Тележка для мотоблока — прицепное оборудование к универсальной сельскохозяйственной мототехнике для транспортировки грузов на приусадебных и земельных участках. С помощью такого механизма перевозят мусор, корм для животных, строительные материалы, удобрение, зерно, инвентарь.
Прицеп и адаптер для мотоблока — это разновидности самоделок, выполненные умельцами-механиками. Адаптер представляет собой продольную балку с собственной ходовой частью, водительским сидением и площадкой для ног. Данный модуль дает возможность обрабатывать почву в положении сидя, а также прикреплять сразу 2 оборудования — спереди и сзади.
Тележка — это разновидность адаптера с отличием в конструкции ходовой части.
Покупная телега для мотоблока стоит дорого. Для экономии финансовых средств мастера-умельцы изготавливают ее самостоятельно, проектируют чертежи конструкции, подбирают необходимые материалы. Процесс создания такого полезного транспортного средства не занимает много времени и не составляет большого труда. С ним может справиться даже новичок, хотя бы немного разбирающийся в технике.
Краткий обзор поможет разобраться с вопросом, как сделать тележку для мотоблока самостоятельно с хорошими эксплуатационными характеристиками.
Основные сведения
Перед проведением работ по изготовлению прицепа необходимо разработать подробный план действий и придерживаться его.
План проведения работ по изготовлению прицепа на мотоблок имеет такой вид:
- На подготовительном этапе необходимо ознакомиться с устройством механизма, проанализировать его функционал в зависимости от мощности мотоблока.
- Сделать эскиз конструкции. Составленная самостоятельно схема прицепа намного упростит работу.
- Рассчитать размеры телеги для мотоблока.
- Спроектировать чертеж тележки, на котором вынести основные узлы, параметры и размеры деталей.
- Спланировать принцип работы основных и дополнительных механизмов, продумать способы соединения всех узлов и деталей, их функционирование.
- Подготовить список необходимых материалов и инструментов.
- Приступить к процессу сборки и отделки.
В зависимости от способности к транспортировке груза прицепы подразделяют на 3 вида:
- Простое 1-осное приспособление для мотоблоков грузоподъемностью до 70 кг. Его конструкция простая и недорогая.
- Универсальная телега грузоподъемностью до 110-120 кг. Применяется часто в домашнем хозяйстве.
- Тележки для мотоблока грузоподъемностью свыше 120 кг. Такие механизмы предназначены для перемещения тяжелых грузов, поэтому имеют более сложное устройство, соответственно, увеличиваются затраты на материалы для рамы и облицовки. Функциональные возможности такой техники расширяются.
Исходя из данных параметров, выбирают материал по прочности для каркаса и отделки механизма.
Виды прицепов
Существует много разных вариантов сборки прицепов, поэтому первым делом необходимо для себя решить, какой подходит вам лучше всего. Чтобы сделать обоснованный, грамотный выбор, нужно рассмотреть все преимущества и недостатки конструкций.
Полностью цельные конструкции надёжны, в них можно перевозить тяжелые грузы, ничто не отвалится, так как все стенки прочно приварены к основанию. Тележка идеальна для транспортировки.
Трансформеры увеличиваются в размерах, так как бортики можно откинуть. Самый удобный вариант – самосвальный. Кузов поднимается на удобную высоту, и весь мусор высыпается.
Устройство тележки
Мотоблоки и мотокультиваторы на прицепах состоят из таких основных элементов:
- рама;
- кузов;
- сцепное устройство или дышло;
- водительское сидение;
- рулевой механизм;
- ходовая часть.
Для выдерживания больших нагрузок самодельную телегу для мотоблока усиливают специальными ребрами жесткости.
Для 1-осного прицепа достаточно устройства ручного типа. Самосвальная 2-осная телега с большой грузоподъемностью должна оборудоваться от опрокидывания гидравлическим приводом.
При грузоподъемности свыше 350 кг для безопасности самоходную телегу комплектуют деталями торможения. Механические тормоза можно сделать самому. Если эти детали не учитывать, то при перегрузе во время спуска с возвышенности тележка для мотоблока своими руками не сможет остановиться и опрокинется. Для того чтобы она оставалась в рабочем положении после отсоединения от мотоблока, устанавливают упоры.
Материалы и инструменты
Для работы необходимы такие инструменты:
- болгарка для резки деталей;
- сварочный аппарат;
- сварочные электроды;
- электролобзик;
- шуруповерт;
- обычный строительный угольник для замера углов.
При изготовлении прицепной конструкции понадобятся следующие материалы и детали:
- металлические профильные трубы квадратного или прямоугольного сечения;
- колеса и рессоры;
- дюралюминиевые листы толщиной 2 мм;
- стальные листы;
- швеллер №5;
- металлические уголки;
- металлический прут;
- крепежи.
Все детали, особенно если это остатки старых металлических изделий, тщательно осматриваются на наличие повреждений, трещин, очищаются от ржавчины, обрезаются.
Как сделать тормоза на прицеп к мотоблоку
Каждый кто сделал самодельный прицеп после первой поездке задает себе вопрос: как сделать тормоза на прицеп к мотоблоку, потому что не возможно затормозить с горы, и Вы рискуете попасть в ДТП.
Если вы захотели поставить на свой купленный прицеп тормоза, или хотите оснастить ими самодельную тележку, имейте ввиду, что тормозная система — это орган агрегата, который почти всегда снимается с легкового автомобиля и немного переделать под новые потребности.
Тормоза тормозам — рознь. Если послушать механиков, то можно услышать о стояночных тормозах, которые плохо тормозят прицеп, когда он нагружен, особенно, если ставить его на склоне. А зачем нам тормоза, которые останавливают прицеп только когда он пуст?
Можно поставить на прицеп ленточные тормоза, но они практически бесполезны и не выполняют своей функции. Я знаю один удачный случай, когда человек приделал своему прицепу для мотоблока тормоза. Но только он сделал их на одно колесо. Хорошо, если у вас есть старый мотоцикл. Снимите с него тормозные колодки и барабан.
Также вам понадобится колесо от мотоцикла. Выбросьте спицы от колеса, избавьтесь от обода. Вам нужен именно металлический барабан. Снимите с диска тягу и трос. Сделайте проточку (если вы не можете. отдайте диск знакомому токарю).
Когда работа с диском будет готова, приступайте к сборке тормоза для мотоблочного прицепа. Оденьте барабан на ступицу. Закрепите её сзади, обмотайте толстой проволокой пространство барабана между его ребрами.
Металлический диск, над которым провели проточку, насаживаем на ось и закрепляем его втулкой. Для того, чтобы диск не проворачивался, возьмите сварочный аппарат и приварите к нему обрезок трубы. Для того, чтобы контролировать тормозную систему, делаем рычаг и подтягиваем к нему трос. В принципе, это все.
Изготовление тележки
Для того чтобы понять, как сделать телегу к мотоблоку своими руками, необходимо выполнить такой алгоритм операций:
- Для изготовления несущей сварной жесткой рамы взять 5 заготовок труб, обрезать концы болгаркой.
- Прижать струбцинами к листу ДСП и прихватить сваркой места соединения 3 продольных заготовок с 2 перпендикулярными так, чтобы они создавали решетчатый каркас.
- Проверить геометрию конструкции с помощью обычного строительного угольника. Углы соединенных ребер должны быть 90°.
- Установить распорки между прихваченными заготовками в углах днища и по центру, прихватить сваркой.
- К продольным трубам днища сделать прихватки сварочным электродом 4 вертикальных стоек по углам.
- Проверить перпендикулярность углов, сверить размеры сторон конструкции с размерами на чертеже телеги для мотоблока.
- Окончательно приварить все заготовки друг к другу, отшлифуйте сварочные швы, очистить их от наплывов и образований.
- Кузов можно сделать из фанеры или деревянных досок, угловые соединения при этом закрепляют стальными уголками.
- Доски устанавливаются на раму и прикрепляются при помощи болтовых соединений.
- Более прочные борта мастера выполняют из стальных листов. Борта могут быть откидными и фиксированными. Откидные борта кузова считаются более рациональными, т.к. выгрузка грузов больших объемов осуществляется легче. Борта делают также из металлических труб квадратного или прямоугольного сечения. Их выполняют, как и раму, прихватывают, проверяют геометрию для прочности и избежания раскосов и отклонений, окончательно сваривают, жестко прикрепляют к раме. Задний откидной борт крепится обыкновенными дверными петлями и оборудуется шпингалетами.
- Взять металлический прут диаметром 30 мм и длиной около 1050 мм для изготовления оси для колес, соединить с продольным шарниром и угловыми опорами. Длина должна выбираться так, чтобы ось не выходила за пределы колес. Подточить ее под необходимые диаметры подшипников в ступицах.
- В качестве ходовой части можно взять колесную базу от мотороллера, коляски, тачки или другой сельхозтехники. Тяжелые колеса от автомобильного прицепа со ступицами не рекомендуют устанавливать.
- Для изготовления дышла берут 2 профильные трубы диаметром 25х50 мм длиной около 1,85 м, приваривают их к балке рамы так, чтобы получилась треугольная конструкция. Для усиления по углам прикрепляют сваркой металлические косынки толщиной 4 мм, спереди тележки прикрепляют пластину толщиной 8 мм.
- Самосвальная технология предусматривает установку дверных шарниров, прикрепляемых внизу на балке и к распоркам днища.
- Каркас сделанной конструкции обшить деревянными досками, пластиком или металлом.
- Водительское сидение на мотоблок с тележкой устанавливают в готовом виде или в виде ящиков-самоделок из куска ДСП и поролона, обшитого дермантином. Такие ящики необходимы для укрытия инвентаря и материалов.
- В качестве тормоза можно использовать стояночный тормозной привод агрегата. Тормозную педаль, сделанную из пластины толщиной 6 мм, закрепить на подставке для ног под сидением, приварить 2 уголка. В передней части установить педаль, в задней — пластину с 2 отверстиями для крепления тросов тормозов, концы которых соединены с Т-образной пластиной с тягой.
Таким способом можно изготовить тележку для мотоблока своими руками.
Мотособака и каракат
Тот, кому довелось кататься на импортном мотобуксировщике, наверняка увидит в его конструкции очень много схожего с обычным мотоблоком. Почти такой же передний тяговый узел с двигателем, аналогичный способ передачи крутящего момента, схожие органы управления на руле. Не хватает только резиновых гусениц, с помощью которых мотособака будет тянуть сани и седока по заснеженному полю.
Реализуя свою мечту о мотобуксировщике, заядлые рыбаки и охотники могут пойти двумя путями: купить готовую снегоходную приставку или сделать ее своими руками.
Сегодня в промышленных масштабах производятся гусеничные приставки практически ко всем типам мотоблоков (Нева, Салют, Агат, Фаворит, Каскад, Форза и др.) Цена этого узла довольно высока (около 30 тыс. рублей).
Поэтому тот, кто старается сэкономить и при этом хорошо знаком с гусеничной ходовой конструкцией, может изготовить ее и лыжные сани самостоятельно. Для этого нужно сварить прочную раму, на которой разместятся двигатель и руль, ходовая и ведомая звездочки, а также два промежуточных вала с резиновыми катками.
Говоря о том, что можно сделать из мотоблока, стоит упомянуть и о такой интересной самоделке, как каракат. Сила этой машины в ее огромных колесах, представляющих собой обычные автокамеры, стянутые прочными ремнями.
Иногда для изготовления шин сверхнизкого давления используют автопокрышки от грузового транспорта. Их облегчают, аккуратно вырезая часть поверхности электрическим лобзиком, оставляя только часть борта и грунтозацепный протекторный рисунок.
На каракат из мотоблока ставят самодельные колесные диски, дорабатывая и расширяя стандартные автомобильные. На легкий мотоблок также можно поставить весьма оригинальный колесный диск. Для этого по контуру сваривают два алюминиевых тазика, вырезают дно под размер ступицы, снабжают их ребрами жесткости и боковыми ограничителями для фиксации камеры.
При внешней неуклюжести каракат на базе мотоблока на удивление проходим и устойчив. Он не только легко преодолевает заболоченные низменности, но при этом способен перевозить довольно значительный груз (до 100 кг).
Посадка в самодельном внедорожнике остается традиционной «мотоблоковской», а не мотоциклетной как в «квадрике». Делать своими руками колесные диски для такого квадроцикла не нужно. Можно использовать стандартные от любого легкового авто, рассчитанные на установку широкопрофильной «грязевой» резины.
Похожих записей нет
Тележка для мотобуксировщика своими руками
Мотобуксировщик (мотособака) – устройство для транспортировки грузов, поездок по снегу и заболоченным местностям. Сам буксировщик имеет гусеничный ход, дополняется санями. Прицеп в виде саней удобен зимой, при условии наличия большого снежного покрова, однако летом или в бесснежные зимы использование такого прицепа проблематично.
Производители сельхоз техники предлагают широкий выбор прицепов, адаптеров и телег, в том числе и для мотобуксировщика. Некоторые владельцы такой техники создают тележку своими руками. Ее устройство практически не отличается от тележки для мотоблока.
Главное отличие мотобуксировщика, диктующее особенности устройства прицепов – это гусеничный ход. Такие транспортные средства идеально подходят для бездорожья, поэтому прицеп должен соответствовать тем же требованиям.
Для мотособак рекомендуются прицепы двух видов: грузовая платформа и трелевочник. Оба варианта сложны в исполнении, поэтому лучше адаптировать готовую тележку для мотоблока. Чертежи и размеры для тележки мотобуксировщика и мотоблока будут практически одинаковыми, поэтому можно использовать любые.
Главная особенность прицепа для этого вида техники – колеса низкого давления. Они обладают высоким амортизирующим эффектом, отлично подходят для бездорожья. Тележку с такими колесами можно использовать в любое время года. Такая модификация требует от тележки усиления оси, а также крепления колес. Все остальные части тележки могут остаться без изменений.
Тачка для мотоблока своими руками
Тачка для мотоблока – незаменимый помощник в хозяйстве. Такое устройство позволяет перевозить грузы (урожай, мусор, стройматериалы и т.д.). Сделать тележку для мотоблока своими руками можно из авто деталей или из отдельных материалов. В обоих случаях понадобится сварка и определенные навыки в проектировании. Тачка предполагает самую простую конструкцию, для ее создания подойдет любой чертеж прицепа для мотоблоков.
Для мотоблока Нева мб-2 подойдет навесная тачка с Н-образной сцепкой. Такой вид соединения является универсальным, его легко изготовить. Место сцепки тачки и мотоблока – один из важнейших узлов, получающий большую нагрузку, поэтому материалы для ее создания должны быть прочными, обязательна проверка на наличие дефектов (трещины, ржавчина).
Тачка для мотоблока состоит из рамы, бортов и колес. Если к ней добавить сидение и рулевую колонку, то получится аналог мини-трактора. Любой из вариантов тачки для мотоблока можно изготовить из подручных средств, в Интернете есть много фото и видео с процессом сборки устройств.
Пользуетесь ли Вы прицепами, адаптерами и тачками для мотоблоков?