Зубчатое колесо (шестерня):
Зубчатое колесо или шестерня представляет собой деталь, которая в зависимости от применения может быть с разным количеством зубьев, выполненных в различных формах, располагающихся на цилиндрической или конической поверхности, и которая входит в зацепление с зубьями другого зубчатого колеса.
Зубчатые колеса или шестерни, за счет сцепления зубьев, выполняют следующие задачи: передача вращательного движения от одной детали к другой с изменением крутящего момента, увеличением или уменьшением скорости, а также преобразование вращательного движения в поступательное с помощью зубчатой рейки.
Зубчатые передачи широко применяются как в машиностроении, так и в приборостроении.
Зубчатые колеса подразделяются на виды в зависимости от применения и бывают цилиндрическими и коническими.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Принципиальная схема расчета геометрии приведена на чертеже.
1.2. Термины и обозначения, примененные в настоящем стандарте, соответствуют ГОСТ 16530-70* и ГОСТ 16531-70**. __________________ * Действует ГОСТ 16530-83; ** Действует ГОСТ 16531-83. – Примечание «КОДЕКС».
1.3. Наименования параметров, приводимых на рабочих чертежах зубчатых колес в соответствии с ГОСТ 2.403-75, а также межосевое расстояние зубчатой передачи, выделены в таблицах настоящего стандарта полужирным шрифтом.
1.4. При отсутствии в обозначениях параметров индексов «1» и «2», относящихся соответственно к шестерне и колесу, имеется в виду любое зубчатое колесо передачи.
1.5. При отсутствии дополнительных указаний везде, где упоминается профиль зуба, имеется в виду главный торцовый профиль зуба, являющийся эвольвентой основной окружности диаметра .
1.6. Расчетом определяются номинальные размеры зубчатой передачи и зубчатых колес.
1.7. Расчет некоторых геометрических и кинематических параметров, применяемых в расчете зубчатой передачи на прочность, приведен в приложении 5.
Цилиндрические зубчатые колеса (шестерни):
Цилиндрические зубчатые колеса используются в передачах, где оси валов располагаются параллельно относительно друг друга. При этом они могут располагаться как горизонтально, так и вертикально.
В зависимости от формы продольной линии зуба зубчатые колеса бывают: прямозубые, косозубые и шевронные.
Рис. 1. Цилиндрические зубчатые колеса: прямозубые, косозубые и шевронные
Прямозубое колесо. Этот вид шестерен ввиду своей простой конструкции является наиболее внедряемым в различных системах. В таком виде зубья шестерен располагаются в плоскости, которая перпендикулярна оси вращения. В отличии от косозубых и шевронных колес у данного вида предельный крутящий момент ниже.
Косозубое колесо. Зубья для данного вида колес выполняются под определенным углом к оси вращения шестерен, а по форме образуют часть винтовой линии. По сравнению с прямозубым колесом при работе зубьев данного вида зацепление зубьев происходит плавнее, а за счет увеличенной площади контакта предельный крутящий момент выше. Но для работы колес с косым зубом приходится применять упорные подшипники, так как возникает механическая сила, направленная вдоль оси. В основном косозубые колёса используются там, где нужны передачи большого крутящего момента на высоких скоростях.
Шевронное колесо. Этот вид имеет зубья, которые выполнены в форме буквы V на плоскости вращения колеса. Главной особенностью шевронных колес является то, что силы на осях обеих половин компенсируются, вследствие чего отпадает необходимость в использовании упорных подшипников. Различают шевронное и многошевронное цилиндрическое зубчатое колесо, состоящее соответственно из двух и более полушевронов, а также шевронное цилиндрическое зубчатое колесо со сплошным венцом и разделенными полушевронами.
В отдельные виды выделяются: цилиндрическое колесо с круговыми зубьями, цилиндрическое колесо со смещением (без смещения), циклоидальное, эвольвентное и цевочное цилиндрическое колеса.
Колесо с круговыми зубьями. Передачу с такими колесами называют передачей Новикова. При такой передаче контакт поверхностей зубьев происходит в одной точке на линии зацепления, расположенной параллельно осям колёс. Зубья данного вида колеса выполнены в виде полукруга, радиус которого подбирается под нужные требования. Колеса с круговыми зубьями в сравнении с косозубыми обладают более высокой нагрузочной способностью зацепления, высокой плавностью и бесшумностью работы, но при тех же условиях работы у них снижен КПД и ресурс работы, что не позволяет их применять широко.
Колесо со смещением либо без смещения. Это зубчатое колесо, зубья которого образованы при номинальном положении исходной производящей рейки, характеризуемом отсутствием касания (касанием) делительных поверхностей исходной производящей рейки и обрабатываемого зубчатого колеса.
Циклоидальное колесо. В данном виде профили зубьев шестерни выполнены по циклоидальной кривой. Однако при таком способе зацепления шестерен имеется большой недобор чувствительности из-за изменения расстояния между осями. Циклоидальное колесо применяется в основном в приборостроении. Колесо сложно в изготовлении, поскольку при его создании требуется использование очень многих специальных зуборезных инструментов.
Цевочное колесо. В данном случае зубья одного из колес имеют вид пальцев в форме цилиндра. Такой вид шестерен образовался на базе циклоидального колеса и получил более широкое применение как в машиностроении, так и в приборостроении.
Документы
Сортировать по : названию | дате | популярности
Шестерня m=2.5, Z=35
популярный!
Дата добавления: | 08.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 55.37 Кбайт |
Скачиваний: | 1305 |
Чертеж шестерни используемой в станке 2А554.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Блок-шестерня m=2.5, Z1=33, Z2=19
популярный!
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 51.48 Кбайт |
Скачиваний: | 1132 |
Чертеж блок-шестерни. Применяется в станке 2Л53У.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Шестерня m=2.5, Z=20
популярный!
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 41.4 Кбайт |
Скачиваний: | 1091 |
Чертеж шестерни с посадкой на шпонку. Используется в станке 2Л53У.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Шестерня m=2.5, Z=51
популярный!
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 50.61 Кбайт |
Скачиваний: | 1063 |
Чертеж шестерни с посадкой на шлицы. Применяется в станке 2Л53У.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Вал-шестерня m=3, Z=21
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 49.69 Кбайт |
Скачиваний: | 941 |
Чертеж вал-шестерни. Используется в станке 2Н57.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Шестерня m=2.5, Z=30
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 43.64 Кбайт |
Скачиваний: | 940 |
Чертеж шестерни. Используется в станке 2Н57.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Шестерня m=2.5, Z=44
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 43.79 Кбайт |
Скачиваний: | 946 |
Чертеж шестерни. Используется в станке 2Н57.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Шестерня m=3, Z=24
популярный!
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 43.27 Кбайт |
Скачиваний: | 1018 |
Чертеж шестерни. Используется в станке 2Н57.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Шестерня m=2.5, Z=56
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 43.82 Кбайт |
Скачиваний: | 995 |
Чертеж шестерни. Используется в станке 2Н57.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Шестерня m=2.5, Z=39
Дата добавления: | 09.06.2010 |
Дата изменения: | 22.06.2010 |
Размер файла: | 41.27 Кбайт |
Скачиваний: | 920 |
Чертеж шестерни. Используется в станке 2Н57.
Чертежи выполнены в двух форматахcdw – Компас 9 СП2dwg – Autocad 2000
- Скачать
- Подробнее
Исходные данные и замеры
На практике перед инженерами часто встает задача определения модуля реально существующей шестерни для ее ремонта или замены. При этом случается и так, что конструкторской документации на эту деталь, как и на весь механизм, в который она входит, обнаружить не удается.
Самый простой метод — метод обкатки. Берут шестерню, для которой характеристики известны. Вставляют ее в зубья тестируемой детали и пробуют обкатать вокруг. Если пара вошла в зацепление — значит их шаг совпадает. Если нет — продолжают подбор. Для косозубой выбирают подходящую по шагу фрезу.
Такой эмпирический метод неплохо срабатывает для зубчатых колес малых размеров.
Для крупных, весящих десятки, а то и сотни килограмм, такой способ физически нереализуем.
Результаты расчетов
Для более крупных потребуются измерения и вычисления.
Как известно, модуль равен диаметру окружности выступов, отнесенному к числу зубов плюс два:
m=De/(z+2)
Последовательность действий следующая:
- измерить диаметр штангенциркулем;
- сосчитать зубцы;
- разделить диаметр на z+2;
- округлить результат до ближайшего целого числа.
Зубец колеса и его параметры
Данный метод подходит как для прямозубых колес, так и для косозубых.