Чеканка по металлу. Художественная обработка металла. Рисунки для чеканки

Чеканка (от тюркского чекан — «топор» или «молот») — вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник выбивает специальным инструментом рельефное изображение на листовом металле. Чеканку можно по праву назвать традиционным мужским ремеслом, потому что для создания даже небольшого по размерам шедевра мастеру приходится прикладывать немалые физические усилия.

Чеканка, наряду с ковкой, литьем и гравировкой, также является одной из древнейших техник художественной обработки металла. Это ремесло требует от мастера большого терпения, усидчивости и внимательности, зато предоставляет ему огромные возможности для творческой самореализации.

Ремесло или искусство

Художественная обработка металла методом чеканки известна с древних времен. Мастера Средневековья в совершенстве владели искусством «выколачивания» изображений на тонком листе мягкого металла, а свое умение создавать рисунки с помощью молотка и специального ударника, который называется «чекан», передавали из поколения в поколение.

В настоящее время рельефные художественные изображения, как и раньше, изготавливаются вручную, поэтому каждая работа уникальна и неповторима. Материал используется разный, но он должен обязательно быть пластичным и поддаваться растяжке. Лучше всего для чеканки подходят листовые металлы: латунь, алюминий и медь.

Изготовление монет в древности

Спустя несколько десятилетий монеты из серебра стали выпускать в эллинском городе Эгине, по форме они отличались от лидийских. Предполагается, что греки изобрели монету самостоятельно, хоть и чуть позже лидийцев. Монеты из этих двух мест достаточно быстро распространились по всей Элладе, её колониям и дошли до Персии. Позднее монетами стали пользоваться римляне, и даже племена варваров. В Китае и Индии монеты также были изобретены совершенно самостоятельно. Причём самыми старыми являются именно китайские бронзовые монеты (1200 лет до н.э.), но они использовались лишь регионально.

Со временем чеканка монет своими руками совершенствовала свою технологию, пока в какой-то момент монеты не стали нарезать, как ломтики колбасы из прута определённого диаметра. Одновременно на боковой поверхности монет появился гурт – насечка, которая была призвана усложнить работу фальшивомонетчикам. На гурте также отражался конкретный монетный двор, выпустивший данную монету.

Если разглядывать монеты под микроскопом, то на их поверхности можно заметить следы почти каждой пошаговой операции, цепочка из которых превратила кусок металла в красивую монету. Причём для разных мест чеканки и периодов её проведения свойственны разные кузнечные приёмы, благодаря чему можно восстановить предысторию монеты.

В истории некоторых стран были периоды, когда по разным причинам хождение металлических монет временно прекращалось, и происходил возврат к натуральному обмену товарами. Например, с 12 по 14 век монеты на Руси перестали использоваться, поскольку иссяк приток зарубежного серебра, а своих серебряных копей на тот момент ещё не было.

Визуально даже чеканка монет своими руками давала возможность более чёткой передачи самых мелких подробностей рисунка на штемпеле, чем при отливке. Кроме того, процесс чеканки был настолько многостадиен и технологически сложен, что повторить качество в кустарных условиях фальшивомонетчики не могли. Поэтому сам процесс являлся одной из степеней защиты «законных» монет в то время – литую поддельную монету можно было легко визуально отличить по не заполненным металлом участкам, кавернам от пузырьков воздуха, нечёткому рельефу деталей рисунка, кроме того, у фальшивок отсутствовал характерный штемпельный блеск.

Видео о чеканке монет своими руками

Технические условия

Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж. Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении.

Способы создания копий коллекционных монет

Чеканка. Таким способом обычно выпускают копии дорогих монет, как для обмана коллекционеров, так и для реализации законным способом. Мастер изготавливает точную копию оригинального штемпеля, обычно вносятся незначительные изменения, чтобы можно было распознать копию. Может применяться даже оригинальный штемпель, раздобытый где-то незаконным путём. Литьё. Самый распространённый процесс массового производства копий, не требующий дорогостоящего оборудования для чеканки. Чтобы не образовывалось пузырьков воздуха, формы (клише) для монет помещают в центрифугу, где металл равномерно заполняет все пустоты. Однако, изображения всё равно выглядят смазанными, отсутствуют свойственные для чеканки чёткие переходы. Возможно наличие брака, говорящего о выпуске способом литья. Гальванопластика. Сложный способ изготовления подделок, но достаточно эффективный для создания точных копий. С каждой стороны оригинальной монеты снимается гипсовый слепок, который затем покрывается токопроводящим слоем. Далее методом электролиза наносится металл, гипс удаляется, а получившиеся тонкие пластины подгоняются друг к другу. Между ними мог помещаться металлический диск для придания веса, или пространство заполнялось другим веществом. По окружности припаивалось кольцо (гурт). Для скрытия мест спайки монеты часто покрывались металлом в цвет оригинальной монеты, поэтому распознать гальванокопии можно по проступающей основе в местах царапин. Кроме этого, монета такого типа никогда не имеет однородный металлический звон. Вырезание монеты вручную. Редкий способ копирования, имевший место в прошлом. Мастер-резчик использовал в качестве основы настоящую подлинную заготовку, или похожую по размеру и весу монету, частично или полностью удаляя с неё старые изображения. В обоих случаях подделка имела меньший вес, чем оригинал. Доработка оригиналов. Набирающий в последнее время популярность способ. Добавляя на монету новые элементы злоумышленник создаёт новый тип, который затем реализовывает коллекционерам. Часто делают не абсолютно новую разновидность, а подгоняют под редкую. Например, 50 копеек 2004 года не имеет никакой ценности, кроме номинала, а та же монета, но 2001 года считается раритетом. Специалисты распознают такие изделия по другим признакам, таким как детали аверса и реверса, использовавшиеся только в определённый год. Лазерная копия. В этом случае штемпели отливаются не по оригинальной монете, а по фотографии, которая сканируется компьютером. Затем на 3D принтере печатается пластиковая форма, по которой изготавливается металлический маточник. Такой способ позволяет добиться большей чёткости деталей, поскольку фотографию можно отретушировать, убрав все изъяны, или вообще не использовать оригинал (в случае его отсутствия). Лазерная гравировка. Применяется для полного изменения одной из сторон монет. Например, такие были среди биметаллических 10 рублей, когда в продаже стали появляться монеты, не описанные на сайте Центробанка.

Виды

Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Текст книги «Основы дизайна. Художественная обработка металла. Учебное пособие»

У КУБАЧИНЦЕВ

У кубачинцев нынешней весною Я наблюдал, как тонко и хитро Вплетает мастер кружево резное В черненое литое серебро. Стекло очков вооружает зренье, Нетороплива чуткая рука. В глазах – любовь, а в сердце – вдохновенье, крылатое, как в небе облака. Придя к нему, вы увидали б сами, Что мастер верен до конца себе. Спины не разгибает он часами, Чтоб новый знак родиться мог в резьбе. А если ошибется ненароком И знак резцом неверный нанесет, То загрустит в молчании глубоком И всю работу сызнова начнет. И, славы кубачинцев не нарушив, Он вновь блеснет высоким мастерством, Которое волнует наши души И кажется порою волшебством. Чтоб дольше жить могло стихотворенье, Учусь, друзья, то весел, то суров, Иметь я кубачинское терпенье, Взыскательность аульских мастеров. Перевод Я. Козловского.

В Дагестане наряду с традиционной гравировкой и чернью по серебру развивается искусство чеканки по меди, латуни. Как и в старину, кубачинцы изготовляют сосуды для хранения сухих продуктов и воды. Почти каждый житель в Кубачах умеет рисовать орнамент. Когда в местной школе идет урок орнамента, педагог совершенно свободно и уверенно рисует на доске мелом любые орнаментальные мотивы и даже целые композиции. Сложные технические навыки, необходимые кубачинскому мастерству в процессе гравировок, чеканки, рисования орнаментальных композиций приобретается при систематических тренировках, начатых в раннем возрасте (см. рис. 4.11).

Полученные знания в школе или в декоративно-прикладном училище ученики совершенствуют дома. Почти каждый ученик или ученица – дети потомственных кубачинских мастеров. В доме каждого кубачинца имеется маленькая мастерская, где аккуратно разложены инструменты для работы. Рядом с мастером, например сын-школьник. У него в руках медное блюдо, кувшин или другое изделие. В центре блюда, к примеру, резцом нанесен узор орнамента. Школьник или учащийся СПТУ ведет работу, уверенно орудуя молотком и чеканом или гравировальным резцом.

В XVII–XIX веках в Сибири якуты занимались изготовлением чеканных женских поясов. Они состояли из 15–16 пластинок с полугеометрическим-полурастительным узором. Две или три более крупные пластинки были украшены сценами охоты или всадниками, львами и птицами. Якуты применяли в своей работе латунь и бронзу.

Сохранились бурятские ювелирные изделия тех времен в технике чеканки, гравировки, насечки, филиграни, черни, эмали. А также посуда – чаши, кувшины, блюда, курильницы, туалетные наборы и пуговицы.

Чеканка – это не только плоскорельефные узоры на ювелирных изделиях или предметах быта. Техническую разновидность чеканки – дифовку (см. главу выше), использовали с давних времен для выколачивания щитов, шлемов и рыцарских лат. Позже этот способ стали применять при создании огромных монументальных скульптур.

С середины XIX века в сочетании с дифовкой стали использовать технологию гальванопластики, позволяющую точно репродуцировать наиболее ответственные участки фигуры. Вместе с дифовкой и чеканкой гальванопластика прочно вошла в технологию монументального искусства.

Удивительное пластическое богатство таит в себе чеканная металлическая пластинка, выполненная из жести, красной меди или алюминия. Ее рельеф при минимальной изобразительности приобретает черты монументальности, ту спокойную уравновешенность, которая присуща отшлифованным веками произведениям народного искусства.

Рис. 4.11. И. Салтанов. Декоративное блюдо. Кувшин. Работы кубачинских учащихся ОПТУ.

Возрождение этого древнего искусства в СССР началось в 50-е годы прошлого века в Грузии, когда Ираклий Очиаури выполнил на латунном листе портрет своего учителя – известного грузинского скульптора Якоба Николадзе. Но понадобилось почти десятилетие, чтобы чеканка заняла подобающее место в ряду современных жанров искусства.

Нелегко и непросто рождалась заново чеканка. Сначала художники повторяли орнаментальные мотивы старых форм, как бы не в силах противостоять их завораживающей красоте. Серебряные чеканные браслеты, чаши подносы, пояса из чеканных пластин, медальоны с профилями как будто перенесенными со старинных монет. Но шло время, крепло мастерство, ширилась творческая фантазия художников, и из-под их рук стали выходить работы оригинальные, полные современной красоты и национального своеобразия. Техника чеканки хорошо применяется современными мастерами при создании декоративных панно и посуды, служащих украшением интерьера (см. рис. 4.12-4.17), а также различных ювелирных украшений.

Рис. 4.12. В. Дегтярев. «Ходжа Насреддин в Самарканде». Медь, чеканка.

Рис. 4.13. Сыров В. Ассамбляж-коллаж «Жар птицы». Медь. Стиль: Символизм. Направление: Панно. 1979 г.

Рис. 4.14. К. И. Тригуб. Панно «Свидание». Медь, 500×400. Россия. 1979 г.

Рис. 4.15. Казанок В. А. «Добрые вести». Современный дизайн. Резное дерево, медь, чеканка. 1995 г.

Рис. 4.16. В. Байбалюк, г. Братск. Россия. «Сварка межпланетного причала». Чеканка по меди с тонировкой удачно подошла к теме сварочных работ в космосе. Астронавты, изображенные здесь, работают с металлом. Форма изображения будней космоса нашла здесь точное соответствие с одной из сцен будущего.

Рис. 4.17. Современный дизайн. «Раба любви». Студия Караваджо-Арт. Мариуполь. Украина. Медь, 620×420.

Рис. 4.18. Е. Н. Лещук. Учитель технологии. Тарелка декоративная. Чеканка. Медь. Украина.

Стили чеканки.

Прекрасные декоративные свойства чеканки позволяют создавать новые интересные и уникальные изделия, как в сложившихся традициях этого вида творчества, так и добавлять свои формы подачи.

В настоящее время многие мастера изготовляют чеканку в основном в историческом, современном и в этническом стилях (восточный, марокканский, грузинский, узбекский и т. д.), а также могут выполнить художественную чеканку

и в древнерусском стиле, и в модерне.

За последние годы ни одна крупная художественная выставка не обходится без чеканки. Интерес к ней все возрастает. Чеканкой занимаются не только художники-профессионалы, но и многие, в том числе и молодые любители художественного творчества и учителя технологии (рис. 4.18).

Тематический диапазон в современной чеканке необычайно широк. Здесь жанровые сцены, литературные образы, типический портрет, можно встретить буквально все жанры станкового искусства – каждый кусочек листа металла, пройденный чеканом, искрится и играет.

Чеканка по металлу – произведение декоративно-прикладное и, как всякое подобного рода произведение, не существует изолированно. Оно находится во взаимосвязи с определенным интерьером, который в свою очередь включается в общий ансамбль помещения или целого архитектурного комплекса. Если вы желаете, чеканные рельефы вмонтировать в какой-либо предмет, то должны продумать, способствует ли это вкрапление созданию общего композиционного образа и подчиниться эстетическому и функциональному назначению предмета.

Непременной деталью традиционной одежды жителей Таймыра являются пластинки и бляшки с изображением гагары, ими нередко украшают и оленью сбрую. Бурятия в настоящее время славится своими работами ювелиров-златокузнецов, они выполняют изделия из отбеленного серебра, выполненного в технике скани. Мастера используют традиционные узоры на кулонах, браслетах и серьгах из растительных завитков, драконов, львов, рыбок, изображают бутоны лотоса и сверкающие солнечные диски.

Нередко чеканное панно используют как составную часть большого архитектурного ансамбля. Примером может служить накладна я чеканка по алюминию на темном фоне: декорирующая стены станции метро «Варшавская», чеканные рельефы на меди по мотивам произведений А. С. Пушкина на станции «Пушкинская» Московского метрополитена и некоторые другие. В этом случае композиционный и образный строй должен подчиняться целому ряду специфических особенностей, «… связанных с практическим применением искусства». Вот его важнейшие особенности: 1) тесная связь отдельного произведения с ансамблем, в результате чего возникает сложный суммарный образ; 2) материальность, вещественность декоративной формы, определяемая задачей органического слияния с материальной средой; 3) особый изобразительный язык, ограничивающий выбор тем и сюжетов, диктующий построение формы.

Новаторство в искусстве чеканки

.

На художественно-графическом факультете КЧГУ г. Карачаевска большое внимание уделяется развитию и изучению народных промыслов КЧР. Одним из тех, кто по крупицам собирает, восстанавливает и даже вносит новаторство в древнее искусство чеканки, стал преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства Казимир Владимирович Эсеккуев.

Для работ по художественной чеканке и инкрустации металлом по дереву им разработана новая программа по систематизации, стилизации и разработке национального карачаевского орнамента. Идею можно заимствовать из всего: из элементов национального ковроткачества – (карачаево-балкарских войлочный ковров – кийизов), из орнамента надгробных камней. Казимир берет за основу традиционное народное творчество, основываясь на готовом материале, а потом переплавляет его в недрах своей фантазии, стилизуя старинное искусство под чеканку и насечку металлом по дереву. Это его ноу-хау. Кроме того, он разработал ряд программ для кружковых занятий в школах и для института дополнительного образования. До него никто этими проблемами еще не занимался.

Дисциплина, который преподает Эсеккуев Казимир, называется «Декоративно-прикладное искусство с практикумом». На занятиях изучаются не только технология, но и материалы, оборудование по художественной обработке металла, художественная чеканка, инкрустирование металлом по дереву, скань, филигрань, гравировка, тиснение и многое другое.

В 2007 году Казимир Эсеккуев принял участие во Всероссийской научно-практической конференции и выставке в Махачкале, где выступил с работой «Декоративное блюдо» (рис. 4.19).

Новаторские методы Казимира продолжают его ученики – все его дипломники защищаются на «отлично», участвуют во многих выставках.

Как научиться создавать подобные вещи? Внимательно прочитайте то, о чем мы хотим рассказать в этой главе, и вы многое узнаете о создании чеканного изделия. Что такое басма вы узнаете из следующей главы, и как этот прием способен упростить труд чеканщика.

Рис. 4.19. К. В. Эсеккуев. Преподаватель КЧГУ. «Декоративное блюдо». Чеканка. Медь. Россия. 2007 г.

4.2. Виды чеканных работ
Контурная чеканка

– это создание контурного рисунка на плоскости металла с помощью расходника, пурошника и фактурных чеканов. Этот вид чеканки не предусматривает выколотки рельефов и поэтому эта техника несколько напоминает гравировку. Техникой чеканки легче создать более сочный, живой рисунок, акцентируя его местами более сильными ударами и применением некоторых других чеканов, кроме расходника. Контурная чеканка может быть исполнена как вогнутой, опущенной, так и выпуклой, поднятой над фоном линией. Этим способом чеканки часто пользуются при создании различных предметов быта. Они декорируются растительным и другими видами орнамента, выполненными одной линией без выколотки рельефа.

Выпуклая контурная чеканка

– это разновидность контурной чеканки, где рисунок читается за счет выпуклой линии рисунка, которая поднята расходником с оборотной (изнаночной) стороны.

Создание декоративного рисунка и даже рельефа только за счет опускания фона часто применялось как в прошлом, так и в наше время. Такой способ чеканки является как бы дальнейшим развитием контурной чеканки. Особую свежесть и мягкость рельеф приобретает благодаря тому, что после обводки рисунка расходником опускается фон с помощью различных лощатников и матовых чеканов, а рисунок орнамента или другого изображения остается выпуклым и нетронутым. К примеру, мастера XVII века всю работу от начала до конца производили на смоле. Рисунок делали четко, в одну линию, переводили на листовой металл толщиной не более 0,5 мм канфарником, причем на оборотную сторону пластины. Это делалось для того, чтобы можно было сразу делать легкую выколотку рельефа. Затем чеканку снимали со смолы, отжигали, отбеливали и насмаливали лицевой стороной наверх. После затвердения смолы делали прочеканку рельефа, для чего весь рельеф по контуру подчеркивали почти острым расходником, проглаживали листочки лощатником и в последнюю очередь прочеканивали фон фактурным чеканом. Затем пластину окончательно снимали со смолы, отжигали, отбеливали, промывали, сушили и выправляли. Этот же вид чеканки применяют и на объемных изделиях.

Ажурная чеканка

– отличается от контурной тем, что фон орнамента или какого-либо другого изображения высекается с помощью специальных чеканов-сечек. В процессе расходки уменьшается толщина металла, по которой производится высечка. Просечку фона осуществляют, не снимая пластины со смолы, после ее окончательной доработки. Просечку лучше начинать от середины и идти к краям или фронтально с одного края на другой. Снимают чеканку со смолы после просечки обычным способом. Особенно осторожно нужно отжигать ажурные чеканки. Чтобы перегородки не пострадали, особенно самые тонкие из них, чтобы не пережечь их, обжигать их надо широким, спокойным пламенем горелки. Затем аккуратно прокрацевать – вычистить выгоревшую смолу и отбелить.

После просечки образуются острые заусенцы, которые запиливают напильником и надфилями подходящих для этого профилей.

Ажурная чеканка требует того, чтобы рисунок был скомпонован так, чтобы после просечки фона не распался на отдельные кусочки. Главное в композиции ажурной чеканки это ритм пустот и самого рисунка, который создает ажур. Монтируется изделие, если оно выполнено предварительно из отдельных фрагментов, методом пайки твердым припоем (см. рис. 4.20).

Рис. 4.20. Ажурная чеканка.

Рельефная чеканка.

Самый распространенный вид чеканки, как в наше время, так и в старину. Декоративные блюда из серебра с позолотой отличаются тщательной, очень тонкой проработкой всех деталей растительного орнамента. Переводили рисунок с оборотной стороны канфарением. Общая форма блюда выколачивается облыми чеканами с оборотной стороны. «Обло» – кругло – древнерусское слово. Облыми чеканами или бобошниками называют чеканы с овальным, больбовидным, продолговатым боем. Это очень большая и разнообразная группа чеканов. Их рабочая часть также как и у расходников имеет самые разнообразные закругления и размеры. После этого блюдо насмаливали и с лицевой стороны полным набором чеканов производили окончательную доработку. Это живописное блюдо можно сравнить с совершенно иным по стилю рисунка и исполнению чеканки. Существует более простая техника выполнения блюда. Работу над рельефом начинают с лицевой стороны выявлением силуэта каждой фигуры и одновременной лепкой их с помощью мягких расходников и лощатников. Здесь не применялись фактурные чеканы. За один прием, т. е. за одну насмолку сделать блюдо не удается. Первая стадия – обводка фигур, частичная их моделировка и прочеканивание шрифта. Затем снимают со смолы, промывают в керосине, отжигают при температуре не более 300–350 °C и продолжают работу над рельефом на печке (туго набитой подушке). Если моделировка не получается без насмолки, то снова насмаливают на лицевую сторону для окончательной доработки чеканки.

Существует и другой вариант чеканки декоративной композиции. В этом случае после перевода рисунка через копирку и насмолки делают его расходку и опускание фона вокруг центрального пятна. Затем пластину снимают, отжигают и т. д., пластину насмаливают на оборотную сторону для выколотки рельефа и отдельных элементов выпуклой фактуры. Затем снова снимается со смолы, отжигается, отбеливается, правится фон на чугунной или стальной плите. Этот вид чеканки еще более упрощен, но чередование крупных и мелких планов делают композицию вполне интересной.

Крупные декоративные работы с высоким рельефом или горельефом чеканятся по переведенному прямо на доске верстака рисунку без насмолки с помощью мягкого расходника или бобошника (облого чекана), которым проходят по рисунку, наклеенному мыльной водой на металл. Выколотка производится на слегка увлажненном песке, находящемся в ящике. Для того, чтобы достичь нужной высоты рельефа, приходится по нескольку раз отжигать металл и повторять выколотку. Отжигать крупные листы лучше на открытом горне или костре. Если площадь чеканки большая, то засмолку делают местную, т. е. заливают смолой только те участки металла, которые хотят прочеканить на смоле. Или заливают смолой слоем 3–4 см всю поверхность листа, ограничив края чеканки сколоченной из досок рамой (без дна). Для местной насмолки можно сделать кольцо из кровельного железа, которое ограничит смолу. Обычно при местной насмолке смола трескается и постепенно отскакивает отдельными кусочками; такая засмолка необходима на окончательном этапе работы.

Декоративно-фактурная чеканка

– наиболее современный вид изготовления изделий, хотя и скифы в прошлые века успешно пользовались этим видом чеканки. Золотые чаши украшали ромбовидными шипами по всей поверхности. Фактурная чеканка очень характерна и для грузинской школы изделий из металла (4.21).

Рис. 4.21. Кувшин и каркара. Грузия. XIX в, серебро, чеканка, тонировка. Высота кувшина 25 см, каркары 28 см.

Например, при отделочных работах в строительном деле применяется прочеканивание крупных медных листов крупными вмятинами довольно беспорядочно. Листы оксидированы в коричневый цвет и после всего этого получается очень выразительный декоративный металл.

Ознакомление со всеми видами чеканки, богатыми возможностями изготовления собственными руками декоративных различных изделий поможет начинающему художнику встать на путь творчества, создать неповторимые произведения искусства.

Чеканка по литью.

В искусстве художественной обработки металла издавна известна чеканка по литью. Многие художественные изделия из металла, выполненные в технике литья, нуждаются в доработке. Обработка отливки, которая всегда отличается от модели большей шероховатостью поверхности, начинается с подготовки ее для чеканки. С помощью зубил, сечек, рифелей, напильников удаляют всевозможные приливы – облои, летники, выпары. Чем их меньше, тем чище литье. Очистив литье стальной щеткой, его протравляют и сушат. Имеющиеся изъяны заделывают с помощью пробок или сварки тем же металлом, из которого сделана отливка. Для чеканки по литью нужны чеканы более твердые, чем для чеканки по листу. Для закрепления отливок при чеканке также используется смола. Плоские изделия насмаливают на ящик или доску, небольшие объемные детали чеканят на котелке. Мелкие ювелирные изделия – украшения, брелки укрепляют на канифоль. Крупные изделия чеканят, закрепив в тисках. При этом под губки тисков подкладывают прокладки из свинца, алюминия или дерева, чтобы не повредить поверхность отливки. Пустотелое и тонкостенное изделие нужно особенно осторожно зажимать в тиски. Очень большие и тяжелые отливки обрабатывают либо на верстаке, либо на полу.

Для чеканки метки изделий берут шероховатые чеканы, напоминающие поверхность отливки. Обрабатывают отливки не только чеканами: расходниками, лощатниками, гладкими, фактурными и бобошниками, но иногда и с помощью бормашины с шлангом с набором стальных различных и абразивных шарошек, которые снимают тонкий слой. Выглаживают поверхность изделия с помощью надфилей, личных напильников, шабера, шлифующих материалов и гладилок.

Чеканка с прорезью.

В отличие от других чеканных украшений, не имеет фона, эта особенность требует и иных условий при ее применении. Прорезную чеканку делают в тех местах, где она приобретает особую легкость и ажурность, например, когда видима на просвет или когда для нее фоном служит яркая ткань, другой металл или деревянная доска. Составляя композицию мотива на бумаге, следует помнить одно необходимое условие чеканной композиции с прорезью: орнамент в отдельных местах должен обязательно соприкасаться между собой и внутренней частью рамки, окаймляющей украшение. Фон прорезают после выполнения чеканного рельефа. Для просечки используют зубила, различные зубильца малых размеров, при резании – ножницы для металла, при выпиливании кривых форм – слесарный лобзик (см. раздел главы ниже).

Накладные чеканные детали одной композиции выколачивают порознь и крепят на металлическую основу (фон) с помощью пайки или склепывания. При склепывании металлических пластин в просверленное отверстие вкладывают заклепку или стержень с головкой и прижимают тяжелым молотком, чтобы заклепка не выскакивала. Выходящий конец заклепки слесарным молотком расплющивают и формуют ее головку обжимкой; таким образом заклепка стянет соединяемые пластины.

Изображение на металле хорошо сочетается в багетной раме (см. рис. 4.17) или с деревянной подложкой, которая служит как бы фоном для чеканного панно. Поверхность деревянной подложки (доски) можно обработать подкуриванием (обжигом на огне, пламенем паяльной лампы или в горячем песке) или обжигом кислотами, например, смачиванием поверхности крепкой серной кислотой, используя травяную щетку, после чего доска принимает приятный коричневый вид.

Просечка

Кружевной орнамент в металле требует высокого мастерства и делается методом сквозной пробивки. Просекается заготовка в два этапа. Сначала остро заточенными чеканами намечаются контуры и линии, по которым пойдет пробивка рисунка, затем следует непосредственно просечка материала насквозь.

После того как будут сделаны зачистка изделия и снятие заусенцев, проводится обжиг с целью выравнивания материала. Эта технологическая операция требует особой осторожности, поскольку тонкие ажурные перегородки могут расплавиться.

Подвидом плоскостной чеканки является контурный метод, который напоминает гравировку с невысоким рельефом. Контурная чеканка может быть выпуклой или вогнутой, в зависимости от сюжета рисунка. Как правило такие предметы используются для украшения интерьеров, но они также интересны как самостоятельные декоративные.

Оборудование для изготовления сувенирных монет

Оборудование и инструмент для организации чеканки монет можно приобрести в компаниях, занимающихся их изготовлением. Спрос породил предложение, и теперь, чтобы получить контакты таких организаций, достаточно просто набрать в любой поисковой системе фразу: «Купить оборудование для производства сувенирных монет».

Кстати, его список невелик, и включает в себя всего несколько предметов:

  • наковальню
  • кувалду
  • специальные крепления
  • клише для чеканки
  • и заготовки для монет из меди или алюминия (как вариант можно рассмотреть использование заготовок из серебра)

Именно с последним пунктом больше всего хлопот. Работать долгое время с одним-двумя дизайнами монет не получиться – это быстро «приесться» посетителям аттракциона. Поэтому периодически потребуется менять дизайн клише для изготовления монет с другим рисунком чеканки.

Изготовление клише можно заказывать «на стороне», а можно, приобретя дополнительно нехитрое оборудование, делать их самостоятельно. Для этого вам потребуется:

  • мини-пресс
  • и штамп для чеканки

Предварительно рисуется эскиз каждого рисунка чеканки, который после утверждения переводится в векторное изображение, после чего производится гравировка по незакаленному металлу (о лазерной гравировке на металле вы можете узнать подробнее здесь), затем проводится тепловая закалка сделанной матрицы, и ее полировка.

Как видите, процесс довольно кропотливый, но, тем не менее, вполне доступный для начинающего предпринимателя. После 1-2 пробных опытов производства клише, этот процесс уже не будет представлять для вас сложности. Впрочем, повторюсь – вы можете заказывать изготовление монет-клише в сторонних компаниях, благо сейчас таких немало.

Кстати, освоив навыки изготовления клише, вы можете обеспечить себе дополнительный доход, предлагая свои услуги в области разработки дизайна для монет тем, кто еще только делает первые шаги в этом бизнесе, либо предпочитает использовать «покупные» заготовки.

Чеканка по металлу своими руками

Для начала можно попробовать выполнить чеканку на кухонной посуде. Это может быть жестяная банка из-под кофе или чая. Как сделать чеканку в домашних условиях? Начать лучше с вогнутой разновидности, то есть рисунок будет направлен внутрь. Для этого необходимо прочно закрепить материал, в данном случае кофейную металлическую банку, и карандашом наметить рисунок. Тема может быть любой.

Затем нужно изготовить инструмент для чеканки. В домашних условиях для работы подойдет обычный строительный гвоздь длиной 100-150 миллиметров, у которого следует сточить острый конец. Когда кончик гвоздя примет округлую форму, его уже можно будет назвать канфарником — это основной инструмент чеканщика. Остается найти молоток весом двести граммов, и можно приступать к работе. Легкими ударами нужно нанести контуры рисунка, а затем выбивать точки. Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях — это творческий процесс, который может стать началом долговременного увлечения. В этом случае нужно быть готовым к тому, что потребуется набор инструментов и специальный материал.

Чем чистить монеты из медно-никелевого сплава?

Рассмотрим основные доступные способы чистки медно-никелевых монет СССР и их особенности. Очень рекомендуется начинать их опробовать на самых малоценных экземплярах, которые в случае неудачи будет не очень жалко.

Электролиз

Суть методики заключена в помещении металла в слабый (изотонический) раствор соли, в который подается электрический ток небольших величин. Однако это все равно далеко не безобидный и небезопасный для человека способ, поскольку приходится иметь дело с жидкостью и электричеством одновременно. Обязательно необходимо предусмотреть защиту рук и глаз. Для очистки берется блок питания 12 вольт, который требует предварительной подготовки. Нужно отрезать штекеры и поделить провода на 2 части, зачистив их концы от изоляционного материала. После этого нужно скрутить медные проволочки и припаять их к металлическим зажимам, которые не должны соприкасаться!

Теперь нужно изготовить электролит. Раствор делается из расчета 1 ст. л. поваренной соли на 0,5 л воды. Его нужно перелить в пластиковую посуду

Включив блок питания, оба зажима со всеми необходимыми мерами предосторожности погружают в воду. Тот из них, который начнет издавать в электролите шипение, является положительным (знак «+»), к нему нужно присоединить монету

Минусовой конец блока питания должен быть присоединен к другому металлическому предмету, например, обычной ложке. В таком положении всю включенную конструкцию можно оставить на длительное время, до 4 часов. Приблизительное время рассчитывается в зависимости от состояния монеты, насколько она загрязнена. После этого ток выключают, монетный диск достают из жидкости и промывают в теплом мыльном растворе, а потом насухо вытирают мягкой чистой тряпочкой.

«Тилон-Б»

Это эффективное средство, способное растворить патину, но очень важно все сделать правильно. На 1 часть «Трилона-Б» нужно взять 10 частей воды

Много раствора делать не нужно, достаточно объема, чтобы погрузить туда монету. После погружения нужно стоять рядом и следить за процессом очищения. Длительность процедуры зависит от ее состояния. После этого монету нужно промыть мыльным раствором, легко и без нажима отчищая ее мягкой щеточкой. Ополоснуть и насухо вытереть.

Сигаретный пепел

Способ скорее относится к народным, нестандартным, но иногда он оказывается весьма эффективным. Понадобится пепел от выкуренных сигарет и обычная вода. Загрязненную монету сначала смачивают водой, после чего на нее наносится пепел. Так она остается лежать около 20 минут. После этого нужно мягко и аккуратно втереть пепел в металл, а затем смыть теплой водой и насухо протереть.

Айран

Всем известный кисломолочный напиток тоже может оказать помощь в чистке монет из медно-никелевого сплава. Но процесс этот будет не быстрым и поэтапным. В айран монета кладется на 3-5 суток, после чего извлекается, протирается пальцами и помещается в новый состав. Каждый раз оценивается полученный результат для понимания того, сколько циклов нужно применить до желаемого эффекта. Это один из методов, преимуществом которого является отсутствие покраснения медной поверхности.

Чистка содой

Сразу оговоримся, что для монет, которые в силу условий хранения (например, зарытыми в земле) имеют откровенно плохой вид, этот способ вряд ли будет эффективным. Потребуется: питьевая сода (карбонад), фольга, эмалированная чаша и кипящая вода.

На фольгу ровным слоем примерно 2-3 мм насыпается сода, а на нее кладется монета (или несколько). Сверху насыпается такой же слой соды. Теперь нужно все залить небольшим количеством кипящей (не вскипевшей минуту назад, а именно кипящей) воды. Емкость закрывается крышкой и оставляется на 0,5 суток. В зависимости от запущенности монеты и получаемого результата можно повторить чистку несколько раз. После этого все обычно — достаем, моем с мылом (неплохо использовать вместо мыла зубную пасту), сушим или насухо вытираем.

Следует быть готовыми к тому, что в местах повреждений поверхности она будет не блестяще-серебристой, а более темной и матовой.

Рисунки для чеканки

Начальным этапом в процессе создания изделия является нанесение рисунка на заготовку. Художественная обработка металла связана с наличием таких исходных материалов, как металлические пластины из жести или листовой меди, латуни и алюминия. На каждую из них необходимо нанести рисунок, по которому будет сделана чеканка. Тематика изображений выбирается заранее, и далее по ним готовятся специальные наброски. Затем рисунки методом прямого копирования переносятся на поверхность металлической заготовки. После этого поверхность покрывается тонким слоем лака, предохраняющим контуры от истирания.

Первые чеканные монеты

Для изготовления самых первых металлических деньг не использовались никакие машины, каждый монетный диск проходил через руки мастера, который вкладывал в изготовление денег свои навыки, знания и душу. Среди древних монет невозможно найти двух идентичных экземпляров, каждый из них был штучным. Продолжалось это несколько столетий, пока человек не придумал редуцирующую машину. Для производства монет начали использоваться вальцы, балансиры или молотовые снаряды. Разноплановость подходов к процессу чеканки оставила нумизматам богатейший материал для исследований и сбора коллекционных образцов.

Формы

Технологии чеканки по металлу используются при изготовлении монет. Этот автоматический процесс находится под контролем государства и призван обеспечить потребности страны в денежных единицах. Сложнейшие механизмы безостановочно штампуют металлические монеты разного достоинства. Для каждого номинала существует своя форма для чеканки, которая представляет собой взаимозаменяемую, универсальную конструкцию. Техники по мере необходимости за считанные минуты меняют эти формы, и процесс изготовления монет продолжается.

Историческая справка

С появления первых русских металлических монет прошло более тысячелетия, и на протяжении всего этого времени металлом основной денежной массы было серебро. Немалое место и значение в ней занимали золото и медь, и все же серебро во все века было вне конкуренции вплоть до прихода советской власти

Само слово «деньги» имеет тюркские корни, а в домонгольский период на Руси имело хождение слово-эквивалент «сребро», который наглядно показывает важность этого металла в ходовом денежном обращении

Первая медь в данном качестве появилась в смутные времена феодальной раздробленности на фоне скудости казны отдельных субъектов. А уже при Иване Грозном свет увидели и золотые денежные диски. Однако и те, и другие имели очень ограниченное хождение. И лишь при Петре Великом и медь, и золото обрели свое прочное место в денежном хождении на Руси и в международных расчетах. Но каждый металл стоит отдельного внимания.

Инструменты

Для работы мастеру-чеканщику необходим набор специальных инструментов и приспособлений. Профессионалы с многолетним опытом обладают целой инструментальной базой, насчитывающей десятки и сотни различных устройств. Начинающие чеканщики обходятся несколькими инструментами.

Для изготовления несложного изделия требуется набор четырех- или восьмигранных кованых чеканов:

  • канфарник — чекан в форме толстой иглы с закругленным концом;
  • расходник — прямой, плоской или радиусной формы в виде отвертки инструмент;
  • сечка — острозаточенный чекан в виде зубила, предназначенный для глухой или сквозной просечки материала;
  • лощатники — разнообразные инструменты плоской формы для лощения — выравнивания основы.

Для полноценной работы также требуются приспособления слесарного назначения, различные фиксаторы, прижимы, тиски и грузы. Не обойтись и без деревянных молотков (киянок).

Народные рецепты очистки серебра

Когда загрязнения незначительные действенными являются народные средства для очищения серебряных предметов. К таким методам относят:

  • Картофель. Очищенный картофель и монеты выкладывают в емкость, оставляют так на 3 часа.
  • Кока-кола. Монеты заливаются напитком и настаиваются 2-3 часа. При необходимости процесс повторяется до полной очистки.

Вода после варки яиц

Считается что кипяток, оставшийся после варки куриных яиц способен очищать серебро. Для этого в жидкость опускают монеты на 1-2 часа. После отмачивания их нужно тщательно натереть, удалив весь отмокший налет.

5% раствор муравьиной кислоты

Муравьиная кислота хорошо удаляет окись. В 5% смесь опускают монетки на 10-15 минут. После изделие достается, хорошо протирается тканью.

Муравьиная кислота

Масло оливы

Маслом оливы смачивается ватный диск и натирается изделие. Это средство плохо удаляет окисление, но способствует приданию металлического блеска поверхности.

Материалы

  • Красная медь — наиболее предпочтительный металл для чеканки, обладающий пластичностью. Легко принимает заданную форму, способна выдержать высокий рельеф изделия. После полировки долго не темнеет.
  • Латунь — сплав меди с цинком. Менее пластична в сравнении с медью, но обладает хорошими данными для механической обработки, сопутствующей чеканке: штамповки, резки, прокатки и других операций. Хорошо полируется, долго сохраняет блеск. При окислении приобретает красивый зеленоватый цвет.

  • Алюминий — металл достаточно жесткий, но легко чеканится. В виде фольги допускает вытяжку. Не нуждается в обжиге, так как не деформируется в процессе обработки. Легко полируется, долго сохраняет благородный матовый оттенок.
  • Нержавеющая сталь — используется для особо крупных изделий, чеканится только на специальных станках. Ручная обработка невозможна, поскольку сталь обладает высокой прочностью и вязкостью.
  • Никель — в чистом виде для чеканки непригоден, однако в сплаве с медью является удобным и надежным материалом для изготовления изделий с высоким уровнем эстетичности. Наиболее востребованные сплавы — мельхиор и нейзильбер. Они отлично полируются и не требуют чистки.
  • Кровельное железо — материал используется только для изготовления простейшей продукции. Консистенция металла непрочная, склонная к растрескиванию.

Художественные изделия, изготовленные методом чеканки, востребованы во многих областях общественной жизни. Они украшают холлы и офисы. Особо ценные экземпляры находятся в музеях и арт-галереях.

Пастой ГОИ

Метод значительно повреждает поверхность изделий, как и любая чистка абразивами. Если монеты редкие и очищаются ради продажи, чистка пастой ГОИ исключена: полировкой снимается тонкий слой поверхности, стираются мелкие детали и изделия теряют свою ценность.

Пасту ГОИ обычно накладывают на мягкую, иногда смоченную бензином, тряпку. Перед началом полировки необходимо обтереть слой пасты о ненужную поверхность или предмет, чтобы крупные кусочки разошлись и не царапали деталь.

В общем, хватает способов чистки монет из никеля в домашних условиях. В зависимости от степени загрязнения можно подобрать подходящий.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]