Грузоподъемные работы относятся к категории потенциально опасных, поэтому ко всему оборудованию, применяемому во время выполнения этих работ, предъявляются особые требования с точки зрения их пригодности к использованию. Состояние всех составляющих грузоподъемного оборудования важно не только для сохранности грузов, но, в первую очередь, для безопасности персонала, проводящего работы.
Правила и нормы эксплуатации такого оборудования, в том числе браковки стропов, установлены нормативными актами и ПБ 10-382-00
,
ПОТ РМ-007-98
и др. Для каждого вида стропов требования к безопасной эксплуатации определены соответствующими разделами
РД 24-СЗК-01-01
,
РД 10-33-93
и
РД 11-07-2007
, которыми определяются сроки и состав контроля и браковки грузоподъемных стропов.
Сроки и порядок проведения осмотра и браковки стропов
В соответствии с требованиями нормативных документов владелец при регулярном использовании стропов должен проводить их осмотр каждые 10 дней. Стропы, используемые редко, следует осматривать перед их каждой выдачей в работу. Петлевые и кольцевые стропы необходимо осматривать при каждой выдаче в работу.
Осмотр и браковка стропов должны проводиться представителем ИТР
, ответственным за исправность данного оборудования и безопасность выполняемых работ. В процессе этих мероприятий осуществляют наружный и внутренний осмотр, а также инструментальный контроль, на основании которых делается заключение о соответствии стропов характеристикам, которые приведены в
паспорте изделия
. Результаты проведенной проверки фиксируются в
журнале осмотра
. При выявлении повреждений или дефектов в журнале должна быть приведена информация об их устранении. Журнал должен заполняться в соответствии с установленной формой, где указываются:
- условное обозначение и наименование стропа;
- порядковый номер изделия;
- номер паспорта на изделия и название изготовителя;
- куда, когда, кому направлен строп;
- дата последнего освидетельствования;
- заключение о возможности эксплуатации стропа;
- Результаты должны заверяться подписью ответственного лица.
При осмотре стропов следует проверять состояние цепей, лент, канатов, концевых элементов, карабинов, подвесок, их места креплений.
По каким признакам бракуют стропы
Грузоподъемные работы классифицируются как потенциально опасные. Нормы и правила эксплуатации строп, касающихся таких важных моментов, как использование и браковка строп, прописаны в нормативных актах ПБ 10-382-00, ПОТ РМ-007-98 (Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов). Требования пожарной безопасности предусмотрены для каждого вида стропов и отражены в соответствующих разделах РД 24-СЗК-01-01, РД 10-33-93 и РД 11-07-2007. В документах указываются сроки и состав контроля, нормы и условия браковки стропов и грузозахватных приспособлений.
Проверка текстильных стропов
Контроль пригодности текстильных стропов состоит из визуального осмотра
, при котором проверяется соответствие маркировки паспорту, исправность петель и швов, соединительных элементов, захватов. После этого осуществляется
инструментальный контроль
. Стропы не допускаются к использованию при обнаружении следующих недостатков:
- отсутствие маркировки или бирки;
- наличие узлов или поперечных разрывов на несущих лентах стропов вне зависимости от их величины;
- продольные порезы или разрыв, превышающие 50 мм, а суммарная длина их более 10% от длины ветви стропа;
- местное расслоение лент, кроме мест заделки их краев, превышает 0,5 м и имеет разрыв в три или более строчек на одном крайнем или двух внутренних швах;
- местное расслоение на заделке краев превышает 0,2 м на одном крайнем или двух внутренних швах, а также отслоение края или сшивки лент у петли, длина которого превышает 10% длины заделки их концов;
- поверхностные обрывы нитей ленты, появившиеся в результате механического воздействия груза, превышающие 10 % ширины ленты;
- повреждения от химических веществ (щелочей, кислот, растворителей, нефтепродуктов и пр.), превышающие 10% общей длины и ширины стропа;
- выпучивание нитей или сквозные отверстия от острых предметов или ожогов, диаметр которых превышает 10% ширины ленты;
- загрязнения грунтом, цементом, красками, нефтепродуктами и др., превышающие 50% длины стропа.
Все перечисленное относится к текстильным ленточным стропам. Нормы браковки круглопрядных стропов включают также: разрыв чехла, обрыв более 6 проволок, разрывы нитей в узлах сшивки, превышающие 10% от ее длины, отверстия в чехле.
Признаки отбраковки цепных строп
Производство цепных стропов осуществляется в соответствии с ГОСТ 30441-97, ТУ 3150-001-52466920-2005, РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00. Продукция данного типа имеет самый большой срок эксплуатации, который составляет 1,5 года. При регулярном осмотре изделия проверяется:
Браковка звена цепного стропа:
Браковка многоветвевых стропов производится в случае обнаружения разности в длине ветвей.
Предельно допустимое остаточное удлинение для ветвей стропов разных видов:
Рис.1. Признаки браковки цепных стропов. Браковка цепного стропа в процентах
1 — повреждение продукции; 2 — погнутость звена; 3 — надрыв изделия; 4 — трещина; 5 — износ продукции; 6 — удлинение звена цепи
Контроль канатных стропов
Канатные стропы, выпускаемые по ГОСТ
25573-82
и
РД-10-33-93
, должны подвергаться трем этапам проверки: наружному и внутреннему осмотру и инструментальному контролю. Канатные стропы с выявленными недостатками выбраковываются и не допускаются к работе.
При осмотре стропов проверяются:
- соответствие типа стропа и маркировки на бирке паспортным данным изделия;
- исправность петель на конце каната;
- наличие дефектов и повреждений по длине стропа и их уровень;
- состояние сердечника и внутренних прядей каната.
По результатам контроля канатный строп не допускается в работу в следующих случаях:
- отсутствие или повреждение бирки с маркировкой или паспорта на строп;
- наличие узлов, перекручиваний, перегибов и заломов на канатах;
- количество видимых обрывов наружных проволок для каната двойной свивки превышает: 3´d — 4, 6´d — 6, 30´d — 16;
- из-за коррозии или износа диаметр каната уменьшился на 7% и более;
- из-за коррозии или износа диаметр наружных проволок каната уменьшился на 40% и более;
- из-за повреждения сердечника диаметр каната уменьшился на 10%;
- выдавливание сердечника;
- обрыв пряди;
- повреждения из-за электрического дугового разряда или температурного воздействия;
- деформация коуша, трещины в опрессовочной втулке, отсутствие предохранительных замков на захватных элементах.
Вопрос 1. По каким признакам крюк должен быть забракован?
Крюк бракуется, если:
· Износ крюка в зеве превышает 10% от первоначальной высоты сечения
· На крюке имеются сколы, трещины
Вопрос 2. Кто и когда должен производить осмотр стропов?
Стропальщик ежедневно перед началом работы должен проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений. Лицо ответственное за исправное состояние съемных грузозахватных приспособлений – каждые 10 дней. Осмотр производится согласно инструкции, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра, повреждённые стропы, должны изыматься из работы. Результаты осмотра стропов заносятся в журнал осмотра съемных грузозахватных приспособлений.
Вопрос 3. Что называется разрывным усилием каната?
Разрывное усилие (Р) – усилие, под действием которого канат разрывается. Разрывное усилие зависит от конструкции каната и прочности проволок на разрыв.
При проектировании канаты должны быть проверены расчётом по формуле:
P ≥ kxS
где k – коэффициент запаса прочности (определяется по таблице),S – наибольшее натяжение ветвей каната.
Если в сертификате дано суммарное разрывное усилие проволок каната, то разрывное усилие может быть определено по формуле:
Р = Рс х 0,83
где Рс – суммарное разрывное усилие,0,83 – коэффициент.
Вопрос 4.Периодичность замера сопротивления заземления и его величина.
Сопротивление заземляющих устройств необходимо замерять не реже 1 раза в год.Сопротивление заземляющих устройств должно быть не более 4 Ом.
Вопрос 5. Подобрать стропа к грузу весом _____ т.
Билет №10
Вопрос 1.Какие данные должны быть указаны на трафаретной доске крана?
Находящиеся в работе краны должны быть снабжены табличками с указанием:
· Даты следующего ЧТО
· Даты следующего ПТО
Вопрос 2. Когда и какими нагрузками испытывается кран? Полное и частичное техническое освидетельствование.
Краны в течение нормативного срока службы подвергаются периодическому техническому освидетельствованию:
· Частичному (ЧТО) не реже 1 раза в 12 месяцев
· Полному (ПТО) не реже 1 раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов
Редко используемые грузоподъёмные краны подвергаются ПТО не реже 1 раза в 5 лет.Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.
Техническое освидетельствование должно производиться инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, при участии инженерно-технического работника ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии (механик цеха).
При ПТО кран должен подвергаться:
Осмотру подлежат крюки, блоки, металлоконструкции крана, кабина, лестницы, площадки и ограждения, провода и заземление, крановые пути, канаты и их крепления, приборы освещения и сигнализации.
Статическое испытание крана производится нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка в положении, отвечающем наибольшему прогибу моста. Контрольный груз поднимается краном на высоту 200-300 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 минут. По истечении времени груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. При наличии остаточной деформации, явившейся следствием испытания крана грузом, кран к работе не допускается.
Динамическое испытание крана проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеет целью проверку действия его механизмов и тормозов. При данном испытании проводятся многократные (не менее 3 раз) подъем и опускание груза, а так же проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных в руководстве по эксплуатации крана.
При ЧТО статические/динамические испытания не производятся.
Дата добавления: 2019-02-22 ; ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Браковка крюка
Крюк
Крюк универсальное захватное устройство, которое широко применяют для навески наних г/з приспособлений и в качестве самостоятельного г/з устройства.
По способу изготовления различают крюки кованные или штампованные и пластинчатые. Литые крюки га г/п машинах не применяют вследствие дефектов, которые возникают в отливках и снижают их прочность.
По форме крюки разделяют на одно- и двухрогие. Однорогиекрюки могут быть нормальной и укороченной длины. Укороченные крюки применяют тогда, когда блочная подвеска с крюками нормальной длины не позволяет поднимать груз на большую высоту.
На кранах большой г/п применяют пластинчатые крюки. Отдельные пластины таких крюков соединяют заклепками.
I – концентрация напряжений,трещин;
II – разбигается деформация кривого бруса, внутренние волокна растягиваются, наружные сжимаются; III – сечение уменьшается по высоте.
На каждом крюке должно быть клеймо, на котором выбито:
1. номер крюка по ГОСТу;
2. наименование завода-изготовителя;
4. дата изготовления.
Крюк должен подвергаться испытанию на прочность грузом превышающим г/п крана на 25% в течение 10 минут.
На крюке имеется 3опасных сечения. Сечение III-III – зев крюка – износ, испытание.
Допустимый износ зева крюка не должен превышать 10% от первоначальной высоты сечения зева. Осмотр производится ежесменно стропальщиком или крановщиком и 1раз в месяц ответственным лицом.
1. при наличии на теле крюка трещин продольных и поперечных;
2. крюк потерял первоначальную форму;
3. износ зева крюка достиг 10% от первоначальной высоты сечения крюка;
4. отсутствует маркировка крюка;
5. отсутствует сертификат на металл.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник