ГОСТ 4751-73. Рым-болты. Технические условия (68868)

ГОСТ 4751-73

ГОСТ 4751-73 Группа Г86

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

РЫМ-БОЛТЫ Технические условия Screw rings. Specifications

Дата введения 1974-07-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10.05.73 № 1169

2. Срок проверки — 1993 г., периодичность — 5 лет

3. ВЗАМЕН ГОСТ 4751-67

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка Номер пункта
ГОСТ 9.014-78 5.6
ГОСТ 9.301-86 2.15, 3.1
ГОСТ 9.302-88 4.6
ГОСТ 515-77 5.3
ГОСТ 1050-88 2.1
ГОСТ 1759.0-87 215
ГОСТ 2991-85 5.3
ГОСТ 7505-89 2.3
ГОСТ 9012-59 4.2
ГОСТ 10549-80 2.10
ГОСТ 14192-96 5.8
ГОСТ 15150-69 Вводная часть
ГОСТ 16093-81 2.10, приложение
ГОСТ 24705-81 2.10, приложение

5. Проверен в 1988 г. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 16.12.88 № 4162

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в мае 1979 г., январе 1983 г., декабре 1988 г., августе 1990 г. (ИУС 7-79, 5-83, 3-89, 11-90)

Настоящий стандарт распространяется на рым-болты, предназначенные для подъема, опускания или удержания на весу изделий при монтажных и такелажных работах для всех условий эксплуатации по ГОСТ 15150. (Измененная редакция, Изм. № 4).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

________________ * См. примечание ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10.05.73 N 1169

2. Срок проверки — 1993 г., периодичность — 5 лет

3. ВЗАМЕН ГОСТ 4751-67

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылкаНомер пункта
ГОСТ 9.014-785.6
ГОСТ 9.301-862.15, 3.1
ГОСТ 9.302-884.6
ГОСТ 515-775.3
ГОСТ 1050-882.1
ГОСТ 1759.0-872.15
ГОСТ 2991-855.3
ГОСТ 7505-892.3
ГОСТ 9012-594.2
ГОСТ 10549-802.10
ГОСТ 14192-965.8
ГОСТ 15150-69Вводная часть
ГОСТ 16093-812.10, приложение
ГОСТ 24705-812.10, приложение

5. Проверен в 1988 г. Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 16.12.88 N 4162

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (июнь 1998 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в мае 1979 г., январе 1983 г., декабре 1988 г., августе 1990 г. (ИУС 7-79, 5-83, 3-89, 11-90)

Переиздание (по состоянию на апрель 2008 г.)

Настоящий стандарт распространяется на рым-болты, предназначенные для подъема, опускания или удержания на весу изделий при монтажных и такелажных работах для всех условий эксплуатации по ГОСТ 15150.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

Виды стальных рым-креплений

Кроме прямого назначения крепления специальной конструкции также используются при формировании нестандартной грузоподъемной системы. Такими изделиями являются рым-болты с шарниром (вертлюгом), предотвращающим вращение груза с продольными кольцами или стержнями в момент подъема тяжелых, негабаритных и легких объектов.

Любая новаторская конструкция изготавливается по условиям государственного стандарта, обеспечивающего безопасность персонала и целостность груза. ТУ и ГОСТ в разных странах производителях отличаются, но основным показателем надежности изделия считается соответствие «Международному стандарту DIN 580», адаптированному к межгосударственному ГОСТу 4751−73. Все изделия должны иметь буквенно-цифровую маркировку и товарный знак производителя на дужке головки (М8, М16 и т. д. ).

Технические характеристики болтов формируются способом изготовления:

  1. Штамповка
  2. Ковка.

Готовое изделие подвергается обжигу при высокой температуре.

При маркировке используется метод:

  1. Штамповки
  2. Ударное нанесение.

Каждая партия изделий оснащается Сертификатом соответствия с логотипом завода изготовителя, номером партии, количеством креплений, результатом экспертизы. Упаковка продукции должна осуществляться послойно, с прокладкой промасленной бумагой между слоями.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. Конструкция и основные размеры рым-болтов должны соответствовать указанным на чертеже и в табл.1.

Таблица 1

Размеры в мм

Условное обозначение резьбы dПриме- няемостьd1d2d3d4bhh1ll1, не менееrr1Масса 1 шт., кг
М83620820101261812240,05
М10452510251216821150,12
М1254301230141810251960,19
М166335143616201232250,31
М20724016401924143829380,50
М24905020502429164535120,87
М301086024632837185544151,58
М3612670287532432263514182,43
М421448032853850257258203,72
М481629036954252308268225,54
М561801004010548603495785258,09
М64198110441155265401109310,95
М72х623413052135627545115983518,54
М80х62701506016070885012510825,40
М100х63241807219085105601501334043,82

Пример условного обозначения рым-болта с резьбой М8 без покрытия:

Рым-болт М8 ГОСТ 4751-73

То же, с мелкой резьбой М100х6, с покрытием 01 (цинковое с хроматированием), толщиной 9 мкм:

Рым-болт М 100 х 6.019 ГОСТ 4751-73

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.2. Грузоподъемность рым-болтов должна соответствовать указанным в табл.2.

Таблица 2

Условное обозначение резьбыГрузоподъемность на 1 рым-болт, кг, +
при направлении строп
по вертикальной оси рым-болтапод углом 45° от вертикальной оси рым-болта
в плоскости кольцас отклонением от плоскости кольца
М81208040
М1020012565
М1230017590
М16550250125
М20850325150
М241250500250
М302000700350
М3630001000500
М4240001300650
М4850001650800
М56620020001000
М64750025001250
М72х61000035001750
М80х61400045002250
М100х62000065003250

Примечания:

1. При подъеме груза направление строп под углом от вертикальной оси рым-болта свыше 45° не допускается.

2. Для установки в одной плоскости колец двух ввинченных до упора рым-болтов допускается применение плоских шайб толщиной:

— до 1 мм — под рым-болты с резьбой М8-М12;

— не более половины шага резьбы — под рым-болты с резьбой свыше М12. 1.3. Конструкция и размеры гнезд под рым-болты приведены в приложении.

Рым (грузовой болт)

Такелаж грузовой :: Рым (грузовой болт)

К специальным винтам относится грузовой винт (рым-болт ГОСТ 4751—73). Рым представляет собой стальное кольцо, закрепляемое резьбовой частью на деталях машин и агрегатах, предназначенное для подъема их при монтаже, перемещении и разборке. Рымы, постоянно закрепленные на машинах и агрегатах, являются их составной частью, а работающие в качестве грузозахватных приспособлений – составной частью грузозахватных средств. Стандартные обыкновенные рымы (рис. 14) устанавливают на электродвигателях, корпусах редукторов и т. п.

Рис 14. Рым: а — обыкновенный; б — отверстие под рым; в — с вертлюгом, предназначенный для транспортирования легких деталей; г — с удлиненным кольцом для транспортирования тяжелых деталей; д —усиленный для кантования деталей; е — с удлиненным стержнем, для подъема деталей с нерезьбовыми отверстиями; ж — для транспортирования деревянных изделий; з — строповка за один рым; и — стро¬повка за два рыма, расположенных произвольно; к — строповка за два рыма, расположенных в од¬ной плоскости.

Используя различные переходники с наружной и внутренней резьбой или с фланцами, можно применять рымы для строповки различных грузов (деталей, узлов и оборудования). При зацепке за рымы нужно учитывать угол между натянутыми ветвями стропа, число рымов и ветвей, так как при большом угле наклона ветвей возникают большие усилия на рымы.

В случае отсутствия указаний о методе строповки за рымы, стропы следует располагать только вертикально. Погнутые рымы или с сорванной резьбой применению не подлежат.

Технические требования.

Рым-болты изготовливаются из стали марки 20 или 25 (подгруппа а) по ГОСТ 1050-88 штамповкой с последующим отжигом или нормализацией и выбирают в зависимости от грузоподъемности. Допускается изготовление ковкой.

Соответствие материала предусмотренным маркам должно быть подтверждено сертификатом предприятия изготовителя металла.

Технические требования штампованным к поковкам — по ГОСТ 7505-89, класс точности II, степень сложности С3.

Для установки в одной плоскости колец двух ввинченных до упора рым-болтов допускается применение плоских шайб до 1 мм — под рым-болты с резьбой М8 — М12; не более половины шага резьбы — под рым-болты с резьбой свыше М12.

Пример условного обозначения рым-болта с резьбой М8 без покрытия:

Рым-болт М8 ГОСТ 4751-73.

То же с мелкой резьбой М100 х 6, с покрытием 01 (цинковое с хроматированием) толщиной 9 мкм: Рым-болт М100 х 6.019 ГОСТ 4751-73.

Грузоподъемность рым-болтов

Таблица 4. Грузоподъемность рым-болтов.

Твердость нормализованных рым-болтов

Таблица 5. Твердость НВ рым-болтов .

При подъеме груза направление стропов под углом от вертикальной оси рым-болта свыше 45 ° не допускается.

При изготовлении рым-болтов свободной ковкой в подкладных штампах допускается увеличивать плюсовые допуски в 2 раза. На внутренней окружности кольца допускается лыска, получаемая после зачистки заусенцев, при условии сохранения размера в пределах допусков.

Заварка или заделка дефектов не допускается. Рым болт после штамповки или ковки должен быть нормализован и очищен от окалины.

Проконсультироваться по вопросам других типов изделий и полный перечень продукции вы можете узнать у наших менеджеров.

  • Рым-болт по DIN 580
  • Рым-гайки по DIN 582

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Рым-болты должны быть изготовлены из стали марки 20 или 25 (подгруппа а) по ГОСТ 1050 штамповкой. Допускается изготовление ковкой.

Соответствие материала предусмотренным маркам должно быть подтверждено сертификатом предприятия-изготовителя металла.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2. (Исключен, Изм. N 1).

2.3. Технические требования к штампованным поковкам по ГОСТ 7505, класс точности — II, степень сложности — С3.

Примечание. При изготовлении рым-болтов свободной ковкой в подкладных штампах допускается увеличивать плюсовые допуски в 2 раза.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. На внутренней окружности кольца допускается лыска, получаемая после зачистки заусенцев, при условии сохранения размера в пределах допусков п.2.3.

2.5. Заварка или заделка дефектов не допускается.

2.6. Рым-болты после штамповки или ковки должны быть нормализованы и очищены от окалины.

2.7. Твердость нормализованных рым-болтов должна соответствовать указанной в табл.3. Таблица 3

Марка сталиТвердость НВ рым-болтов с размером резьбы
от М8 до М64от М72х6 до М100х6
20105-14995-121
25134-187105-149

Допускается одна повторная термообработка.

2.8. На кольце рым-болта центровые отверстия не допускаются.

2.9. Надрезы на обработанной части хвостовика не допускаются.

2.10. Резьба — по ГОСТ 24705 с полем допуска 8g по ГОСТ 16093.

Размеры фасок и сбегов резьбы — по ГОСТ 10549. Величина сбега резьбы для угла заборной части инструмента — 20°.

Примечание. При применении покрытия должны быть обеспечены указанные размеры и шероховатость. 2.11. Резьба не должна иметь сорванных ниток, заусенцев и вмятин.

2.12. Допуск перпендикулярности оси резьбы d на длине 100 мм относительно опорной плоскости кольца:

0,10 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М16;

0,05 мм » » » » » от М20 до М100х6.

2.13. Допуск симметричности оси резьбы d относительно общих плоскостей симметрии рым-болта:

Т 1 мм — для рым-болтов с резьбой от М8 до М12;

Т 2 мм » » » » » от М16 до М48;

Т 4 мм » » » » » от М56 до М100х6.

2.12-2.13. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.14. Рым-болты должны выдерживать испытание на прочность нагрузкой, равной удвоенной номинальной грузоподъемности.

Допускаемое отклонение этой нагрузки ±5%.

2.15. Рым-болты могут изготовляться с покрытием. Виды и условные обозначения покрытий — по ГОСТ 1759.0.

Технические требования к покрытиям и качеству поверхности рым-болтов перед покрытием — по ГОСТ 9.301.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Размеры

Рым-болт включает в себя замкнутое стальное кольцо определённого внутреннего и внешнего диаметров, стержень, на преобладающей части которого нарезана (или накатана) метрическая резьба, а также переходную часть (она посредством литых или отштампованных радиусных переходов соединяет кольцо со стержнем).

Размерный ряд рым-болтов по ГОСТ 4751-73:

  1. Диапазон диаметров резьбы – от М8 до М100 (при этом наиболее ходовыми считаются резьбы М8, М10, М12 и М16).
  2. Внутренний диаметр кольца, мм – 20…180.
  3. Наружный диаметр кольца, мм – 36…324.
  4. Длина стержня, мм, не менее – 12…133.

рым-болты

Для исключения концентраторов напряжений все переходы между элементами конфигурации крепежа выполняются по радиусам. Рым-болты могут изготавливаться с антикоррозионным (цинковым или хромовым) покрытием.

Резьба на стержне изделия может быть с крупным или мелким шагом (производство резьбы с мелким шагом оговаривается при индивидуальном заказе).

болты

ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания рым-болтов. При приемо-сдаточных испытаниях рым-болты проверяют:

до механической обработки:

— на соответствие требованиям п.1.1 в части размеров, получаемых объемной штамповкой или ковкой и пп.2.3, 2.4: в случае изготовления свободной ковкой в подкладных штампах — каждый рым-болт; в случае изготовления объемной штамповкой — 5% от партии, но не менее 5 шт.;

— на соответствие требованиям пп.2.5 и 2.6 каждый рым-болт;

— на соответствие требованиям п.2.7 10% от партии, но не менее 5 шт.;

после механической обработки:

— на соответствие требованиям п.1.1 (размеры l, l1 и h1 и d) пп.2.8-2.14 каждый рым-болт;

— на соответствие требованиям п.2.15 — по ГОСТ 9.301.

Примечание. Партия состоит из рым-болтов одного размера, изготовленных из стали одной марки, совместно прошедших термообработку.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2. При получении неудовлетворительных результатов испытаний рым-болтов хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания удвоенного числа образцов, взятых от той же партии, по полной программе. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

Описание и характеристики

Существует несколько видов рым болтов, отличающихся по конструкции, размерам, грузоподъемности.

Конструкция

Стандартное приспособление состоит из болта/стержня, который вкручивается в отверстие, и большого кольца, к которому крепится трос. Некоторые конструкции довольно подвижны в пазу, другие – монолитные:

  • Кольцо скреплено с болтом в строго перпендикулярном направлении.
  • Кольцо установлено в специальный паз, который способен вращаться в любом направлении.

Для удобства при захвате груза вместо кольца иногда монтируют крюк.

Виды рым болтов

  • Рым болт удлиненный. Оснащен длинным резьбовым стержнем.
  • Болт поворотный. Используется для транспортировки груза во всех направлениях. Бывают с двойным и поворотным вращением.
  • Болт без резьбы, предназначенный для создания шарнирного крепления.
  • Рым болт с длинной резьбой. Устанавливается в специальные отверстия и остается в неподвижном положении.
  • Анкерный. Активно используется при работе с тяжелыми бетонными конструкциями, природными камнями. Имеет гайку, шайбу и распорный элемент.

Анкерные изделия бывают:

  • Клиновые. По форме напоминают гильзу, оснащенную кольцами внутри.
  • Забиваемые. Края изделия изготовлены из мягких марок металла, деформируемых при забивании.
  • Разжимные. Считаются универсальными крепежами, изготовленными в виде стержня.
  • Распорными. Применяются в строительстве. Имеют форму конуса, стержень которого может расширяться после вкручивания.

Чем меньше груз, на который рассчитано приспособление, тем короче и меньше стержень, а также диаметр рыма.

Размеры

По внешнему виду, материалу изготовления, размерам все рым болты должны соответствовать определённым производственным стандартам. Метрические размеры изделий по резьбе начинаются от пометки М-8 до М-100х6. Каким образом крепить то или иное приспособление, также регламентируется ГОСТом.

Грузоподъемность

На каждом изделии обязательно стоит знак ГОСТа и маркировка (номер 4751). По ней узнают, какую нагрузку выдерживает болт. Практически каждый такой инструмент обладает повышенной устойчивостью к нагрузкам.

Валера

Голос строительного гуру

Задать вопрос

Грузоподъемность крепежа определяют по направлению строп. Максимальные параметры достигаются при поднятии груза, когда ось направлена вертикально, а минимальные – при отклонении на 45 градусов от кольцевой оси. Минимальные значения составляют 40 кг, максимальные – 20 тыс. кг.

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. На соответствие требованиям п.2.3 проверяют внешним осмотром без применения увеличительных приборов.

Допускается применение луп до трехкратного увеличения.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.2. Твердость (п.2.7) определяют по ГОСТ 9012 на образующей опорной части кольца.

4.3. Резьбу (п.2.10) проверяют предельными калибрами.

4.4. Отклонение от перпендикулярности оси резьбового хвостовика к опорной поверхности кольца (п.2.12) проверяют угловым шаблоном или щупом по просвету между опорной поверхностью кольца и торцевой поверхностью контрольного калибра.

4.5. Соответствие рым-болтов требованиям п.2.4 проверяют испытанием на растяжение с выдержкой под нагрузкой в течение 10 мин.

Нагрузка должна быть приложена по оси стержня рым-болта.

Приложение нагрузки должно быть плавным, без рывков.

После снятия нагрузки в рым-болтах не должно быть остаточных деформаций, трещин и надрывов.

Отсутствие остаточных деформаций определяют контролем размеров по оси рым-болтов до и после испытания.

Отсутствие трещин и надрывов проверяют внешним осмотром с помощью лупы, имеющей не менее чем четырехкратное увеличение.

4.6. Толщину слоя покрытия (п.2.15) проверяют на кольце рым-болта. Методы проверки качества и толщины покрытия — по ГОСТ 9.302.

4.7. (Исключен, Изм. N 2).

Сфера применения и особенности

Благодаря очень простой конструкции, изделие рым—болт получило широкое распространение в различных отраслях промышленности. Оснастка считается универсальной, её можно применять для нескольких технологических операций:

  • Растяжка.
  • Прочный крепёж.

Такое крепление монтируется на различные виды оборудования, грузоподъёмность приспособления зависит от угла наклона болта. Если учесть типоразмер изделия и угол каната относительно оси, его грузоподъёмность будет находиться в диапазоне 30—20000 кг. Запрещается поднимать груз, если угол отклонения от вертикали превышает 45 градусов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]