РД 220-14-98 Типовая инструкция по безопасной эксплуатации текстильных ленточных стропов

Указываемый на бирках такелажных и грузоподъёмных изделий срок хранения и реальный срок их эксплуатации – это не одно и то же. Срок эксплуатации, например, текстильных стропов в одну смену составляет полтора месяца, при этом заявленный срок годности данных изделий – полгода. У стропов других видов эти показатели также не совпадают. Объясняется это тем, что в процессе использования канатных, цепных или текстильные стропов, на них могут появляться те или иные повреждения. Именно они (а не условная дата или личные предположения на основе анализа технических характеристик изделий) должны стать для специалистов критерием прихода оборудования в негодность.

Принципы правильной эксплуатации стропов

Заметно продлить срок службы стропов и, соответственно, значительно снизить траты на их постоянное приобретение поможет чёткое выполнение следующих рекомендаций по эксплуатации приспособлений:

  • необходимо использовать стропы строго по назначению. Ни при каких условиях нельзя допускать применение грузового стропа в качестве, например, страховочного, использовать его для непосредственного подъёма людей;
  • в зависимости от характера перемещаемого груза, логично менять и вид используемого стропа. Для грузов, требующих бережного отношения, правильнее использовать строп текстильный, для перемещения раскалённых ёмкостей с металлом единственно возможным будет применение цепного стропа;
  • не допускайте превышение грузоподъёмности, указанной для каждого конкретного стропа;
  • уделяйте внимание правильной строповке перемещаемого объекта во избежание повреждения оборудования и срыва самого груза;
  • не допускайте применения чалок для высвобождения сильно примёрзших или где-либо застрявших грузов, так как динамические нагрузки могут стать в этом случае критическими для стропа;
  • если груз имеет угловатые или даже острые грани, недопустимо использование тросовой чалки без применения защитных рукавов или специальных подложек. Данные меры уберегут строп как от механического повреждения о край груза, так и от заломов под острым углом, выправить которые достаточно сложно;
  • ни в коем случае нельзя использовать стропы для перетаскивания груза по поверхности без отрыва от неё. Распространяется это правило на грузы любого характера, любого, даже минимального веса;
  • несмотря на то, что стропы в принципе не подлежат ремонту, рекомендуется следить за состоянием такелажного оборудования и при возможности устранять незначительные его повреждения и дефекты. К примеру, если строп оснащён зажимами, очень уместным будет периодический контроль за правильным расположением их пластин, крепёжных болтов и гаек;
  • использовать в работе разрешается только стропы, имеющие идентификационную бирку. Она выступает обязательным условием качества и безопасности такелажного изделия.

Канатные и текстильные стропы – правильная эксплуатация

Снизить процент износа, сохранить прочность канатных строп позволит соблюдение следующих правил эксплуатации:

  1. Крепление стропов выполняется на концевые звенья, снизить трение позволяет установка коушей в месте соединения.
  2. Исключить быстрое перетирание в месте перегиба поможет установка демпфирующих эластичных прокладок.
  3. Крепеж для стропы (крюк, проушина, петли, цапфы) должен быть гладким, без сколов, вырезов.
  4. Выбирать правильный диаметр круглых проушин, для крепления строп на таре, чтобы исключить перегибы, сжатие.
  5. Исключить раскручивание витков, образование петель на стропе, которые приводят к нарушению свивки, заломам, перегибам, неравномерному вытягиванию.
  6. Соблюдать правила строповки, симметричность крепления.
  7. Исключить раскачку груза при подъеме позволит плавная работа подъемного крана, без толчков, резкого старта и остановки.
  8. Установка прокладок между деталями позволит исключить защемление стропа.
  9. Соблюдать условия грузоподъемности стропов, заявленные компанией производителем.
  10. Полимерное покрытие позволяет увеличить сроки эксплуатации текстильных строп без снижения гибкости.

Для увеличения срока службы строп из разных материалов должны храниться в определенных условиях.

Принципы правильного хранения стропов

Хранение любого вида грузоподъёмных стропов выстраиваться в строгом соответствии со следующими принципами:

  • перед отправкой стропов на хранение необходимо очистить их от загрязнений, цепные стропы рекомендуется смазать;
  • хранение должно осуществляться в пределах специально оборудованных площадок, надёжно защищённых от атмосферных осадков. Нельзя допускать, чтобы стропы напрямую контактировали с раскалённым металлом, нефтепродуктами, химикатами и краской;
  • стоит исключить соседство грузоподъёмных и такелажных приспособлений с прямыми источниками тепла во избежание, например, оплавки синтетического материала ленты стропа;
  • хранить изделия желательно на просторных стеллажах, выполненных из нержавеющего материала. Стеллажи должны быть поделены на маркированные ячейки, а ячейки, в свою очередь, могут быть сгруппированы по типу, длине, исполнению и грузоподъёмности стропов;
  • стропы, имеющие значительный вес, хранятся отдельно от другого инструмента и оборудования на деревянных подставках. Принципиально, чтобы подставки эти были чистыми и сухими;
  • лёгкие стропы эргономичнее хранить в подвешенном состоянии;
  • находящиеся на хранении стропы должны осматриваться и испытываться с регулярностью, определённой нормативными документами.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

2.1. Владельцы грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания в соответствии с требованиями правил безопасности.

2.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности.

2.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии также съемных грузозахватных приспособлений путем проведения периодических осмотров и систематического контроля за правильным ведением журнала учета и осмотра текстильных ленточных стропов (приложение Б).

2.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений.

2.5. Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания груза на крюк грузоподъемной машины согласно требованиям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

2.6. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.

2.7. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом грузозахватных приспособлений, а также способов безопасной строповки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

2.8. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.

2.9. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых указаны перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов.

2.10. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.

2.11. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

2.12. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;

под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом нужно учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз следует таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбы, трубы) должна производиться не менее чем в двух местах;

не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания за встречающиеся на пути предметы.

Техническое освидетельствование стропов

Техническое освидетельствование стропов подразумевает под собой их регулярный осмотр и проверку технического состояния. Результатом освидетельствования становится как допуск оборудования в работу, так и выбраковка непригодных для использования образцов.

Грузозахватные приспособления должны допускаться в работу, исходя не только из внешней оценки их целостности и пригодности. Основополагающим должно стать соблюдение рекомендаций по их технической и функциональной проверке, изложенных в следующих документах:

  • ФЗ «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения»;
  • Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов.

Данные рекомендации учитываются при составлении узкоспециализированных инструкций испытаний для того или иного вида стропов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Стропы грузовые текстильные ленточные относятся к съемным грузозахватным приспособлениям, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Госгортехнадзора России.

1.2. Проектирование грузозахватных приспособлений должны производить специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и другими нормативными документами.

1.3. Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений являются:

прочность и надежность конструкции грузозахватного при способления;

минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;

удобство в обслуживании и обращении;

простота конструкции;

обеспечение сохранности захватываемого груза;

соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ.

1.4. Проектирование и изготовление текстильных ленточных стропов должны производиться в соответствии с техническими условиями «Стропы грузовые текстильные ленточные». Расчет стропов должен производиться с учетом числа ветвей лент и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза, может быть принят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности лент должен приниматься не менее 8. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.

1.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора, выданную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и нормативными документами Госгортехнадзора России.

1.6. Для изготовления текстильных стропов должны использоваться ленты из высокопрочного материала и стальные звенья (крюки, скобы, подвески и т.п.), соответствующие нормативным документам.

1.7. Грузовые ленточные стропы после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе согласно программе испытаний, согласованной с ВНИИПТМАШ и утвержденной руководителем предприятия.

1.8. Испытания проводятся в целях получения объективной и достоверной информации о фактических значениях показателей качества стропов для принятия решения о постановке их на производство.

1.9. Задачами испытаний являются определение фактических показателей качества стропов и установление соответствия их требованиям технического задания, конструкторской документации, государственных стандартов и технических условий, правил безопасности.

1.10. При испытаниях стропов определяются следующие показатели: размер, качество сшивки, количество сшитых слоев, соответствие исходных материалов (ленты, нити) требованиям технических условий или других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, грузоподъемность, коэффициент запаса прочности, наличие маркировки, упаковка, наличие сопроводительной документации.

1.11. Испытания опытных образцов стропов производит разработчик совместно с предприятием-изготовителем при участии заказчика. Разработчик может привлекать к проведению испытаний специализированные организации.

1.12. Организация, проводящая испытания, осуществляет комплекс мероприятий по подготовке к испытаниям средств измерений, вспомогательных технических устройств и материалов, обеспечению соответствующими квалифицированными специалистами, созданию условий для испытаний.

1.13. При визуальном контроле проверяют:

количество сшитых слоев ленты;

отсутствие дефектов (потертости по плоским сторонам и ребрам ленты, продольные и наклонные разрезы, надрывы и проколы ленты, разрушения кромок ленты, повреждения сшивок);

качество маркировки, упаковки, комплектность.

1.14. Проверка размеров стропов должна производиться с применением универсальных измерительных средств (линейка, рулетка, штангенциркуль). Точность измерений длины стропов, петель, швов в растянутом состоянии ±3 мм, стежков — ±1 мм.

1.15. Статические испытания должны проводиться нагрузкой на ленту (ветвь), превышающей грузоподъемность стропа на 25 %. Нагружение стропа должно производиться плавно, без рывков (наибольшая скорость натяжения 110 мм/мин на 1000 мм длины) и выдерживаться в течение 3 мин.

1.16. Для подтверждения коэффициента запаса прочности стропа испытания должны проводиться нагрузкой на ленту, в 8 раз превышающей грузоподъемность стропа, с выдержкой груза в течение 10 мин.

1.17. При испытании на холод стропы в сложенном виде долж ны помещаться на 1,5 ч в камеру с температурой воздуха -50 °С (±5 °С).

1.18. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технических условий), номер сертификата на примененный материал, результаты контроля качества изготовления, результаты испытаний грузоподъемного приспособления.

1.19. Текстильные ленточные стропы должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной и зашитой внутри ленты биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Стропы, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение А).

1.20. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

Испытание стропов статической нагрузкой

Чтобы вовремя обнаружить износ, порчу оборудования и, как следствие, избежать несчастных случаев на производстве, необходимо с определённой регулярностью проводить испытание стропов максимальной статической нагрузкой. Оно позволяет выявить:

  • нарушение целостности «тела» стропа (ленты – в случае с текстильным стропом, например);
  • наличие повреждений в соединительных узлах грузоподъёмного и такелажного оборудования;
  • деформации тех или иных блоков конструкции.

Регулярность проверок может заметно варьироваться:

  • для оборудования, активно эксплуатируемого на кранах в текущий момент времени, она составляет раз в 5-10 дней (исключением будут лишь стропы цепные – каждые 6 месяцев с момента начала эксплуатации);
  • для оборудования, находящегося на хранении, интервал увеличивается до 1 раза в месяц для текстильных стропов, до 1 раза в 3 месяца для стропов канатных и до 1 раза в 6 месяцев для цепных стропов.

Особенности испытания стропов

Испытания организуются с учётом изначально допустимых, нормативных значений нагрузки для каждого конкретного вида стропов:

  • текстильные стропы (РД 24-СЗК-01-01) подвергаются испытанию ст. нагрузкой (грузоподъёмность, умноженная на 1,25) ровно 3 минуты;
  • канатные стропы (ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93) испытываются значительной статической нагрузкой (заявленная грузоподъёмность изделия, увеличенная в 1,3 раза). Время воздействия также составляет 3 минуты;
  • цепные стропы (РД 11-07-2007, ПБ-10-382-00, ТУ 3150-001-52466920-2005) проверяются также в продолжение трёх минут, при этом сама нагрузка приравнивается к грузоподъёмности приспособления, умноженной на два.

При необходимости проверки грузоподъёмных и такелажных стропов в разнящихся между собой производственных условиях рекомендуется устраивать оборудованию испытание динамической нагрузкой.

После того, как запланированная проверка и испытание нагрузкой проведены, изделие в обязательном порядке необходимо промаркировать.

Нормы выбраковки различных видов стропов

Время от времени устраиваемые испытания статической (а иногда и динамической) нагрузкой, а также тщательный внешний осмотр стропов позволяет выявить среди них те изделия, использовать в работе которые не просто нежелательно, но и буквально опасно.

Текстильные стропы

Строго запрещено применение ТС в работе по погрузке и перемещению грузов, если:

  • видны разрывы, порезы изделия (длина одиночного повреждения превышает 5 см.; протяжённость общего нарушения целостности – примерно 10% от изначального размера изделия);
  • в местах захождения краёв синтетического материала стропа один за другой обнаруживаются участки с заметным расслоением нитей (на участке, превышающем 2 см., разрыв 3-х и более машинных швов);
  • невозможно правильно определить маркировку стропа, с бирки не считываются главные характеристики изделия;
  • из-за нарушений правил эксплуатации, перевозки или хранения лента стропа имеет на своём протяжении узлы;
  • на протяжении 50% длины такелажного оборудования имеются загрязнения краской, цементом, смолами, продуктами нефтепереработки и прочими химическими веществами;
  • имеется три и более прокола/прожога ленты насквозь. При этом диаметр отверстий составляет 10% ширины синтетической ленты. Недопустимым является, если подобные повреждения удалены друг от друга на расстояние менее 1/10 от ширины ленты;
  • присутствуют участки ленты с заметным выпиранием синтетических нитей или их поверхностными обрывами. Недопустимо, если длина дефекта составляет более 10% от заявленной ширины изделия;
  • в местах контакта ТС с химическими соединениями разной этиологии обнаруживаются его заметные повреждения (длина от 5 см., объём от 10% от ширины изделия);
  • имеется опасное, с точки зрения эксплуатации, размочаливание ТС и его износ (объём более 1/10 от ширины петли стропа);
  • обнаруживается 10% отслоение края синтетической ленты-основы ТС.

Канатные стропы

При организации такелажных работ нельзя применять СК, если:

  • идентификационная бирка изделия имеет заметные повреждения или же просто отсутствует;
  • невооружённым глазом видны сильные перегибы канатов, их значительные заломы или вовсе обрывы;
  • на протяжении КС имеются узлы;
  • сокращение d КС более, чем на 7%;
  • на протяжении стропа канат надорван, местами расслоен и заметно перекручен;
  • область заплётки канатов неаккуратна, повсюду из неё топорщится проволока;
  • отсутствуют или имеют заметные повреждения идущие в комплекте с КС защитные элементы каната;
  • на опрессовочной втулке обнаруживаются заметные повреждения в виде различимых глазом трещин;
  • размер всё той же втулки заметно увеличен (более, чем на 10% от изначального).

Цепные стропы

Выбракованы должны быть ЦС со следующими дефектами:

  • внешне обнаруживаемые нарушения целостности в области соединений резьбы;
  • даже незначительные повреждения (будь то трещины или участки с расслоением) на рандомном участке изделия;
  • поломка или потеря замкового элемента на любом из концов приспособления;
  • разница, превышающая 10%, между размером навесных звеньев и звеньев непосредственно ЦС;
  • разница в 10% и более между d сечения звена ЦС и навешиваемых на него звеньев;
  • разница между ветвями конструкции, превышающая 1,5% от общей длины ЦС;
  • отсутствие бирки с маркировкой изделия.

По каким параметрам бракуются цепные стропы

Цепной такелаж представляет собой группу изделий с основным несущим элементом в виде цепи из легированной стали облегченного типа 8 класса прочности. Определяют параметры повреждения строп нормативные

документы, в которых прописаны правила, касающиеся этого типа такелажного оборудования.

Подход к осмотру и браковке таких строп имеет свои особенности. Для начала технический работник уделяет внимание:

  • наличию бирки и ее соответствию изделию;
  • состоянию элементов, соединяющих концы цепи с крюком и с общим звеном;
  • форме, длине и диаметру каждого звена цепи.

Аргументами в пользу выбраковки могут стать следующие повреждения:

  • любая выраженная деформация металла;
  • механические, термические или иные повреждения – трещины, расслоения, вмятины, волосовины;
  • истончение звеньев вследствие коррозии или износа на 10% и более;
  • удлинение звена цепи

    на величину 3% или более от ее диаметра.

Также цепной строп подлежит списанию, если на нем отсутствует бирка, если бирка есть, а данных нет, либо если данные вызывают сомнения относительно того, действительно ли эта бирка принадлежит именно осматриваемому приспособлению.

Требования к изготовлению строп

То, как долго прослужит строп, насколько надёжным и функциональным он будет, во многом зависит ещё и от строгости соблюдения технических требований, выдвигаемых к организации производства изделия.

Текстильные стропы

Процесс создания текстильных стропов регулируется целым рядом производственных требований. Основными из них признаются следующие:

  • во избежание распускания СТП концы синтетической ленты обязательно должны обрабатываться;
  • рекомендуется сшивать концы ленты крепкими нитями;
  • швы выполняются закрытыми стежками на специализированном швейном оборудовании;
  • суммарная прочность шва обязательно должна быть не ниже, чем общая прочность стропа на разрыв;
  • чтобы не допустить протирания лент, разрешена их обшивка защитной оболочкой;
  • если предполагается, что несколько строповых ветвей решено использовать в составе одной сцепной конструкции (многоветвевые СТ), необходимо проконтролировать применение в производстве единого материала-основы.

Канатные стропы

При изготовлении прочнейших КС учитываются следующие требования:

  • материал-основа (как правило, сталь) обязательно должен соответствовать действующим ГОСТам;
  • универсальный строп канатный (УСК) должен быть выполнен из цельного каната, наращивание его из отдельных кусков недопустимо;
  • захваты выполняются с применением ковки или штамповки, ни в коем случае не сварки;
  • диаметр блока обязательно должен быть в 8 раз больше диаметра каната;
  • наличие крюковых захватов предполагает обязательное наличие и предохранительных замков;
  • места заделки стальных канатов заплёткой обязательно обкатываются обжимными роликами или уплотняются простукиванием молотком;
  • место сплетения канатов не должно иметь торчащих концов проволоки. Рекомендуется обматывать его дополнительно проволокой или защищать оболочкой, выполненной из другого материала.

Цепные стропы

Грузовые ЦС, идеально подходящие для подъёма, удерживания и переноса груза, не оснащённого петлями для строповки, производят из отрезков круглозвенных цепей. Процесс производства выстраивается с соблюдением таких требований, как:

  • сварные или штампованные цепи, выступающие основой стропов, должны строго соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» и обязательно иметь сертификат качества;
  • на поверхности звеньев цепей, крюков не допустимо наличие трещин, расслоений и надрывов. Присутствие данных дефектов строго запрещено устранять посредством заваривания или пломбировки;
  • допускается сращивание отдельных металлических отрезков цепи (одинакового класса прочности, калибра и марки стали);
  • петли, звенья и скобы изготавливаются из стали методом гибки прутка в холодном или горячем состоянии;
  • захватные крюки и карабины изготавливаются методом ковки или штамповки за один нагрев;
  • звенья и цепи ЦС обычно красят двумя слоями специализированной эмали красного или желтого цвета разных марок (в зависимости от характера перемещаемых ими грузов);
  • захватные элементы стропа обязаны иметь тот же класс прочности, что и сама цепь.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]