ОСТ 1 03824-75Заделки стальных канатов. Типы и основные размеры, технические требования


Особенности заделки стальных троссов

Для того чтобы тросы на вашем судне всегда были готовы к работе, концы их должны быть заделаны. Развитые, размочаленные тросы, как и неправильно завязанные узлы, — первый признак отсутствия у экипажа морской культуры.
Советуем взять конец трехпрядного растительного троса и за зиму, в свободное время, научиться выполнять хотя бы самые необходимые работы с тросами — марку, огон, бензель, кноп, репку, сплесень. Познав эти азы морского ремесла, вы уже сможете содержать в образцовом порядке любой из ваших тросов.

Марка

Иногда накладывают так называемую самозатяжную марку. При этом (рис. 2) кладут конец нитки вдоль троса и накладывают поверх него марку, но несколько последних витков делают со слабиной и пропускают под них второй (ходовой) конец нитки, который затем туго обтягивают.

Кноп. Это — особый узел, который не только закрепляет пряди растительного троса, предохраняя от развивания, но и служит стопором, предохраняющим от выхлестывания снасти из блока или обуха. Разновидностей кнопов много, мы рассмотрим только простой кноп и репку.

Для заделки простого кнопа (рис. 3) нужно сначала наложить марку на трос в том месте, до которого будут распущены пряди. Затем пряди обносятся одна под другую, как показано на рисунке (положения 1, 2, 3, 4), и обтягиваются. Образуется завивка кнопа, или, по морской терминологии, полуколесо. Если теперь сделать пробивку — при помощи свайки просунуть ходовые пряди рядом с прядями полуколеса, образуется полное колесо, или простой кноп.

Репка

Бензель

На тонком лине, которым накладывают бензель, делают петлю (очко), в которую и продевается ходовой конец, обнесенный вокруг обоих тросов. Обтянув петлю, начинают накладывать шлаги бензеля один возле другого. Когда первый ряд бензеля по длине достигнет примерно двух диаметров троса, на него укладывают сложенный вдвое тонкий линь-протаску 1 с петлей, обращенной к началу бензеля. Поверх протаски навивают второй ряд шлангов. Чтобы закончить работу, пропускают ходовой конец линя с некоторой слабиной в петлю протаски 2 и протягивают его под всем верхним рядом шлагов бензеля. Теперь остается завязать линь поперек бензеля задвижным штыком и прихватить конец линя к тросу 3.

На стальном тросе бензель накладывается тонким (в 3—5 раз меньше по диаметру) проволочным тросом.

Огон

Огон на простом трехпрядном тросе заделывается так. Трос развивается на пряди; в том месте, где его кончили развивать, и на концы ходовых прядей кладутся марки. После этого трос загибают петлей нужной величины и укладывают на него пряди так, чтобы одна из них расположилась поверх коренного конца, а две остальные — по сторонам от него (рис. 6). При этом коренной конец 1 должен быть расположен слева, а ходовой 2 справа. Трос держите петлей огона к себе, а коренным концом от себя.

Вплеснивание ходового конца в коренной начинают со средней ходовой пряди 3, которую при помощи свайки пробивают под одну из прядей коренного конца обязательно против направления свивки троса, т. е. справа налево. Обтянув прядь 3, пробивают левую ходовую ррядь под следующую коренную, опять-таки против направления свивки троса. Затем, перевернув трос на 180°, оставшуюся ходовую прядь пробивают под соответствующую еще не пробитую коренную.

Между двумя соседними ходовыми прядями всегда должна находиться одна коренная. Чтобы утолщение в месте соединения плавно сходило на нет, после двух пробивок при каждой последующей нужно срезать часть толщины ходовых прядей, уменьшая их диаметр наполовину. Закончив работу, обрезают марку на тросе, обтягивают пряди, околачивают соединение — сплесень огона — мушкелем, а лишние концы прядей обрезают.

Для заделки огона на стальном тросе, вырубив сердечник и наложив тугие марки, сгибают петлю (машинкой или в тисках) и, разделив шесть ходовых прядей на две равные части — нижнюю и верхнюю, вводят между ними коренной конец троса (рис. 7). Затем, чтобы огон не раскручивался, верхнюю левую прядь переносят на правую сторону, а нижнюю правую прядь — на левую и начинают пробивку.

Первой пробивают в коренной конец нижнюю левую ходовую прядь 1, следующей — прядь 2. Таким же образом с правой стороны пробивают пряди 3 и 4. После этого все четыре пробитые пряди обтягивают, пока марка не подойдет к коренному концу, и пробивают оставшиеся пряди 5 и 6. Обтянув их, начинают вторую пробивку—через одну прядь под две против направления свивки троса.

Сделав четыре-пять пробивок (также с уменьшением диаметра ходовых прядей на последних пробивках), огон околачивают легкими ударами ручника и клетнюют тонким бензельным тросом.

Заделка огонов при заводке в них коушей для крепления такелажной скобой ничем не отличается от описанной.

Сплесни Если вы хотите соединить два конца троса так, чтобы не было узла, сделайте это при помощи сплесня. Сплесни бывают короткие и длинные. Короткий образует на снасти заметное утолщение и употребляется только тогда, когда снасть не должна проходить через блоки. Длинный (разгонный) сплесень, или лонго-сплесень, почти не образует утолщения на снасти, но делать его сложнее.

Начинается пробивка с ходовой пряди 1 троса А, которой накрывают ходовую прядь 6 троса Б и которую затем пробивают (под коренную прядь 7), обтягивают и отгибают, чтобы она не мешала работе. Так же поступают и с ходовыми прядями 4 и 5 троса А: ими накрывают ходовые пряди 2 и 7 троса Б, а затем пропускают их соответственно под коренные пряди 2 и 6 этого троса. Срезав марку на тросе Б, еще раз обтягивают пробитые в него ходовые пряди троса А, чтобы они легли более плотно и не создавали лишнего утолщения, а затем приступают к встречной пробивке ходовых прядей троса Б под коренные троса А.

Убедившись в том, что пробивка сделана правильно, т; е. что между каждыми двумя соседними коренными прядями располагается по одной ходовой, делают вторую пробивку. Для этого каждой ходовой прядью опять накрывают соседнюю левую коренную и пробивают под следующую.

При коротком сплесне на каждом тросе производят две-три пробивки, при последней вырезая часть толщины прядей.

Стальной трос сплеснивается совершенно так же, но пробивок делается не менее трех. Сплесни стальных тросов всегда оклетневываются или оплетаются. Для этого сплесень околачивают, обламывают все лишние проволоки, кладут на весь сплесень трень, а затем обертывают его клетневиной.

Словарь терминов Каболка — нить, свитая из волокон пеньки по ходу часовой стрелки.

Клетневина — старая парусина, нарезанная длинными узкими лентами.

Клетень — тонкий линь, обвитый вокруг троса.

Клетневание — наложение клетневины и клетня вокруг троса против его спуска.

Коуш — металлическое кольцо с желобком по обводу, заделанное внутрь петли на конце снасти.

Линь — самый тонкий пеньковый трос.

Мушкель — деревянный молоток, употребляемый при такелажных работах и конопатке деревянных судов и палуб.

Прядь — несколько каболок или проволок, свитых вместе; из прядей спускается (свивается) трос, называемый тросом тросовой работы пли прямого спуска.

Скоба такелажная (мочка) — стальная в форме подковы скоба с проушинами на концах, в которые продевается болт с головкой. Внутрь скобы вводится коуш (петля) присоединяемой спасти и т. п.

Тросы — общее название изделий, свитых из стальных проволок либо скрученных из прядей нитей из растительных или искусственных волокон. По числу прятей различают тросы трех-, четырехпрядные и т. д.

Тренцевание — обертывание толстого троса .шкнмушгаром, линем или более тонким тросом (тренем) вдоль прядей — в местах впадин между прядями— для того, чтобы сделать поверхность троса более ровной.

Ходовой конец — свободный конец троса (пряди), которым производится работа, в отличие от закрепленного (завитого в трос) коренного конца.

Шкимушгар — линь, спущенный из любого числа каболок старого троса.

Шлаг — оборот, виток троса вокруг баллера шпиля, кнехта, другого троса.

Разновидности коушей

Коуши по своему конструктивному исполнению и области применения подразделяются на круглые, вантовые, судовые, кислотоустойчивые, клиновые гнезда. Подробнее рассмотрим их особенности.

  • Круглый коуш для тросов — это оцинкованное изделие, имеющее форму цельного кольца. При использовании таких изделий петля троса имеет форму ровного круга.

Круглый коуш для тросов

Круглый коуш для тросов

  • Судовой коуш, имеющий каплевидную форму, производят методом горячей ковки. Такие изделия подразделяются на два основных типа: для использования в комплекте со стальными канатами (тип С) и коуши, используемые с канатами, изготовленными из растительных материалов (тип Р). В маркировке таких коушей, кроме обозначения их типа, также приведено значение максимальной нагрузки, которую способен выдержать такой крепеж. Судовой коуш, в маркировке которого присутствует, к примеру, цифра 400, способен выдержать нагрузку в 40 тс.
  • Вантовой коуш, отличающийся небольшим внутренним диаметром, сегодня используется не только для судовых канатов, но и в сфере строительства для фиксирования и закрепления различных механизмов и металлоконструкций.
  • Кислотоустойчивый коуш, которые отличается блестящей поверхностью, используется на производственных предприятиях, где велик риск их контакта с агрессивной средой. Производятся такие изделия из сталей, обладающих высокой устойчивостью к коррозии и воздействию кислот (М1-М12).
  • Полу-коуши — изделия, предназначенные для тросов больших диаметров, использующихся для подъема и буксировки грузов.
  • Клиновые гнезда или обоймы — устройства, с помощью которых тросы фиксируются в грузоподъемных механизмах. Такой коуш состоит из нескольких конструктивных элементов: обоймы, вставки и клина, за счет которого и происходит заклинивание каната между вставкой и корпусом обоймы.
  • Есть также коуши, которые используются только для тросов из синтетических материалов. Особенность конструкции таких изделий состоит в том, что боковая часть его желоба полностью закрыта, что не дает легкому тросу из синтетики выскальзывать из него.

Коуш для синтетического троса

Коуш для синтетического троса

Заплетка троса — правила и особенности

1. Установить шило в желобок, из которого вышла шестая прядь, и, подняв две пряди основного троса, пропустить под ними первую прядь короткого конца через одну и под две пряди

2. Вторую прядь пропустить также через одну прядь и под две пряди.

3. Остальные пряди пропустить последовательно через одну прядь основного троса и под две, затягивая каждую прядь.

4. После каждого круга заплетки обжать заплетенное место плоскогубцами или ударами свинцового или деревянного молотка на деревянной подкладке. Сделать полный круг заплетки — это значит пропустить один раз все пряди короткого конца под пряди основного троса.

5. Повторить несколько раз заплетку прядей (сделать несколько кругов) до получения длины заплетки указанной в стандарте для данного троса.

Заделка концов заплетки

1. Заплетку прядей свести на конус, т. е. половину прядей пропустить через одну прядь и под две /пряди, а остальные — опустить. Пропускать пряди не подряд, а через одну: первую, третью или вторую, четвертую, шестую.

2. Оставшиеся концы прядей откусить кусачками.

3. Конец заплетки обмотать медной проволокой или шпагатом.

4. Намотать проволоку на деревянный стержень.

5. На расстоянии 5-10 мм от конца заплетки пропустить конец проволоки под две пряди и обогнуть его два раза вокруг этих прядей.

6. Намотать проволоку вокруг троса (длина обмотки должна соответствовать стандарту), закрепить второй конец проволоки.

7. Пропустить конец проволоки под две пряди троса, сгибая его два раза вокруг этих прядей

8. Покрыть обмотанный конец заплетки бесцветным лаком.

Заделка конца троса в шарик

1. Конец троса перевязать проволокой приблизительно на расстоянии 50 мм от конца.

2. Расплести концы проволоки троса и облудшъ.

3. Завязать узлом каждую пару концов, хорошо затягивая узлы плоскогубцами; после завязывания на конце троса должен образоваться пучок.

4. Опаять пучок третником (1 весовая часть олова и 2 весе — вые части свинца); лучше всего опустить пучок в расплавленный припой.

5. Опилить полученный шарик.

Заделка конца троса в шарик оправкой

1. Сделать на тросе петлю (узел) на расстоянии 200-250 мм от конца.

2. Конец троса зажать в тисках, вставив предварительно оправку между петлей и тисками.

3. Несколькими ударами оправкой по узлу затянуть узел троса до получения шарообразной формы.

4. Вынуть трос из тисков и снять оправку.

5. Откусить конец троса вплотную у шарика (заподлицо).

6. Обжать шарик заклепочной обжимкой до соответствующего размера.

7. Опаять оловом шарик; лучше всего опустить шарик в расплавленное олово.

8. Обжать обжимкой шарик в приспособлении; обжимать до тех пор, пока поверхность его не станет гладкой.

ОСТ 1 03824-75 op. в

Продолжение табл. 3
3.12. Ислытазшо на растяжение до разрушения подвергаются 5 % заделок канатов от партии, но не менее 2 шт* Расстояние между местами закрепления каната должно быть не менее 300 мм. Допускается проводить испытания на образцах длиной не менее 400 мм., шготовленных в одной партии с канатами любой длины.

Условиям прочности заделки при испытании на растяжение до разрушения должны удовлетворять 100 % испытанных заделок канатов.

2.13. В случае разрушения хотя бы одного из испытываемых канатов или вытягивания каната из заделки при нагрузке, меньшей разрушающего усилия, указанного в табл. 3 настоящего стандарта., исшятанию подвергается удвоенное кош-патио ОщиНмлС колотой, Ирп mpmi/moiJdii.tH. р^утлгптик rtontapm.l* Ж?НЫТ«ШЙ вся партия оадеяашгмх канатов бракуется.

2.14. Заделки канатов должны быть пропитаны в течение 3-5 мин в пушечной смазке по ГОСТ 19537-83, нагретой до температуры 110-120 °С.

Примечание. Капать!, обработанные до заделки смесью, состоящей из

50 % льняного масла по ГОСТ 5791-81 и 50 % лака ПФ-170 или ПФ-171 по ГОСТ 15907-70 с горячей сушкой, после заделки смазкой не пропитывать. При длительном хранении и поставке канатов россыпью заделки должны быть пропитаны в смазке.

2Д5. Защита от коррозии при зксхспувташт или хранении производится смазкой ША1ИМ-201 по ГОСТ 6267-74 в сроки, предусмотренные технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

Пример записи в технической документации заделки стальных канатов

тала

Заделка 1-ОСТ 1 03824-75

Паяние троса мягкими припоями

1. Подготовить спаиваемую поверхность к пайке;

а) места спая припилить друг к другу;

б) удалить грязь, ржавчину и т. п. с поверхности при помощи наждачного полотна и волосяной щетки;

в) места спая покрыть при помощи кисточки протравой для удаления окалины, ржавчины и т. п.где купить термопасту;

г) покрыть места спая флюсом, чтобы предохранить изделие от окисления.

Жидкие флюсы наноси щеточкой, а порошкообразные — ло — ггаточкой.

2. Сложить плотно спаиваемые части вместе, соединяя их щипцами или связывая тонкой проволокой.

3. Нагреть паяльник (на огне, газом, электричеством).

Паять можно также газовой горелкой.

4. Очистить конец нагретого паяльника тряпкой и куском нашатыря.

5. Прогреть изделие паяльником; взять в правую руку нагретый паяльник и приложить его к месту спая

6. В левую руку взять пруток припоя и прикладывать его к нагретому месту спая, чтобы припой мог расплавиться (припой часто наносят на шов непосредственно паяльником).

Припой в виде прутка прикладывай сбоку под паяльник, чтобы припой касался его нижней щеки.

Передвигай паяльник равномерно и только в одном направлении по мере заполнения шва припоем.

1. После заполнения шва расплавленным припоем снять паяльник и дать остыть детали.

Если припой сливается в отдельные капли и шов обнажается, нужно пропаять шов заново, добавив флюса.

Если шов хорошо прогрет до температуры расплавления припоя и припой заполнил все промежутки между кромками изделия, то образуется прочное соединение. Слой припоя должен быть как можно более тонким.

8. Снять излишки припоя паяльником или волосяной щеточкой, пока изделие еще нагрето.

Большие излишки припоя удаляй шабером или напильником.

9. Удалить остатки флюса, промывая изделие в теплой воде и обтирая его мокрой тряпкой. В зависимости от металла, который подвергается пайке, приемы паяния могут меняться.

Способы фиксации троса на коуш

Коуши для каната или троса будут бесполезны, если сам огон не обладает достаточной надежностью. Формировать петли на концах тросов можно различными способами. Если нагрузки, приходящиеся на трос, будут незначительными, то сформировать петлю можно при помощи обычного хомута или металлической трубки, которая расплющивается после того, как с ее помощью на конце троса сформирован петля. Посмотреть подробности такой несложной технологической операции можно на фото, которые не составит труда найти в интернете.

Для того чтобы сделать более надежную петлю на конце троса, вам потребуется расплести его на две части, приблизительно равные друг другу по толщине и количеству волокон. Распустить конец троса необходимо на длину приблизительно 30 см. Такую процедуру следует выполнять в перчатках, чтобы не поранить руки стальными волокнами. Две распущенные половинки троса перекрестно помещаются в желобок коуша и соединяются с нераспущенной частью троса. Самое главное, обеспечить такое соединение высокой надежностью. Для этого каждая половинка распущенной части пропускается между витками нераспущенной, для чего используется отвертка, с помощью которой витки раздвигаются, и в полученный просвет пропускается распущенная часть. Для большей надежности полученное плетеное соединение можно дополнительно усилить хомутами, расплющенной трубкой или проволочными закрутками.

Один из способов фиксации троса с коушем

Один из способов фиксации троса с коушем

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]