3.15, в)
применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.
Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г)
применяют для подъема груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.
Признаки браковки траверс:
Ø отсутствие клейма 3 или бирки;
Ø трещины (обычно возникают в сварочных швах);
Ø деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины;
Ø повреждения крепежных и соединительных звеньев.
Какие бывают захваты?
Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.
Читать также: Бензопила при нагрузке останавливается цепь
Клещевые захваты (рис. 3.16, а)
удерживают груз рычагами
1
за его выступающие части.
Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, 6)
зажимают груз с помощью рычагов
1.
Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16,
в)
имеют канаты
3
с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.
В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г)
основной деталью является эксцентрик
4,
который при повороте надежно зажимает листовые материалы.
Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.
Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д),
предназначенные для строповки поддонов.
Признаки браковки захватов:
Ø отсутствие клейма 2 или бирки;
Ø затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;
Ø изгибы и изломы рычагов;
Ø износ шарниров.
Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.
двухветвевой 2 СК трёхветвевой 3 СК четырёхветвевой 4 СК
Коэффициент запаса прочности цепных и канатных стропов.
Коэффициент запаса прочности – это отношение разрывного усилия (в сертификате) к нагрузке отдельной ветви стропа и должен быть для стальных стропов не менее 6, синтетических материалов – не менее 7, из натуральных волокон – не менее 8, цепных стропов – 4 по ИСО (5 по ГОСТу).
Влияние угла между ветвями строп на величину возникающего усилия в них.
Чем больше угол, тем больше нагрузка, действующая на ветвь стропа. Допустимый угол – до 90º, в отдельных случаях – до 120º.
Нормы браковка СГП и тары.
Нормы браковок приведены в инструкциях №№ 17 и 31
Вспомогательные приспособления для удобства и ускорения зацепки грузов.
Карабины, коромысла, рым-болты, цапфы, струбцины, эксцентриковые зажимы, штыри, клещевые захваты, их устройство и назначение. Правила пользования ими (выбор, эксплуатация).
Порядок изготовления, испытания, учёта, маркировки строп, тары и вспомогательных приспособлений.
Стропа изготавливают в Механическом цехе и в ЦПР. СГП осматриваются и испытываются только в Механическом цехе. СГП испытывают грузом превышающим г/п на 25% и выдерживают в течении 10 минут, а потом проводят тщательный осмотр. Учёт и маркировка наносится в Механическом цехе и выписывается сертификат, а для сторонних организаций – паспорт.
1. Наименование изготовителя или его товарный знак.
3. Порядковый номер по нумерации изготовителя.
4. Дата испытания и др. сведений в соответствии с требованиями ТУ на конкретное изделие.
dк, мм | Количество проколов, не менее |
до 14 | |
14 … 22 | |
22 … 28 | |
более 28 |
Петлю стропа изготавливают при помощи заплётки свободного конца, зажимов и опрессовки алюминиевой или стальной втулкой.
Заплётку стальных канатов осуществляют методом проколов каждой прядью каната. Количество проколов зависит от диаметра каната. Последний прокол делают половинным количеством прядей каната, а концы прядей обматывают проволокой диаметром 1 мм. При заплётке хлопчатобумажных, конопляных и сизалевых канатов количество проколов делают не менее 2-х полных и 2-х половинчатых пробивок. Место заплётки должно быть обмотано верёвкой или защищено другим способом.
Для крепления конца каната к кольцу, крюку или другому ус-
тройству приспособления, для сращивания двух концов каната
Читать также: Шестиугольник описанный около окружности формулы
применяют различные типы зажимов: из двух планок и двух
болтов (рис. а)
, U-образный
(рис. б)
и Г-образный
(рис. в)
. Ма-
териалом для изготовления зажимов служат стали марок Ст. 2 и Ст. 3.
dк, мм | Количество зажимов |
до 18 | |
18 … 28 | |
более 28 |
Минимальное число устанавливаемых зажимов должно быть не менее 3, на расстоянии друг от друга не менее 6dк. Длина свободного конца каната равна 6dк.
В сертификате указывается характеристика каната (цепи), завод-изготовитель, длина стропа, количество ветвей, диаметр (калибр), конструкция и разрывное усилие. Канатные стропа луче выдерживают динамические нагрузки, чем цепные.
Тару изготавливают в ЦМК. После изготовления тара осматривается и испытывается согласно требованиям НД. Статические испытания
проводят грузом, превышающим массу брутто тары на 10% и поднимают на высоту 200 … 300 мм, выдерживают 10 мин.Статические испытания повторяют дважды.
Динамические испытания
проводят грузом, превышающим массу брутто тары на 10% и поднимают на высоту не менее 5 м, а во время опускания на высоту не более 1 м осуществляют торможение.Динамические испытания проводятся 5 раз. Учёт и маркировка тары должна наноситься в ЦМК.
1. Наименование изготовителя или его товарный знак.
5. Дата изготовления.
6. Порядковый номер за нумерацией изготовителя.
Коэффициентом запаса прочности называется отношение разрушающей нагрузки материала, применяемого для изготовления каната, к расчетной нагрузке каната.
Коэффициент запаса прочности определяется по формуле: К ,
где: К – коэффициент запаса прочности;
F – разрывное усилие каната,, принятое по сертификату;
S – натяжение каната
Стропы. Назначение, классификация
Стропы изготавливают из канатов, цепей и текстильных лент.
Изготовление стропов из стальных канатов и цепей регламентируется нормативным документом РД 10-33-93 (с изменениями) «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Изготовление стропов из текстильных лент осуществляется в соответствии с РД 24-СЗК-01-01 «Стропы грузовые общего назначения на текстильной основе. Требования к устройству и безопасной эксплуатации».
Стропы из канатов искусственного и растительного происхождения изготавливают по разработанной технической документации.
По конструкции стропы подразделяют на ветвевые и универсальные. Универсальные стропы предназначены для обвязки грузов, а ветвевые – для их зацепки.
Универсальные канатные стропы изготавливают в двух исполнениях: УСК1 – двухпетлевые и УСК2 – кольцевые.
Ветвевые канатные стропы в зависимости от числа ветвей имеют четыре исполнения: 1СК; 2СК; 3СК; 4СК.
Цепные стропы изготавливают в следующих исполнениях: УСЦ-1; УСЦ-2; 1СЦ – 4СЦ.
Грузовые стропы на текстильной основе имеют следующие исполнения:
ветвевой строп СТП; кольцевой СТК; ветвевой петлевой с одним металлическим звеном СТ!1З; ветвевой петлевой с двумя металлическими звеньями СТ2З; одноветвевое строповочное устройство 1СТ; двухветвевое строповочное устройство 2СТ; треветвевое строповочное устройство 3СТ; четырехветвевое строповочное устройство 4СТ.
После изготовления каждый строп должен быть подвергнут испытаниям статической нагрузкой, на 25% превышающей расчетную грузоподъемность.
При испытаниях угол между ветвями стропов общего назначения принимают 90 º.
Строп считают выдержавшим испытания при отсутствии остаточных деформаций и трещин на внешних поверхностях элементов стропа, повреждений ветвей и креплений петель. После испытаний строп маркируют. На бирке стропа, выполненной в виде пластины или кольца, указывают: товарный знак завода-изготовителя, номер стропа, грузоподъемность, дату испытания.
Стропы испытывают только после изготовления. Стропы ремонту не подлежат. Их выбраковка производится визуальным осмотром.
Читать также: Как правильно ставить пилку на ручной лобзик
Обозначение стропов указывают в паспорте на строп, который оформляет завод-изготовитель, и в технической документации.
1СК – 5,0/1800 – одноветвевой строп канатный грузоподъемностью 5 т с длиной ветви 1800 мм;
УСК1 – 3,2/3000 – универсальный строп канатный исполнения 1, грузоподъемностью 3,2 т, длиной 3000 мм.
Погрузка и разгрузка полувагонов
Погрузка (разгрузка) полувагонов крюковыми кранами должна производиться по специально разработанной технологии (технологической карте), учитывающей тип применяемого крана и характер перемещаемого груза. В технологии должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов не допускается. Погрузка и разгрузка полувагонов должны выполняться без нарушения их равновесия.
Экзаменационный билет № 10
Правила транспортировки длинномерных грузов
При перемещении длинномерного груза необходимо использовать для разворота и сопровождения специальные оттяжки, багры и крючья. Строповку производить не менее чем в двух местах, а угол между ветвями стропов от 60 до 90 град. Правильность строповки, подъема, транспортирования описано в технологических картах. Для строповки применяют: торцевые захваты, балочные траверсы, клещевые захваты, кольцевые стропы. Подъем производят в два приема.
Назначение полиспастов
Полиспастом называется система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким органом (канатом), служащее для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст).
В кранах применяются силовые полиспасты. Полиспасты характеризуются кратностью. Кратность отношение числа ветвей каната, на которых подвешен груз к числу концов каната закрепленных на барабане. Кратность характеризует выигрыш в силе.
Браковка цепных стропов
при отсутствии или повреждении клейма (бирки);
при отсутствии на крюках предохранительных замков;
при неисправностях концевых элементов (наличии трещин, износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения более 10%);
На цепном гибком элементе цепного стропа недопустимы:
трещины в звеньях цепи;
удлинение звена цепи на 3% и более от первоначального размера; уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10%.
Тара. Маркировка, браковка
Для перемещения сыпучих и мелкоштучных грузов, жидких, вязких материалов используют специальные емкости и средства пакетирования, называемые тарой.
Изготовление тары должно производиться по технологическим картам или индивидуальным чертежам. После изготовления тару подвергают техническому освидетельствованию путем осмотра. На тару должна быть нанесена маркировка, но которой обозначают порядковый номер тары, собственную массу, грузоподъемность и назначение.
В процессе эксплуатации тару осматривает стропальщик перед ее использованием и периодически каждый месяц должностное лицо, на которое возложена эта обязанность приказом по организации.
Осмотр производится по инструкции, разработанной специализированной организацией.
при отсутствии или нарушении маркировки;
при наличии значительных деформаций;
при наличии трещин в сварных швах или основном металле;
при повреждении петель или других приспособлений для зацепки;
при неисправности запорных или фиксирующих устройств;
при износе проушин на 10% и более от первоначального диаметра.
На таре должна быть нанесена черта заполнения. На таре, предназначенной для транспортировки сыпучих и мелкоштучных грузов, черту наносят на расстоянии 100 мм от уровня бортов; на таре для жидких материалов и мастик чертой обозначают ¾ объема этой тары.
Немаркированная, неисправная и не прошедшая технического освидетельствования тара не должна находиться в местах производства работ