Стандарты роликовых цепей
Роликовые цепи бывает сложно подобрать по размеру, так как для них отсутствует единый стандарт. В разных странах свои правила стандартизации. Самые популярные стандарты – это ГОСТ (страны СНГ), ISO, DIN (Европа), ANSI (США). Характеристика приводных цепей в них отличается обозначениями.
Любой стандарт включает в свое описание большое количество нюансов, в том числе разновидности, размеры, параметры, марку стали и маркировку, тонкости выбора шага цепи.
Дюймовая система самых первых стандартов сохранилась в некоторых размерах цепей. После перевода в международную систему единиц дюймы преобразуются в миллиметры.
Что такое класс качества цепи?
Класс качества – это характеристика, позволяющая оценить прочность цепи. Она зависит от механических характеристик готового изделия, а не от предельной прочности сплава, идущего на его изготовление. Класс качества обычно обозначается цифрами от 2 до 12. Некоторые стандарты, например, ГОСТ 29996-97, устанавливают буквенное обозначение класса – В, C, D.
Цепи нормальной прочности (грузовые, тяговые и общего назначения) в зависимости от механических свойств имеют соответствующий класс качества – 2; 2,5; 3; 3,5; 5; 7, а высокопрочные (грузоподъемные) класс 8, 10, 12 (Т8, Т10, Т12).
Таблица 3. Показатели прочности для цепей различных классов качества
Класс качества | 2 | 2,5 | 3,5 | 5 | B | 7 | 8 (С) | 10 (D) |
Напряжение при пробной нагрузке, Н/мм | 75-120 | 120 | 240 | 315 | 500 | 600 | 640 | 800 |
Напряжение при разрушающей нагрузке, Н/мм | 150-240 | 240 | 360 | 500 | 630 | 750 | 800 | 1000 |
При одинаковом номинальном диаметре звеньев грузоподъемность цепи 8-го класса качества на 50% превышает грузоподъёмность цепей 5-го классов качества, а 10 класса на 25% выше значений, чем у изделий класса качества 8. Соответственно, грузоподъемность у класса 12 на 25% выше, чем у класса 10.
Использование высокопрочных цепей в грузоподъемных и такелажных операциях позволяет снизить вес цепных стропов. При равной грузоподъемности масса цепи 8 класса качества составляет 30% от массы 3 класса. Чем выше класс качества, тем выше поверхностная твердость смычек и тем выше износостойкость и восприимчивость к повреждению об острые края.
Размеры приводной роликовой цепи
Главные параметры роликовой цепи на приводе:
- Шаг цепи (размер t) – промежуток между валиками одного элемента.
- Промежуток между пластин внутри (размер b1).
- Диаметр роликовой детали (размер d1).
- Нагрузка разрушения (Q) – единица измерения килоньютоны (кН, kN).
Дополнительные параметры, имеющие значение при подборе роликовой цепи: толщина внутренней и внешней пластин, их высота, у многорядных цепей – поперечный шаг, длина валика элемента соединения, диаметр и длина валика.
Как выбрать цепи на колеса?
На готовых цепных протекторах производители указывают размер шин и тип транспортного средства, для которого они предназначены. Для тех, кто планирует сделать цепи на колеса своими руками, рекомендуем использовать следующий калибр и шаг звена:
- для легковых автомобилей: 3,5х12 мм
- кроссоверы, внедорожники, коммерческие автомобили: 4,5х16 мм
- грузовики, автобусы и спецтехника: 7х24 мм
Расход цепи зависит от диаметра колеса, ширины протектора и высоты профиля шины, а также от выбранного рисунка. Например, чтобы «обуть» два колеса легкового автомобиля в грунтозацепы с рисунком «лесенка» потребуется приблизительно 15 метров.
Как выбрать противоугонную цепь для велосипеда или мотоцикла?
Один из самых надежных способов защитить от угона оставленный без присмотра мотоцикл или велосипед – это цепной велозамок. Его легко сделать самостоятельно. Для этого вам потребуется отрезок цепи и навесной замок (с ключом или кодовый). Не стоит искать старую цепь в гараже или приобретать ее в строительном магазине. Для противоугонной цепи-замка нужна не хозяйственная, а высокопрочная твердая каленая цепь.
Цепь от угона изготовлена из термически закаленной стали и имеет повышенный класс прочности Т-8. Ее трудновато распилить и практически невозможно перекусить даже мощным болторезом. А далеко не каждый вор носит с собой в кармане гидравлические ножницы или болгарку. Звенья цепи прочно заварены, поэтому их нельзя разогнуть гаечными ключами. С
такой цепью придется повозиться даже опытным угонщикам, а это даст вам время или злоумышленник поищет другого, менее защищенного кандидата на угон.
ISO (DIN)
По стандартам BS, DIN и ISO производят роликовые приводные цепи, имеющие шаг в промежутке 6-114.3 мм. Их характерная особенность – большой диаметр штифта соединения. Это дает увеличенную износостойкость цепи, которая повышается благодаря расширенной площади контакта.
Размеры роликовых цепей многорядного и однорядного типа обозначают тремя символами. Первый знак – это количество шестнадцатых долей от дюйма, второй – серийный номер или стандарт, третий знак указывает на количество рядов в цепи.
Типы велоцепей
Все велосипедные цепи разделили на 2 основных типа, каждый из которых имеет свои особенности.
- Роликовый (износоустойчивый, редкий вид). Особенность − ролики находятся внутри звеньев.
- Втулочный (распространенный тип не для профессионального использования). Особенность − для соединения звеньев используют обычные втулки.
Из множества модификаций выделяют 4 подвида.
- Используемые в односкоростных велосипедах.
Самый простой тип устанавливают на детские, городские, подростковые модели с односкоростной втулкой на заднем колесе. Утолщенные и прочные пластины, изготовленные из высококачественной стали, не изгибаются и не изнашиваются. Долговечность обеспечивает прямолинейная цепь, которая обходится без нагрузок при поперечном искривлении.
Многоскоростные байки. Главные особенности велоцепей:
- наличие углубления, принимающего изгиб цепи;
- тонкие пластины и неширокие звездочки;
- неравномерная нагрузка.
Во время переключения скоростей цепь перепрыгивает по звездам, что вызывает перекос. Это приводит к тому, что стираются звезды, а элемент трансмиссии изнашивается.
Цепи облегченные Пустые втулки с отверстиями в пластинах могут устанавливаться на любые велосипеды. Чаще всего цепи, которые на 25% легче аналогов, устанавливают на гоночные байки. Из-за особенностей эксплуатации цепь быстро растягивается и выходит из строя.
- Халф-линк
ANSI
Цепи ANSI выпускают по стандартам ISO, ANSI и DIN. Шаг цепи находится в диапазоне 0.25-3 дюйма. От евро цепей они отличаются меньшим диаметром штифта. По этой причине стойкость к износу хуже, а срок эксплуатации изделий по стандарту ANSI короче. Из этого ряда исключена одна цепь с шагом 5/8 дюйма – она имеет лучшие показатели диаметров втулки и штифта нежели у аналога по ISO/ BS.
Маркировка размеров двухрядных приводных роликовых цепей производится по системе ANSI и имеет три обозначения. Первая цифра – это количество восьмых долей от дюйма, вторая – обозначение типа цепи (5 – втулка, 0 – ролик), третья цифра – показатель количества рядов.
Иностранные аналоги обозначений и размеров
Кроме ГОСТ-маркировки для обозначения роликовых цепей может применяться аббревиатура согласно евростандарту ISO606 (DIN8187, BS) и американскому стандарту ANSIB29.1M.
Маркировка цепей по стандарту ISO606 (DIN8187, BS)
Приводные роликовые цепи, производимые согласно стандартам ISO606, DIN8187, BS228 имеют шаг цепи в пределах от 6 до 114,3 мм. Для этих цепей характерно наличие увеличенного диаметра соединительного штифта. Благодаря этому увеличивается площадь поверхности контакта и повышается износоустойчивость цепей.
Обозначение размеров однорядных и многорядных приводных роликовых цепей включает три знака — первый указывает на число 16-х долей от 1-го дюйма, второй обозначает серию либо стандарт, а третий число рядов в цепи.
Например, 12В-2.
- 12 — это 12/16 от 1-го дюйма;
- В — указывает на серию В стандарта ISO606 (DIN8187, BS228);
- 2 — обозначает, что цепь 2-хрядная
Маркировка цепей по стандарту ANSI B29.1M
Эти цепи производятся в соответствии с техническими требованиями стандартов ISO606, ANSIB29.1M, DIN8187. У этих изделий шаг цепи составляет от 0,25 до 3 дюйма. Их отличием от европейских цепей является меньший диаметр штифта чем у европейских аналогов. Вследствие этого износоустойчивость и срок службы цепей по стандарту ANSI меньше. Исключением является цепь, имеющая шаг 5/8 дюйма — у нее диаметр штифта и втулки больше аналогичной цепи по BS/ISO.
Размеры приводных двухрядных роликовых цепей маркируются согласно технических требований системы ANSI. Маркировка имеет три элемента: первый из них — это цифра, указывающая на 1/8 от одного дюйма, второй элемент обозначает вид цепи (0 — с роликом, 5 — с втулкой), третья указывает на число рядов.
Например, 60-2
- 6 — это 6/8 дюйма, в миллиметрах составит 19.05;
- 0 — указывает на тип цепи — роликовая;
- 2 — указывает на то, что в цепи два ряда.
В таблице приведены примеры иностранных однорядных приводных роликовых цепей, размеры которых соответствуют отечественным аналогам:
Обозначение по BS/ISO Европейский стандарт | Обозначение по ANSI Американский стандарт | Обозначение по ГОСТ 13568-97 |
06B-1 | ПР9.525-9.1 | |
08B-1 | ПР12.7-18.2 | |
10B-1 | ПР15.875-23 | |
60-1 | ПР19.05-31.8 | |
80-1 | ПР25.4-60 |
Таблица размеров приводных роликовых цепей
Основные параметры и ходовые размеры самых популярных вариантов собраны в таблицу. Все числа, указанные в ней, обозначают мм.
Из-за больших расхождений в стандартах были составлены специальные таблицы, при помощи которых можно ориентироваться, выбирая аналоги роликовых приводных цепей. В таблице ниже описаны примеры самых востребованных типоразмеров – их соответствие друг другу по разным стандартам.
Обозначение цепи по ГОСТ | Шаг (мм) | Диаметр ролика (мм) | Ширина между внутренними пластинами (мм) | Диаметр валика (мм) | Длина валика (мм) | Высота внутренней пластины (мм) | Разрушающая нагрузка |
(кН/кгс) | |||||||
t | d1 | b1 min | d2 | b7 max | h max | Q min | |
Цепь ПР-9,525-9,1 | 9,525 | 6,35 | 5,72 | 3,28 | 17 | 8,5 | 9,1/910 |
Цепь ПР-12,7-10-1 | 12,7 | 7,75 | 2,4 | 3,66 | 10,5 | 10 | 10,0/1000 |
Цепь ПР-12,7-9 | 12,7 | 7,75 | 3,3 | 3,66 | 12 | 10 | 9,0/900 |
Цепь ПР-12,7-18,2-1 | 12,7 | 8,51 | 5,4 | 4,45 | 19 | 11,8 | 18,2/1820 |
Цепь ПР-12,7-18,2 | 12,7 | 8,51 | 7,75 | 4,45 | 21 | 11,8 | 18,2/1820 |
Цепь ПР-15,875-23-1 | 15,875 | 10,16 | 6,48 | 5,08 | 20 | 14,8 | 23,0/2300 |
Цепь ПР-15,875-23 | 15,875 | 10,16 | 9,65 | 5,08 | 24 | 14,8 | 23,0/2300 |
Цепь ПР-19,05-31,8 | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | 33 | 18,2 | 31,8/3180 |
Цепь ПР-19,05-37,8 | 19,05 | 11,91 | 12,7 | 5,94 | 33 | 18,2 | 37,8/3780 |
Цепь ПР-25,4-60 | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | 39 | 24,2 | 60,0/6000 |
Цепь ПР-25,4-65 | 25,4 | 15,88 | 15,88 | 7,92 | 39 | 24,2 | 65,0/6500 |
Преимущества приводных цепей:
- высокий КПД — энергоэффективность обусловлена сохранением максимального количества энергии при эксплуатации;
- плавный ход — отсутствие скачков, рывков и заклинивания обеспечивает непрерывную работу механизма;
- ремонтопригодность — поскольку все звенья в конструкции одинаковы, их легко заменить новыми идентичными аналогами;
- высокая износостойкость — способность выдерживать большие нагрузки с малым уровнем износа элементов.
Конструктивная особенность приводных цепей заключается в наличии множества износостойких шарнирных звеньев одинакового размера. В сравнении с тяговыми аналогами изделия имеют меньший шаг звеньев, что позволяет снизить динамическую нагрузку.
Классификация сварных круглозвенных цепей
В зависимости от соотношения шага к калибру цепи делятся на:
- короткозвенные (тип А)
- длиннозвенные (тип Б)
Выбирая цепь для тех или иных задач, потребители часто задаются вопросом: – «В чем разница между короткозвенной и длиннозвенной цепью, кроме очевидного размера звеньев?»
Конструкция с короткими звеньями (P/d < 3,5) делает цепь более удобной в обращении, она не склонна к спутыванию при укладке в емкость для хранения, но не такая подвижная, как длиннозвенная. Главное ее преимущество в показателях прочности: при одинаковом калибре цепь с коротким звеном выдерживает большие нагрузки, чем с длинным звеном. Ее сложнее повредить при затягивании на острых углах. Короткие звенья плотнее прилегают к захватным крюкам, поэтому меньше риск их соскакивания.
Конструкция из длинных звеньев (P/d ≥ 3,5) обладает большой степенью свободы во всех направлениях и лучше подходит для закрепления, наращивания, укорачивания. Из нее легко сделать петлю, продев звено в звено. Но главное ее преимущество перед короткозвенной в меньшем весе и цене, поскольку на каждый метр приходится меньшее число колец.
Вывод:
Тип цепи нужно выбирать в зависимости от возлагаемых на нее задач. Если подвижность и вес являются менее важными критериями, чем прочность, то следует остановить выбор на коротком звене. В грузоподъемных механизмах с блоками и барабанами для работы используют исключительно короткозвенные цепи, чтобы не допустить возникновения большого изгибающего момента.
Важно:
При покупке, убедитесь, что внутренние размеры звена достаточны, для того, чтобы продеть через него крюк или другие соединительные элементы (скобы, кольца, карабины, рымы и т.д.).
По точности исполнения круглозвенные цепи делятся на:
- калиброванные (исполнение 1)
- некалиброванные (исполнение 2)