Конструкционное исполнение плуга
Сегодня популярны следующие виды плугов:
- однокорпусные;
- роторные;
- оборотные.
Наиболее широко распространён первый вид. В Интернете без труда можно отыскать множество схем и чертежей однокорпусного плуга. Это самое предпочтительное решение для тех, у кого нет опыта в самостоятельном изготовлении подобных конструкций.
Для его создания не потребуется наличие каких-либо специальных инструментов. Будет достаточно стандартного набора, который можно найти в любом гараже или хозяйственной постройке.
Отличие оборотного плуга заключается в наличие изогнутого пера в верхней части конструкции, позволяющего сразу же переворачивать земляной пласт при его подъёме. Это оптимальный выбор, если предстоит работать на твёрдой земле. Из-за сложного конструкционного решения изготовить его под силу только специалисту.
Наиболее трудоёмким является роторный плуг. Его конструкция схожа с конструкцией культиватора, так как она оснащена сразу несколькими лемехами, закреплёнными на одной оси. Во время вспашки происходит прокручивание оси, что вызывает переворачивание земляного слоя.
Преимущества
Самостоятельное создание плуга для мотоблока имеет определенные преимущества. Параметры лемеха и отвала будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к обработке конкретного типа почвы. К таким параметрам относится:
- угол отвала;
- качество и глубина вспашки земли;
- площадь захвата;
- эффективность.
Учитывая мощность мотоблока можно сделать плуг, который не вызовет чрезмерных нагрузок на двигатель и пробуксовки, но в то же время будет иметь максимальный захват. Необходимо использовать только качественные материалы, что даст возможность значительно повысить срок эксплуатации плуга. Можно также предусмотреть крепление различных насадок, которые позволят значительно расширить функциональность, благодаря чему станет возможен полный комплекс обработки земли.
Рекомендации по настройке плуга для мотоблока
Основное требование к движению мотоблока – это перемещение строго прямолинейное. Каждое из колес может начинать обгон, что нарушает линейность. Наличие рабочего органа, выполняющего подрезание и оборот почвы, нарушает стабильность. Поэтому при настройке стараются установить корпус так, чтобы смещения свести к минимуму. Для этой цели на раме имеются специальные отверстия. С их помощью можно отрегулировать положение сельхозорудия относительно силового агрегата.
Важно отрегулировать и глубину вспашки. Операция выполняется перемещением стойки относительно рамы.
Как переделать мотоблок
Усовершенствовать мотоблок многие владельцы желают для повышения комфорта во время работы. Самые часто встречающиеся модификации – это изготовление адаптеров и прицепов. Такой апгрейд позволяет расширить функционал мотоблока, потому что адаптер позволяет не только перевозить различные грузы, но и использовать мотоблок в качестве транспортного средства.
Усовершенствование мотоблока позволит создать целый мини-трактор. Адаптеры и прицепы могут иметь собственное рулевое управление, что намного удобнее, чем использовать руль от мотоблока. Есть много пошаговых фото-инструкций и видео, показывающих, как создать прицеп. Один из важнейших элементов такого устройства – рама, которая изготавливается из швеллера или труб. Колеса могут быть взяты от любого автомобиля, идеальный вариант – колеса от квадроцикла. Мосты можно взять от ВАЗ 21-09, их необходимо укоротить. Рулевая колонка может быть взята от того же автомобиля. Водительское кресло позволит производить работы с максимальным комфортом.
Кроме того, из мотоблока можно сделать мини-экскаватор, для создания которого необходима гидравлическая система. Такой экскаватор очень удобен для строительства на приусадебном участке, ведь он компактен и может проехать там, где тяжелая техника не сможет.
Плуг для мотоблока своими руками чертежи
Исходя из опыта людей которые делали плуг для мотоблока своими руками и чертежи, то нужно сделать лемех плуга съемным, чтобы затачивать его перед пахотой.
Лучший материал для изготовления режущей части плуга для мотоблока- легированная сталь 9ХС, идущая на диски циркулярных пил.
Сгодится и сталь 45, которая доводится до твердости HRC 50-55 закалкой. Если к вас есть только рядовая сталь, например углеродистая Ст.5, не подлежащая термической обработке, то ее тоже можно приспособить для резки пласта земли, отбив режущую кромку холодного лемеха на наковальне, и затем наточив ее.
Отвал для плуга мотоблока
Способ изготовления отвала №1. Рабочей поверхности отвала должна быть придана цилиндроидальная форма. Если есть листогибочные вальцы, то придать заготовке требуемую форму нетрудно.
Чтобы этого добиться, заготовку отвала, вырезанную газовой или электросваркой (либо ножницами) из стального листа толщиной 3-4 мм, подают на вальцы под углом 20°-23°, выгибают её, а затем молотком придают требуемую форму по шаблону.
Чертеж отвала плуга из листа стали 3 мм
Способ №2. Заготовкой для отвала может быть стальная труба с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм. Вначале из плотного картона изготавливают шаблон отвала, затем шаблон прикладывается к трубе так, чтобы нижняя образующая шаблона отвала составляла с образующей цилиндрической трубы угол 20-23°.
Контур отвала рисуется мелом, затем он вырезается газовой сваркой и обрабатывается наждаком. Если необходимо, то форму отвала доводят молотком по имеющемуся шаблону.
Форма отвала плуга из трубы с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм
Способ №3. Самым трудоемким способом получения отвала является помещение его заготовки в горн для нагрева (или нагрев ее другим способом). Затем заготовку гнут по матрице, в качестве которой можно брать отвал от другого плуга.
Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки Ст.3-Ст.10 с толщиной 3 мм.
Чертеж деталей плуга:
- а – лемех из легированной стали;
- б — боковой щиток стойки, Ст3;
- в — распорная пластина, Ст3;
- г — пластина основания плуга, Ст3;
- д — полевая доска, уголок 30х30 мм;
- е — стойка, труба диаметром 42 мм
Рекомендуем вначале выполнить части плуга из плотного картона и соединить их между собой склеиванием с выдерживанием соответствующих углов. Так, значения угла альфа на разных частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла гамма — от 42° до 50°. Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, смело начинайте работу с металлом.
Когда стальные части плуга будут сделаны, то для сборки его корпуса будет нужен вспомогательный лист стали толщиной 2-3 мм с размерами 500х500 мм, а также потребуется сварочный аппарат. На вспомогательном листе с отступом от краев 40 мм откладывается угол γ0.
Сборка плуга
- 1 — лемех;
- 2 — боковой щиток стойки;
- 3 – вспомогательный лист 2-3 мм
С использованием клиньев с углом α0=25° на вспомогательный лист устанавливается лемех и приваривается к листу точечно с двух сторон.
С лемехом стыкуется боковой щиток стойки в вертикальном положении так, чтобы его край заходил за край лемеха на 5-8 мм, при этом поднят боковой щиток должен быть выше, чем лезвие лемеха (то есть выше вспомогательного листа) на 6-10 мм, чтобы не мешать лемеху подрезать землю. Щиток также слегка приваривается к лемеху и к вспомогательному листу.
Затем к лемеху максимально плотно и без зазора прикладывается отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.
Крепление лемеха плуга
- — лемех;
- — винт с потайной головкой М8;
- — отвал;
- — пластина основания;
- — уголок 30х30х90 мм;
- — гайка М8
Если обнаруживается, что углы и/или поверхности не соответствуют, то отвал дорабатывается молотком. После подгонки отвала к лемеху он сзади прихватывается сваркой как к лемеху, так и к боковому щитку. Затем боковой щиток сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой прихватываются упорные уголки для лемеха.
Плуг еще раз подвергается осмотру и сваривается капитально, при этом вспомогательный лист, используемый для сборки плуга, отделяется от его корпуса зубилом или «болгаркой» с отрезным диском. Упорные уголки лемеха капитально привариваются к пластине основания. Затем все сварные швы зачищаются, а поверхности отвала и лемеха обрабатываются шлифшкуркой.
Чертеж плуга
В настоящее время сделать плуг для мотоблока своими руками не составляет проблемы, тем более что сейчас можно найти чертежи самых разнообразных конструкций. Очень часто к ним приложены подробные указания по созданию и сборке плуга.
- ручка из трубы – 2 шт.;
- рама;
- фиксация стойки винтом М10;
- плуг;
- крепежная вилка шарнира к раме;
- дышло;
- колесо;
- капроновая втулка для подшипника;
- перемычка между рукоятками;
- шарнирная ось из болта М10;
- контргайка;
- ось;
- дистанционная шайба;
- ручка для дышла;
- тройник.
Главное чем необходимо руководствоваться, создавая подобную конструкцию – это точно придерживаться всех инструкций и соблюдать все параметры выбранных чертежей. Даже незначительная неточность, которая может на первый взгляд показаться несущественной, в состоянии сильно сказаться на характеристиках плуга или впоследствии негативно повлиять на рабочие параметры в процессе эксплуатации.
Плуг на мотоблок: обзор популярных моделей и их характеристики
Промышленные модификации хоть и уступают самодельным аналогам в размере затрат, но отличаются высокой надежностью и долговечностью. На современном рынке присутствует множество разнообразных моделей, которые различаются не только по требованиям к качеству почвы, но и и к техпараметрам самой силовой установки.
Плуги на мотоблок «Салют»
«Салют» — известный бренд культиваторов и мотоблоков. Благодаря плугу производят вспашку почвы на глубину до 25 см. Функционируют с такими разновидностями плугов:
- оборотным, пригодным для плотной почвы – самый тяжеловесный из рассматриваемых;
- однокорпусным без сцепки, вес которого составляет 9,55 кг при глубине вспашки до 200 мм;
- поворотным плугом Зыкова массой 9 кг, который рыхлит 20-25 см верхнего слоя земли.
Плуги на мотоблок «Крот»
Мотокультиватор «Крот» известен в нескольких модификациях – МК-1 и Мк-2, Обе отлично совместимы с универсальными плугами оборотного действия. Для лучшей сцепки с поверхностью необходимо докупить грунтозацепы.
Технические характеристики плуга «Крот»:
- Ширина обработки – 20 см;
- Глубина вспашки – 20 см;
- Масса – 8 кг.
Плуги к мотоблоку «Нева»
Мотоблок «Нева» имеет несколько базовых модификаций, среди которых МБ-1 и МБ-2. Между собой отличаются мощностью и трансмиссией. Поэтому комплектуются разными адаптерами.
МБ-1 совместим с универсальным однокорпусным плугом без сцепки, а так же моделью П1 20/3. Последняя захватывает ряд шириной в 22 см и адаптирована к переуплотненным грунтам.
МБ-2 работает с:
- плугом «Крот» (1-корпусный), весом 8,5 кг;
- 2-оборотным с 15 кг весом и обработкой на 20 см;
- однокорпусным плугом П1-20/2 (8,5 кг).
Плуг для мотоблоков «МТЗ»
С мотокультиватором МТЗ-09Н и другими модификациями производителя могут работать плуги:
- универсальный оборотный ПУ-00.000-01, изготовленный из стали и имеющий специфическую форму гребня;
- П1-20/3, меньше размерами предыдущего;
- оборотный двухсторонний с перовидным лемехом. Вместе с таким плугом мотоблок может эксплуатироваться со скоростью 2-5 км/ч.
Большую известность получил универсальный плуг серии ПУ. Его особенностями является:
- маловесность;
- простота транспортировки;
- крепление обычной сцепкой;
- ширина колеи 30 см;
- регулируемость глубины вспашки, которая макс. может составлять 25 см.
Кроме обозначенных выше, огромную популярность у потребителей получили плуги для мотоблока с опорным колесом, регулировка которых производится винтовым механизмом.
Выбор и эксплуатация плугов для мотоблока «Нева»
Работа с землей требует не только колоссальных знаний, но и значительных физических усилий. Для облегчения труда фермеров конструкторы разработали специальную технику, которая не только уменьшает физические затраты, но и значительно ускоряет процесс посадки и уборки урожая. Одним из таких агрегатов является мотоблок. На полках специализированных магазинов можно увидеть большое количество данных устройств, которые отличаются не только страной производства, но и ценовым диапазоном. Одним из лидеров продаж данного сегмента можно по праву назвать мотоблок «Нева».
Для быстрого и качественного выполнения работ надо не только приобрести технику, но и правильно выбрать навесное оборудование. Специалисты рекомендуют покупать его одновременно и выбирать все комплектующие одного производителя.
Одним из наиболее востребованных приспособлений в сельском хозяйстве является плуг, с помощью которого можно осуществлять работы как весной, так и в осенний период. О плугах-окучниках (дисковых) и других разновидностях для «Невы» мы поговорим подробнее.
Мотоблок «Нева» – универсальное оборудование, которое способно обрабатывать различные виды почвы. Для выполнения большого количества работ на участках с различной почвой плуг должен состоять из лемеха геометрической формы и пятки и быть изготовленным из прочного и закаленного метала. Большинство плугов имеют разборную конструкцию. Глубина погружения плуга для мотоблока «Нева» составляет 25 см, а ширина захвата 20 см. Производители выпускают несколько видов навесного оборудования.
- Роторное – состоит из нескольких лопастей. Недостаток – обработка почвы в одну сторону.
- Оборотное – применяется для почвы с твердой структурой и сложным рельефом. Внешний вид напоминает перо.
- Однокорпусное – состоит из одного лемеха. Недостаток – возможность обрабатывать только почву с рыхлой структурой.
Особое внимание специалисты уделяют плугу Зыкова, который состоит из следующих элементов:
- опорное колесо;
- двухсторонний корпус;
- лемех и отвал;
- полевая доска;
- стойка;
- плужный корпус с поворотным механизмом.
Двухсторонний корпус с лемехом и отвалом позволяет не только пахать землю, но и переворачивать ее, а полевая доска надежно фиксирует конструкцию и делает ее устойчивой. Двухоборотный плуг имеет правый и левый лемех и позволяет выполнять работу в обоих направлениях. Для смены рабочего плуга достаточно просто нажать на педаль, которая фиксирует положение стойки, и переместить аппарат в необходимое место.
Наибольшей популярностью в последние годы пользуется роторный плуг, глубина вспашки которого составляет более 35 см. Недостаток – высокий ценовой диапазон. Достоинство – возможность использовать на сложных участках неправильной геометрической формы. При выборе плуга необходимо учитывать тип почвы, мощность мотоблока и его модель.
Вес наиболее популярных моделей плугов находится в диапазоне от 3 кг до 15 кг, соответственно, размеры тоже различаются. В случае поломки можно заменить плуг на специальные навесные фрезы. Производители выпускают несколько моделей фрез:
- саблевидные ножки – для обработки целины;
- гусиные лапки – применяется для самых твердых типов почвы.
Как выполняется регулировка
Точная регулировка плуга для мотоблока выстраивается по трём параметрам:
ширине;
глубине вхождения;
углу наклона.
Для самостоятельной настройки плуга ширину выставляют по его краям. Для лучшего дробления и лёгких прорезов почвы, край его должен крепиться на одной высоте с зацепом для грунта, ориентируясь на внутреннюю сторону.
В этой статье вы узнаете, как сделать окучник для мотоблока своими руками.
Читайте здесь, что лучше использовать на даче мотоблок или культиватор.
Глубина выстраивается после того, как мотоблок помещают на подставки. Устанавливают устойчиво, без смещения в сторону плуга.
Высоту подставок следует регулировать в зависимости от того, на какую глубину вы планируете вспахивать почву. Если это вспашка перед зимним сезоном, то глубину выбирают приблизительно 25 см. Весной же глубина до 20 см.
После установки и выбора глубины регулируют крепление плуга. Идеальным считается тот вариант, когда он прилегает к почве.
Если это первый опыт в пахании земли мотоблоком, то воспользуйтесь натяжной верёвкой для ориентира, так как первый ряд должен быть прямолинейным, что б далее от него отталкиваться.
Также можете воспользоваться колесом для опоры, оно находится левее от плуга, и ходит по необработанной земле, тем самым предотвращает слишком глубокое проникновение и регулирует глубину.
После установки мотоблок регулируют специальными болтами таким образом, что б задняя часть плуга располагалась параллельно почве.
Последним этапом в регулировке является снятие мотоблока с подставки, выставление руля на высоту вашей поясницы. Это делается для меньшей нагрузки на руки при продолжительной работе.
Настройка плуга перед началом пахоты
Начиная пахотные работы необходимо правильно настроить и отрегулировать положение плуга относительно земли. Эта процедура производится в несколько этапов: перед началом пахоты и на протяжении вспашки первой колеи.
Читать также: Термоэлектрический охладитель пельтье что это
Предлагаем посмотреть видео, где подробно рассказано как производится настройка плуга к мотоблоку Ока:
Алгоритм действий при настройке плуга под мотоблок Ока:
- Приготовьте необходимый ручной инструмент (гаечные ключи), мотоблок, сцепку и плуг.
- Смените пневматические колеса на грунтозацепы.
- Присоедините к мотоблоку сцепку посредством болтовых соединений.
- Присоедините к сцепке плуг, совместив отверстия на стойке плуга с отверстиями на сцепке, зафиксируйте положение плуга при помощи шплинтов.
Поставить плуг недостаточно, его еще необходимо и правильно отрегулировать:
- Установить глубину пахоты, которая для мотоблоков Ока составляет 15-18 см.
- Переходим к регулировке угла атаки, от которого напрямую зависит глубина погружения насадки в почву. Подкручиваем болт на сцепке, отвечающий за высоту расположения пятки плуга (чем пятка выше, тем сильнее заглубление). Оптимальный размер — 3-5 см от пятки до земли.
- Переходим к пробной вспашке грунта. За первый проход проверяются такие параметры, как: глубина нарезаемой борозды, плавность хода мотоблока Ока с нагрузкой.
- Если при первом проходе обнаружились какие-то недостатки — перенастраиваем систему.
Окучники
Окучники позволяют нарезать борозды для посадки сельскохозяйственных культур, но их главным применением является именно окучивание картофеля для получения большего урожая.
Окучники бывают нескольких видов:
- Оборотный. Это самый простой вид окучников, которые работают при помощи двух плугов.
- Дисковый. Этот вариант более эффективный. Он работает при помощи двух вращающихся дисков. Которые вращаются и взрыхляют почву.
- Активный. Этот особый вид окучника, Который работает при помощи пропеллеров. Если дисковые и оборотные окучники просто переворачивают верхний слой земли на картофель, то этот сначала измельчает ее, а лишь потом отбрасывает.
От производителя
Официальный производитель предлагает один вариант окучника – оборотный окучник универсальный ОУ-00.000-01.
Он имеет вид двух соединенных плугов. Возможна регулировка ширины междурядий путем переставления плугов на разное расстояние от 45 до 70 см. Плуг погружается в землю на глубину до 10 см. Средняя скорость передвижения Беларуса с оборотным окучником составляет 4 км/ч. Весит конструкция 20 кг.
Аналоги
Лучшим аналогом для любого заводского навесного оборудования для МТЗ является лидская продукция. В том числе и окучники.
Окучник ОК-2 представлен лидской компанией и имеет аналогичные параметры с универсальным окучником, кроме глубины погружения. Максимальное погружение этого агрегата составляет 12 см. Соответственно и скорость в этом случае падает до 3 км/ч.
Всегда можно выбрать универсальный вариант для мотоблока, который будет с успехом работать на нем. Главное подобрать сцепку.
Украинская предлагает большое количество универсального оборудования, в том числе и дисковых окучников. Размеры дисков могут варьироваться от 18 до 36 см. Уровень погружения у них максимально может составлять половину диаметра. Недостатком является то, что они предназначены для обработки только 1 ряда, в то время, как оборотные окучники производят работу с двумя рядами сразу.
Самодельный вариант
Изготавливать дисковый окучник проблематично, намного проще в своей конструкции оборотный. Для его изготовления достаточно иметь под рукой два плуга, которые при помощи болтов подсоединить не к Беларусу, а к раме. А саму раму уже соединить с МТЗ.
Раму следует изготовить из квадратной трубы в форме буквы «Т». Эта конструкция проста, но эффективна и известна еще с советских времен.
Видео обзоры
Обзор окучника универсального ОУ-00.000-01 для мотоблока МТЗ
Настройка дисков окучника на мотоблоке МТЗ
Пример окучивания мотоблоком Беларус МТЗ-09
Вот несколько отзывов от людей, которые уже использовали данный агрегат:
Геннадий:
«Выбирая между дисковым и оборотным окучником лучше все-таки взять дисковый. Он немного дороже, но зато работает более стабильно, и не подрезает клубни картофеля. Исходя из практики, ряды далеко не всегда равно посажены, и рано или поздно заденешь какой-то куст. Но если посадить через картофелесажалку я думаю проблем никаких возникнуть не должно»
Дмитрий:
«Если смотреть какой окучник лучше, то нет однозначного ответа, каждый по-своему хорош. Дисковый лучше использовать до того момента, пока не взошел картофель, или на ранних стадиях роста. Он делает из грунта мелкие комки, тем самым насыщая его кислородом. После этого происходит активный рост клубней, и обычно на следующей день уже виднеются ростки из-под земли. А с нынешним климатом: плюс 30 °С и без дождей, это то, что нужно. А оборотный уже можно использовать, когда картофель подрос и набрался сил, без опасения повредить его»
Роторный плуг на мотоблок: преимущества агрегата
Имеет наиболее усовершенствованную форму для вспашки целины, поросших бурьянами участков на глубину около 30 см. Ротационный самодельный плуг включает в себя:
Мотоблок, на который навешивается такое орудие, должен иметь исправный вал отбора мощности. Именно он приводит в действие ось, а она – лемехи.
Роторные плуги на мотоблок в самодельном исполнении чаще всего встречаются с дисковыми механизмами. Но известны так же барабанные, лопаточные и шнековые плуги. Незаменимы при заделке удобрений и борьбе с сорняками.
Роторные плуги
Роторные модели отличаются от других конструкций: агрегат состоит из набора изогнутых лемехов, которые взрыхляют почву, помещенных на оси, приводимой в действие валом отбора мощности агрегата. Глубина вспашки почвы роторным плугом составляет 25-30 см, и не требует значительных усилий работников.
Ротационный плуг позволяет вести вспашку, меняя направления, что важно для обработки участков со сложными формами. Данная конструкция популярна среди дачников для обработки почвы со слоем дерна или насыщенной корнями
Роторные плуги совместимы со средними и тяжелыми мотоблоками.
Установка плуга на мотоблок
В конструкции любого плуга, независимо от его габаритов и формы, присутствует сцепка, посредством которой приспособление крепится к мотоблоку. Сцепка может быть стационарной или универсальной. Самым оптимальным вариантом считается элемент второго типа, так как он дает больше возможностей для регулировки плуга.
Независимо от типа сцепки, монтаж конструкции на мотоблок всегда выполняется в одном и том же порядке. Чтобы прицепить плуг к мотоблоку, следует действовать в такой последовательности:
- Вначале установите мотоблок на подставки – для этого можно использовать кирпичи или бревна;
- Приложите сцепку плуга к фаркопу мотоблока так, чтобы отверстия на обоих элементах совпадали друг с другом;
- Зафиксируйте сцепку на фаркопе посредством болтов.
Многие новички считают, что чем надежнее крепление плуга к мотоблоку, тем эффективнее будет работа навесного оборудования. Однако практика показывает, что слишком жесткое соединение только ухудшит качество вспашки. Дело в том, что при эксплуатации плуга на него действуют силы, уходящее перпендикулярно по отношению к плоскости отвала. Из-за этого возникает сопротивление, которое отталкивает плуг в сторону от мотоблока. Чтобы исключить это, при установке плуга нужно оставить горизонтальный люфт примерно в 5 градусов.
Изготовление и крепление рабочих элементов плуга
Основными элементами однокорпусной конструкции являются отвал и лемех, для создания которых необходима прочная листовая сталь толщиной 3-5 мм. В первую очередь делается лемех, для чего стоит использовать старый диск от «циркулярки», поскольку он производится из высокопрочной стали. Чтобы заточить режущую кромку лемеха, ее следует отбить на наковальне.
Далее, нужно сделать отвал из металлической трубы диаметром 50-60 см и толщиной стенок порядка 5 мм. Из картона или плотной бумаги создается шаблон, который прикладывают к металлу и обводят по всему контуру мелом. После, по полученным линиям, газосваркой вырезают заготовку, которая доводится до необходимых размеров при помощи «болгарки» или молота и наждака.
Оборотный плуг для мотоблока – порядок изготовления
Как и в первом случае, чтобы изготовить поворотный плуг, нужно изучить схему конструкции. В противном случае даже малейшая неточность приведет к низкой эффективности готового навесного оборудования.
Чтобы сделать плуг Зыкова, действуйте в таком порядке:
- Для изготовления лемеха используйте листовую сталь, толщиной около 5 мм. Вырежьте из нее заготовку, нагрейте при помощи газовой горелки и загните так, как указано на рисунке. Лемех обязательно должен быть съемным. Режущая часть детали отбивается на наковальне и затачивается на специальном станке;
- Далее изготовьте отвал. Его можно сделать из трубы с толщиной стенок 5 мм и диаметром 50 см. По шаблону вырежьте заготовку отвала при помощи газовой горелки, после чего отшлифуйте изделие болгаркой;
- После этого из листовой стали, толщиной 3 мм изготовьте корпус плуга и соберите конструкцию, используя сварку;
- Сварочные швы зачистите напильником и обработайте наждачной бумагой.
В результате работы вы получаете универсальный плуг на мотоблок, при помощи которого вы сможете обрабатывать не только сухую, но и влажную почву.
Плуг к мотоблоку своими руками из конного – как сделать своими руками?
В отличие от других типов навесного оборудования, конский плуг можно сделать практически полностью из дерева. Единственная металлическая деталь – это лемех, так как деревянный элемент из-за регулярной обработки грунта довольно быстро придет в негодность. Алгоритм изготовления плуга выглядит следующим образом:
- Вначале возьмите 2 деревянные брусья, толщиной около 10 см – они послужат для изготовления рукояток. На верхнюю часть рукояток необходимо надеть резиновые накладки;
- Рукоятки соедините между собой под прямым углом так, чтобы при вспашке вы смогли крепко ухватить их обеими руками;
- Нижние части деталей соедините посредством саморезов;
- Возьмите еще один брус, толщиной 20 см. Он должен быть изогнутым так, чтобы верхний и нижний его конец располагались параллельно друг к другу;
- К нижнему концу закрепите лемех;
- В верхнем конце установите сцепку, которую также можно сделать из небольших деревянных брусков;
- Посередине закрепите сдвоенную часть рукояток.
Несмотря на простоту конструкции, конский плуг показывает достаточно высокую эффективность. Правда, использовать его для вспашки влажного грунта довольно опасно, так как деревянные элементы могут попросту сломаться от тяжести почвы.
Независимо от выбранного вами способа для изготовления плуга, каждую из самодельных конструкций можно использовать для работы с мотоблоками Крот, МТЗ, Салют, а также Нева МБ-1 и МБ-2.
Мотоблок – достойная замена минитракторов в небольших фермерских и приусадебных хозяйствах. Оснащенный дизельным или бензиновым двигателем, в зависимости от мощности за одну рабочую смену он способен обработать внушительную площадь, вспашка которой вручную заняла бы в разы больше времени.
Самодельная сборка силового агрегата (мотоблока) нецелесообразна из-за дороговизны и сложности процесса. Зато его основной рабочий орган – плуг – изготовить и собрать своими руками дело нехитрое, в чем мы и убедимся в данной статье.
КОННЫЕ ПЛУГИ.
Агротехнические требования к вспашке
Чтобы получить хороший урожай, необходимо создать наиболее благоприятные условия для нормального развития культурных растений, требующих, как известно, достаточного количества влаги, воздуха, тепла, света и питательных веществ.
Питательные вещества растения получают из почвы через корневую систему, причем растения не могут хорошо развиваться, если в почве будет недостаточно влаги и воздуха.
Для лучшего проникновения в почву влаги и воздуха нужно, чтобы почва всегда имела мелкокомковатую структуру. Хорошая структурная почва состоит из мелких комочков, размером от 1 до 10 миллиметров. Из структурной почвы влага испаряется медленно: наоборот, из бесструктурной и плотной почвы испарение влаги идет быстрее. Поэтому на уплотненной почве растения чаще и сильнее страдают из-за недостатка влаги.
Академик В. Р. Вильяме учил, что основной задачей механи¬ческой обработки почвы является придание ей мелкокомковатой структуры. Только на структурных почвах можно получать высокие урожаи. Передовики сельского хозяйства, наряду с другими агротехническими приемами, всегда заботятся о создании и сохранении надлежащей структуры почвы. При механической обработке это надо всегда помнить и не использовать машин и орудий, сильно разрушающих структуру почвы.
Основной обработкой почвы является вспашка. При вспашке почва измельчается, верхний распыленный, бесструктурный или задернелый слой укладывается на дно борозды и засыпается, а наверх выносится свежий, еще не распыленный слой почвы, в который впоследствии помещают семена культурных растений (при посеве). Навоз, разбросанный по полю, растительные и пожнивные остатки при вспашке укладываются вниз под пласт и впоследствии под влиянием влаги, тепла и бактерий перепревают и превращаются в пищу для растений. Иногда при вспашке производится углубление пахотного горизонта для облегчения корням растений возможности проникать в нижние слои почвы, для открытия доступа воздуха в подпочвенный слой и для создания лучшей структуры почвы.
Правильность вспашки оказывает очень сильное влияние на урожай. Правильно проведенная вспашка должна отвечать следующим агротехническим требованиям: 1) одинаковый размер пласта во все время работы; 2) плотное прилегание пластов друг к другу; 3) полная заделка навоза, растительных и пожнивных остатков; 4) слитная или слегка гребнистая поверхность поля; 5) строго выдержанная прямолинейность борозд; 6) горизонтальность борозд.
Вспашку производят плугами. Плуг при работе подрезает пласт земли, отталкивает в сторону, крошит и оборачивает ого.
Рис. 111 Составные части универсального плуга: (верхний—вид собранного плуга сбоку, нижний—вид на передок сзади): 1 — лемех: 2 — отвал; 3 — стойка: 4 — полевая доска; 5, 6 — грядильные болты с гайками; 7 — переставные рукоятки; 8 — нож; 9 и13 — грядильные скобки для ножа и предплужника; 10 — лемех предплужника; 11 — отвал предплужника; 12 — стойка (ручка) предплужника; 14 — грядиль; 15 — поперечный брусок для цепей передка; 16 — цепь упряжного крюка; 17 — левое (малое или полевое) колесо; 18 — правое (большое или бороздное) колесо; 19 — упряжной крюк; 20 — установочная дуга с чекой и цепью: 21 — правая полуось с гайкой (правая резьба); 22 — левая полуось с гайкой (левая резьба); 23 — соединительная скобка полуосей с двумя гайками: 24 — установочная рама; 25 — литое грядильное седло; 26 — грядильная подушка (с двумя шарнирными чеками и седлом); 27 — установочная дуга; 28 — скобы установочной рамы; 29 — левая цепь; 30 — двойная регулировочная гайка; 31 — правая цепь; 32 — полная двойная цепь; 33 — поддержка для скребка: 34 — деревянные наконечники рукояток.
УСТРОЙСТВО КОННОГО ПЛУГА
Наши заводы выпускают плуги тракторные и конные. Конные плуги бывают однокорпусные и двухкорпусные, передковые и безпередковые. Плуги имеют следующие рабочие органы: предплужник, нож, лемех, отвал и полевую доску, а также ряд других деталей, показанных на рис. 111.
Каждая часть плуга имеет свое особое назначение. Предплужник снимает верхнюю часть пласта, оборачивает и сбрасывает ее на дно предыдущей борозды. Нож отрезает основную часть пласта вдоль стенки новой борозды. Лемех подрезает эту часть пласта снизу и немного поднимает ее, образуя дно новой борозды. Отвал производит подъем, крошение, оборот и отталкивание основной части пласта в сторону с таким расчетом, чтобы она прикрыла собой снятую ранее предплужником и перевернутую верхнюю часть пласта. Полевая доска служит для опоры плуга в борозде. Лемех, отвал и полевая доска крепятся к стойке плуга и образуют так называемый корпус плуга.
Корпус крепится к раме плуга или стальной балке, называемой крядилем. У некоторых типов плугов грядиль двумя цепями соединяется с передком. На большой (правой) полуоси передка сидит бороздное колесо, а на малой (левой) полуоси — полевое колесо, меньшего размера. На большой полуоси устанавливается рамка с подушкой для опоры грядиля.
Рассмотрим рабочие органы плуга отдельно.
Лемех — стальная пластина трапециевидной формы, имеющая острый носок и лезвие рис. 112); если приложить лезвие лемеха к ровной доске, то оно должно плотно прикасаться к пей по всей своей длине. С нижней стороны лемех имеет утолщение (магазин). образующее запас металла, предназначенный для использования при ремонте (оттяжке).
Известно, что при работе, особенно на песчаных и каменистых почвах, лемехи очень быстро изнашиваются, стираются и теряют свою первоначальную форму, вследствие чего начинают неправильно работать.
Изношенный лемех оттягивают в кузнице, придавая ему (по шаблону) первоначальную форму за счет запаса металла, имеющегося в «магазине».
Лемех должен быть всегда острым, в противном случае он будет не подрезать пласт, а только рвать его. что поведет к снижению качества вспашки и утяжелению работы.
К стойке плуга лемех крепят при помощи двух болтов с потайными головками. Если головка болта будет выступать над шлифованной поверхностью лемеха, то вокруг нее будет накапливаться земля, а это ведет за собой заметное утяжеление работы. По этой же причине нельзя допускать зазоров (щелей) и выступов в стыке лемеха с отвалом. Переход рабочей поверхности лемеха к поверхности отвала должен быть плавным. Рис. 112 Лемехи конных плугов: А — вид сверху; Б — вид снизу; 1 — носок; 2 — лезвие, 3 — утолщение (магазин).
Отвал представляет изогнутую металлическую пластину, поставленную под углом к стенке борозды. Он предназначается для подъема, оборачивания, крошения и сбрасывания пласта в борозду, причем степень крошения пласта зависит от формы отвала. По форме отвалы делят на четыре основных группы: винтовые, полувинтовые, культурные и цилиндрические (рис. 113).
Винтовые отвалы имеют винтообразную форму и хорошо оборачивают пласт, но плохо крошат его. Цилиндрические отвалы похожи на разрезанный цилиндр, они плохо оборачивают пласт, по зато хорошо крошат его. Полувинтовые и культурные отвалы занимают, промежуточное место; они и оборачивают и крошат пласт. Полувинтовой отвал подходит ближе к винтовому, а культурный — к цилиндрическому отвалу.
Нож. На конных плугах ставят черенковые ножи. Нож крепится к раме плуга или грядилю хомутами, впереди корпуса, причем лезвие ножа устанавливают под острым углом к горизонту, с таким расчетом, чтобы расстояние от носка лемеха до носка ножа было не более 3—4 сантиметров. Вверх нож поднимают на 3—4 сантиметра от носка лемеха. В полевую сторону лезвие ножа выносится на 0,5—1 сантиметр.
Предплужник или дерносним — корпус плуга маленького размера, который устанавливается впереди основного корпуса плуга. Пласт снимается предплужником на глубину около 1/2 общей, толщины пласта: ширина захвата составляет около 2/3 от общей ширины пласта. Снятая предплужником дернина сбрасывается на дно борозды, а пластом, отрезанным основным корпусом, она засыпается.
В настоящее время выпускаются плуги преимущественно с культурными отвалами и предплужниками. Наукой установлено, что только вспашка с предплужником может дать хорошо разделанное. ровное поле, вполне пригодное для посева. Пахота плугом с предплужником имеет громадное значение для борьбы с сорняком и для резкого повышения урожайности полей. Рис. 113 Типы отвалов плугов: 1 — цилиндрический: 2 и 3 — культурные; 4 — полувинтовой; 5 — ВИНТОВОЙ.
На конных плугах предплужники устанавливают впереди черенкового ножа и выносят их от носка лемеха основного корпуса на 27—31 сантиметр.
Плоскость полевой стороны предплужника выносят в поле на 1—2 сантиметра. Расстояние от дна борозды до края лемеха предплужника должно быть 8—10 сантиметров. В этом случае толщина пласта, снимаемого предплужником, будет тоже 8— 20 сантиметров (рис. 114).
Наиболее распространенные марки конных плугов
Висячий плуг марки ПВ-23 (рис. 115). Висячими называют такие плуги, которые совсем не имеют передка и колес или снабжены только одним небольшим передним колесом. Поэтому во время работы пахарь должен обязательно придерживать висячий плуг за рукоятки. Рис 114 Правильная установка предплужника: 1- Предплужник; 2 — черенковый лож; 3 — основной корпус плуга (все размеры в сантиметрах).
Плуг ПВ-23 предназначен для вспашки и междурядной обработки почвы па глубину до 15 сантиметров. Отвал плуга культурного типа.
Основные показатели плуга: ширина захвата — 23 см; потребная тяговая сила — 1—2 лошади; вес — 34 кг; производительность 0,8 га за смену.
Установка плуга
Для правильной установки плуга типа ПП-28 с универсальным передком, плуг отдельно от передка ставят на ровный пол. При этом плуг должен опираться на лемех и пятку полевой доски. Затем под полевое колесо подводят подставку высотой, равной глубине вспашки, освобождают хомутик и выравнивают правую полуось.
Место соединения полуосей замечают зубилом. После этого опуска-ют подушку на нижние отверстия рамки, подводят передок под грядиль плуга, накидывают цепи на крючки поперечины и поднимают полушку до соприкосновения с грядилем. Рис- 115 Висячий конный плуг марки ПВ-23: 1 — черенковый нож; 2 — лемех; 3 — отвал; 4 — полевая доска; 5 — рукоятка; 6 — грядиль; 7 — регулятор глубины вспашки; 8 — регулятор ширины захвата; 9 — упряжной крюк; 10 — колесо с поддерживающей стойкой.
Если теперь потянуть за упряжной крюк и корпус будет оставаться па опорных точках — на пятке и лемехе, то установка сделана правильно. Если при потягивании плуга поднимается носок корпуса, то подушку имеете с перекладиной опускают и удлиняют цепи при помощи регулировочной гайки. Если при потягивании плуга приподнимается пятка корпуса, то нужно поднять подушку и укоротить обе цепи.
Чтобы обеспечить хорошее качество вспашки, при начале работы плуг регулируют так: при проведении первой борозды подушку вместе с перекладиной опускают настолько, чтобы плуг шел на половину требуемой глубины; полевое колесо устанавливают в одной опорной плоскости с бороздным (рис. 116). При проведении второй борозды подушку снова опускают, но полевое колесо поднимают на величину, равную глубине первой борозды. Следовательно, глубина второй борозды должна быть вдвое больше первой. Рис. 116 Проведение плугом борозд (установка колес плуга): 1 — проведение первой борозды; 2 — проведение второй борозды; 3 — проведение третьей и последующих борозд.
При проведении третьей борозды и последующих, подушку ставят в положение первоначальной регулировки, а полевое колесо — в положение для работы на полную глубину.
Ширину захвата плуга регулируют передвижением рамки по оси или перестановкой упряжного крюка.
Правильно установленный плуг должен работать «самоходом», без придержки его за рукоятку, что является большим преимуществом плугов этого типа.
Регулировку глубины вспашки при работе висячими плугами (плуг без передка) производят передвижением прицепа вверх или вниз. Для выравнивания хода плуга прицеп, кроме того, может передвигаться в горизонтальном направлении. Основные типы регуляторов висячих плугов показаны на рисунке 117.
Упряжка животных в плуг
Правильность упряжки животных сильно влияет па качество пахоты и на степень напряжения самих животных при их работе. Запряжка в плуг всех видов животных, как правило, постромочная.
Как в парной, так и в одинарной запряжке необходимо, чтобы сила тяги, идущая от лошадей, проходила через след центра тяжести плуга (рис. 118). Если этого совпадения нет, то плуг будет работать с перекосами.
Следом центра тяжести плуга называют точку, которая получается на опорной плоскости, если па нее из центра тяжести опустить отвес. Для определения центра тяжести плуг подвешивают на веревках за рукоятки и грядиль (рис. 119) с таким расчетом, чтобы корпус был параллелен опорной плоскости. Иначе говоря, плуг следует поднять в таком положении, как он был установлен для работы. Все три веревки должны сойтись вверху на одном крюке. От крюка на плуг опускают отвес и точка, которую он отметит, и будет являться следом центра тяжести плуга.
Если в плуг запрягают несколько лошадей, то для более ровного хода плуга следует связать лошадей за уздечки. Рис. 117 Основные типы регуляторов висячих плугов: А — фрикционный (работающий за счет трения); Б — гребенчатый: 1—грядиль; 2—дугообразная скоба; 3—вертикальная стойка; 4—стопорный болт; 5—тяга с упряжным крюком; 6—гребенка; 7—болт, шарнирно соединяющий гребенку с концом грядиля (что дает возможность гребенке поворачиваться с горизон-тальной плоскости); 8—шпилька, крепящая гребенку в определенном положении; 9—отверстия, высверленные на конце грядиля; 10— упряжной крюк, могущий быть переставленным по высоте на различные зубцы гребенки
Рис. 118 Движение конного плуга (схематический вид сверху). буквой «а» отмечен след центра тяжести плуга (жирная точка на корпусе плуга).
Рис. 119 Способ определения центра тяжести плуга: 1—корпус плуга; 2—грядиль; 3—рукоятки плуга; 4, 5 и 6 веревки; 7-крюк; 8— отвес.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НА ВСПАШКЕ
Конные плуги рассчитаны на сравнительно небольшую глубину пахоты, поэтому их следует применять, преимущественно, при вспашке почв с неглубоким пахотным горизонтом, при перепашке паров и на разных вспомогательных работах.
В настоящее время вспашку выполняют только загонным способом, при котором работа производится прямолинейными ходами с холостым заездом (с выключенным плугом) на концах загона. Вспашка может производиться всвал или вразвал. Вспашку вразвал начинают с краев загона и на концах загона плут заворачивают влево. К концу вспашки в середине загона получается разъемная (развальная) борозда. Вспашку вразвал можно также начинать с середины загона и на конце его сделать поворот влево.
Вспашку всвал начинают с середины загона; при этом на концах загона плуг заворачивают вправо. При первых двух ходах плуга в середине загона получается гребень.
Для уменьшения холостых заездов рекомендуется делать загоны более длинные и узкие.
Необходимо помнить, что при хорошем качестве работы плуг Должен давать также и высокую производительность. Чтобы подсчитать производительность, нужно знать ширину захвата плуга и скорость движения животных.
ПРИМЕР. Ширина захвата плуга _ 25 см —0,25 м; скорость движения лошади — 3,5 км в час. Часовая производительность будет следующая: (0,25×3,5):10 -0.0875 га, т. е. она равна произведению ширины захвата плуга в метрах на скорость движения лошади в километрах, деленному на постоянное число 10.
За 10 часов плуг по этому расчету мог бы выработать около 0.875 га или, округленно 0,9 га. Однако в действительности вы¬работка будет несколько меньше, так как около 10 процентов времени тратится на заезды и на отдых животных. Отдых животным необходимо давать после каждого часа работы на 5 минут: тогда они будут лучше работать и .меньше утомляться.
УХОД ЗА ПЛУГАМИ И ХРАНЕНИЕ ИХ Плуг не будет хорошо работать, если за ним нет правильного ухода. Перед пуском плуга в работу необходимо проверить правильность установки всех его частей, отточить лемех и нож. проверить затяжку всех болтов.
После работы плуг необходимо вынуть из земли, очистить от налипшей грязи, от сорных трав, растительных остатков и поставить на специально отведенное место. Смазку колес следует производить колесной мазью перед началом работы.
При остановках необходимо очищать плуг от налипшей грязи и зем-ли, так как работа залипшим плугом становится тяжелее.
После окончания всех работ рабочие органы плуга должны быть промыты керосином, а затем во избежание ржавления, смазаны маслом, смешанным с мелом. Для длительного хранения плуги должны быть расставлены в закрытом сарае на специальных деревянных подкладках. Правильное хранение плуга обеспечивает продолжительность и безотказность его работы.
ОСНОВНЫЕ НЕПОЛАДКИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ 1. Плуг чрезмерно заглубляется. Причиной может служить неправильная установка полевого колеса или подушки. Необходимо извлечь плуг ИЗ земли и установить его заново.
2. Плуг достаточно не заглубляется. Причиной может являться либо затупление или сильный износ лемеха, либо то, что бороздное колесо идет ниже уровня лезвий лемехов, либо слишком низкая установка прицепа. Следует отточить лемех или, если надо, оття¬нуть его, а также отрегулировать ход колес и положение прицепа.
3. Плуг не идет «самоходом». Для установки этого недостатка надо проверить правильность установки грядиля на подушке и проверить регулировку цепей.
4. Плуг идет вправо или влево. Этот недостаток может появиться вследствие неправильной запряжки животных. Нужно проверить направление тяги и совпадение ее со следом центра тяжести плуга.
5. Стенка борозды получается рваной. Это объясняется затуплением черенкового ножа или неправильной его установкой относительно поля (нож недостаточно вынесен в сторону поля). Необходимо отточить нож и правильно его установить.
6. Плуг недостаточно оборачивает пласт и плохо заделывает растительные остатки. Причиной чаще всего является слишком большая глубина вспашки (отношение ширины пласта к глубине вспашки должно быть больше 1.27).
7. В процессе работы сильно залипает отвал, что понижает качество работы и увеличивает тяговое сопротивление плуга. Причинами могут быть наличие краски на отвале нового плуга, ржавчина на отвале, неаккуратная сборка корпуса, когда головки потайных болтов выступают наружу, щель в месте перехода лемеха к отвалу. Необходимо устранить указанные ненормальности.
Источник: «Лошадь на личном подворье» А. Н. Семин, Н. П. Береснев, Ю. А. Кирсанов, А. В. Лиходеевский Екатеринбург: Издательство Уральского университета совместно с МП «ПИПП», 1992 г.
Как отрегулировать плуг на мотоблоке?
Регулировка – чрезвычайно важный момент, от которого зависит работоспособность не только самодельного или заводского плуга, но и мотоблока.
Чтобы правильно настроить плуг на мотоблок, необходимо обратить внимание на три ключевых параметра:
- ширину;
- глубину вспашки;
- наклон.
Ход работ:
- по краям выставить ширину, для чего край не должен сместиться выше или ниже зацепа для почвы;
- устойчиво расположить мотоблок на подставках, чтобы выставить требуемую для вспашки глубину. Нужно помнить, что она варьирует по сезонам года (зимой до 0,25 м, а весной около 0,2 м);
- отрегулировать крепление плуга к мотоблоку;
- сделать болтовые крепления так, чтобы задняя часть плуга находилась в одной плоскости с почвой;
- снять мотоблок с подставки.
Настройка считается завершенной, если руль располагается на уровне пояса работающего.
Как сделать?
Современные модели мотоблоков можно оснастить надежным плугом, изготовленным своими руками. Разновидности этого элемента: двухоборотный, оборотный, двухкорпусный, роторный или изделие Зыкова. Вариантов изготовления конструкции довольно много. Существуют даже варианты, в которых корпус выполнен из газового баллона. Самостоятельно изготовить качественный плуг для мототехники несложно, если соблюдать определенные правила.
Роторный
Изготовление конструкции можно разделить на несколько основных этапов.
Подготавливают хороший отвал по форме цилиндра. Делать это необходимо исключительно в соответствии с чертежом. Деталь выполняют из легированного металла
Важно следовать составленному чертежу при самостоятельном изготовлении конструкции. Выставляют лемех. Вводят клинышки в железный лист (3 мм) под углом в 45 градусов. Соединяют лемех с щитом сбоку. Обязательно следят за тем, чтобы лезвие лемеха располагалось чуть ниже самого щитка (1 см, не более). Присоединяют отвал к лемеху. К трубке из металла, которая выполняет функцию основания, приваривают с помощью сварочного аппарата рабочую половину с лемехом
С противоположной стороны – крепеж к мототехнике. Когда плуг готов, в его нижней половине можно приварить ось с колесами.
Обязательно следят за тем, чтобы лезвие лемеха располагалось чуть ниже самого щитка (1 см, не более). Присоединяют отвал к лемеху. К трубке из металла, которая выполняет функцию основания, приваривают с помощью сварочного аппарата рабочую половину с лемехом. С противоположной стороны – крепеж к мототехнике. Когда плуг готов, в его нижней половине можно приварить ось с колесами.
Поворотный
Поворотный вид плуга по праву признан одним из самых функциональных и практичных. Такая конструкция является прекрасным помощником для вспахивания земли на участке, потому что может охватывать достаточно большую площадь. Хорош плуг и тем, что с ним не надо тратить время впустую после каждого подхода. Нужно будет только повернуть плуг и двигаться в обратном направлении. Производительность техники возрастет в разы. Основные действия совершают таким же образом, как и в случае с роторным механизмом, но в этом случае режущие элементы должны находиться ниже полоза (хотя бы на 2 см).
Дисковый
Есть возможность собрать собственноручно и дисковый плуг для техники. Подобная модель собирается из деталей:
- дисков;
- кулака;
- оси;
- кронштейна;
- скребка;
- ведущей балки;
- ручки;
- стяжки.
Диски для устройства можно взять от старенькой «сеялки», если она есть в арсенале. Устанавливают эти элементы под углом, чтобы повысить производительность работ. Окучник навешивают на технику сквозь сцепной кронштейн. Т-образный поводок от плуга привинчивают к нему при помощи болтиков и стопора. На внушительной скорости окучник, возможно, станет буксовать, поэтому работать придется исключительно на небольших оборотах либо со спаренными колесиками.
Способы изготовления оборудования
Самодельный агрегат можно изготовить двумя способами.
- В первом случае для изготовления отвала используется стальная труба, диаметр которой составляет 55-60 сантиметров, а толщина стенки – 0,4-0,5 сантиметра. Изначально из плотного картона необходимо изготовить шаблон. С этой целью используются соответствующие чертежи. Если у вас под рукой имеются листогибочные вальцы, то заготовке придается необходимая форма максимально просто. Заготовка отвала вырезается с помощью ножниц. При подаче ее к вальцам выдерживается угол в 20 градусов. После ее изгибания доработка производится с помощью молотка.
- Второй вариант является достаточно трудоемким способом изготовления агрегата своими руками. Для его изготовления необходимо нагреть заготовку в горне или другим любым удобным способом. Далее производится ее изгиб по матрице. С этой целью наиболее часто используется отвал из навесного оборудования трактора Т 25. В качестве сырья для производства корпуса используется листовая сталь.К следующему этапу относится накладка шаблона на трубу с выдерживанием угла в 20 градусов. Контур отвала можно отчертить с помощью мела. Далее его необходимо отрезать. С этой целью наиболее часто используется газосварка. Обработка контура производится на наждаке. Если возникает необходимость, то производится доработка контура отвала с помощью молотка.
Технология изготовления
Изначально осуществляется изготовление элементов агрегата из плотного картона. Для этого необходимо также использовать чертежи. Для того чтобы максимально правильно изготовить самодельный плуг, необходимо выдержать соответствующие углы. Если параметры агрегата вами подходят, тогда необходимо произвести его изготовление из металла.
После изготовления металлических элементов плуга необходимо использовать стальной лист для их сборки, толщина которого будет составлять от 2 до 3 миллиметров. От краев листа необходимо отступить и отложить на нем угол. Для того чтобы сделать плуг своими руками, необходимо произвести установку лемеха на металлический лист.
- Правильное изготовление навесного оборудования на трактор Т 25 требует использования сварки для скрепления лемеха с металлическим листом. Далее необходимо под лемех провести боковой щиток стойки. Делается это таким образом, чтобы он располагался в вертикальном положении и выходил за край лемеха примерно на 7 сантиметров. Его также необходимо прикрепить к металлическому листу и лемеху. С этой целью наиболее часто используется сварка.
- Для того чтобы правильно сделать плуг для Т 25, необходимо примерить отвал к лемеху. Он требует максимально плотной стыковки с полотном. Лезвие лемеха и верхний обрез должны располагаться под правильным углом. В противном случае их необходимо будет доработать молотком.
- Для того чтобы правильно изготовить самодельный агрегат для Т 25 необходимо прикрепить распорную планку к боковому щитку методом сварки. Если вы не знаете, как это делать, вы можете посмотреть видео на нашем сайте. Щиток, лемех и боковой лист между собой необходимо соединить сваркой.
Работа самодельного плуга
Для того чтобы плуг для Т 25 мог самостоятельно удерживать борозду, к нему приспосабливают двухколесный блок. Ширина бороздового колеса должна составлять 4-5 сантиметра, а диаметр – 32 сантиметра. Диаметр полевого колеса должен составлять 20 сантиметров. Ось для колес плуга на трактор Т 25 производят из трубы, размер которой составляет ¾ дюйма.
С одной стороны трубу необходимо загнуть на 90 градусов и приварить к нему втулку, на которую в дальнейшем будет устанавливаться бороздовое колесо. На другой стороне трубы производится крепление полевого колеса. Колесная ось производится составной. Сама труба крепится к грядилю навесного оборудования методом сварки.
Настройка плуга
На видео можете увидеть работу плуга ( второй вариант)
Глубина пахоты грунта плугом для трактора составляет от 20 до 24 сантиметров. Именно такое же расстояние должно быть между полевым колесом и носком лемеха. Если вы предоставите возможность перемещения полевого колеса по вертикали, то плуг можно будет регулировать по глубине пахоты и ширине захвата грунта во время проведения работ. Если вы не знаете, как предоставить возможность перемещения колеса, то об этом вы можете посмотреть видео на нашем сайте.
Изготовить навесное оборудование самостоятельно не очень просто, но все же возможно. Главное, правильно подобрать материал и максимально точно придерживаться технологии производства.
Как настроить плуг
Кроме того, нужно правильно настроить плуг: рабочая часть кромки должна быть наклонена примерно на 40 градусов, ведь именно такой наклон позволяет сделать работу максимально эффективной даже на сложном грунте.
Борона для мотоблока – упростит работу, сэкономит время и ваши силы. С ней вы прекрасно подготовите свой участок.
Ручные самодельные культиваторы в настоящее время стали очень популярны. Если перейдете на ссылку, то сможете увидеть видео по его изготовлению.
Если сделать угол меньше, то режущая часть может просто вылетать из земли, а при большом наклоне кромка просто не одолеет тяжёлый грунт. Углы же наклона лопасти обычно варьируются от 30 до 140 градусов.
Виды плугов
При комплектации мотоблоков применяют плуги трех разновидностей, все из них имеют свою область применения:
- однокорпусные и двухкорпусные;
- поворотные или оборотные;
- роторные.
Однокорпусные модели
Однокорпусные агрегаты – наиболее простые по конструкции. Они имеют только один лемех и применяются при вспашке легких грунтов на обычных садовых участках, составляющих большую часть земель. Для вспашки тяжелых грунтов и целины такой плуг не подойдет, здесь потребуется более мощная конструкция.
Двухкорпусный плуг представляет собой две скрепленные рамы с лемехами. Применяется для обработки различных видов почв и для первичного вспахивания целинных земель. Одновременно сможет выполнять вспашку и боронование, обеспечивает наилучшее качество возделывания почвы.
Плуг поворотный для мотоблока, самодельный
Поворотный плуг — универсален, применяется на мотоблоках, содержит на стандартной одинарной сцепке ручной поворотный механизм. Как известно, при пахоте почвы обычным плугом за один проход пласт земли переворачивается лемехом в одну сторону. Чтобы земля следующего ряда переворачивалась в ту же сторону приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.
Поворотный плуг позволит вам выполнять пахоту гораздо быстрее — в конце ряда вы после разворота мотоблока просто разворачиваете лемех в другую сторону и продолжаете обработку почвы.
Размеры
Размеры различных видов плуга могут различаться. Можно разглядеть характеристики деталей на примере поворотного экземпляра. Учитывается, что поворотный вид такового приспособления собирается из последующих оснований:
- боковой вертикальной детали полозка;
- горизонтальной плоскости снизу полозка;
- фронтальной отвальной части.
Самым производительным принято считать плуг, у которого режущий край снизу зафиксированного сошника находится на 20 мм ниже нижней части полозка, размещенного горизонтально. Очередной правильно выстроенной частью плуга является сравнение режущего края на боку зафиксированного сошника с режущим краем с боковой стороны отвала. Сошник и отвал не должны выдаваться больше чем на 10 мм за границы вертикальной плоскости с боковой стороны полозка.
Есть и очередной принципиальный аспект – скрепление передней плоскости сошника отвала без видимых щелей и зазоров, и в схожей плоскости. Если рассматривать эти детали подробней, то они должны быть отлично отполированными и, как зеркало, отражать любые поверхности. Не должно быть выдающихся частей крепежа ни при каких критериях. Как плуг ворачивается с земляных работ, его лучше почистить от осевшего грунта и сторонних частиц. Элементы, прошедшие полировку, нужно полить маслом либо промазать солидолом. Дальше механизмы необходимо растереть с помощью ветоши. Таким макаром получится уберечь конструкцию от брутальных наружных воздействий, которые могут привести к образованию коррозии на поверхности плуга.
Что касается 4-й верно выстроенной конструкции – к ней относится ровненькая передная поверхность сошника, которая составляет с плоской частью конструкции плуга угол в 20 градусов. Он будет приравниваться углу, расположенному в задней части выставленного сошника. Режущие боковины-кромки сошника и отвала так же будут иметь уголки в 20 градусов с основаниями с боковой стороны борозды. Притом кромка, расположенная на боку отвала, может быть немного округленной.
Размеры плуга для мотоблока
Поворотный плуг характеризуется наличием трех конструктивных плоскостей: нижней горизонтальной плоскости полозка, боковой вертикальной плоскости полозка и передней отвальной плоскости. Если после снятия лемеха и отвала плуг поставить на горизонтальный стол, вплотную придвинутый к стене, и прижать его боковую поверхность к вертикальной стене, то поверхность стола совпадет с нижней горизонтальной плоскостью полозка, а вертикальная стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.
- Первым условием хорошего плуга является расположение нижнего режущего края установленного лемеха на 10…20мм ниже нижней горизонтальной плоскости полозка.
- Вторым условием хорошего плуга является составление боковым режущим краем установленного лемеха прямой линии с боковым режущим краем отвала, причем оба они должны выступать на 10мм за боковую вертикальную плоскость полозка.
- Третье условием хорошего плуга является примыкание передней рабочей поверхности лемеха к отвалу в одной плоскости и без зазора. Они не должны иметь выступающих крепёжных элементов, но должны быть заполированы и блестеть, как зеркало.
По завершении работ с плугом рекомендуется полированные поверхности очистить от грунта, полить машинным маслом или смазать Литолом-24 и растереть ветошью. Это позволит защитить полированные поверхности от коррозии.
Четвёртым условием хорошего плуга является ровная тыльная сторона лемеха, составляющая с плоской поверхностью установки плуга угол 15…20 градусов, равный заднему углу установленного лемеха.
Боковые режущие кромки лемеха и отвала также должны иметь задние углы 10…20 градусов с боковой плоскостью борозды, причем боковая режущая кромка отвала может быть закругленной.
Как изготовить плуг к мотоблоку своими руками из конного?
Конский плуг, по сравнению с другими типами навесных устройств, может быть полностью деревянным. Единственным элементом из металла может выступать лемех.
Пошаговая инструкция по самостоятельному изготовлению конского плуга для вспашки земли приведена ниже:
- Рукоятки изготавливаются из двух деревянных брусьев, толщина которых около 10 сантиметров. Верхняя часть рукояток дополняется прорезиненными накладками;
- Рукоятки соединяются под прямым углом, так будет удобнее за них держаться двумя руками;
- Нижние части элементов соединяются саморезами;
- Брус толщиной 20 сантиметров нужно изогнуть, чтобы его концы расположились параллельно;
- Нижний конец бруса прикрепляется к лемеху;
- На верхнем конце устанавливается крепление плуга к мотоблоку. Для изготовления можно использовать деревянные бруски небольшого размера;
- Посередине крепления устанавливается двойная рукоятка.
Строение конского плуга очень простое, но отличается высокой эффективностью. Его нельзя использовать при обработке влажного грунта, чтобы не сломать деревянные детали.
Способ изготовления плуга для мотоблока можно подобрать под себя. Каждый самодельный навес может быть использован с агрегатами популярных марок Нева, МБ-1 и МБ-2, МТЗ, Крот, Салют.
Как сделать дисковый плуг на мотоблок?
Дисковый плуг-окучник – это очень полезное приспособление, позволяющее подготовить ровные борозды для посадки картофеля и других клубневых культур. Перед тем, как приступить к изготовлению такого плуга, изучите чертежи. По ним вы сможете контролировать ход сборки и не допустите ошибок.
Порядок действий при изготовлении дискового плуга на мотоблок выглядит следующим образом:
- В качестве основы плуга выступает опорный уголок. Для его изготовления используйте равносторонний уголок, полки которого в холодном состоянии должны сводиться под углом 70 °;
- К уголку приварите носок. После этого через упорную планку приварите пятку;
- Щечки закрепите на опорном уголке посредством петель. Дистанция между уголком и щечками должна быть такой, чтобы при раскрывании щечек их торцевые стороны не упирались друг в друга;
- Поворотный механизм приварите к упорному уголку таким образом, чтобы опорная часть механизма располагалась перпендикулярно уголку.
В конце отрегулируйте щечки плуга. Для этого каждую из них зафиксируйте тисками и настройте так, чтобы в итоге они были загнуты в противоположную сторону друг от друга.