Съемные грузозахватные приспособления


Универсальный строп канатный тип 1 (петлевой)Универсальный строп канатный тип 2 (кольцевой)
Стропа канатная петлевая («чалка») состоит из одного каната с петлями на концах. Чалка хорошо проходит в отверстия и проушины и может использоваться для подъема грузов в качестве универсального канатного стропа.В случаях, когда необходима обвязка груза петлей, используется строп канатный кольцевой, представляющий собой одну канатную ветвь, замкнутую в круг.

Цепные стропы представляют собой цепи из прочных стальных звеньев, которые соединяются между собой методом сварки. Цепные стропа имеют множество преимуществ, по сравнению с другими видами строп. Они гибкие, особопрочные, их удобно хранить, они легко складываются, не боятся экстремальных температур и агрессивной рабочей среды, могут использоваться для подъема грузов с острыми кромками, легко ремонтируются, долговечны.
Недостатком является только их большой вес (в сравнении с другими видами строп), дороговизна и невозможность использования для строповки грузов с деликатными поверхностями.

Виды цепных стропов по количеству ветвей

Одноветвевой стропДвухветвевой строп
Состоит из двух цепных ветвей, и потому обладает большей грузоподъемностью, чем одноветвевой.
Четырехветвевой строп («цепной паук»)
Применяется для строповки грузов нестандартной формы.
Кольцевой строп

Состоит из цепи, замкнутой в кольцо.

Текстильные стропы изготавливают из полиэстеровой ленты, за счет чего они получаются мягкими и не портят груз при его перемещении, а также безопасны для рук стропальщиков. Стропы из текстиля легкие, компактно складываются, их удобно хранить, они не боятся контакта с морской водой, нефтью и большинством кислот, резких перепадов температур, а за счет своей эластичности хорошо выдерживают динамические нагрузки.

Из недостатков стоит выделить опасность острых кромок груза, так как они могут повредить текстильную ленту, а также то, что они могут накапливать статическое электричество при трении с поверхностью груза, а значит их нельзя использовать вблизи открытого огня. Текстильные стропы имеют разный цвет в зависимости от выдерживаемой ими нагрузки.

Основные различия цепных стропов: классы прочности

Цепные стропы различаются по прочности стали из которой изготовлены компоненты и цепь. На сегодняшний день популярными являются следующие классы стали.

  1. Стропы 8 класса. Самый популярный класс, широко используется во всем мире.
  2. Стропы 10 класса. В средней прочнее 8-го класса на 25-30%, что позволяет снизить вес стропа при той же грузоподъемности. Набирает обороты в мире благодаря устойчивости к износу и малому весу. Однако стоит дороже чем 8 класс.
  3. Стропы 12 класса. В среднем прочнее 10-го класса на 25-30% и 8-го на 50-60% на сегодняшний день это максимальная прочность стали. Изделия 12-го класса так же характеризуются как арктически, благодаря устойчивости к низким температурам (до -60 градусов Цельсия). Однако из-за очень высокой стоимости, по не получили широкого применения.

Важно! Чем выше класс прочности изделий, тем дольше они будут служить и тем легче стропы.

Следует учитывать:

  1. Нагрузки указываются из расчета на цепь.
  2. Грузоподъемность указана с расчетом эксплуатации при температуре до 200 градусов Цельсия.
  3. При повышении температуры окружающей среды выше 200 градусов, идет снижение грузоподъемности (смотрите таблицу в паспорте)

Виды текстильных стропов

Ленточные

Ленточные стропы так же, как канатные и цепные, могут быть одноветвевыми, многоветвевыми (чалки текстильные), петлевыми и кольцевыми. Петлевые изготавливаются из одной ленты стропа с двумя петлями на концах, кольцевые – из ленты, замкнутой в круг, а одноветвевые и многоветвевые – из одной или нескольких ветвей ленточной стропы соответственно, закрепленных на общем кольце.
Круглопрядные (мягкий спансет)
Мягкий спансет представляет собой параллельно расположенные синтетические нити, собранные в пучок в виде кольца, с защитным чехлом вокруг них из плотного тканого материала. За счет своей конструкции, круглопрядные текстильные стропы обладают хорошей эластичностью и высокой грузоподъемностью, поэтому могут с успехом использоваться при подъеме и транспортировке тяжелых грузов, требующих к себе деликатного обращения.

Применение грузоподъемных стропов

Применение стандартных грузозахватных приспособлений в лесной, нефтегазовой, металлургической, машиностроительной и многих других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, строительстве, в портах обеспечивает удобство, скорость и безопасность перемещения тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Использование стропов, возможности которых чётко определяются установленными государством нормативами, позволяет быстро подобрать подходящий вариант крепления для строительных конструкций и материалов, леса, оборудования, контейнеров, стального проката, быстро и надёжно закрепить груз на крюке подъёмного крана, равномерно распределив нагрузку между ветвями и обеспечив стабильное положение перемещаемого предмета в пространстве. Грузоподъёмность канатов из нескольких ветвей может составлять более 500 кг.

Маркировка стропов

При покупке любого типа стропов, на бирке должна в обязательном порядке указываться следующая информация:

  • вид стропа (количество ветвей, материал)
  • длина стропа
  • грузоподъемность стропа
  • название завода-изготовителя
  • порядковый номер
  • дата тестирования стропа

Стропы следует подбирать, исходя из того, какой именно груз они будут поднимать, каков его вес, поверхность, условия среды и т.д. Категорически запрещено эксплуатировать поврежденные стропы.
Все указанные виды стропов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать стропы от производителя вы можете в нашем каталоге.

Что называют съемным грузозахватным приспособлением?

Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединя­ющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снима­ется с крюка и отсоединяется от груза.
К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, тра­версы, захваты. К ним также следует отнести одноканатные грейфе­ры, которые навешиваются на крюк крана.

Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных при­способлений?

Изготовление грузозахватных приспособлений должно производить­ся в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.

Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвер­гаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.

Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной метал­лической биркой.

Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом.

Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?

Стропы бывают следующих видов:

— канатные, изготовляемые из стальных канатов;

— цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;

— текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В насто­ящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при боль­шой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.

Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тя­желые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому не­обходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.

Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстиль­ные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бы­вает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от поре­зов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.

Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?

Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:

6 — 19(1 + 6 + 6/6) + 1 ОС ЛК-Р;

6 • 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 ОС ЛК-РО.

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, применя­ют канаты, имеющие стальной сердечник.

Каких типов изготавливаются канатные стропы?

Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33—93 бывают следующих типов:

1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:

— 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5… 20 т;

— 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5… 20 т;

— ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63… 20 т;

— 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63… 32 т.

2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:

— УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузо­подъемность 0,5… 32 т;

— УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузо­подъемность 0,5… 32 т.

Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, из­готовленные в соответствии с другими нормативными документами.

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК—1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.

Какими способами может быть вы­полнена заделка концов каната при изготовлении стропов?

Заделку концов каната при изготов­лении стропов выполняют следу­ющими способами:

— заплетка с последующей обмот­кой (оплетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);

— опрессовка алюминиевой втул­кой (рис. 3.9, б).

Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца ка­ната вплетают между прядями не­распущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оплетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.

Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Со­бранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого попе­речного сечения втулки.

Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими дета­лями, должна быть выполнена с применением коуша для предохра­нения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.

Как устроены канатные стропы?

Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.

Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а — г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть исполь­зованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпа­дение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.

Каких типов изготавливаются цепные стропы?

Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:

— 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5… 12,5 т;

— 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5…16 т;

— ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0…25 т.

Для строповки грузов могут применяться конст­рукции цепных стропов, изготовленные в соответ­ствии с другими нормативными документами, на­пример универсальные цепные стропы (УСЦ).

Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?

Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:

— порядкового номера стропа по системе ну­мерации завода-изготовителя;

— грузоподъемности стропа в тоннах;

— даты испытаний (месяц, год).

Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указыва­ют дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бир­ки стропов.

На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному зве­ну. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.

Каких типов изготавливаются текстильные стропы?

В соответствии с РД 24-СЗК-01—01 изготавливают текстильные стро­пы следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.12, я):

— 1СТ (одноветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 0,5… 12,5 т;

— 2СТ (двухветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 0,5… 15 т;

— ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1… 20 т;

— 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1… 12,5 т.

2. Универсальные (рис. 3.12, б~-г):

— СТП (строп текстильный петлевой) — грузоподъемность 0,5… 20 т;

— СТК (строп текстильный кольцевой) — грузоподъемность 0,5… 20 т;

— СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) — грузо­подъемность 1… 100 т.

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных во­локон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечис­ленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?

На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, е) пришивается этикет­ка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эк­сплуатации:

— обозначение стропа;

— товарный знак предприятия-изготовителя;

— название материала, из которого строп изготовлен;

— грузоподъемность стропа при использовании основных способов строповки;

— рабочая длина;

— дата испытания;

— номер стропа.

С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагруз­ки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показыва­ет, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициен­том запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.

Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготав­ливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвя­ми рассчитаны стропы?

Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). атяжение S в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле

S = Q/(n cos б),

где п — число ветвей стропа; cos б — косинус угла наклона ветви стро­па к вертикали.

Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стро­па, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависи­мость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухвет­вевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превы­сит 120°.

Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не толь­ко натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения 5СЖ (см. рис. 3.13), что может привести к раз­рушению груза.

ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстиль­ных стропов 120°.

Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс приме­няют для строповки грузов?

Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназна­ченные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и простран­ственные.

Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длин­номерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подве­шиваются канатные или цепные ветви 1.

Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки назы­вают универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравни­тельные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S1 = S2. По этой причине такую тра­версу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут при­меняться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.

Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.

Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъе­ма груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.

Признаки браковки траверс:

— отсутствие клейма 3 или бирки;

— трещины (обычно возникают в сварочных швах);

— деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины;

— повреждения крепежных и соединительных звеньев.

Какие бывают захваты?

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозах­ватными приспособлениями, основное преимущество которых — со­кращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим раз­нообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.

Клещевые захваты (рис. 3.16, а) удерживают груз рычагами 1 за его выступающие части.

Фрикционные захваты удерживают груз за счет сил трения. Рычажные фрикционные захваты (рис. 3.16, 6) зажимают груз с помощью рыча­гов 1. Рычажно-канатные фрикционные захваты (рис. 3.16, в) имеют канаты 3 с блоками, их применяют для строповки тюков, кип.

В эксцентриковых захватах (рис. 3.16, г) основной деталью является эксцентрик 4, который при повороте надежно зажимает листовые материалы.

Клиновые (цанговые) захваты предназначены для строповки грузов, имеющих круглые отверстия.

Подхваты заводятся под груз или в специальные отверстия на грузе. К ним относятся вилочные захваты (рис. 3.16, д), предназначенные для строповки поддонов.

Признаки браковки захватов:

— отсутствие клейма 2 или бирки;

— затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверх­ностях, соприкасающихся с грузом;

— изгибы и изломы рычагов;

— износ шарниров.

Существуют также грузозахватные приспособления, обеспечивающие автоматическую (без участия стропальщика) расстроповку груза.

Преимущества и недостатки

Четырехветвевой цепной строп 4 СЦ обладает следующими преимуществами:

  • компактные размеры;
  • гибкость звеньев цепи;
  • ремонтопригодность;
  • возможен нагрев до +400° С;
  • сохранение прочностных свойств при нагреве до 100° С;
  • нет разрывов при больших нагрузках;
  • стойкость к механическим нагрузкам и повреждениям, острым краями, углами;
  • регулировка длины цепной рабочей ветви.

Несмотря на многочисленные достоинства, отмечается ряд минусов, среди которых более высокие цены в сравнении с текстильными, и значительный вес конструкции, что оказывает влияние на общую грузоподъемность крана.

2СЦ — cтроп цепной двухветвевой

Материал:

цепи грузоподъёмные G80, комплектующие G80;

Коэффициент запаса прочности:

4:1, согласно требованиям РОСТЕХНАДЗОРА!;

Температурный диапазон применения:

от -40 до +400 °С;

Стандарты и требования:

EN 818-2; EN 818-4:2014; РД 10-33-93, ГОСТ 22956-83;

Гарантия:

6 месяцев при односменной работе;

Комплектация:

По желанию клиента, строп комплектуется крюками регулирующими длину цепи.

Пример обозначения:

Строп 2СЦ 5,30/3,00 (Двухветвевой строп цепной, грузоподъёмность 5,30тонн / 3,00 метра, рабочая длина)

, Россия

Есть возможность комплектации с укорачивающими крюками.

Строп цепной двухветвьевой (2СЦ) — Наличие двух ветвей значительно увеличивает степень грузоподъемности. При превышении предельной нагрузки звенья не разрываются, а деформируются, что позволяет своевременно изъять двухветвевой строп из эксплуатации и отправить его на ремонт.

Тип, грузоподъемность (тонн)ЦепьМинимальная длина, м1м, руб2м, руб3м, руб4м, руб5м, руб6м, руб7м, руб8м, рубСлед. метр, руб
строп цепной 2СЦ-1,66х18118982348279832483698414845985048450
строп цепной 2СЦ-2,88х24124753164385345425230591966087297689
строп цепной 2СЦ-4,2510х30132904246520261587115807190279983956
строп цепной 2СЦ-7,513х39157807489919910908126171432716036177461709
строп цепной 2СЦ-11,216х48110908133501579218234206762311825560280032442
строп цепной 2СЦ-17,020х60117613227132781332913380134311348213533135100
* Возможно изготовление строп большей грузоподъемности
Уточните наличие нашей продукции у менеджеров, телефоны для связи:(495) 221-76-96,(495) 255-24-68

Что называют съемным грузозахватным приспособлением?

Съемное грузозахватное приспособление — это устройство, соединя­ющее груз с краном. Оно навешивается на крюк крана, легко снима­ется с крюка и отсоединяется от груза.

К съемным грузозахватным приспособлениям относятся стропы, тра­версы, захваты. К ним также следует отнести одноканатные грейфе­ры, которые навешиваются на крюк крана.

Какие требования предъявляются к изготовлению грузозахватных при­способлений?

Изготовление грузозахватных приспособлений должно производить­ся в соответствии с нормативными документами и технологическими картами.

Грузозахватные приспособления после изготовления должны подвер­гаться осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность на 25 %.

Они должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной метал­лической биркой.

Грузозахватные приспособления должны быть снабжены паспортом.

Какие бывают стропы? Каковы их преимущества и недостатки?

Стропы бывают следующих видов:

— канатные, изготовляемые из стальных канатов;

— цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;

— текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки. В насто­ящее время в России канатные стропы — самые распространенные. Они надежны, в них легче вовремя обнаружить неисправность, но при боль­шой грузоподъемности канатные стропы тяжелые и недостаточно гибкие.

Цепные стропы обладают большой гибкостью, но они еще более тя­желые, чем канатные. Цепной строп может внезапно разрушиться вследствие образования и быстрого раскрытия трещины, поэтому не­обходим постоянный контроль состояния звеньев цепи.

Текстильные стропы легкие, гибкие, не деформируют груз. Текстиль­ные стропы безопасней в эксплуатации, чем канатные, на них не бы­вает торчащих металлических проволок, которые травмируют руки, портят рукавицы и спецодежду. Но они легко повреждаются от поре­зов, открытого огня, сварочных работ и ультрафиолетового излучения.

Какие конструкции стальных канатов применяются для изготовления стропов?

Для изготовления стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций:

6 — 19(1 + 6 + 6/6) + 1 ОС ЛК-Р;

6 • 36(1 + 7 + 7/7 + 14) + 1 ОС ЛК-РО.

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, применя­ют канаты, имеющие стальной сердечник.

Каких типов изготавливаются канатные стропы?

Канатные стропы общего назначения согласно РД 10-33—93 бывают следующих типов:

1. Ветвевые (рис. 3.7, а, б), предназначенные для зацепки грузов:

— 1СК (одноветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5… 20 т;

— 2СК (двухветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,5… 20 т;

— ЗСК (трехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63… 20 т;

— 4СК (четырехветвевой строп канатный) — грузоподъемность 0,63… 32 т.

2. Универсальные (рис. 3.7, в, г), предназначенные для обвязки грузов:

— УСК1 (универсальный строп канатный, исполнение 1) — грузо­подъемность 0,5… 32 т;

— УСК2 (универсальный строп канатный, исполнение 2) — грузо­подъемность 0,5… 32 т.

Для строповки грузов могут применяться конструкции стропов, из­готовленные в соответствии с другими нормативными документами.

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъемность и длину. Например, 2СК—1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъемностью 1,6 т, длиной 1 000 мм.

Какими способами может быть вы­полнена заделка концов каната при изготовлении стропов?

Заделку концов каната при изготов­лении стропов выполняют следу­ющими способами:

— заплетка с последующей обмот­кой (оплетневкой) выступающих концов прядей (рис. 3.9, а);

— опрессовка алюминиевой втул­кой (рис. 3.9, б).

Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца ка­ната вплетают между прядями не­распущенного каната. Технология заплетки должна соответствовать нормативной документации. Концы свободных прядей обрезают, сращенный участок обматывают (оплетневывают) мягкой проволокой 2 или другим материалом, пригодным для этой цели.

Алюминиевую втулку 3 надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша 1 таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Со­бранную заготовку сдавливают прессом до получения круглого попе­речного сечения втулки.

Петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими дета­лями, должна быть выполнена с применением коуша для предохра­нения каната от перетирания. В петли универсальных стропов коуши не устанавливают.

Как устроены канатные стропы?

Ветвевой строп (см. рис. 3.7, а, б) состоит из навесного звена (кольца) 3, канатных ветвей 2 и захватов (концевых звеньев) 1.

Для изготовления стропов применяют навесные звенья (рис. 3.8, а — г) следующих типов: Рт (разъемное треугольное), Т (треугольное), О (овоидное), Ов (овальное).

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть исполь­зованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов (рис. 3.8, д) должны иметь предохранительный замок 1, предотвращающий выпа­дение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза (рис. 3.8, ж) имеет съемный штырь 2.

Каких типов изготавливаются цепные стропы?

Цепные стропы (рис. 3.10) общего назначения согласно РД 10-33—93 изготавливают ветвевыми:

— 1СЦ (одноветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5… 12,5 т;

— 2СЦ (двухветвевой строп цепной) — грузоподъемность 0,5…16 т;

— ЗСЦ (трехветвевой строп цепной) — грузоподъемность 1,0…25 т.

Для строповки грузов могут применяться конст­рукции цепных стропов, изготовленные в соответ­ствии с другими нормативными документами, на­пример универсальные цепные стропы (УСЦ).

Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка?

Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:

— порядкового номера стропа по системе ну­мерации завода-изготовителя;

— грузоподъемности стропа в тоннах;

— даты испытаний (месяц, год).

Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указыва­ют дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бир­ки стропов.

На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному зве­ну. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.

Каких типов изготавливаются текстильные стропы?

В соответствии с РД 24-СЗК-01—01 изготавливают текстильные стро­пы следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.12, я):

— 1СТ (одноветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 0,5… 12,5 т;

— 2СТ (двухветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 0,5… 15 т;

— ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1… 20 т;

— 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) — грузоподъемность 1… 12,5 т.

2. Универсальные (рис. 3.12, б~-г):

— СТП (строп текстильный петлевой) — грузоподъемность 0,5… 20 т;

— СТК (строп текстильный кольцевой) — грузоподъемность 0,5… 20 т;

— СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) — грузо­подъемность 1… 100 т.

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных во­локон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечис­ленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?

На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, е) пришивается этикет­ка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эк­сплуатации:

— обозначение стропа;

— товарный знак предприятия-изготовителя;

— название материала, из которого строп изготовлен;

— грузоподъемность стропа при использовании основных способов строповки;

— рабочая длина;

— дата испытания;

— номер стропа.

С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?

Коэффициент запаса прочности — это отношение разрывной нагруз­ки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показыва­ет, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициен­том запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.

Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготав­ливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

От чего зависит натяжение ветвей стропа? На какой угол между ветвя­ми рассчитаны стропы?

Натяжение S ветви одноветвевого стропа равно массе груза Q (рис. 3.13). атяжение S в каждой ветви многоветвевого стропа рассчитывают по формуле

S = Q/(n cos б),

где п — число ветвей стропа; cos б — косинус угла наклона ветви стро­па к вертикали.

Конечно, стропальщик не должен определять нагрузки в ветвях стро­па, но он должен понимать, что при увеличении угла между ветвями возрастает натяжение ветвей стропа. На рис. 3.14 показана зависи­мость натяжения ветвей двухветвевого стропа от угла между ними. Вспомните, когда вы переносите ведра с водой, нагрузка возрастает при разведении рук. Растягивающее усилие в каждой ветви двухвет­вевого стропа превысит массу груза, если угол между ветвями превы­сит 120°.

Очевидно, что при увеличении угла между ветвями возрастает не толь­ко натяжение ветвей и вероятность их разрыва, но и сжимающая составляющая натяжения 5СЖ (см. рис. 3.13), что может привести к раз­рушению груза.

ВНИМАНИЕ! Ветвевые канатные и цепные стропы рассчитаны так, что углы между ветвями не превышают 90°. Расчетный угол для текстиль­ных стропов 120°.

Для чего предназначены траверсы? Какие конструкции траверс приме­няют для строповки грузов?

Траверсы — это съемные грузозахватные приспособления, предназна­ченные для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы разделяют на плоскостные и простран­ственные.

Плоскостные траверсы (рис. 3.15, а) применяют для строповки длин­номерных грузов. Основной частью траверсы является балка 2, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подве­шиваются канатные или цепные ветви 1.

Траверсы с возможностью перемещения обойм 4 вдоль балки назы­вают универсальными (рис. 3.15, б). В обоймах установлены уравни­тельные блоки 5, которые обеспечивают равномерное распределение нагрузок между ветвями траверсы S1 = S2. По этой причине такую тра­версу называют балансирной. Уравнительные блоки также могут при­меняться в конструкциях канатных стропов с числом ветвей более трех.

Пространственные траверсы (рис. 3.15, в) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.

Разноплечую балансирную траверсу (рис. 3.15, г) применяют для подъе­ма груза двумя кранами, она позволяет распределить нагрузки между кранами пропорционально их грузоподъемностям.

Признаки браковки траверс:

— отсутствие клейма 3 или бирки;

— трещины (обычно возникают в сварочных швах);

— деформации балок, распорок, рам со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины;

— повреждения крепежных и соединительных звеньев.

Преимущества:

  • гибкость и подвижность – это позволяет применять различные варианты строповки;
  • допускаются работы при температуре от -40? (но без ударных нагрузок) до +200? (с ограничениями по предельному весу – до +500?), а также в агрессивных жидкостях и при открытом огне;
  • долгий срок службы за счет ремонтопригодности – поврежденные звенья можно заменить;
  • наибольшая безопасность по сравнению с другими видами стропов – деформация отдельных звеньев сразу заметна;
  • применение ограничительных крюков в верхней части стропа позволяет укоротить длину цепи, если это необходимо.

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.

В каком случае канатные стропы подлежат браковке?

  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:
Количество обрывовДлина каната
43 x диаметр каната
66 x диаметр каната
1630 x диаметр каната

Важно! В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое

Цепные стропы

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.

Цепные стропы подлежат браковке

при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%
    .
  4. При его уменьшении более чем на 10%
    вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным

текстильным стропам. К нормам браковкикруглопрядных

стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

КанатныеЦепныеТекстильные
3%1%6%

1СЦ — cтроп цепной одноветвевой

Материал:

цепи грузоподъёмные G80, комплектующие G80;

Коэффициент запаса прочности:

4:1, согласно требованиям РОСТЕХНАДЗОРА!;

Температурный диапазон применения:

от -40 до +400 °С;

Стандарты и требования:

EN 818-2; EN 818-4:2014; РД 10-33-93, ГОСТ 22956-83;

Гарантия:

6 месяцев при односменной работе;

Комплектация:

По желанию клиента, строп комплектуется крюками регулирующими длину цепи.

Пример обозначения:

Строп 1СЦ 5,30/3,00 (Одноветвевой строп цепной, грузоподъёмность 5,30тонн / 3,00 метра, рабочая длина)

, Россия

Есть возможность комплектации с укорачивающими крюками

Одноветвьевые (1СЦ) — Обладают высокой стойкостью к изломам. Используют как при низких, так и высоких температурах. Строп одноветвевой прекрасно подходят для перемещения грузов, имеющих острые грани.

Тип, грузоподъемность (тонн)ЦепьМинимальная длина, м1м, руб2м, руб3м, руб4м, руб5м, руб6м, руб7м, руб8м, рубСлед. метр, руб
строп цепной 1СЦ-1,06х18110831308153317581983220724322657225
строп цепной 1СЦ-2,08х24113781722206724112756310034453789344
строп цепной 1СЦ-3,1510х30118142292277032483726420446825160478
строп цепной 1СЦ-5,313х39132074062491757716626748183369190855
строп цепной 1СЦ-8,016х4815535675679779199104201164112862140831221
строп цепной 1СЦ-12,520х6019102116521420216752193022185224402269522550
* Возможно изготовление строп большей грузоподъемности
Уточните наличие нашей продукции у менеджеров, телефоны для связи:(495) 221-76-96,(495) 255-24-68

Особенности канатных стропов

Часто возникает необходимость в перемещении крупногабаритных, тяжелых грузов. В этом случае используются канатные стропы. Чтобы изделия были очень прочными и гибкими, при их изготовлении используют спрессованную алюминиевую втулку или мягкосердечный трос, имеющий заплетенные концы. Изготовленные первым методом стропы обычно применяются для строповки, выполняемой вертикально (прямой подъем), а вторым – для строповки способом охвата и затяжки.

Данный вид стропов имеет достаточно широкий диапазон рабочих температур, а это значительно расширяет сферу их использования. Например, они очень востребованы в строительстве, лесной, газовой, нефтяной промышленностях. Обладая особой конструкцией, эти грузоподъемные элементы способны выдерживать внезапные нагрузки. К тому же, они изнашиваются постепенно, что позволяет контролировать их состояние и своевременно делать выбраковку.

Когда изготавливаются канатные стропы, производитель должен придерживаться всех норм. В подтверждении этого каждое грузоподъемное приспособление маркируется и дополняется биркой с указанием его характеристик (грузоподъемности и др.). Только в этом случае изделие разрешено к эксплуатации.

Стропы цепные

В цепных стропах вместо канатов используются отрезки металлических короткозвенных цепей, изготовленных из высокопрочной стали методом сварки. Они так же, как и канатные, могут быть кольцевыми и одно- и многоветвевыми.

Условные обозначения их типов включают класс прочности, обозначаемый цифрой от 1 до 8, которая стоит на первом месте обозначения. Далее идут буквы, соответствующие типу стропа:

  • ВЦ
    — ветвь цепная;
  • СЦК
    — строп цепной кольцевой;
  • 1СЦ
    ;
    2СЦ
    ;
    3СЦ
    ;
    4СЦ
    — одно-; двух-; трех-; четырехветвевой строп.

Затем, как и у канатного стропа, указывается грузоподъемность и длина стропа, а далее исполнение. Пример маркировочной бирки представлен на рисунке 3.

Рисунок 3

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: emp-tg@cp9.ru