Разновидности строп и особенности каждого из них. Виды строп

Стропы — приспособление для подъема и перемещения грузов. В его основе может быть канат, цепь или трос. Приспособление должно хорошо фиксировать груз, который нужно транспортировать, обеспечивая при этом безопасность для работников и сохранность товара.
Грузоподъемные стропы, вне зависимости от того, в какой области их применяют, должны находиться в соответствии с государственными стандартами. Сертификация этого вида продукции обязательна.

Стропы используют в строительстве, в промышленных отраслях, в сельском хозяйстве. По материалу они могут быть канатными, цепными и текстильными.

Канатные стропы

Канатные стропы выдерживают как очень низкую (-40 градусов), так и очень высокую температуру (400 градусов). Канат делается из проволоки, сплетенной в стренги.
Такая конструкция делает возможным раннее обнаружение истирания и, соответственно, предотвращение внезапного разрыва грузоподъемного приспособления.

Цена стропа зависит от его типа, длины и грузоподъемности.

Например, канатный одноветвевой строп длиной в 1 метр и грузоподъемностью 32 килограмма стоит 111 рублей. Десятиметровый строп, удерживающий 10 тонн — 5350 рублей. Чем больше ветвей, тем дороже строп.

Модели

Существует два способа производства канатных стропов:

  • опрессовка втулкой из алюминия (завтуливание);
  • ручное плетение (заплетка);
  1. Одноветвевой строп (1 СК). Состоит из одной канатной ветви.
  2. Двухветвевой строп (2 СК). Широко применяется на промышленных предприятиях, на складах.
  3. Четырехветвевой строп (4 СК). В конструкции есть звено и 4 канатные ветви. Часто используется при строительстве, на складах и на предприятиях.
  4. Канатная ветвь (ВК). Концы ветви заделывают или заплеткой, или опрессовкой.
  5. Кольцевой строп (СКК). Крюк соприкасается с грузом.
  6. Петлевой строп (СКП). Как и кольцевой, обеспечивает соприкосновение крюка с грузом. Один из самых распространенных видов канатных стропов.

Достоинства и недостатки

Преимущества:

  • большая грузоподъёмность;
  • подвижность и гибкость;
  • эксплуатации в широком температурном диапазоне от-40⁰С до свыше +400⁰С и в условиях агрессивной среды;
  • высокая прочность;
  • простая ремонтопригодность путем замены повреждённых элементов;
  • долговечность;
  • слабое растяжение;
  • повышенная безопасность с быстрым обнаружением деформации отдельных звеньев;
  • возможность укорачивания длины за счёт применения ограничительных приспособлений в верхней части;
  • удобство транспортировки и хранения.

Недостатки:

  • большая собственная масса;
  • неустойчивость к высокоинтенсивным динамическим нагрузкам;
  • высокая цена.

Цепные стропы

Цепной строп — это цепь из стальных звеньев, соединенных друг с другом путем сварки. Очень прочная конструкция, гибкая и удобная. Выдерживают грузы с острыми краями.
Такие стропы просто ремонтировать. Их не портят кислоты, открытый огонь, низкие температуры. По сравнению с канатными стропами, цепные весят больше.

Стоимость одноветвевого цепного стропа с грузоподъемностью 1 тонна — около 1000 рублей, 8 тонн — примерно 5000 рублей.

Модели

  1. Одноветвевой строп (1СЦ). Может использоваться при экстремально низкой или высокой температуре.
  2. Двухветвевой строп (2СЦ). За счет двух ветвей обладает большими грузоподъемными возможностями, чем 1СЦ. Если нагрузка критическая, звенья цепи растянутся, но не разорвутся. Используют в такелажных работах и при строительстве. Строп вешают на крюк крана. Можно корректировать длину ветвей.
  3. Четырехветвевой строп (4 СЦ). Этот строп называют также цепным пауком. Состоит из звена и четырех ветвей из цепей. Применяется для подъема и транспортировки нестандартного по форме груза.
  4. Ветвь цепная (ВЦЦ). Обычно служит запчастью для ремонта цепного стропа, но может применяться и автономно для соединения груза и грузоподъемной техники.
  5. Кольцевой строп (УСЦ). По-другому называется универсальным. Цепь в таком случае имеет вид кольца. Применяется для подъема и транспортировки грузов в экстремальных температурных условиях. Подходит для перемещения грузов с острыми контурами.

Маркировка

На бирке, прикрепленной к стропу обязательно наличие следующих сведений:

  • вид стропа (количество ветвей и их материал);
  • грузоподъемность в тоннах;
  • длина стропа в миллиметрах;
  • порядковый номер;
  • дата проведения тестирования приспособления на заводе;
  • название завода-изготовителя;

Как влияет угол наклона стропы на грузоподъемность?

Строп СТП - фото

Когда стропы используются под углом во время подъема, их грузоподъемность снижается, так как создается дополнительное натяжение ветвей. По мере увеличения угла между стропами, разрывное усилие на каждую ногу растет. Допустимыми являются углы до 90° и не более 120°.

К примеру, если угол α равен 90°, то каждая нога стропы испытывает нагрузку, равную 71% от веса груза. А при α равном 120° на каждую ногу уже приходится усилие равное весу груза. В любом случае, стропальщик должен учитывать угловое напряжение ветвей и использовать понижающие коэффициенты для грузоподъемности.

При прямом подъеме (вертикальное расположение сцепного устройства) коэффициент равен 1, значит можно использовать полную грузоподъемность стропы.

При строповке «на удавку» коэффициент равен 0,8, то есть грузоподъемность чалки снижается на 20%.

При способе строповки «корзина», если ветви располагаются вертикально под углом 90° к горизонтали, применяется коэффициент 2, и грузоподъемность стропа удваивается.

Текстильные стропы

Отличаются от других видов строп большей универсальностью. В качестве материала для текстильных строп используют полиэстеровую ленту.
Такие грузоподъемные приспособления не портят груз при его перемещении. Цвет стропа зависит от того, какую нагрузку может выдерживать его конструкция.

Стропы защищает специальная ткань, что удлиняет их срок службы. Не составляет особого труда поведение их под груз и прикрепление к крюку крана. Они не портятся от контакта с нефтью, водой, кислотами.

Они могут применяться в любых климатических условиях. Не теряют своих свойств и при резком перепаде температуры.

Текстильный строп шириной в 30 миллиметров, длиной в 1 метр и грузоподъемностью 1 тонна стоит 140 рублей. Девятиметровый с такой же грузоподъемностью — 730 рублей.

Модели

  1. Ленточные стропы. Нужны, чтобы поднимать и перемещать разные грузы, которые требуют осторожного с ними обращения — мягкого захвата. Покрытие, форма, структура товара при этом не нарушаются.
  2. Круглопрядные стропы. Производят их из очень прочного полиэстерового кольцевого волокна. При помощи таких стропов поднимают и транспортируют большие по размерам (до ста тонн), но требующие деликатного обращения, грузы.

Маркировка

  1. СТК — стропы текстильные кольцевые, из одного или нескольких слоев.
  2. СТП — стропы текстильные петлевые, из одного или нескольких слоев.

На бирке указывается грузоподъемность стропа (0,5… 50 тонн), его тип, длина, вид петли (кольца).

Может быть и такая маркировка: 1СТ. Это означает, что в текстильном стропе одна ветвь.

Идентифицирующая маркировка

Цветовая гамма стп строп

Так как же убедиться, что вы используете правильный строп для работы? Каждое изделие имеет бирку или другую идентифицирующую маркировку, в которой указан, как минимум, синтетический материал и номинальная нагрузка, а также название производителя, товарный знак или логотип. Причем, цвет бирки соответствует определенному материалу:

  • СИНИЙ: полиэстер (PES)
  • ЗЕЛЕНЫЙ: полиамид (PA)
  • КОРИЧНЕВЫЙ: полипропилен (PP)

Если какая-либо часть бирки отсутствует или неразборчива, оснастка не подходит для использования и должна быть выведена из эксплуатации.

Определение грузоподъемности текстильных строп по цвету

Система цветового кодирования является частью многочисленных правил, принятых в области подъемных работ с использованием текстильных грузозахватных приспособлений. Правила требуют, чтобы для визуальной идентификации предела безопасной рабочей нагрузки текстильных стропов использовались разные цветовые коды.

ЦветМаксимальная нагрузка, т
Фиолетовый1
Зеленый2
Желтый3
Серый4
Красный5
Коричневый6
Синий8
Оранжевыйболее 10

Варианты исполнения текстильных строп

Требования к конструкции, материалам и безопасности грузовых строп общего назначения из текстильной ленты определены в документах РД и ТУ, которые разработаны специалистами компаний-производителей.

Расшифровка некоторых обозначений текстильных строп:

  • СТК
    – кольцевой
  • СТП
    – одиночный петлевой с мягкими петлями
  • 1СТ
    ,
    2СТ
    ,
    3СТ
    ,
    4СТ
    – одно-, двух-, трех- и четырехветвевой с крюками и кольцом

К круглопрядным изделиям добавляется буква «К»:

  • СТКК
    – кольцевой круглопрядный
  • СТПК
    – одиночный петлевой круглопрядный

Виды строп и обозначение

Виды строп и обозначение

Самыми популярными и универсальными являются кольцевые (СТК) и петлевые (СТП) стропы. Кольцевая конфигурация предназначена для обвязки грузов (не для зацепа) и позволяет пользователю поворачивать точки контакта крюка и груза, что увеличивает долговечность лент.

Петлевые часто называют «тряпичными чалками», их окончания (петли) обернуты дополнительным материалом, чтобы предотвратить быстрый износ и повреждение в точках контакта.

Грузозахватные приспособления 1СТ, 2СТ, 3СТ, 4СТ позволяют организовать подъем груза за одну, две, три или четыре такелажные точки захвата. Их ветви объединены верхним силовым кольцом для навески на крановый крюк и могут иметь различные исполнения по металлическим концевым элементам (крюки, кольца, скобы).

Кольцевой строп СТК

Траверсы

Траверсы — это специальное приспособления съемного типа для захвата груза. Оно сохраняет товар во время погрузки и разгрузки и может использоваться для подъема длинного груза, а также там, где ограничена высота.
Траверсы производятся по чертежам, в зависимости от задачи, которую они должны будут выполнить. Делают монтажные траверсы, магнитные и грузоподъемные.

Грузоподъемные траверсы поднимают подкрановые балки и тормозную систему. Штырем захват закрепляется к балке под краном. Когда подкрановая балка устанавливается в проектном положении, штырь убирается. Траверсы прикрепляют крюками к специальной площадке.

Магнитным траверсам, для того чтобы удерживать груз не нужно энергии извне. Магнитное поле, создаваемое приспособлениями, не мешает работе соседних механизмов. Длина траверсы меняется при помощи 2-х цилиндров. Возможна длина груза 12 метров.

Где купить

Популярные модели в различных ценовых сегментах продаются в строительных магазинах и супермаркетах. Недорогие бюджетные новинки там можно посмотреть и потрогать, а консультанты дадут советы и рекомендации – какие бывают цепные стропы, их разновидности, какой фирмы лучше, как выбрать, какой лучше купить и сколько стоит.

Кроме того, нужный товар можно заказать онлайн в Интернет-магазине производителей строительных инструментов и оборудования, а также на страницах агрегатора Яндекс.Маркет. При этом доступна возможность прочитать описание, изучить характеристики и отзывы покупателей, а также посмотреть на фото изделия.

В Москве цепные стропы можно купить по цене от 940 рублей (1СЦ 1.00 т/1500 мм («Строп-1»)) до 88 752 рублей (КантаПлюс ц4СЦ-17,0/8,0 м («ВсеИнструменты.ру»).

Захваты

Чтобы упростить работы по строповке грузов, стропы оснащаются звеньями, выполняющими роль захватов. Захваты могут быть разными по принципу действия, по устройству и по размерам.
Часто применяются для организации производства массовых товаров — там, где надо транспортировать много однотипных грузов.

Захваты делают из легированной и низколегированной стали, а за счет этого, приспособления получаются небольшие и легкие.

Типы захватов

  1. Клещевой. Напоминает ножницы, концы которых захватывают груз или часть груза.
  2. Эксцентриковый. Груз держат эксцентрики. Обычно применяют для транспортировки плоских грузов.
  3. Зажимный. Зажимает груз, удерживая его.
  4. Вилочный. Захват находится под грузом.
  5. Коромысловый. Рабочий орган такого захвата похож на коромысло. Применяют его для работы с грузом, у которого есть отверстия.
  6. Клиновой. Рабочий орган захвата заклинивает в отверстии транспортируемого груза.
  7. Штыревой. Штырь закрепляют в отверстии перемещаемого груза.
  8. Магнитный. При помощи таких захватов поднимают, перемещают и удерживают ферромагнитные грузы. Груз держат магниты большой мощности. Их можно эксплуатировать в течение 15 лет. Такой вид захвата удобен в применении, т. к. не нужно использовать стропы. Магнит рабочей поверхностью касается груза, специальный рычаг включает магнитное поле. Если вернуть рычаг в начальное положение, поле выключается.

Сочетание направлений свивки канатов

Канаты изготавливаются с различным направлением свивки прядей — с правым и левым. При правом направлении свивки (обозначение Z) пряди идут слева-вверх-направо, при левом направлении (обозначение S): справа-вверх-налево. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей в канатах различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки направления навивки проволок в наружном слое прядей и прядей в канате одно и то же, в канатах крестовой свивки эти направления противоположны.

Канаты односторонней свивки имеют более ровную поверхность, площадь сечения в них заполнена лучше, они более гибкие и долговечные, вследствие увеличенной поверхности соприкосновения проволок с поверхностью блока или барабана. В канатах крестовой свивки наружные проволоки смежных прядей соприкасаются по отдельным точкам, что увеличивает контактные напряжения. Из-за стремления к раскручиванию под действием растягивающей нагрузки, канаты односторонней свивки непригодны к использованию, если требуется свободно подвесить груз на одной ветви. В этих случаях используют некрутящиеся канаты крестовой свивки.

В случаях когда хотят уменьшить крутящий момент и износ каната благодаря линейному касанию проволок, используют канаты с комбинированной свивкой, в которых чередуется одинаковое количество прядей правой и левой свивок.

Виды стропов — Дробильное оборудование

Оборудование и строительные конструкции поднимают и устанавливают в проектное положение грузоподъемными механизмами с помощью различных стропов.

Рис. 64. Виды стропов:

а — с двумя петлями, б — с одной петлей и коушем, в — с петлей и крюком, г — с двумя крюками, д — универсальный, е — строповка универсальным стропом

Строп (рис. 64, табл. 19) служит для подвешивания поднимаемого груза к крюку или траверсе грузоподъемного механизма. Конструкция стропа должна обеспечивать быстроту строповки и расстроповки, безопасность и удобство работы.

Петли стропов выполняют или сплетением свободных концов каната, или постановкой сжимов, при этом длина (рис. 64,5) сплетения должна быть не менее 300 мм, а количество сжимов не менее трех.

Разновидности строп и особенности каждого из них

В настоящее время на строительных и промышленных объектах для подъема и перемещения грузов используются различные грузоподъемные механизмы – это и кран-балка опорная, и кран-балка подвесная, а также и разные виды строп. Вообще, слово «строп» – голландского происхождения, и на русский язык оно переводится как «петля».

Когда-то стропы изготавливали из обычных канатов, сегодня же чаще встречаются цепные и текстильные. Кстати, современные стропы так и делятся на три разновидности: канатные, текстильные и цепные, и у каждого – свои технические характеристики.

Самые распространенные в настоящее время – это канатные стропы. Их выполняют из стальных тросов с органическим сердечником. Для заделывания канатов применяют способ ручного заплета, либо прессуют их алюминиевой втулкой. При изготовлении строп очень важно произвести так называемую оклетневку, иначе острые проволоки могут оцарапать груз или руки рабочих. Оклетневку выполняют двумя способами: либо при помощи проволоки, либо при помощи просмоленной ленты. Второй способ используется чаще. Наиболее распространенными стропами являются универсальные, которые называются еще и петлевыми, или просто «удавкой» – они стропуют груз методом затягивания. Следует о сегодня встречаются на складских и строительных объектах не реже других грузоподъемных механизмов – таких, как кран-балка опорная, к примеру, или еще одна разновидность канатных строп, которая носит название ветвевой. Последняя состоит из двух или четырех веток, крюков, связующего звена и захватов, которые располагаются на концах веток.

Сегодня на многих объектах используются и многоветвевые канатные стропы, потому что они, как, впрочем, и кран-балка опорная, позволяют работать с крупногабаритными и очень тяжелыми грузами. Такими стропами намного удобнее работать, если у грузов предусмотрены специальные проушины или места, где можно закрепить захват.

Канатные стропы достаточно хорошо выдерживают длительные рабочие нагрузки, и они, как и почти все современные представители грузоподъемного оборудования, среди которых и кран-балка опорная, и другая техника такого рода, способны бесперебойно функционировать при температуре воздуха от -40 до +40 градусов по Цельсию. Главным недостатком канатных строп является невозможность их применения в химически активных средах, а также они, как уже и было отмечено выше, могут нанести вред хрупким грузам, а окрашенные – поцарапать.

Текстильные стропы, которые также называются плоскими, производятся из полиэстеровой ленты и имеют небольшой вес. Соответственно, с такими стропами легче работать. Главным преимуществом их является то, что их можно свободно использовать в разных средах, так как они не боятся ни воды, ни прямых солнечных лучей, ни каких-либо химически активных веществ. Помимо этого, текстильные стропы можно эксплуатировать при любой температуре и использовать для работы с любыми грузами. Они, как, впрочем, и другие грузоподъемные механизмы – будь то кран-балка опорная или подвесная, таль или, к примеру, даже башенный кран, могут отличаться исполнением и цветом оформления, но есть одно «но». Дело в том, что цвета на текстильных стропах говорят об их грузоподъемности. Например, красный цвет означает, что грузоподъемность стропа составляет пять тонн.

Третья разновидность строп – это цепные, их можно использовать при выполнении практически любых строительных работ. Нужно сказать, что главным их недостатком является большой вес, но их отличает высокая прочность. Помимо этого, у цепных строп достаточно легко регулируется длина – для этого используются специальные крючки. Цепь ветви стропа изготавливается из высокопрочной стали, поэтому они долговечны.

u-f.ru

Правила строповки

Для недопущения падения изделий при подъёме или перемещении надо следовать следующим правилам:

  1. Выполнять зацепление только за проушины по схеме строповки. При их отсутствии присоединить сваркой или ввинчиванием съёмные скобы.
  2. Накладывать стропы ровно, без перекруток и узлов.
  3. Учитывать нахождение центра тяжести при обработке предметов со сложной конфигурацией. Подводку осуществлять с исключением возможности выскальзывания при подъёме.
  4. Поддерживать одинаковое натяжение ветвей с сохранением угла между ними не более 90 градусов.
  5. Проводить обвязку с обеспечением устойчивости при перемещении для исключения падения отдельных частей груза. При необходимости использовать дополнительную обвязку для зацепления.
  6. Контролировать свободный заход крюка в зев пасти.
  7. Закреплять свободные концы без возможности задевания ими встречающихся на пути предметов при перемещении.
  8. Следить за сохранностью бирки при погрузочных работах.
  9. Избегать ударов и рывков.
  10. Снимать стропы с груза или крюка только после надёжной установки и закрепления предмета.

Удачных покупок. Берегите себя и своих близких!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]