Стропы являются одним из древнейших и неотъемлемых элементов практически любых грузоподъёмных работ. Простая на вид конструкция сочетается с огромной функциональностью, которая позволяет использовать изделие для подъёма и транспортировки практически любых грузов, вне зависимости от его габаритов, массы и конструктивных особенностей.
Различают три вида стропов:
- текстильные;
- канатные;
- цепные.
Разницу между ними определить несложно. Так текстильные стропы, например, отличаются меньшей жёсткостью и большей длиной; использование их наиболее оптимально при перемещении крупногабаритных хрупких предметов, а также грузов с недавно окрашенной или лакированной поверхностью (в целях предотвращения возможных повреждений при строповке.
Пусть Вас не обманывает слово «текстиль» – данные стропы могут отличаться высокой грузоподъёмностью, вплоть до 16 тонн (определить грузоподъёмность изделия «на глаз» нетрудно – обратите внимание на его окраску, которая отнюдь не зависит от эстетических пристрастий изготовителя).
Канатные стропы не слишком популярны, так как отличаются крайне малым показателем гибкости, а в случае повреждения их ремонт очень труден (в силу использующегося канатного плетения из проволочных стренг). Зато такие конструкции могут выдерживать гораздо большие нагрузки, могут использоваться в широком диапазоне температур, а использование элементов из нержавеющей либо стали с защитным антикоррозийным покрытием полностью исключает возможность порчи изделия от влаги и сырости.
Ну и, пожалуй, самыми популярными видами грузовых стропов считаются цепные. По сути, они представляют собой удачную комбинацию гибкости и прочности при удобном хранении и использовании (последнее заключается ещё и в простоте ремонта – в случае поломки или деформации повреждённое звено просто удаляется из состава цепи либо заменяется на новое).
Кроме того, данные стропы очень удобны при подъёме грузов с острыми краями, а также могут применяться при крайне высоких температурах и даже для подъёма раскалённых или расплавленных грузов, что делает их незаменимыми при работе в металлургической промышленности.
Ещё по теме: Требования к грузовым канатным стропам для строительства по ГОСТ 25573-82
Производство канатных и цепных стропов строго регламентируется положениями руководящего документа под номером 10-33-93 (с последующими изменениями – РД 10-231-98). В этой статье мы вкратце рассмотрим некоторые положения данного документа.
Виды стропов и нормативные акты для их изготовления
Грузоподъемными стропами называются отрезки цепей, канатов или текстильных лент, выполненные в виде кольца или снабженные концевыми грузозахватными элементами, предназначенные для обвязки и навешивания грузов к грузоподъемным механизмам и обеспечивающие их удобное, быстрое, безопасное и надежное закрепление.
В настоящее время в составе грузоподъемного оборудования используются следующие основные виды стропов, каждый из которых выпускается согласно соответствующей нормативной документации, определяющей технические требования к их изготовлению, в том числе и к маркировке:
- канатные
стропы изготавливаются по ГОСТ 25573-82; РД-10-33-93 и РД 11-07-2007; - цепные
стропы выпускаются по РД 11-07-2007 и ГОСТ 30441-97; - текстильные
стропы — плоские и круглопрядные — по РД 24-СЗК-01-01; РД 11-07-2007 и ПБ 10-382-00.
Руководящими документами РД-11-07-2007
, в частности, описываются условные обозначения для всех категорий стропов, отражающие их вид и основные параметры. Согласно данному нормативному документу в структуру обозначения стропов входят: наименование, тип, грузоподъемность, длина, исполнение, класс прочности.
Технический стандарт «Безопасность при грузоподъемных операциях и перемещении грузов» (стр. 5 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
7.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нарушений правил безопасности.
7.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:
· содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено на другие службы);
· проведение периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в установленные графиком сроки;
· систематический контроль за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей;
· личный осмотр грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.
7.4. Инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязан не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары.
7.5. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов (Приложение 5 к настоящему Техническому стандарту), которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.
7.6. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.
7.7. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются
.
Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ.
ЗАПРЕЩЕНО
нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.
7.8. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов.
7.9. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.
7.10. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.
7.11. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:
· При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.
· Под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза.
· Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза.
· Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах.
· Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.
7.12. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.
7.13. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.
Стропы канатные
Канатные стропы — это металлические тросы с захватными элементами на концах. Стропы этой категории делятся на петлевые, кольцевые и одно- и многоветвевые прямые.
Для петлевых и кольцевых тросов на первом месте в аббревиатуре обозначения стоят буквы соответствующие их наименованию: ВК
— ветвь канатная;
СК
— строп из круглопрядного каната. Далее идет буква, обозначающая тип стропа —
П
— петлевой,
К
— кольцевой. Затем следует число, обозначающее грузоподъемность стропа в тоннах и число, соответствующее длине стропа в миллиметрах. Затем идут буквы, обозначающие исполнение изделия:
Во
— волокнистый с органическими нитями,
Вс
— с синтетическими нитями,
Вк
— комбинированный;
Вт
— витой;
Кск
— со скользящим крюком;
Пл
— из плоского стального каната и др.
Таким образом, строп с обозначением СКП-6,3-4000-Пл — это строп канатный петлевой грузоподъемностью в 6,3 тонны длиной 4000 мм из плоского стального каната, а СКК-3,2-2000-Вт — строп канатный кольцевой грузоподъемностью 3,2 тонны длиной 2000 мм из витого круглопрядного каната.
У стропов ветвевых на первом месте условного обозначения стоит цифра, соответствующая количеству ветвей, соответственно: 1СК
;
2СК
;
3СК
;
4СК
— это одно-, двух-, трех- и четырехветвевые стропы. А условное обозначение 4CK-25,0-6000-Пл-ХЛ соответствует четырехветвевому стропу грузоподъемностью 25 т длиной 6000 мм из плоского стального каната для холодного климата. На рисунке 1 представлены основные условные обозначения для канатных стропов, а на рисунке 2 приведен пример маркировки изделия, предусмотренный нормативными документами, которая наносится на захват стропа и на все его элементы.
Рисунок 1
Рисунок 2
РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения» – основные положения
В первую очередь, определяются используемые конструкции грузовых строп. Всего выделяют два типа – ветвевые, оснащённые крюком для захвата и петлёй для крепления к тросу подъёмного крана и кольцевые – сомкнутые в петлю, использующиеся для обвязки груза и обычно применяющиеся совместно с ветвевыми стропами.
Независимо от типа конструкции, для изготовления канатных стропов используются отрезки стальных тросов, для цепных, соответственно, цепи с круглыми звеньями одинакового диаметра. Грузоподъёмность конструкции может колебаться от 500 килограмм до 50 тонн и в обязательном порядке указывается в технической документации изделия и на специальных бирках.
Изготовлением грузовых стропов могут заниматься лишь предприятия, имеющие соответствующую лицензию, заверенную органами контроля, и подтверждающую квалификацию персонала и наличие соответствующего уровня технического обеспечения для проектирования и изготовления в соответствии с нормами РД.
Итоговая документация, которая выдаётся такими предприятиями, обязательно включает в себя:
- копию технического задания, предоставленного заказчиком;
- полные графические схемы всех элементов стропа с текстовыми пояснениями;
- технологическую карту, включающую в себя перечень и подробное описание процессов производства изделия;
- сертификаты, подтверждающие проведение испытаний пригодности изделия в лабораторных условиях с применением нагрузок, значение которых должно превышать номинальные в среднем на 25%;
- при использовании в процессе изготовления сварочных швов – справка о соответствующем образовании проводившего сварку специалиста.
Стропы цепные
В цепных стропах вместо канатов используются отрезки металлических короткозвенных цепей, изготовленных из высокопрочной стали методом сварки. Они так же, как и канатные, могут быть кольцевыми и одно- и многоветвевыми.
Условные обозначения их типов включают класс прочности, обозначаемый цифрой от 1 до 8, которая стоит на первом месте обозначения. Далее идут буквы, соответствующие типу стропа:
- ВЦ
— ветвь цепная; - СЦК
— строп цепной кольцевой; - 1СЦ
;
2СЦ
;
3СЦ
;
4СЦ
— одно-; двух-; трех-; четырехветвевой строп.
Затем, как и у канатного стропа, указывается грузоподъемность и длина стропа, а далее исполнение. Пример маркировочной бирки представлен на рисунке 3.
Рисунок 3
Какие требования предъявляются к стропам?
В силу простоты конструкции предъявляемых требований не слишком много, однако выполнение их неукоснительно, а любая халатность недопустима и карается согласно трудовому законодательству. В первую очередь, они касаются конструкции строп, а именно:
Ещё по теме: Разновидности грузовых строп
№ | Полезная информация |
1 | цепные стропы включают в себя цепь, состоящую из определённого техническим заданием количества звеньев (в зависимости от длины) одинакового диаметра и сорта стали. Использование звеньев из другой цепи либо другой толщины или диаметра категорически запрещается. Для устранения каких-либо поломок используются либо электрическая сварка (для ремонта повреждённого либо деформированного звена) либо соединительные звенья из ветвевой цепи |
2 | при производстве канатных строп используются исключительно круглопрядные тросы двойной свивки, изготовление которых регламентируется нормами ГОСТ 3241. Сердечник троса обычно изготавливается из пеньки либо хлопковой пряжи; материалы могут изменяться в зависимости от планируемого температурного режима использования изделия (для работы при температуре от +400С используются стропы, изготавливающиеся согласно отдельному ГОСТ 7669) |
Канатные стропы
- важно упомянуть также и о завивке концов канатов, а также способах их соединений при использовании кольцевого типа конструкции. Для завивки обычно используется заплётка тонкой проволокой диаметром до 1 мм, для соединения – опрессовка втулкой из алюминиевого сплава;
- при использовании комбинированной системы из канатных и цепных видов стропов используются специальные крепёжные приспособления, которые называются коушами, которые предотвращают повреждение оплётки. Коуши могут быть полукруглыми, треугольными, каплевидными, а также выпускаться в нестандартных формах согласно выданному техническому заданию.
Для размещения стропа на грузовом тросе подъёмника используют петли либо специальные овальные звенья – неразъёмные или с замком. Для осуществления захвата груза могут также использоваться петли, но чаще – крюки на стандартной или карабинной основе.
Рекомендуем купить
8. Порядок осмотра и браковки грузозахватных приспособлений и тары и маркировки стропов
8.1. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, кранам и трубоукладчикам и, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватных приспособлений в следующие сроки:
8.2. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.
8.3. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту)
:
· характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
· поверхностный и внутренний износ;
· поверхностная и внутренняя коррозия;
· местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
· деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т. п.;
· повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
8.4. Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту):
· при наличии трещин;
· при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 %;
· при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.
8.5. Не допускаются к эксплуатации стропы:
· имеющие дефекты, указанные в пп. 8.3.-8.4.;
· при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
· с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15 %;
· имеющие трещины на спрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10 % от первоначального;
· с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
· с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
· с крюками, не имеющими предохранительных замков.
8.6. Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие дефекты:
· изгиб или износ крюка в звене более 10 % от первоначального размера; удлинение звена цепи более 3 % от первоначального размера;
8.7. При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.
8.8. При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:
· появление трещин в захватных устройствах для строповки;
· исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;
· отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.
8.9. Тара бракуется в следующих случаях:
· тара не маркирована;
· не указано назначение тары;
· имеются неисправные строповочные узлы;
· помяты или разорваны борта;
· имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.
8.10. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары должны заноситься в специальный журнал.
8.11. На всех объектах производства работ Обществ по решению руководства объекта может использоваться метод цветовой кодировки строп. Данный метод обеспечивает более точный учёт срока работы строп перед следующим контролем их состояния. Кодировка производится в соответствии со следующими правилами:
· Все стропы должны подвергаться осмотру за неделю до даты смены цветовой кодировки.
· Стропы, не имеющее цветовой кодировки на объектах проведения работ ТНК-ВР не допускаются к использованию.
· Стропы, успешно прошедшее периодический осмотр получают соответствующую цветовую кодировку и вводятся в эксплуатацию.
· На пригодных к использованию стропах цветовая кодировка должна быть изменена в течение недели до даты изменения цветовой кодировки.
Изменение цветовой кодировки без предварительного осмотра строп и выбраковки непригодных может привести к крайне тяжёлым последствиям. Подобные действия неприемлемы и могут привести к суровым дисциплинарным мерам.
· Предыдущая цветовая кодировка должна быть полностью удалена или закрашена. Грузозахватные приспособления, имеющие слишком много видимых остаточных следов предыдущих цветовых кодировок должны быть выведены из эксплуатации до тех пор, пока данное требование не будет выполнено.
· На всех площадках/объектах производства работ на видных местах должны быть вывешены плакаты с указанием текущей цветовой кодировки.
· Период действия каждого цвета цветовой кодировки грузозахватных приспособлений определяется в 6 месяцев и датой смены устанавливаются 14 февраля и 14 августа каждого года;
· Общее время повторного использования каждого цвета маркировки составляет 18 месяцев.
· Цветовое покрытие должно наносится на стропы путём окрашивания их в тех местах, которые всегда видны и где окраска наименее подвержена стиранию.
· Маркировка мягких/тканевых строп путём окраски волокон не допускается, так как окрашивание может привести к нарушению целостности волокон. Мягкие/ тканевые стропы маркируются привязыванием меток соответствующего цвета на тех участках строп, которые наименьшим образом подвержены деформации/повреждениям
Выбор цвета кодировки должен осуществляться с помощью нижеследующей таблицы
Источник