Устройство и функциональность шинной пилорамы

Для производства пиломатериалов человек создал пилорамы. Одним из распространенных типов является шинная пилорама. В данной пилораме рабочим органом является цепная шина с надетой на нее цепью. Учитывая, что при изготовлении такой рамы не требуются фрезерованные или другие сложные в изготовлении детали, то ее можно сделать самому.

Шинная пилорама

Предназначение шинной пилорамы

Для жизнедеятельности человека необходима древесина разных пород, каждая для своей цели. Обрабатывали ее когда-то исключительно топорами и ручными пилами. На смену им пришли бензопила и деревообрабатывающие станки.

Оборудование постоянно модернизируется, появляется все больше удобных современных станков. В их числе шинные пилорамы. Они не могут заменить другие станки, такие, как оцилиндровочный станок или венцевой резак, но свои функции по обработке дерева выполняют успешно.

Если намечается строительство загородного дома или дачи из дерева, то материала потребуется довольно много. А если рядом лес и есть возможность запастись им, то лучше всего для его обработки и изготовления стройматериала сделать шинную пилораму своими руками.

Изготовление пилорамы своими руками поможет решить любую проблему, связанную с деревянными изделиями: сделать сарай или баню, беседку, дом из сруба.

Шинная пилорама собственного изготовления может производить:

  • высококачественную распиловку бревен в продольном направлении;
  • на ней можно придавать бревнам одинаковую форму и размер;
  • распиливать их на доски, брусья, рейки, и многие другие элементы.

Самодельной шинной пилорамой производят мелкие партии нестандартных деревянных заготовок и обрабатывают древесину разных пород.

Назначение

Шинная цепная пилорама, как и любая другая, предназначается для продольной распиловки бревен с целью получения пиломатериалов. Шинной эта рама называется потому, что в ее конструкции используется пильная шина. Шина, по аналогии с цепной пилой, устанавливается в комплекте с пильной цепью.

Основными преимуществами шинной пилорамы являются ее простота в изготовлении и универсальность. Многие производители в качестве рабочего органа и его привода используют обычную бензопилу. Вот и универсальность: сначала бензопилой заготовили и раскряжевали деревья, а затем, установив пилу в раму, распилили их на необходимый пиломатериал. Продольная распиловка бревна таким механизмом может производиться с высокой точностью прямо на месте заготовки бревен, в лесу.

Размещение и конструкции шинных пилорам

Чтобы смонтировать шинную пилораму, не потребуется большая территория. Ее можно установить на маленьком участке.

Созданная своими руками, она может быть стационарная, в которой установлен электрический двигатель, или передвижная (с использованием бензинового двигателя). Это позволит перемещать распиловочное оборудование в любое место, в том числе производить пиломатериалы в лесу.

Своими руками изготавливают следующие конструкции шинных пилорам:

  • С движением рабочего агрегата вдоль обрабатываемого дерева.
  • С продольным способом подачи дерева к агрегату.

Преимуществом первого вида шинной пилорамы является осуществление контроля за рабочим агрегатом на протяжении всего участка вдоль бревна. Это обеспечивает равномерность распила и высокую скорость.

Во втором случае контроль за распиловкой более сложный. Сильный толчок дерева может привести к тому, что цепь заклинит или перегреется двигатель. Преимуществом является отсутствие большого количества электрических проводов, двигающихся вслед за агрегатом.

Как сделать пилораму в домашних условиях

Перед началом рабочего процесса важно правильно определиться с типом запуска и подачей материала. Можно придерживаться методике, в ходе которой подвижной частью будет выступать материал, а можно сделать наоборот.

Когда определились с типом подачи пиломатериала важное учитывать еще один факт, что месторасположение этого механизма должно занимать достаточно места, чтобы в процессе эксплуатации не возникло дополнительных неудобств.

Особого внимания требует правильное положение полозьев. Дело в том, что по ним будет двигаться деревянное бревно.

Поверхность транспортеров необходимо своевременно очищать от опилок и мелких сучьев.

Для создания шинной пилорамы в домашних условиях потребуются следующие составляющие:

  • Чертёж механизма;
  • Уголок металлический размером 50/50. Его будем использовать для создания постановочного пути;
  • Прямоугольная труба из плотного металла. Длина элементов должна быть не менее 60/60. Её будем применять для конструирования каретки;
  • Круглая труба из металла. Она необходима для фиксации силовой части агрегата;
  • Металлический лист 1 кв.м. Толщина заготовки должна быть не менее 4 мм;
  • Металлические колёса с осями – 4 штуки;
  • Шина, ведущая звёздочка и цепь;
  • Электросварка;
  • Электродвигатель;
  • Дрель с набором сверл разного диаметра;
  • Болгарка;
  • Линейка;
  • Строительный уровень;
  • Мел для нанесения насечек.


Определить длину уголка для создания постановочного пути можно при соблюдении нескольких рекомендаций.

Они включают в себя:

  1. Длина деревянной заготовки + расстояние от колеса до границы шины. Результат умножаем на 2. Избежать ошибок помогут припуски равные 10 см.
  2. Определите размер труб для каретки можно при учитывании разновидности шины. Конструкция должна больше режущей части на 30 см.

Основные моменты эксплуатации

Шинную пилораму устанавливают в любом помещении или на открытой площадке.

  • Помещение должно хорошо вентилироваться и освещаться, поскольку агрегат относится к категории опасных.
  • На открытом воздухе электрическое оборудование должно быть защищено от попадания осадков.
  • Площадка под оборудование должна быть ровная. Если поверхность неровная, рельсовый путь ставят на анкеры.
  • Рельсовый путь и шина должны располагаться горизонтально.
  • Пилораму устанавливают на четырех опорных роликах, которые катят ее по направляющим рельсам.
  • Толщину выпиливаемой доски регулирует вертикальный винт, который при вращении поднимает или опускает тележку с пильным узлом.
  • Во время работы пилорамы бревно закреплено неподвижно вдоль станины.
  • Прижимные упоры для поддержки бревна имеют простую и удобную конструкцию: винты прижимают бревно к упорным флажкам.

Как работает пилорама

Распил осуществляется цепной шиной, закрепленной на каретке, движущейся медленно вдоль бревна. Следует учесть, что цепь предназначена для продольного пиления и должна быть острой, чтобы пилить было легче. Если используется цепь для поперечного пиления, ее нужно заточить под другим углом, пригодным для продольного пиления.

Новую цепь рекомендуют замочить в масле на ночь для продления срока службы.

Цепная пила, прикрепленная к шине, имеет долгий срок службы, быстро и легко устанавливается. При износе ведущей звездочки ее надо поменять, прежде чем надеть новую цепь.

Перемещение каретки с шиной осуществляется ручным способом. Высоту шины регулируют тоже вручную с помощью специальной ручки на винте. Шину можно поднять или опустить на определенное расстояние для обеспечения требуемой толщины распила.

Натяжение цепи должно быть отрегулировано, за этим постоянно следят во время работы. В носовую звездочку шины организуют постоянное поступление масла из масленки.

Качество распила на шинной пилораме не страдает даже при плохой заточке цепи. Жесткость шины позволяет поддерживать его на отличном уровне, без волнистости и бочкообразности.

Ленточные пилорамы лидируют

Главным преимуществом ленточной пилорамы является низкий отход опилок и обработка больших объёмов заготовок. Среди других отличий и достоинств отметим:

  • наибольший диаметр бревна на роспуск – 110 см (или 2-3 тонкомера за раз);
  • минимум опилок из-за малой толщины пропила (1,9 мм).
  • быстроту и точность (до 0,5 мм) установки размера сортимента;
  • качество и точность распила всех пород древесины, в т. ч. твердых. После «Кедра» пиломатериал соответствует европейском качеству: разброс в толщине не превышает 1 мм на 650см, ровное сечение, чистота реза и т. д.;
  • малое потребление тока (от 5,5 кВт);
  • можно обойтись без фундамента, установка занимает до 2 часов почти на любой площадке, легко перевозится в кузове ГАЗели;
  • большой выбор полотен (3,2-4,0 см);
  • гарантированно устойчивая работа в 2-3 сменном режиме даже на морозе.

Сборка шинной пилорамы своими руками

Сделать свою шинную пилораму нетрудно, хотя и хлопотно. Нужно заготовить соответствующие материалы и инструменты:

  • схему устройства;
  • швеллер или рельс;
  • стальные трубы для патрубков и распорок;
  • электродвигатель или бензиновый мотор;
  • шину, ведущую звездочку (можно взять от бензопилы);
  • сварочное оборудование с электродами;
  • дрель и режущий инструмент для металла;
  • вспомогательные материалы: мел, молоток, рулетку.

Сборка распиловочного механизма по этапам

Чтобы самостоятельно собрать шинную пилораму, необходимо соблюдать правильную последовательность:

  • Сначала требуется изготовить прямоугольный каркас.
  • После, по центру основания, надо поместить шину, тщательно закрепить, потому что впоследствии будет постоянная высокая нагрузка. Шина закрепляется с двух сторон.
  • В отверстие ведомой звездочки вставляется ось, которая не дает шине двигаться в горизонтальном направлении. Чтобы не получилось вертикального смещения, на ось с двух сторон надеваются подшипники.
  • Надеваются втулки, к одной стороне каркаса приваривается ось.
  • С противоположной стороны размещается электрический двигатель и система натяжения цепи, используя запчасти от бензопилы.
  • На валу электрического мотора крепится ведущий барабан, фиксируется продольной шпонкой.
  • Конструкцию шинного станка надо отцентрировать, тщательно проверить и закрепить.

Механизм шинной пилорамы

Стоит обратить внимание на крепление двигателя, потому что при работе оборудование будет сильно вибрировать. Важно, чтобы станина была жёсткой.

Установка конструкции на основу

После окончания сборки рабочего агрегата его закрепляют на металлическом каркасе, который тоже можно изготовить своими руками.

Последовательность монтажа каркаса:

  • Сварить две заготовки буквой П из прочных стальных труб.
  • Сварить или закрепить болтами верхние части заготовок.
  • По центру каркаса приварить вертикально 4 патрубка.
  • На каждом патрубке с внешней стороны проделать углубления на расстоянии 20 мм друг от друга.
  • Четыре патрубка приварить к рабочему узлу. Они надеваются на патрубки каркаса.

Конструкция обеспечивает распиловочному узлу свободу движения в вертикальном направлении. Для фиксации узла в определенном положении по вертикали требуется установить болты.

Стационарный агрегат

Для стационарного распиловочного агрегата иногда делают бетонное основание.

Можно установить своими руками сцепление. Это промежуточный механизм передачи от двигателя к ведущей шестеренке. Передача осуществляется ремнями, натянутыми на шкивы двигателя и шестеренки. Ремни прижимаются специальными роликами. Такое устройство делает работу пилорамы более эффективным.

Процесс сборки многоэтапный, но сделать своими руками такой агрегат вполне возможно. Установка шинной пилорамы на загородном участке или на даче принесет немало пользы. Ведь с ее помощью можно изготовить большой ассортимент нужных деревянных изделий, а не бегать в поисках дорогостоящего материала по магазинам. Изделие, созданное своими руками, не потребует больших затрат.

Видео по теме: Самодельная шинная пилорама

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]