Ткачество. Подготовка нитей к ткачеству. Получение тканей на ткацком станке. Главные и предохранительные механизмы ткацкого станка. Принципы бесчелночного ткачества


2.1.Изучение истории и обрядовых функций пояса в жизни человека.

Пояс — полоса ткани, кожи или шнур различной длины и ширины, предназначенные для опоясывания одежды, и, как правило, скрепляющиеся узлом, пряжкой или пуговицей.

Название собственно русское. Так в словаре В. Даля читаем: «Пояс — (от поять — обнять) — обвязка, полоса вокруг чего-либо; по-другому опояска, подпояска, кушак».

Пояс бытует с очень отдалённых времен

, о чём есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В V веке до н.э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один сын — Скиф — сумел натянуть этот лук, и наследство досталось ему — родоначальнику скифских царей.

Вторичные механизмы

  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с требуемой скоростью и при подходящем постоянном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также известной как ткацкий навой.
  • Положительная подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или другой машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Отрицательная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или другой машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с постоянной скоростью. Он обеспечивает сохранение требуемого интервала между захватами и затем наматывание его на тряпочный валик.
  • Позитивная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что позволяет определить расстояние между захватами.

Основы ткачества: виды, техники, механизмы

  • Отрицательная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик вращается с помощью веса или пружины, этот ролик вращается только тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата контролируется величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Вспомогательные механизмы. Для получения высокой производительности и хорошего качества ткани добавляются дополнительные механизмы, называемые вспомогательными. Вспомогательные механизмы полезны, но не совсем необходимы.

Читайте про: природные целлюлозные лубяные волокна: натуральный текстиль.

Они перечислены ниже:

  • Механизм защиты от деформации. Механизм защиты от деформации останавливает ткацкий станок, если челнок обвязывается между верхним и нижним слоями зева. Таким образом, он предотвращает чрезмерное повреждение нитей основы, поперечных нитей и челнока
  • Механизм остановки основы (преимущественно в автоматических ткацких станках). Целью остановки утка является остановка ткацкого станка, когда уточная нить ломается или истощается. Это движение помогает избежать трещин в ткани.
  • Шпарутки. Функция шпаруток заключается в том, чтобы захватить ткань и удерживать ее в той же ширине, что и уток, прежде чем она будет поднята.
  • Тормоз. Торможение останавливает ткацкий станок немедленно, когда это необходимо. Ткач использует его, чтобы остановить ткацкий станок для восстановления оборванных концов.
  • Механизм остановки утка. Это остановка ткацкого станка сразу же, если во время переплетения происходит разрыв нити основы.

Древняя традиция жива…

У пояса очень давняя и богатая история. Для некоторых видов женской одежды (например, сарафана) практической надобности в поясе не было. Но в таком случае его надевали под сарафан на рубаху, и даже на голое тело. Объясняется это тем, что пояс в народных верованиях — символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как и нитка, пряжа, волокно, верёвка). Пояс, как часть одежды человека, принимающая форму круга, часто употреблялся в качестве оберега, магического объекта, способствующего благополучию и удаче того, кто его носит.

«Без пояса ходить грех», — говорилось в народе. По русским поверьям, ходить без пояса было также «грешно», как и без креста. В русском фольклоре без креста, без пояса появляются отрицательные герои. Снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе. Слово «распоясаться» ведёт свое происхождение оттуда, из глубины столетий. Оно означает вести себя неправильно. Каждый

уважающий себя русский человек не позволял себе ходить распоясанным даже в избе.

Считалось, что подпоясанного человека и бес боится, его не тронет ни домовой, ни леший. В быту русских крестьян пояс и в XIX веке признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорождённого во время крещения. Родившийся человек получал своего рода талисман, который сопровождал его всю жизнь.

Движения ткацкого станка

ткачество

Ткачество — это самый основной процесс, в котором два разных набора пряжи или нитей переплетаются друг с другом, образуя ткань или полотно. Один из этих наборов называется основной нитью, которая представляет собой продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой набор – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Поэтому механизмы ткацкого станка можно в целом классифицировать следующим образом:

Первичные механизмы для производства тканого материала:

  • Зевообразование;
  • Прокидка челнока;
  • Прибой уточной нити к опушке ткани.

Вторичные механизмы:

  • Подача основы;
  • Укрутка нити;
  • Выбор утка.

Вспомогательные механизмы:

  • Останавливающий механизм;
  • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
  • Уточный нитенаблюдатель;
  • Пополнение утка.

Читайте про: что такое мерсеризация: функциональное назначение обработки ткани.

Предохранители от разрывов необходимы только в ткацких станках, которые используют свободные летящие тела для вставки утка, например, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в правильное положение после того, как пересекли ткацкий станок.

После приготовлений основную пряжу «втягивают» через ремиз, установленный на требуемых стропах.

Существовало множество обрядов, связанных с поясом.

С помощью пояса устанавливается связь между «своим» и «чужим» пространствами, старым и новым домом. Так при переходе в новый дом хозяин входил первым и втягивал за пояс всех членов семьи.

Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала пояс на печь.

При первом выгоне скота в поле было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. При первом выгоне скота на пастбище через пояс-верёвку прогоняли коров. Накануне первого выгона скота хозяйка плела из 3-х льняных ниток пояс, нашёптывая: «Как этот плетешок плетётся, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся ни в тёмных лесах, ни в зелёных лугах, ни в чистых полях».

На Европейском Севере девушки часто использовали пояс в гаданиях. Загадывая на жениха, вешали новый шерстяной пояс на «божницу» и говорили: «Пояс-пояс, покажи мне суженого поезд». Или к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их сбудется.

Вера в магическое значение пояса имела место и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы. Если невеста передала жениху пояс, то уже не имела права изменить решение и отказать жениху. Свадебные пояса первоначально были красные, как обладающие магической силой, но потом стали орнаментированными. Пояса служили также маркировкой свадебных чинов (повязывали через плечо) и всей свадьбы (прикреплялся к дуге свадебной повозки). Известны и такие свадебные ритуалы: связывали поясом жениха и невесту, узел с приданым невесты.

Пояс обязательно клали в гроб, не подпоясанным человека на тот свет не отправляли. А иногда надевали даже несколько поясов на все случаи его загробной жизни.

Пояс обеспечивал связь между миром живых и миром мёртвых. Его вывешивали за окно, полагая, что по нему приходят в дом души предков.

Пояс употреблялся в заговорах от болезней. Больной лихорадкой шёл в лес, находил осину, кланялся ей и говорил: «Осина, осина,

возьми мою трясину, дай мне здоровье». После чего перевязывал осину своим поясом. Люди верили, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.

На Руси пояс служил и родительским благословением, и передавался по наследству из поколения в поколение.

Самыми распространёнными были пояса из льняной и шерстяной пряжи. Нить шерстяную и льняную пряла каждая женщина, девочка: из них и изготовлялись пояса. Довольно рано стали изготовлять пояса для продажи. На Европейском Севере центром кушачьего промысла стал город Красноборск, где в год производилось до 6000 штук различных поясов. Ткали пояса на продажу и в монастырях.

Пояс издревле являлся хранителем «калиты», то есть кошелька: на поясе и за поясом носили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялось кресало, нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок и сундуков и лакомство для детей, поэтому со временем такой карман был назван «лакомка». Наконец, поясом подпоясывались просто для удержания тепла.

Традиционные
приемыизготовленияпоясов
Известно домашние способы изготовления поясов:

1) на «кружках» или «дощечках»;

2) на бердышке (сволочек);

3) на «игле» или «в бутылку»;

4) плетение (полутканье) и др.

Что понадобится начинающему ткачу?

Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.

Основы ткачества: виды, техники, механизмы

Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

Это интересно: Саржевое плетение полотна: виды, свойства, ассортимент

Мужские и женские пояса

Все тканые пояса можно поделить на два вида: широкие и узкие. Их называют по-разному: первые — кушаком или опояской; вторые — пояском, покромкой.

Кушак — принадлежность верхней мужской одежды. Его ткали шириной от 4 до 15 сантиметров, длиной равной двум обхватам талии с запасом на низко спускающиеся концы.

Пояски носили и мужчины, и женщины: мужчины — поверх рубашки, а женщины — по сарафану. Ширина поясков колебалась от 1 до 5 сантиметров. Женскому пояску полагалось быть шире и длиннее.

Сугубо мужскими считались пояса кручёные (на игле) и сетчатые. Детские пояски были небольшими, узкими, выполненными в самой простой технике. Поясов в каждой семье ткалось много: для повседневного ношения и праздничных.

Праздничные пояса ткались длинными, шерстяными, из нитей, окрашенных в яркие цвета. Повседневные пояса были попроще; из льняных нитей, без кистей. Ритуальные пояса были в основном с узорами, вытканными красной нитью. Ромбы, круги, кресты, свастики, «гуськи» имели значение амулетов. Им приписывались магические свойства. Еще в середине XIX века сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты. Знающая пожилая женщина объясняла значение каждого узора.

Позднее прямое магическое значение знаков забылось, но традиция ещё охраняла знаки от искажений как «полезные», «хорошие». «Так полагалось», «Так издавна ткали» — так обычно объясняют знаки бабушки-ткачихи.

Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:

Основы ткачества: виды, техники, механизмы

  • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
  • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
  • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:

Основы ткачества: виды, техники, механизмы

  • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
  • устройства, вводящие уток в зев;
  • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
  • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
  • устройство для перемещения и отвода полотна;
  • отпускание полотна с машины;
  • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.

Основы ткачества: виды, техники, механизмы

У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:

Основы ткачества: виды, техники, механизмы

  • Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
  • В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
  • В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
  • Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
  • В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
  • Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

Браное ткачество

Эта техника на Руси была известна еще до татаро-монгольского нашествия. От закладного ткачества ее отличает рельефная фактура полотна. При выполнении этой техники использовался специальный пруток или дощечка – бральница. С ее помощью из основы выбирались некоторые нити, создавая дополнительный зев. В результате получался узор, наложенный поверх фона то с лицевой стороны, то с изнаночной. Поэтому рисунок, нанесенный на поверхность браных скатертей и полотен, с изнанки выглядят как негатив. Обычно основной фон вытканного узора располагался горизонтально и мог быть красным или синим. Однако в некоторых регионах часто встречались изделия одного цвета, где узор выделялся за счет контраста толщины нитей и игры светотени.

ткачество техники

Как ткать ткань в домашних условиях?

Основы ткачества: виды, техники, механизмы

Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

  • Распределить нити основы.
  • Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
  • Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
  • Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
  • По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

Это интересно: Водонепроницаемая и водоотталкивающая отделка: описание, свойства

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: emp-tg@cp9.ru