Стропа СТП на 2 тСинтетические стропы изготавливаются из текстильных волокон, но они достаточно прочные, чтобы поднимать тяжелый вес и защищать дорогие и хрупкие грузы от царапин и продавливания.
Вы устали от громоздких подъемных строп, которые тяжелы и трудны для маневрирования при зацепе и подъеме груза? Вы обеспокоены тем, что цепь или трос повредят, царапают или раздавят ваш хрупкий груз? – Синтетическая стропа может быть лучшим выбором для вашего подъемного оборудования, так как способна обеспечить необходимую гибкость, безопасную строповку и надежную поддержку любого предмета для его перемещения по рабочей площадке или погрузке на транспорт.
Текстильные стропы бывают двух основных видов: плоские (ленточные)
и
круглые (круглопрядные)
. Они могут быть сделаны из самых разных материалов, но чаще всего они изготавливаются нейлона или полиэстера. Эти два материала очень похожи по внешнему виду, и любому, кроме самого опытного человека, сложно отличить их визуально. Это одна из причин, из-за которой вы всегда должны проверять маркировку стропы перед использованием.
Такелажные ленточные стропы из синтетических волокон обладают следующими общими свойствами:
- Прочность
— в зависимости от размера стропы из синтетической ткани могут выдерживать нагрузки до 100 тонн. - Удобство и безопасность
– гибкая лента приспосабливается к контуру груза и удерживают его плотным нескользящим захватом. - Защита грузов от повреждений
— в отличие от других строповых материалов, мягкая текстура лямки с меньшей вероятностью повредит, испортит или поцарапает полированные поверхности. - Амортизирующая способность
– минимизирует ударные нагрузки и сотрясения. - Термостойкость
— грузоподъемность синтетического материала не зависит от температур до 82 градусов по Цельсию. - Экономичность
– стропы из синтетической ткани имеют низкую начальную стоимость и длительный срок службы. На них не влияет плесень, гниль или бактерии, они устойчивы к некоторым химическим воздействиям и обладают отличной стойкостью к истиранию.
Синтетические стропы чрезвычайно универсальны, могут использоваться в вертикальных, кольцевых и корзинных сцепках. Их легко транспортировать и устанавливать усилием одного человека, что делает их отличным выбором для подъема грузов общего назначения.
Выбор ленточной стропы по материалу
Первый шаг к выбору грузоподъемной оснастки – это определение материала ленты, подходящего для конкретных условий эксплуатации и характера работ. На выбор предлагается несколько вариантов: нейлон (полиамид), полиэстер (полиэфир), полипропилен. Изучив их свойства, вы сможете понять, какой из них лучше подходит для вашего применения.
При выборе материала для синтетической стропы рекомендуется учитывать устойчивость к определенным химическим веществам, термостойкость и растяжение.
Ниже мы рассмотрим некоторые особенности и характеристики полиэфирных и нейлоновых строп, чтобы помочь вам принять более обоснованное решение.
Особенности строп из полиэстера
- Растяжение примерно 3% при номинальной грузоподъемности – небольшая амортизирующая способность позволяет лучше контролировать нагрузку во время подъема.
- Полиэстер — более мягкий материал и менее абразивный к чувствительной или деликатной поверхности.
- Более низкое поглощение влаги по сравнению с нейлоном, быстрое высыхание.
- Полиэстеровые стропы можно использовать во взрывоопасных средах (например, в горнодобывающей промышленности), материал не искрящий и не токопроводящий.
- Устойчивость к кислой среде и взаимодействию с отбеливающими средствами, маслами и жирами.
- Полиэстер доступен по относительно низкой цене, чем нейлон.
- Не рекомендуются для щелочных сред, включая альдегиды, простые эфиры и сильные щелочи.
- Не могут использоваться при температуре выше +90°С или ниже -40°С.
Особенности нейлоновых строп
- Растяжение 8-10% при номинальной грузоподъемности – это позволяет снизить ударную нагрузку, но большое удлинение необходимо учитывать при подъемах с низкой высотой потолка.
- Неподверженность воздействию жира и масла.
- Устойчивость к альдегидам, эфирам и сильным щелочам.
- Нейлоновые стропы не рекомендованы для кислых сред или для использования с отбеливающими средствами.
- Высокое влагопоглощение, которое может увеличивать растяжение под нагрузкой.
- Проводят электричество из-за способности удерживать влагу.
- Не могут использоваться при температуре выше +90°С или ниже -40°С.
Выводы:
Полиамидные (нейлоновые) стропы более эластичны, они лучше сопротивляются передаче ударных нагрузок на кран. Но при этом они теряют более 15% грузоподъемности во влажном состоянии и их нельзя использовать рядом с кислотами или отбеливателями.
Стропы из полиэстера мягче и лучше прилегают к поверхности грузов. Они имеют низкое удлинение и, следовательно, при возникновении ударной нагрузки передают на кран немного больше мгновенной нагрузки. Их нельзя использовать вблизи эфиров и щелочей, но они устойчивы к воздействию кислот.
И нейлоновые и полиэфирные стропы подходят для легкоповреждаемых грузов, но если вам интересно, какие из них лучше использовать для самых деликатных грузов, та это полиэстер. Химическое покрытие нейлоновой ленты придает ей более грубую текстуру.
Если стропа используется в химически активной среде, обязательно выбирайте материал, который не пострадает. Химические вещества могут быть обнаружены в воздухе или на любой поверхности, с которой может контактировать приспособление. Было бы неразумно поднимать поддон свинцово-кислотных аккумуляторов с помощью нейлоновых строп, а резервуары со щелочью для промышленной очистки с помощью полиэфирных строп. Любой синтетический материал может быть поврежден определенными химическими веществами. Перед использованием строп в химически активных средах следует всегда учитывать их стойкость к агрессивным веществам. При работе с горячими материалами или в очень жарких или холодных условиях нейлоновые или полиэфирные стропы могут быть не лучшим выбором.
Идентифицирующая маркировка
Так как же убедиться, что вы используете правильный строп для работы? Каждое изделие имеет бирку или другую идентифицирующую маркировку, в которой указан, как минимум, синтетический материал и номинальная нагрузка, а также название производителя, товарный знак или логотип. Причем, цвет бирки соответствует определенному материалу:
- СИНИЙ: полиэстер (PES)
- ЗЕЛЕНЫЙ: полиамид (PA)
- КОРИЧНЕВЫЙ: полипропилен (PP)
Если какая-либо часть бирки отсутствует или неразборчива, оснастка не подходит для использования и должна быть выведена из эксплуатации.
Определение грузоподъемности текстильных строп по цвету
Система цветового кодирования является частью многочисленных правил, принятых в области подъемных работ с использованием текстильных грузозахватных приспособлений. Правила требуют, чтобы для визуальной идентификации предела безопасной рабочей нагрузки текстильных стропов использовались разные цветовые коды.
Цвет | Максимальная нагрузка, т |
Фиолетовый | 1 |
Зеленый | 2 |
Желтый | 3 |
Серый | 4 |
Красный | 5 |
Коричневый | 6 |
Синий | 8 |
Оранжевый | более 10 |
Варианты исполнения текстильных строп
Требования к конструкции, материалам и безопасности грузовых строп общего назначения из текстильной ленты определены в документах РД и ТУ, которые разработаны специалистами компаний-производителей.
Расшифровка некоторых обозначений текстильных строп:
- СТК
– кольцевой - СТП
– одиночный петлевой с мягкими петлями - 1СТ
,
2СТ
,
3СТ
,
4СТ
– одно-, двух-, трех- и четырехветвевой с крюками и кольцом
К круглопрядным изделиям добавляется буква «К»:
- СТКК
– кольцевой круглопрядный - СТПК
– одиночный петлевой круглопрядный
Виды строп и обозначение
Самыми популярными и универсальными являются кольцевые (СТК) и петлевые (СТП) стропы. Кольцевая конфигурация предназначена для обвязки грузов (не для зацепа) и позволяет пользователю поворачивать точки контакта крюка и груза, что увеличивает долговечность лент.
Петлевые часто называют «тряпичными чалками», их окончания (петли) обернуты дополнительным материалом, чтобы предотвратить быстрый износ и повреждение в точках контакта.
Грузозахватные приспособления 1СТ, 2СТ, 3СТ, 4СТ позволяют организовать подъем груза за одну, две, три или четыре такелажные точки захвата. Их ветви объединены верхним силовым кольцом для навески на крановый крюк и могут иметь различные исполнения по металлическим концевым элементам (крюки, кольца, скобы).
Кольцевой строп СТК
Классификация текстильных строп, их виды, типы, варианты исполнения, общие преимущества
Текстильные стропы по внешнему виду делятся на плоские (ленточные) и круглые (круглопрядные).
Круглопрядный строп можно представить, как ветвь с петлями. Внутри он имеет несущий полиэстеровый сердечник, выполненный из полимерных канатов, снаружи он покрыт износостойкой тканной бесшовной оболочкой (по химическому составу это полиэфирная/нейлоновая пряжа). На одном окончании ветви имеется крюк, на другом – звено овальное либо разборное, с помощью которого происходит сцепка ветвей между собой. В зависимости от количества прикреплённых за счёт кольца ветвей, выделяют:
- одноветвевые 1СТ
- двухветвевые 2СТ
- трёхветвевые 3СТ
- четырёхветвевые 4СТ
В целом многоветвевые стропы, иногда именуемые «крабами», позволяют равномерно распределить нагрузку по контактной поверхности крюка и делают фиксацию стального кольца на крюке более надёжной.
Производство плоских ЛС подразумевает прошивание качественной синтетической ленты. На концах изделия сформированы петли. В этом случае мы будем иметь дело со стропами текстильными петлевыми (СТП). Сама лента в СТП не имеет какого-то специального покрытия, в то время как петли часто усиливаются за счёт обтягивания их специальной износостойкой тканью.
Петли на плоских ленточных стропах получают тремя способами:
- за счёт сквозного прошивания ленты своей изнаночной стороной (предварительное скручивание отсутствует);
- формирование петли за счёт скручивания конца ленты в кольцо Мёбиуса;
- за счёт складывания ленты вдвое и последующего её прошивания особым образом.
Предназначением СТП, именуемых иногда «тряпичными чалками», является подвешивание длинномерных грузов к крюку грузоподъёмного механизма.
Если же лента или ветвь надёжно соединена в замкнутое кольцо, то перед нами строп текстильный кольцевой (СТК). Кольцевая конфигурация стропов (в обозначении подобных изделий фигурирует буква «К» – аббревиатуры СТПК и СТКК) подразумевает не зацеп груза, а его обвязку. Применяются они в тех случаях, когда СТП применять неудобно или невозможно. При использовании кольцевых стропов у специалиста появляется возможность менять точки контакта крюка и груза, обеспечивая тем самым увеличение долговечности крепёжного приспособления.
В некоторых случаях производится выделение дополнительного типа текстильных стропов – стропы составные или «полотенчатые». Они состоят из нескольких лент и имеют увеличенную ширину.
Преимущества использования текстильных строп заключаются в их прочности, износоустойчивости, гибкости, манёвренности, неабразивной структуре поверхности, небольшом весе (в сравнении со стальными и цепными стропами), возможности их сопряжения с самым разным грузоподъёмным оборудованием. Работать с ТС, ввиду этих характеристик, достаточно легко и удобно. Текстильные стропы идеально подходят для подъёма и перемещения грузов, требующих особого бережного отношения (древесина, трубы в изоляции, всевозможные финишные конструкции, например).
Текстильные стропы не ржавеют, не подвержены деформациям и заломам, обладают отличной устойчивостью к химическим реагентам (при подборе стропа необходимо обращать внимание на конкретный материал-основу).
Безопасность применения в работе данного вида такелажных приспособлений заключается в отсутствии на них стальных волосков (например, как у каната), которые могут нанести травму работникам. Текстильные стропы легко очищать от грязи, удобно складывать, перевозить и хранить.
Среди недостатков строп выделяют трудность их транспортировки вместе с острыми и режущими предметами, а также склонность к удлинению (в пределах 6%) при длительной эксплуатации. Кроме того, специалисты отмечают неудобство использования при погрузке крупногабаритных грузов – увеличение грузоподъёмности требует заметного увеличения ширины строп.
Что такое круглопрядный строп?
Круглый (круглопрядный) строп представляет собой ветвь с петлями (СТПК) или замкнутое кольцо (СТКК), состоящее из внутреннего несущего сердечника из полиэстера, покрытого износостойкой тканой бесшовной оболочкой из полиэфирной или нейлоновой пряжи. Поскольку основа состоит из пучка полиэфирных нитей, то его тело получается мягким, эластичным и очень прочным.
Круглопрядный строп
Каковы преимущества круглопрядных строп?
Круглые стропы превосходят ленточные в пластичности и грузоподъемности, они способны перекручиваться и сгибаться в любых направлениях, легко заводятся под груз и лучше переносят продолжительные динамические нагрузки.
Тканевый внешний рукав защищает внутренние несущие волокна от механических повреждений, истирания, грязи, замасливания, а также от ультрафиолетового излучения, поэтому срок службы круглопрядных на порядок выше, чем ленточных плоских аналогов.
Круглопрядные кольцевые стропы позволяют организовать практически любой способ строповки, они особенно полезны при подъеме труб, столбов, бревен, цилиндрических предметов и грузов с неровными контурами.
Форма в виде замкнутого кольца позволяет менять места соприкосновения с грузом и продлить срок службы приспособления, а поскольку сердцевинные нити не контактируют напрямую с грузом, нет потери прочности из-за истирания.
Меньшее растяжение (около 3%) при номинальной грузоподъемности предотвращает «отскок» при подъеме. После снятия нагрузки изделие возвращается к исходной длине.
Круглый строп в чехле — это экономичный выбор для подъемных или тяговых систем большой грузоподъемности. Хотя его предпочтительнее использовать для более тяжелых грузов (от 6 тонн), но выбор зависит от ваших личных предпочтений.
Стальные канатные стропы
Качественным чалкам этого вида присуща высокая выносливость, которая является залогом длительного срока службы. Они надёжны и устойчивы к динамическим нагрузкам. Для выполнения строповки используются изделия с разным количеством ветвей, которое зависит от параметров перемещаемого груза и угла уклона.
В большинстве случаев цена стропа определяется себестоимостью материала, из которого он изготавливается, производственными затратами на изготовление, числом ветвей, грузоподъёмностью и технологией заделки (заплётка стального троса вручную или опрессовка его стальной втулкой).
Канатные стропы (ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93)
Наша компания предлагает следующий номенклатурный ряд стальных канатных стропов:
• УСК1 (СКП); • УСК2 (СКК); • ВК; • СК (1, 2, 3 и 4).
Мы поставляем заплетенные и опрессованные канатные чалки грузоподъёмностью от 0,32 до 100 тонн.
Какой запас прочности у текстильных строп?
Понятие номинальная грузоподъемность относится к предельной рабочей нагрузке, которую по утверждению производителя строп может выдержать. Ленточные и круглопрядные грузозахватные приспособления из высокопрочных синтетических волокон изготавливаются с коэффициентом запаса прочности 6:1, 7:1 и даже 8:1, что означает, что их прочность на разрыв в шесть/семь/восемь раз превышает номинальный предел рабочей нагрузки. Но это не значит, что их можно загружать сверх номинальной грузоподъемности. Ударная и боковая нагрузка отрицательно сказываются на их прочности.
Цепные стропы
Предлагаемые нами цепные чалки изготавливаются из стали 4, 8, 10 и 12 классов качества. По запросу поставляются приспособления для укорачивания ветвей. Главным достоинством цепных стропов является очень долгий срок службы.
Цепные стропы (ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93, ГОСТ Р EN 818)
У нас вы сможете купить чалки по доступной цене. Изделия предлагаются в следующем исполнении:
• в 1 ветвь — ВЦ, 1СЦ; • в 2 ветви — 2СЦ; • в 3 ветви — 3СЦ; • в 4 ветви — 4СЦ.
Кроме того, поставляются стропы с замкнутыми ветвями (СЦ1вз и СЦ2вз) и кольцевые (УСЦ).
Как влияет угол наклона стропы на грузоподъемность?
Когда стропы используются под углом во время подъема, их грузоподъемность снижается, так как создается дополнительное натяжение ветвей. По мере увеличения угла между стропами, разрывное усилие на каждую ногу растет. Допустимыми являются углы до 90° и не более 120°.
К примеру, если угол α равен 90°, то каждая нога стропы испытывает нагрузку, равную 71% от веса груза. А при α равном 120° на каждую ногу уже приходится усилие равное весу груза. В любом случае, стропальщик должен учитывать угловое напряжение ветвей и использовать понижающие коэффициенты для грузоподъемности.
При прямом подъеме (вертикальное расположение сцепного устройства) коэффициент равен 1, значит можно использовать полную грузоподъемность стропы.
При строповке «на удавку» коэффициент равен 0,8, то есть грузоподъемность чалки снижается на 20%.
При способе строповки «корзина», если ветви располагаются вертикально под углом 90° к горизонтали, применяется коэффициент 2, и грузоподъемность стропа удваивается.
Научно-производственное предприятие «АНТЭЛ МК»
На сегодняшний день в России ленточные стропы изготавливаются в соответствии с РД 24-СЗК-01-01. В основе этого документа лежат в первую очередь европейские стандарты, так как именно из Европы в Россию попали первые текстильные стропы. Поэтому технология изготовления таких стропов, расчеты грузоподъемности и даже действующий запас прочности для России 7:1 взяты именно из этих документов.
Однако РД 24-СЗК-01-01, давая достаточно подробное описание правил изготовления и проверки стропов для производителей, фактически ничего не говорит о том, как потребителю определить — качественную продукцию ему предлагают или нет. В результате потребитель при входном контроле вынужден полагаться только на проверку «вторичных» признаков качества: наличия у фирмы-производителя Разрешения на изготовление выданного Госгортехнадзором, наличия паспорта и маркировочной бирки установленного образца.
В то же время в Европе существуют четкие и понятные правила и нормы идентификации стропов и расчета рабочих нагрузок. В соответствии с ними каждая лента имеет следующие характеристики:
- Разрывное усилие, от которого происходит расчет рабочей нагрузки будущего стропа;
- Ширина ленты;
- Цвет ленты. Каждой грузоподъемности соответствует свой цвет ленты;
- Черные полоски по всей длине ленты. Количество полосок строго соответствует грузоподъемности стропа из этой ленты.
Более подробно соответствие характеристик, которыми должен обладать качественный строп можно увидеть в Таблице 1.
Таблица 1
Грузоподъёмность готового стропа, тонн | Разрывное усилие стропа при запасе 7:1, тонн | Характеристики текстильной ленты | |||
Разрывное усилие ленты, т | Ширина ленты, мм | Цвет ленты | Количество черных полос на ленте | ||
1,0 | 7,0 | 4,5 | 30 | Фиолетовый | 1 |
2,0 | 14,0 | 9,0 | 60 | Зеленый | 2 |
3,0 | 21,0 | 13,5 | 90 | Желтый | 3 |
4,0 | 28,0 | 18,5 | 120 | Серый | 4 |
5,0 | 35,0 | 22,5 | 150 | Красный | 5 |
6,0 | 42,0 | 28,0 | 180 | Коричневый | 6 |
8,0 | 56,0 | 36,0 | 240 | Синий | 8 |
10,0 | 70,0 | 45,0 | 300 | Оранжевый | 10 |
12,0 | 84,0 | 54,0 | 300 | Оранжевый | 12 |
Для расчета рабочей нагрузки будущего стропа «разрывное усилие» делят на «коэффициент запаса прочности» (напомню, что в России он равен 7) и умножают на количество слоев ленты (1 или 2). Полученный результат умножают на понижающий коэффициент 0,8. Введение понижающего коэффициента связано с тем, что при пошиве стропов происходит нарушение первоначальной целостности ленты иголкой и нитками. Если строп имеет четыре слоя, то целесообразно вводить дополнительный понижающий коэффициент. Отсюда легко понять, что из ленты с разрывным усилием 54 тонны можно сделать три вида изделий: один слой ленты — строп грузоподъемностью 6 тонн, два слоя ленты — строп грузоподъемностью 12 тонн, четыре слоя ленты — строп грузоподъемностью 20 тонн.
Отсутствием у покупателей знаний о правилах изготовления текстильных стропов пользуются недобросовестные производители, которые для получения дополнительной прибыли или для понижения цены используют две основных уловки. Первая уловка заключается в том, что вместо ленты, имеющей разрывную нагрузку для изготовления стропов с запасом прочности 7:1, используется лента с меньшей разрывной нагрузкой, но с теми же внешними характеристиками (цвет, количество полос) для стропов с запасом прочности 6:1 или 5:1 (такая лента выпускается для стран в которых приняты меньшие запасы прочности). Естественно такая лента стоит дешевле, соответственно дешевле и стропы, получаемые из такой ленты. Внешне такие стропы будут иметь правильный цвет и количество полосок. Они могут отличаться только меньшей шириной ленты. Второй способ обмануть покупателя — это шить стропы большей грузоподъемности из ленты, предназначенной для стропов меньшей грузоподъемности. Для того, чтобы ввести покупателей в заблуждение, производители при изготовлении стропов поворачивают ленту черными полосками внутрь стропа, убирая, таким образом, одну из основных визуальных маркировок стропа. Такой строп не будет соответствовать европейским требованиям ни по ширине ленты, ни по цвету. Его грузоподъемность можно установить только по маркировочной бирке.
Такие недобросовестные производители забывают о том, что, сознательно завышая рабочие характеристики изделий, они ставят под угрозу не только сохранность поднимаемого груза, но и жизни людей, использующих такие стропы.
Таким образом, покупателям текстильных ленточных стропов можно посоветовать внимательнее подходить к выбору поставщика. При заказе текстильных стропов обязательно указывать в заявке «согласно РД 24-СЗК-01-01» И кроме проверки наличия у производителя Разрешения на изготовление не забывать проводить входной контроль стропов на соответствие их цветовой маркировки и ширины значениям, указанным в Таблице 1. При сомнениях в качестве ленты, из которой изготовлены стропы, можно потребовать предоставить сертификат на ленту, в котором указана разрывная нагрузка.
Надеемся, что наши рекомендации позволят Вам всегда покупать стропы только отличного качества.
Мы готовы удовлетворить Вашу потребность в качественном грузоподъемном и другом оборудовании и сервисе, гарантирующем безопасное, удобное и комфортное решение стоящих перед Вами задач.
Простота общения, безопасность и надежность во всем, что мы делаем.
Какой срок годности синтетических строп?
Погодные условия, окружающая среда, интенсивность эксплуатации — все это играет активную роль в определении срока службы строп. Во время использования никогда не превышайте номинальную предельную рабочую нагрузку и избегайте ударных нагрузок. В среднем срок годности текстильного ленточного стропа составляет 3 месяца при условии интенсивного использования в одну рабочую смену.
Вы всегда должны минимизировать перемещение стропы по любой поверхности во время подъема, волочение по земле и никогда не вытаскивайте ленту из-под груза. Избегайте теплового воздействия и сварочных брызг, а также использование крюков, скоб и других такелажных элементов с заусенцами и шероховатостями. Не допускайте наезда на ремни транспортными средствами.
Было бы упущением, если бы мы не приняли во внимание возможное истирание синтетических строп. Они могут иметь абразивные повреждения или даже плавиться при комнатной температуре из-за трения, вызванного движением по поверхности под нагрузкой. Всегда учитывайте последствия истирания и различные способы защиты стропы во время использования. Например, вы можете надеть угловые протекторы или накладки (рукава), в местах предполагаемого износа, особенно там, где груз имеет острые края.
Условия хранения также влияют на общую целостность и прочность оснастки, что побуждает потребителей обеспечить оптимальные условия хранения – прохладное сухое место, защищенное от воздействия ультрафиолета, находящееся вдали от химикатов и источников тепла.