Прозвонка проводов с помощью мультиметра — что это значит и как выполняется


Монтаж любой силовой или осветительной сети, ремонт оборудования и другие электротехнические работы всегда связаны с проверкой целостности цепей. Зачастую, неисправность проводки или какого-либо компонента является следствием обрыва коммутационных линий, диагностировать который можно с помощью прозвонки проводников. В этой статье будут рассмотрены методы прозвонки, а также подробно рассмотрен вариант диагностики цепи при помощи мультиметра.

Что используют для прозвонки проводки

Для проверки обрывов проводов или при выявлении короткого замыкания применяют профессиональные и самодельные тестеры. Приборы собственного производства представлены в виде батарейки и прикрепленной к ней лампочки.

Профессиональные тестеры – мультиметры, с помощью которых можно не только прозвонить провода, но и выполнить ряд других диагностических работ в электрической сети.

Это удобный и простой в обращении прибор, который всегда находится в арсенале электрика.

Что значит прозвонить провода и когда это может быть необходимо

Достаточно часто можно услышать термин «прозвонка кабеля», но людям, не связанным с электротехникой он может быть непонятен. В общем смысле «прозвонка» означает проверку целостности электрических цепей и отсутствие коротких замыканий между проводниками. Определение целостности проводников осуществляют не только электрики, но и люди, связанные с ремонтом и диагностикой различного электрооборудования и электроники, а также связисты при прокладке линий связи.

При монтаже силовых и осветительных сетей в промышленных условиях или быту, по окончании всех работ (или каких-либо этапов) производят обязательную проверку каждой смонтированной линии. Это важно для корректной и долговечной работы всей смонтированной системы.

Как работает прозвонка

Мультиметр имеет свой источник питания, и с его помощью в обесточенный проводник подается напряжение.

Мультиметр

Каждый материал имеет сопротивление, которое можно измерить или вычислить. Мультиметром, установленным на позицию «определение сопротивления», проводится тестирование провода. На дисплее прибора указывается величина сопротивления материала.

Сила тока I прямо пропорциональна напряжению U и обратно пропорциональна сопротивлению R. Эту формулу многие помнят из уроков физики.

I=U/R

Значит то напряжение, которое есть в мультиметре, подается на проверяемый проводник. Происходит анализ данных материала, и результат выводится на дисплей.

Сам факт, что найти эту величину удалось, и объясняет, что проводник не поврежден.

Возможные последствия

Короткое замыкание – это негативное явление, которое может привести к пожару и поломке бытовой техники. Но также можно выделить другие проблемы, вызываемые дефектом:

  • Плавление жил. В случае взрыва они могут причинить вред здоровью людей.
  • Воспламенение изоляции. Актуально для некачественных изоляционных слоев или выполненных из легковоспламеняемых материалов.
  • Поломка техники.

Чтобы не допустить всех негативных последствий, нужно вовремя найти короткое замыкание и устранить его.

В каких случаях проводится проверка

К прозвонке прибегают тогда, когда необходимо убедиться в целостности цепи.

Случаи бывают разные:

  • поломка выключателя или розетки;
  • выход из строя бытовых электрических приборов;
  • проверка печатных плат;
  • диагностика проводки автомобиля;
  • поиск необходимой жилы среди большого количества других проводников;
  • диагностика линий связи, а также осветительных и силовых сетей при их установке.

Поломка

Поверку проводов при неисправном выключателе или розетке необходимо проводить только после того, как исключены другие варианты поломки.

Например, нарушение соединений или дефект приемника электрического тока.

Причинами повреждения проводов могут являться и механическое воздействие (при ремонтных работах), и перегрузки, которые вызывают короткое замыкание. Его тоже возможно определить мультиметром.

Необходимость в выполнении

Проверку проводят в случаях:

  • неисправности розетки или выключателя;
  • отсутствия питания подключенных к сети электроприборов;
  • некорректной работы компонентов на электронных платах;
  • отказа электрического оборудования на автомобилях;
  • определения назначения сердечника в многожильном кабеле;
  • диагностики сетей, построенных на основе проводов с металлической центральной частью.

Необходимость в выполнении

Настройка мультиметра

Для диагностики целостности проводов на мультиметре необходимо выставить режим прозвонки. К измерительному прибору прилагаются два провода с щупами: красный и черный. Их нужно вставить в соответствующие для них гнезда: «СОМ» – для черного, «VωmA» – для красного. Таким образом, соблюдается полярность при измерении.

Для проверки исправности тестера щуп красного и черного провода нужно замкнуть друг с другом. Раздается характерный звонок – мультиметр готов к работе.

Показатели и их расшифровка

Во время проверки проводников на дисплее тестера появляются цифровые значения, по которым определяют наличие сопротивления в проводнике.

Показатели

Звучит сигнал, и на экране отображается число «0» (или близкое к нулю) – проводник не поврежден.

Если звука нет, а прибор показывает «1» – в проводе разрыв.

Пределы величин

Если проверять целостность проводников на режиме «определение сопротивления», то необходимо выставлять пределы величин.

Значения, введенные вручную, всегда кратные 2. Для проверки длинных проводов – 20 Ом. Минимальная цифра, которую можно указать – 2 Ом.

Подключение тестера

Мультиметр, выставленный в нужном режиме, подсоединяют двумя щупами к контактам проверяемого проводника. Для удобства щупы и концы провода иногда скрепляют металлическим зажимами – «крокодилами». Тестер сразу показывает результаты диагностики на экране.

Подробная инструкция и последовательность действий

Для выполнения проверки необходимо:

  1. Включить мультиметр и выбрать требуемый режим (прозвона или омметра). Если на экране прибора горит символ в виде пиктограммы батарейки, то следует установить новый элемент питания. Для включения устройства достаточно повернуть переключатель режима из положения Off или нажать на кнопку сбоку корпуса.
  2. Установить щупы, на изоляции которых не допускаются разрывы.
  3. Приступить к тестированию с учетом особенностей электропроводки. Оголенные участки очищают от загрязнений или окислов, т. к. отложения не проводят ток и не позволяют корректно проверить целостность линии.

Прозвонка длинного проводника

Для проверки длинного одиночного кабеля необходимо:

  1. Определить длину магистрали и приобрести тонкий провод соответствующего размера.
  2. Зачистить концы и соединить винтовой или пружинной клеммой.
  3. Подключить щупы к противоположным выводам. Звуковой сигнал указывает на исправность кабеля.

Проверка ТЭНа

Перед проверкой прибора нужно рассчитать его сопротивление. Это легко сделать, зная мощность ТЭНа. Она указана в его документах или на обратной стороне корпуса.

Рассчитать сопротивление можно с помощью формулы:

R=U²/P,

где U – напряжение в сети, P – мощность ТЭНа, а R – сопротивление.

Если ТЭН имеет мощность 2000 Вт, а напряжение электросети 220 В, то сопротивление, высчитываемое по данной формуле, получается 24.2 Ом.

Проверка ТЭНа

Далее можно переходить к процессу измерения:

  1. Перед тем как проверить цепь ТЭНа, нужно выключить его из сети и отсоединить провода.
  2. На мультиметре выставить режим «измерение сопротивления» и указать диапазон до 200 Ом.
  3. Щупами тестера дотронуться до клемм ТЭНа. При исправности проверяемого прибора на дисплее мультиметра высвечивается число, близкое к тому, что нашли по формуле. Если мультиметр показывает «1», значит есть обрыв. Если «0» – внутри ТЭНа замыкание.

В режиме прозвонки ТЭН можно проверить на наличие пробоя на корпус. Для этого один из щупов тестера подсоединяем к выводу прибора, а второй – к его корпусу или к заземлению. Если пробой есть, тестер будет пищать.

Проверка одного длинного провода

А если нужно проверить только одну жилу? Это можно сделать так. Например есть 2-х проводный кабель, и интересует, оборвана ли только одна линия, и если да, то какая.

В основном вы должны делать то же, что и в предыдущем этапе, только с использованием дополнительного провода с любым поперечным сечением.

Проверка обрыва провода в цепи мультиметром

Берем дополнительный шнур и с одной стороны прикручиваем его к проводу, который хотим исследовать. Ведем его ко второму месту, где расположен второй конец провода.

Касаемся щупами и измеряем. Если всё хорошо, будет результат измерения близко к 0 Ом, если что-то пойдет не так, измерение будет несколько kΩ, MΩ или даже на дисплее будет просто 0L – обрыв.

Безопасность при использовании мультиметра

При работе с тестером необходимо помнить о предосторожностях и соблюдать правила безопасности:

  1. Перед тем как прозвонить цепь мультиметром, обесточить сеть.
  2. Около выключенного рубильника повесить предупреждающую табличку о том, что проводятся работы.
  3. Не касаться оголенных проводов руками.
  4. Работать в специализированной одежде и в резиновых перчатках.
  5. Если в цепи есть конденсаторы, они должны быть разряжены. В противном случае мультиметр выйдет из строя.Во время поведения теста специалисты рекомендуют:
  • пользоваться «крокодилами» (это зажимы, которые закрепляют на концы проводов тестера; контакт становится надежней, и освобождаются руки);
  • не прикасаться руками к оголенным проводам или щупам, иначе измерения будут не корректными.

Обесточить сеть

Но если есть сомнения в своих способностях в проведении диагностики, лучше довериться специалистам.

Техника безопасности

Еще один важный момент – при проверке целостности и сопротивления изоляции электроцепей, необходимо обязательно обесточить сеть при помощи выключения автоматов. Третий важный момент – все проверки необходимо осуществить только днем, ведь при аварийном освещении и свете фонарей по правилам техники безопасности можно работать только при возникновении внештатной ситуации.

Кроме того, во время проверки кабеля, который имеет большое количество жил, их следует полностью очистить от изоляции и отделить одну от другой. После этого следует убедиться в том, что жилы являются незамкнутыми. Этот момент крайне важен для кабелей, через которые протекает большой ток.

Если при проверке тестер не издает писк, значит, жилы являются незамкнутыми.

Как Проверить на Короткое Замыкание Мультиметром Как проверить транзистордиодконденсаторрезистор и др

Мнение эксперта

It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике

Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»

Замыкание электропроводки: что это такое, причины и методы поиска, предупреждение В идеальных условиях все должно быть сделано по нормативам и ГОСТ, а все потребители разделены и каждая цепь запитана в распредщитке через конкретный автомат. Спрашивайте, я на связи!

Как прозванивать провода мультиметром

Для проверки проводов необходимо сначала обесточить сеть.

Затем:

  • привести мультиметр в рабочее состояние;
  • установить нужный режим;
  • прикрепить щупы;
  • проверить готовность тестера.

После подготовки можно приступить к проверке. Щупы мультиметра соединить с оголенными концами провода. Сигнал есть – проводник целый.

Проводка в квартире

В данном случае для каждой комнаты выделена отдельная электропроводка, которая питается через автоматический выключатель от щитка.

Если пропало электричество в квартире, первое, что нужно проверить – распределительный щит.

Электропроводка

В случае когда автоматы не выключились, поломка скорее всего кроется в приемнике или в комнатном рубильнике лампы. А если защита сработала, необходимо проверить всю проводку.

Прозвонка разрешена только в обесточенной сети. Перед диагностикой необходимо проверить, есть ли ток в цепи.

Первое, что выходит из строя – сама розетка. Выявить дефекты в ней можно визуально, вынув ее из подрозетника. Но диагностику лучше выполнить при помощи приборов.

Если и она в рабочем состоянии, проверяется распределительная коробка. Она находится поблизости от розетки. В коробке укомплектованы скрутки проводников: фаза, земля и ноль. Одним щупом мультиметра нужно поочередно прикасаться к контактам в розетке, а другим – к оголенным концам скруток. Так выявляется поврежденный проводник.

Проверка целостности цепи

Для прозвонки цепи необходимо проверить каждый элемент, входящий в нее. Щупы мультиметра нужно соединить с разными концами одного провода, таким образом замкнув его. Раздался звук – с проводником все в порядке, в противном случае требуется замена.

Прозвонка длинного проводника

Бывают случаи, когда необходимо узнать, не поврежден ли провод, концы которого находятся далеко друг от друга. Тогда для проверки используют заземление. Нужно один конец проверяемой жилы соединить с землей при помощи металлического стержня, а щупами мультиметра прикоснуться к другому концу и к заземляющему проводу.

Прозвонка длинного проводника

Получается замкнутая цепь, в которой земля является проводником.

Как прозвонить провод в автомобиле

прозвонка в автомобиле

Прозвонка электроники в машине проводится так же, как и в других случаях: прикосновением щупов тестера к концам проводника. Важно перед проверкой включить двигатель на холостых оборотах. В случае когда для прозвона доступен только один контакт, второй щуп тестера накидывают на массу (металлический корпус автомобиля). Он выполняет функцию заземления.

Предохранитель

проверка предохранителей

Это устройство, которое предотвращает перегрев элементов в цепи. Оно имеет вид маленькой пластины или цилиндра с тонким кабелем внутри. Для его тестирования щупы мультиметра прикладываются к разным сторонам. На режиме «прозвонка» при условии целостности предохранителя должен раздаваться звук.

На режиме «определение сопротивления» на экране тестера: «0» – нет разрыва, «1» – повреждение проводника.

Лампы

При проверке нужно один щуп тестера подсоединить к центральному контакту, а второй – к боковому. Диагностика также проходит в режиме прозвонки.

прозвонка лампы

Подобная проверка может производиться только с винтовым цоколем.

Диоды и светодиоды

В диоде полярность обусловлена анодом и катодом. Поэтому он проводит ток в одном направлении. Для проверки элемента на тестере выставляется соответствующий режим. К полюсам диода прикасаются щупами мультиметра, а потом меняют их местами.

Если в результате одной проверки тестер показал «0», а во время другой «1» – элемент исправен.

У светодиода полярность обратная. При касании плюсовым контактом к аноду, а минусовым к катоду он загорается. Когда меняют положение проводов тестера, напряжение исчезает. Так определяется, что светодиод в рабочем состоянии.

Обрыв – это бесконечное сопротивления

Проверка целостности цепи (провода) на самом деле является проверкой сопротивления. Как вы знаете, каждый провод имеет свое собственное электрическое сопротивление, но он очень мало на нескольких (десятках) метрах. Таким образом, если на одной и на другой стороне щупов мультиметра находится один и тот же провод, сопротивление между его клеммами должно быть не более нескольких Ом. В домашних сетях оно обычно ниже 1 Ом.

Когда же сопротивление составляет десятки kΩ (килоом) или MΩ (мегаом), значит либо произошёл разрыв в цепи, либо мы проверяем два разных провода:)

Перед тем как что-нибудь проверять, убедитесь что кабель или провод не под напряжением. Это очень важно, так как в противном случае это будет последнее измерение, проведенное с помощью данного мультиметра. Лучше всего перед проверкой кабель вообще отключить от всего, чтоб удобнее и безопаснее была работа.

Некоторые особенности

Специалисты обращают внимание на моменты, которые необходимо учитывать при прозвонке проводов.

В смежных комнатах розетки устанавливаются в одном месте друг напротив друга.

Розетки

Они не всегда относятся к той распределительной коробке, что находится поблизости.

Иногда для прозвона провода, соединяющего распределительную коробку и розетку, не хватает длины щупов мультимера. Чтобы проверить целостность проводников, замыкают контакты в самой розетке, а измерения проводят в распределительной коробке.

При отсутствии тестера

Если мультиметра нет под рукой, прозвонить провод можно и самодельным прибором. Он состоит из автономного аккумулятора, лампочки и двух проводников. Концы отводов от батарейки по аналогии с мультиметром подсоединяют к концам проверяемого проводника. Лампочка служит световым индикатором. Если она зажигается, провод не поврежден.

Если автомат не работает

В случае когда пропадает свет в комнате, а защитный автомат не срабатывает, нужно выполнить ряд действий:

  1. Проверить, есть ли ток на выходе и входе автомата. Если с этим все в порядке, перейти к следующему шагу.
  2. Выкрутить лампу и проверить ее, прикоснувшись одним щупом тестера к металлической резьбе цоколя, а другим – к основному контакту элемента. Если сигнал мультиметра оповещает об исправности прибора, поиски проблемы продолжаются.
  3. Патрон осматривается визуально, можно дополнительно прозвонить его контакты. Если он в норме – проверяем выключатель.
  4. Внешний корпус комнатного рубильника необходимо достать из коробки и осмотреть его. Проверить, есть ли обугливание проводов или пластика, хорошо ли затянуты крепления. Затем прозванивают оборудование.

Защитный автомат

Часто поиск дефекта в данном контексте ограничивается вышеперечисленными действиями.

Если автомат сработал

В случае короткого замыкания или перегрузки сети защитные автоматы отключают подачу напряжения в квартиру или дом.

После того как произошла проверка лампочки, патрона и выключателя, нужно прозвонить проводку.

Алгоритм действий выглядит примерно так:

  1. Выставить мультиметр в режим прозвонки.
  2. Одним щупом подсоединиться к нулевому контакту, другим – к рабочему проводнику. Если тестер издает сигнал, значит в цепи есть короткое замыкание.
  3. При таком раскладе необходимо вскрыть распределительную коробку, к которой относится выключатель, и разомкнуть провода.
  4. Все контакты прозванивают, чтобы выяснить, какие из них закоротило.

Таким образом, диагностика цепи проводится по пути от приемника к щитку до выявления повреждения и его устранения.

Характеристики микросхемы

  1. Максимально допустимое напряжение питания, не приводящее к порче = 15V.
  2. Номинальное напряжение питания = 9V.
  3. Потребляемый ток номинальный = 1mА.
  4. Потребляемый ток не более = 1,8 mА.
  5. Число разрядов индикации = 3,5
  6. Постоянное напряжение на входе относительно минуса питания = ЗV.
  7. ШкалаВ = 2V или 200mV.
  8. Температурный дрейф нуля не болееВ =В 1 uV/С.
  9. Шум при Vвх=0, шкале 200 mV не более = 15 uV.

Для более сложных проверок нужно пользоваться специальным тестером микросхем, который можно приобрести или сделать своими руками. При прозвонке отдельных узлов микросхемы на экран дисплея будут выводиться данные, анализируя которые можно прийти к выводу об исправности или неисправности элемента.

Стоит не забывать, что для полноценной проверки микросхемы нужно полностью смоделировать ее нормальный режим работы, то есть обеспечить подачу напряжения нужного уровня. Для этого проверку стоит проводить на специальной проверочной плате.

Как Проверить на Короткое Замыкание Мультиметром Как проверить транзистордиодконденсаторрезистор и др

Зачастую, осуществить проверку микросхемы, не выпаивая элементы, оказывается невозможным, и каждый из них должен прозваниваться отдельно. О том, как прозвонить отдельные элементы микросхемы после выпаивания будет рассказано далее.

Какое освещение Вы предпочитаете

ВстроенноеЛюстра

Пример прозвонки кабелей

Перед тем как проверить кабель, необходимо зачистить все его жилы с обоих концов. После настройки мультиметра можно приступать к проверке.

Щупы тестера накладываются на соседние провода одного конца кабеля и прозванивают их. При отсутствии короткого замыкания тестер не должен показывать наличие сопротивления и издавать звуковой сигнал. Если он пищит, значит провода между собой сне омкнулись (закоротились). Так попарно проверяют все проводники.

Повреждение проводов исключают следующим образом:

  • скручивают все жилы кабеля между собой на одном конце и так же на другом;
  • накидывают щупы мультиметра на скрутки;
  • прозванивают весь кабель.

Если проверку сопровождает звуковой сигнал, значит все в порядке.

Если кабель слишком длинный

Наиболее распространенная ситуация когда концы кабеля расположены в двух удаленных местах. Что делать?

Проверка обрыва провода в цепи мультиметром

С одной стороны соединяем два провода одного жгута, например используя электрический монтажный блок, или просто скручиваем их вместе.

После этой операции с другой стороны, если провод не обрывается в какой-либо точке, сопротивление между проводами должно быть незначительным из-за прямого подключения этих жил.

Виды измерительных тестеров

Мультиметр объединяет три разных типа счётчиков (амперметр, вольтметр и омметр) в одно устройство. Некоторые приборы могут выполнять другие типы измерений: например, могут измерять ёмкость конденсаторов, тестировать диоды или транзисторы.

Существует три типа мультиметров:

  1. Цифровой мультиметр (ЦММ), который отображает измерения на цифровом экране. Он наиболее часто используется для тестирования. Аналоговый мультиметр (АММ), часто используется для тестирования оборудования hi-fi. Он включает в себя преобразователь напряжения тока и магнитоэлектрический амперметр. Эта модель не требует батареи для измерения тока и напряжения.
  2. Мультиметры Fluke.

ЦММ имеет два щупа: положительный и отрицательный, обозначенные чёрным и красным цветом, источник питания 9 В (обычно батарейка «Крона»), ЖК-дисплей, ручки для выбора необходимого диапазона режимов, внутренней схемы, состоящей из схемы формирования сигнала, аналого-цифрового преобразователя. Преимуществами цифрового ММ являются его электронный дисплей, высокая точность прозвонки, способность считывать как положительные, так и отрицательные значения.

АММ сконструирован с использованием измерителя движущейся катушки и указателя для индикации показаний на шкале. Когда ток проходит через катушку, магнитное поле индуцируется в катушке, реагирующей с магнитным полем постоянных магнитов. Возникающая сила приводит к тому, что указатель, прикреплённый к барабану, отклоняется на шкале, указывая на текущее показание. Он состоит из пружин, прикреплённых к барабану, которые обеспечивают противоположно направленную к движению барабана силу для управления поворотом указателя.

Преимущества АММ в том, что он недорогой, не требует батареи, может измерять колебания показаний. Следует точно знать, как прозванивать мультиметром. Двумя основными факторами, влияющими на измерение, являются чувствительность и точность. Чувствительность относится к обратному току полного отклонения шкалы и измеряется в омах на вольт.

Fluke защищен от переходного напряжения. Это небольшое портативное устройство, используемое для прозвонки проводов мультиметром, измерения напряжения, тока и тестовых диодов. Он имеет несколько положений для выбора нужной функции. Fluke автоматически изменяет диапазон для выбора большинства измерений. Это означает, что величина сигнала не должна быть известна или определена для точного считывания, она непосредственно перемещается в соответствующий порт для желаемого измерения. Предохранитель защищён для предотвращения повреждения, если он подключён к неправильному порту.

Общие правила демонтажа подрулевого шлейфа

Перед демонтажем конструкции необходимо ознакомиться с последовательностью работ. Инструкции по демонтажу для распространенных марок авто можно найти в интернете. Если такие сведения в сети отсутствуют, следует руководствоваться следующими общими правилами:

1. Перед произведением работ необходимо установить рулевое колесо в среднее (нулевое) положение. Если в инструкции указано сместить руль в определенное положение (например, некоторые модели VW), следует выполнить смещение, одновременно нанеся метки на руль и защиту рулевой колонки.

2. Далее следует приступить к разборке кожуха колонки. Помимо саморезов она крепится на защелках, поэтому разбор необходимо производить в теплом помещении, чтобы их не заломать.

3. На внутренней стороне руля может быть предусмотрено специальное крепление подушки безопасности.

Демонтировать подушку безопасности следует с особой осторожностью. Лучше в этот момент воспользоваться помощью. Часто после откручивания крепления она сразу «отваливается», так как дополнительных элементов крепежа (направляющих, скоб и др.) не имеется. Если подушка оторвется от проводки, она придет в негодность. Напомню, что работу с подушкой необходимо производить при отключенной клемме АКБ.

4. После освобождения конструкции руля приступают к откручиванию болта его крепления. Перед его откручиванием обязательно наносят риски на рулевой вал и рулевую втулку, чтобы не было проблем с дальнейшей корректной установкой руля.

5. Дальнейший этап – снятие «стрекозы» (блоков подрулевых переключателей света, стеклоочистителей, поворотников и др.) Перед этим необходимо отсоединить все разъемы к ним. В некоторых моделях авто шлейф можно снять, не демонтируя «стрекозу».

6. Обычно подрулевой шлейф крепится на скобах, иногда находится под пластмассовой защитой.

7. Итак, подрулевой шлейф в руках. Сначала производят визуальный осмотр. Если сам шлейф пожеван, оборван либо нарушена его целостность, то, скорее всего, его необходимо менять, лучше в сборе. Если он имеет незначительные повреждения, можно отремонтировать. Самостоятельно ремонтировать шлейф без специального опыта не советую. Можно отнести к специалистам по ремонту мобильной техники или ноутбуков. Они на этом не один шлейф съели. Можно, конечно навесить пару припойных «соплей» при помощи флюса из таблетки аспирина, но не факт, что такой контакт прослужит долго.

8. Если конструкция подрулевого шлейфа восстановлению не подлежит, необходимо приступить к поиску замены. Сейчас в интернет-магазинах можно найти запчасть для любой распространенной модели авто.

9. Желательно о приобретении нового рулевого шлейфа позаботиться заранее. Если под рулем что-то начинает хрустеть с вышеперечисленными признаками неисправности, то устройство точно подлежит замене. Лучше совместить в одном ремонте демонтаж неисправного и установку нового шлейфа. В таком случае рулевой механизм не смещается, есть большая вероятность корректной установки. Если собрать рулевую колонку без шлейфа, затем несколько недель поэксплуатировать авто, после чего установить запчасть, существует большая вероятность некорректной установки. При этом шлейф может оборваться или вновь зажеваться.

Первичный осмотр после покупки

Новостройка

В новом жилье проводку исследуют до капитального ремонта и отделочных работ. Сначала рассчитывают мощность приборов, которые будут в помещении, определяют сечение кабеля, сравнивают.

Если значение меньше необходимого, следует заменить проводку. В противном случае не избежать перегрузок, замыканий, возгораний.

Внешний визуальный осмотр, соответствие правилам прокладки – обязательные моменты. Чтобы проверить проводку в доме, если она уже закрыта штукатуркой, следует воспользоваться мультиметром. Замыкается цепь выходящих концов кабелей, проверяется щупами прибора.

Старое жилье

«Вторичные» или более старые постройки проверить сложнее. Сначала нужно найти распределительные коробки, выяснить расположение розеток, включателей, ламп. Провода в коробах не должны быть повреждены, не допускается ржавчина или другие загрязнения – такую электрику меняют.

Подобным образом осматриваются розетки и другие приборы. Снимаются защитные крышки, сопротивление замеряется мультиметром.

Основные причины неисправности подрулевого шлейфа

Под шлейфом в электротехнике понимают жгут проводников в общей изоляции. Иначе его называют ленточный кабель. Такие устройства хорошо известны компьютерщикам.

Многожильный ленточный кабель хорошо подходит для передачи сигналов от вращающегося по оси рулевой колонки устройства. В этом случае шлейф наматывается на специальную мини-бухту. Первоначально по шлейфам передавались сигналы непосредственно с мини-переключателей, установленных на руле, а также к подушке безопасности. Впоследствии на руль стали устанавливать электронное устройство, которое шифрует сигналы для передачи. Это позволило увеличить надежность, снизить количество сбоев.

Однако технические проблемы, связанные с отказом шлейфов, остались. Основные причины ненадежности подрулевых шлейфов:

1. Естественный износ

. Механические напряжения при сгибании шлейфа накапливаются. Со временем это приводит к излому проводников.

2. Большой ток при срабатывании подушек безопасности

. Особенно опасна с этой точки зрения обманка подушек безопасности. Обычно это резистор сопротивлением 2,2 Ома. Он мгновенно не перегорает, как пиропатрон подушки. Длительное время протекает большой ток, который перегревает шлейф.

3. Коррозия

. Даже небольшое количество влаги, попавшее в подрулевое пространство способно вызвать коррозию тонких проводников в месте пайки шлейфа.

4. Дорожно-транспортное происшествие

. Повышенные механические нагрузки во время ДТП могут привести к повреждению шлейфа.

Тестирование высоковольтных проводов

Мультиметр в режиме омметра можно использовать для проверки проблем с высоковольтными проводами (бронепровод), если автомобиль имеет прерывистый сбой в сети высокого напряжения (свечной). Перед тем как приступать к такой процедуре, рекомендуется изучить инструкцию.Порядок измерения:

  1. Включите цифровой ММ, затем поверните диск управления в положение сопротивления. Сопротивление измеряется в омах и обозначается на циферблате столичной греческой буквой омега.
  2. Подключите красный (положительный) зонд ММ к положительному внешнему полю катушки зажигания.
  3. Прикоснитесь к чёрному (отрицательному) зонду ММ к внешней отрицательной стойке устройства для измерения сопротивления первичной катушки. Если показания отличаются от показанного в руководстве автомашины, необходимо заменить катушку зажигания.
  4. Подключите чёрный зонд ММ к центральной отрицательной клемме катушки зажигания. Это создаёт сопротивление для вторичной катушки. Опять же, если тестируемое сопротивление не является тем, что дано в руководстве для владельцев авто, катушка зажигания не рабочий и нарушена целостность системы

Проверка целостности кабельной продукции

Для измерений по цепи пропускают слабый электрический ток от элемента питания мультиметра, а прибор указывает величину сопротивления. Целью может быть нахождение двух концов одной жилы или целостности провода. Погрешность измерения в технологии того, как прозвонить провода мультиметром, здесь не имеет значения – либо по цепи течет ток, либо нет. Если кабель исправный, каждая его жила проводит электрический ток, а между отдельными проводниками отсутствует короткое замыкание.

Проверка обрыва провода мультиметром

Наиболее частые поломки удлинителей

Условно все поломки удлинителей по локализации можно разделить на три области:

  • Неисправность провода (кабеля). Переломы и отгорания провода.
  • Неисправность вилки. Болтаются шпильки, отгорает провод на присоединении к контакту.
  • Неисправность в колодке с контактами. Выгорает пластина (редко) или ослабляются контакты.

Чаще всего переламывается или отгорает провод на присоединении к вилке или на входе в розеточную колодку. Эту неисправность легко выявить даже визуально и отремонтировать. Хуже, когда повреждение где-то внутри провода под изоляцией, и визуально этого не видно. Если у вас длинный (от 10 м и больше) катушечный или простой удлинитель, то жалко выбрасывать провод, поэтому лучше поднапрячься и отремонтировать его.

На примере обычного китайского удлинителя мы покажем, как можно отремонтировать все эти неисправности. Просто взяли то, что было под рукой — конечно, из-за 200 руб. не стоит тратить кучу времени, но, если у вас хороший удлинитель метров на 30, выбрасывать его откровенно жалко.

Как правильно установить подрулевой шлейф

Универсальных рекомендаций на этот случай мало. Прежде всего, при монтаже конструкции рулевого управления необходимо строго соблюдать совмещение всех предварительно установленных меток и рисок, последовательность работ. Следует предварительно осмотреть конструкцию шлейфа, возможно, на ней есть дополнительные метки положения.

При установке рулевого болта необходимо пользоваться динамометрическим ключом. После монтажа конструкции необходимо проверить плавность вращения рулевого колеса. Для этого передние колеса лучше «вывесить». Далее медленно при слабом усилии вращать рулевое колесо в крайние положения. Зажигание при этом следует включить (предварительно, накинув клеммы аккумулятора), двигатель не заводить. Если при предельных углах поворота руля будет наблюдаться посторонний шум, либо дополнительное усилие, лучше еще раз проверить правильность установки шлейфа.

В заключение ремонтных работ может потребоваться адаптация рулевого управления с помощью диагностических средств.

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Тестер для прозвонки электрических цепей в квартире

На рынке большое разнообразие тестеров для прозвонки. Различие его от мультиметра заключается в том, что функционал у него по скромнее.

Основное предназначение — это вызванивание проводов и проверка напряжения. Поэтому многие виды тестеров являются не только прозвонкой, но и как индикатор напряжения.

Тестеры для прозвонки

Вполне естественно, что в каждом таком устройстве имеются батарейки для индикации и сигнала, которых по мере эксплуатации или времени нужно заменять.

Простое устройство можно изготовить самому в домашних условиях. Для этого нужно взять батарейку на 4,5 В, лампочку на 3,5 и кусок электрического шнура. Схема соединения самая простая.

Одним недостатком самых простых тестеров является невозможность проверить сопротивление высокоомных цепей.

Посмотрите видео о том, как пользоваться самой простой прозвонкой для электрических цепей.

Вы узнали, что нужно, чтобы отыскать неисправность в электрических цепях, проверить целостность проводов. Конечно это не решит больших задач, если возникли более сложные проблемы.

Для этого придется использовать более сложную аппаратуру и без специалиста не обойтись. В следующих статьях мы постараемся раскрыть другие вопросы, не менее актуальные.

Мнение эксперта

It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике

Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»

Транзисторы (полевые и биполярные) Достаточно подключить с одной стороны щуп к проводнику, а с другой стороны поочередно прислонять щуп к каждому проводнику в пучке. Спрашивайте, я на связи!

Как проверить новую электропроводку

Чтобы быть уверенным в полной исправности домашней электросети, на этапе прокладки следует произвести ряд простых действий.

  1. Выбор качественного кабеля. Дешевые материалы не выдерживают больших нагрузок. Проверить изделие можно мегаомметром прямо в строительном магазине. Необходимые измерения обычно делает продавец.
  2. После монтажа кабеля необходимо тщательно проверить изоляцию на наличие дефектов, несмотря на то, что прибор показывает норму. Это делается до того, как он будет покрыт штукатуркой или другими отделочными материалами.

Алгоритм прозвонки проводки под напряжением следующий.

  1. Включение автомата, нахождение и маркировка фазы индикаторной отверткой.
  2. Включение мультиметра на измерение напряжения переменного тока и установка на диапазон выше 220 В. Одним щупом прибора следует прикоснуться к фазе, после чего другим по очереди протестировать провода. При появлении на дисплее величины 220 В искомый нулевой провод будет найден. Его следует замаркировать.
  3. Остальные пары проводов проверяются аналогичным образом и маркируются.

При проверке на замыкание щупы подсоединяются к разным проводникам в режиме омметра. Наличие сопротивления показывает, что они связаны электрически между собой. Проверка делается на небольших отрезках проводки, поскольку у прибора небольшое напряжение. Перед тем как прозвонить провода мультиметром на короткое замыкание, во всей схеме отключаются все приборы. Проверяя все линии, находится закороченная. Затем она вызванивается по участкам, пока не найдется место замыкания.

Проверка обрыва провода мультиметром

Измерение тока КЗ в домашних условиях –

  • лучше всего применять специального типа наконечники – так называемые крокодилы. Их обычно надевают на кончики приборов измерения.
  • конденсаторы должны быть совсем разряжены, иначе тестер может сломаться.
  • цепь, которая будет проверяться, должна быть полностью обесточена и не иметь даже слаботочных источников питания.
  • нельзя прикасаться к концам проводов, где отсутствует изоляция. Иначе произойдет искажение показаний.
  • перед началом проведения работ требуется проверить работоспособность самого устройства.

Новый тип шлейфа IDE.

Новый тип шлейфа IDE появился примерно в 1999 году, с введением нового режима Ultra DMA/66 (UDMA4), позволяющего производить обмен данными на скоростях до 66.7 Мбайт/с. По этому нужен был и новый, более совершенный, скоростной, 80-ми проводной шлейф, но имеющий, как и раньше три 40-ка контактных разъема. По новому стандарту разъемы стали теперь разных цветов (синий, серый, чёрный). Синий разъем подключается к материнской плате, далее серый – к ведомому устройству (Slave), и черный – к ведущему устройству (Master). То есть, на новом 80-ти контактном IDE шлейфе Master и Slave теперь поменялись местами.

Конфигурация устройств на таком 80-ти проводном шлейфе нового типа должна выглядеть следующим образом:

|MB|———-|S|—|M|

Где:

|MB| – motherboard (материнская плата)

|S| – устройство Slave (device 1)

|M| – устройство Master (device 0)

Преимущество нового IDE шлейфа перед старым – способность работать на более высоких скоростях передачи данных, благодаря тому, что все 40 сигнальных проводников чередуются с дополнительными 40-ка заземленными. По этому, новый тип шлейфа – скоростной, 80-ти жильный. Соответственно, применены и новые разъемы. Внешне они выглядят как разъемы старого типа, но предназначены для подключения 80-ти проводникового шлейфа, который уже имеет 47 заземленных контактов, соединенных вместе (вместо 7-ми, на старом типе шлейфа).

Так же увеличению скорости передачи данных способствует расположение устройства Master в конце шлейфа. Благодаря этому отсутствует незадействованный «хвост» шлейфа при подключении одного лишь устройства Master. Этот «хвост» шлейфа, присущий старому типу, отражал и искажал сигнал, внося в него ошибки.

Следует сказать, что этот новый стандарт интерфейса под названием ATA-5, с 80-ти жильным шлейфом, теперь именует подключаемые устройства не как Master и Slave, а как device 0 (устройство 0) и device 1 (устройство 1).

Как определить неполадки

Регулярный прозвон мультиметром поможет выявить неисправности. Определить, на каком участке поломка, несложно. Например, если не работают розетки и включатели, подсоединенные к коробке – проблема здесь. Если только одна – поломка между коробом и розеткой.

Современные технологии и систематические проверки обеспечат безопасность при эксплуатации электропроводки в квартире, увеличат срок службы. Главное – соблюдать принципы и правила работы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]