Всё про утилизацию шин. Опасность для экологии, куда сдать и способы переработки

Стоит ли ввязываться в такой необычный бизнес, как переработка шин? Резина разлагается за 50-100 лет. Это не самый внушительный срок, если сравнивать с периодом «естественной» утилизации различных видов пластмасс. Немногие бизнесмены способны увидеть в отходах перспективы дальнейшего применения. А ведь ежегодно на городских свалках и полигонах в буквальном смысле этого слова пропадают тонны бесплатных ресурсов.

Ярким примером перспективного бизнеса станет переработка старых шин. Эта ниша пока что остается малоосвоенной, а конкуренция в ней очень слабая. По статистике отечественные заводы ежегодно перерабатывают всего лишь четверть объемов изношенных покрышек, которые за этот же период успевают попасть на свалку. Бизнес на мусоре перестал быть частью анекдотов и превратился в прибыльное дело.

шины

Почему нельзя выбрасывать шины на свалку

Количество автомобильного транспорта в мире растет высокими темпами. В областях с разными климатическими условиями необходимы два комплекта колес на летний и зимний период. Проблема утилизации шин стоит перед многими странами. Количество старых шин растет в геометрической прогрессии. Куда деть старые покрышки?

Если крупногабаритные автошины просто выбросить на свалку, то срок естественного разложения может достигать 120 – 150 лет.

Огромная свалка шин

В процессе распада покрышек образуется мелкая пыль, которая содержит опасные ароматические соединения. Продукты распада обладают канцерогенными свойствами. Вред для окружающей среды и человека многократно усиливается, если происходит термический распад. Во время горения токсины выделяются в атмосферу, что приводит к росту числа онкологических заболеваний органов дыхания. Продукты распада могут попасть в грунтовые воды, загрязнить источники питья.

Вред для экологии (класс опасности покрышек)

Существует официальный документ – ГОСТ 12.1.007-76 под названием «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности». Согласно классификации использованные автомобильные покрышки относятся к 4 классу опасности.

При нарушении процесса переработки одна шина заражает 50 квадратных метров грунта!!! и проникает в почву до уровня грунтовых вод.

Восстановление экологического баланса после транспортировки из зараженной местности составляет 3 года.

Старые шины нельзя использовать для оформления клумб и формирования ограждений, отходы следует оградить от контакта с почвой для предотвращения заражения.

Горит крупнейший склад покрышек

В дополнении к ГОСТу есть Федеральный закон №51 «Об охране окружающей среды», который предупреждает об опасности рти — отходов 4 класса, запрещает:

  • выброс шин в непосредственной близости от водных объектов, как на поверхности земли, так и вблизи подземных вод;
  • размещение отходов недопустимо вблизи населенных пунктов, в лесопарковых, рекреационных, курортных зонах;
  • вблизи путей миграции птиц, животных, около нерестилищ рыб, в местах гнездования птиц.

В законах присутствует запрет на сжигание отходов, которые относятся к 4 классу опасности, поскольку отравляющие вещества попадают в атмосферу и наносят вред здоровью человека, животных, всей экосистеме.

Шины относятся к 4 классу опасности из-за того, что в производстве используют:

  • натуральные каучуки;
  • сажу;
  • кремниевую кислоту;
  • искусственные полимеры;
  • смолы.

При разложении покрышек образуется мельчайшая пыль, которая при близком контакте вызывает:

  • аллергические реакции;
  • бронхиальную астму;
  • инфекционные заболевания дыхательных путей;
  • онкологические заболевания органов дыхания.

При термическом разложении шины могут выделять вещества 1 и 2 класса опасности:

  • стирол;
  • фуран;
  • свинец;
  • сернистая кислота.

Эти химические вещества при контакте с почвой, грунтом, дождевой водой могут загрязнять воздух, землю, источники пресной воды.

После пожара в месте складирования покрышек на почве в течение 15-20 лет ничего не растет, земли выбывают из пользования.

Время естественного разложения шин может достигать 120-150 лет, в течение этого периода происходит заражение окружающей среды.

Оборудование своими руками — DRIVE2

Доброе время суток Всем,Решил написать про то как мы с отцом делали оборудование для извлечения проволки из б/у шин. Так как на Drive только 3дня как за регился не все фото сейчас ссобой (на вахте) через 4дня вахта закончится, выгружу другие фото по оборудованию для переработке пластика.

на 1) фото проволка из посадочного кольца, 2)шины собраные по городу за месяц. 3)финальная часть, осталось прикрутить панельку с пускателем.(тольлко собрал)

насос обычный НШ и Распределитель Р-80, маслобак (газовый балон на 40литров), целиндр от сельхоз техники.

в процессе выдергивания проволки заметил что проволка из колес Белшина и КАМАшина ОМСКшина овальная и зачастую рвется не выйдя и на половину.проволка же из Бриджстоуна, Мешлен, Гудрич, зачастую квадратная как в дворниках ввиде пружинки.из китайских практически не возможно выдернуть проволку по причине усиленной бортовой оплетке.

Дробилка для шин, 4 вала на каждый вал по редуктору Р-250 и мотор по 7.5кВт. 1489об/мин

здесь можно посмотреть работу дробилки.

здесь можно посмотреть работу корда удалителя

прошу прощения за не качественную съемку (сказывается отсутствие операторского опыта)))

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Штраф за несанкционированное складирование

Законодательными актами предусмотрены меры ответственности за неправильную утилизацию, хранение старых шин.

Установлен административный штраф:

  • для физических лиц – 1 – 2 тысячи рублей;
  • для организаций – 10 – 250 тысяч рублей,
  • в случае не исполнения деятельность может быть остановлена на срок до 90 суток;
  • для индивидуальных предпринимателей – 2 – 50 тысяч рублей;
  • для лиц, которые находятся при исполнении должностных обязанностей – 2 – 30 тысяч рублей.

В случае нанесения серьезного вреда окружающей среде предусмотрена уголовная ответственность за:

  • загрязнение окружающей среды,
  • засорение, истощение источников воды, как подземных, так и поверхностных;
  • гибель животных и птиц;
  • нанесение вреда рыбным запасам;
  • ущерб лесному хозяйству;
  • загрязнение земель, которые используются для сельского хозяйства;
  • вред растительному миру.

Меры ответственности в России прописаны в статье 250 Уголовного кодекса РФ. Материальные взыскания могут составлять до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного источника дохода виновного за шесть месяцев. Статья предусматривает ареста на срок до 3 месяцев.

Меры ответственности серьезные, поэтому единственно верным решением служит – сдача старых шин в пункт сбора вторсырья, иногда они находятся около шиномонтажа. В зависимости от специфики работы некоторые пункты принимают старые шины бесплатно, в некоторых придется заплатить от 100 – до 250 тысяч рублей за комплект отработавших колес.

Какие резиновые покрышки можно сдать

Утилизации могут быть подвержены все виды шин, различаются только материальные затраты. Самая сложная и дорогая переработка шин – это деструкция порванных, изношенных, загрязненных шин.

Виды вторсырья

  1. Резиновые камеры от велосипедных, мотоциклетных, автомобильных шин.
  2. Колеса от колясок, велосипедов, специальной техники.
  3. Специализированная авторезина, устойчивая к проколам.
  4. Шипованная старая резина.
  5. Грузовые шины автомобилей и специальной техники.

Утилизация шин

Актуальность проблемы

Основным сырьем для производства шин является синтетический каучук — материал, получаемый из нефти. Вторичная переработка резины способствует сохранению природных запасов этого невозобновляемого природного ресурса. Утилизация резиновых отходов также стимулирует развитие ресурсосберегающих технологий, позволяет сократить площади свалок, улучшить экологическую обстановку.

Из продуктов переработки покрышек можно изготовить новую востребованную продукцию:

  • новые автомобильные шины;
  • резинотехнические изделия;
  • гидроизоляционные материалы;
  • подошвы для обуви;
  • тротуарную резиновую плитку, бордюры;
  • бесшовные и рулонные покрытия из резиновой крошки и др.

Куда сдать старые шины на утилизацию

Пункты приема отработанных шин отличаются по роду деятельности, целей организации, статуса клиента. Возможно, некоторые шины можно продать, цена на новые комплекты высока. Если покрышки в плохом состоянии, то нужно сдать их на переработку.

Куда сдать покрышки на утилизацию за деньги и бесплатно

Платный прием (платит водитель)

При шиномонтажах часто есть пункты приема старых шин, куда можно сдать автопокрышки. Прием осуществляется бесплатно или за небольшую плату, в размере 100 – 200 рублей за транспортные расходы на доставку сырья. После сбора партии шины утилизируют на перерабатывающем заводе.

Существуют шиномонтажные компании, которые имеют план утилизации. Такие организации обладают лицензией на транспортировку старых шин.

Бесплатная утилизация

Чаще всего бесплатный прием автошин на утилизацию осуществляют организации с экологической направленностью. Они осуществляют сбор колес, покрышек от частных лиц и организаций. Автолюбители с многолетним опытом использования машины стремятся освободить место и минимизировать вред для окружающей среды. Денежное вознаграждение для таких клиентов не самое главное, они готовы сдать шины на утилизацию бесплатно.

Прием старых шин за деньги (вознаграждение водителю)

Существуют организации, которые принимают бу покрышки и выплачивают денежное вознаграждение клиенту. Выплата является стимулирующей и покрывает транспортные и грузовые расходы. Перед сдачей можно ознакомиться с прайсом, где указан вид колеса и денежная компенсация. Прием осуществляется от физических лиц и частных клиентов.

Выплаты осуществляются в зависимости от размера колес. Самые дешевые – резиновые камеры. Автомобильные покрышки отличаются по стоимости в зависимости от диаметра. Чем больше колесо, тем больше выделяется средств за утилизацию. Перед сдачей необходимо уточнить актуальные цены.

Автосервисы помимо денежного вознаграждения проводят выгодные акции:

  • обслуживание вне очереди для клиентов, которые сдают шины на утилизацию;
  • зачисление денежных средств на карту клиента для последующего обслуживания;
  • бесплатная мойка машины;
  • бесплатная подкачка колес;
  • предоставление скидки на автотовары и услуги.
  • Предприятия по переработке покрышек принимают колеса от организаций. Расчет денежного вознаграждения ведется в зависимости от партии переработанных шин и количества килограмм. Расчет цены осуществляется за одну тонну шин. Самые дешевые – велосипедные шины, дороже можно сдать автомобильные шины, самые дорогие – покрышки с шипами.

Порядок и документы для юридических лиц

Ненадлежащая утилизация преследуется законом РФ. Частные организации, промышленные предприятия обязаны сдавать РТИ на утилизацию и вести отчетную документацию в виде договоров и актов.

Руководитель компании имеет право заключить договор с внешней структурой относительно вопросов вывоза и переработки резиновых изделий автомобильного транспорта. При этом подписываются следующие документы:

  1. Договор на переработку. Он подтверждает факт взаимодействия между заказчиком и исполнителем услуги.
  2. Акт о проведенной утилизации РТИ. Документ является свидетельством выполненных работ с учетом экологических требований.

Что делают из переработанных шин

Использование вторсырья выгодно экономически, кроме того минимизируется риск загрязнения окружающей среды.

Виды вторсырья

Процесс переработки начинается с измельчения сырья и его разделения на фракции:

  • мелкая резиновая крошка от 1 — до 5 мм, внутри категории выделяют более мелкую градацию, каждый из видов крошки идет на производство определенного вида продукции;
  • корт из текстильных материалов подвергаются пиролизу, после чего идет на производство ГСМ;
  • металлические детали сепарируются при помощи магнитных установок и идут на переплавку.

Что можно сделать из покрышек

Что можно сделать из вторсырья

На предприятиях по утилизации шин проводят измельчение резиновых колес, получают крошку, которую можно использовать:

  • изготовление резиновых напольных покрытий;
  • производство аксессуаров для автомобилей;
  • специальное покрытие для детских и спортивных площадок;
  • использование в качестве компонента при асфальтировании дорог;
  • изготовление резиновой обуви;
  • производство спортивного инвентаря, например, боксерских груш, матов, матрасов.

Переработка покрышек

В технологически развитых странах старые покрышки идут на производство новых колес с наложением нового резинового профиля на старый каркас.

Также из покрышек получают топливо методом пиролиза

Работа печи

Метод работы промышленной пиролизной установки для переработки резиновых изделий и шин подразумевает несколько основных этапов производства:

  1. Подготовка материала для его дальнейшего разложения в реторте.
  2. Полученное сырье при пиролизе подается в устройство для охлаждения и частичной конденсации пиролизного газа.
  3. При прохождении через конденсирующий трубопровод происходит окончательное разделение на жидкую и газообразную составляющую.
  4. При осушении оставшегося газа его подают для дальнейшего сжигания в печи.

Большие перерабатывающие заводы используют в процессе разложения резины дополнительные катализаторные установки.

В нашей стране метод технологической переработки резины пока не используется широко, однако на рынке представляются достойные образцы установок отечественного производства.

Стремительное развитие автомобилестроения и доступность автомобилей приводит к тому, что с каждым годом растет количество отработавших свой срок покрышек. Накопление шин имеет отрицательное влияние на окружающую среду, поскольку такого рода мусор практически не разлагается естественным способом в природе и поэтому не может быть просто схороненным на специальных свалках. Чтобы избежать техногенной катастрофы следует утилизировать ненужные покрышки.

Существует несколько способов утилизации ненужных шин, но наиболее перспективным и экологически правильным считается метод пиролиза, реализуемый в специальных установках (пиролизных печах).

Принципиальная схема пиролизной печи с основными элементами

Переработка шин в топливо и энергию (методы)

В качестве источника энергии покрышки стали использовать относительно недавно. Были разработаны технологии, которые сделали сжигание шин выгодным и безопасным. Такой способ утилизации применяется в развитых странах.

Простое сжигание

Установка для сжигания представляет собой вращающуюся печь с разными температурными режимами. В центре располагается высокотемпературная зона, по краям – воздух более холодный. Благодаря такому устройству минимизируются самые неприятные и опасные последствия сжигания – дым и запах.

Среди всех способов переработки сжигание – самый неэкологичный метод. В атмосферу могут попадать отравляющие вещества высокого класса – диоксины, свинец, соединения серы. Производные серы обладают высокой токсичностью, способны попадать в бронхи и легкие и вызывать онкологические заболевания.

Пиролиз

Представляет собой распад шин в специальном закрытом реакторе при температуре около 500 градусов.

Схема пиролиза изношенных покрышек

Благодаря современным технологиям эффективность процесса возросла, применяется на шиноперерабатывающем заводе. В результате образуется несколько компонентов:

  • жидкое топливо, которое можно транспортировать и применять;
  • пиролизный газ применяют для двигателей, котлов отопления, плит;
  • технический газ;
  • металлические компоненты.

Пиролизная установка

Сжигание покрышек с целью получения тепловой энергии

При сжигании тонны покрышек на теплоэлектростанциях образуется такое же количество тепловой энергии, как и при сжигании тонны угля. Но данная технология переработки является энергетически малоэффективной, поскольку при изготовлении одной покрышки расходуется энергия, содержащаяся в 40 литрах нефти, а при сжигании выделяется энергия, эквивалентная 10 литрам природного топлива.

Сжигание проводят при температуре не ниже 1900 градусов. При более низких температурах образуются опасные диоксины, что делает процесс вредным для экологии.

Способы переработки шин в крошку

Есть несколько методов, применяемых на заводах переработки покрышек, для измельчения старых шин и получения резиновой крошки разных фракций для дальнейшего использования.

Механическое измельчение

Простой и распространенный метод измельчения отработанных шин. На сырье поэтапно воздействует специализированное оборудование, в результате чего получаются разные фракции по размеру частиц и сопутствующие материалы.

Этапы механической обработки:

  • механическое измельчение с использованием высоких температур;
  • измельчение при комнатной температуре;
  • снижение температуры сырья;
  • деструкция при помощи прессования через матрицы.

    Механическое измельчение покрышек в крошку

Бародеструкция

Получение резиновой крошки происходит за счет разрушения шины гидравлическим прессом. Далее сырье подвергается температурной обработке при помощи высокого давления и пропуску сырья через специальную камеру. Преимущества метода – легкое отделение металлических частей от шины. Однако технология энергозатратна, требует дорогостоящего оборудования, длительного процесса.

Применение роторного диспергатора

Технология не применяется широко. Процесс переработки требует предварительного измельчения сырья и высоких энергозатрат. Оборудование рассчитано на работу в течение 20-25 лет. При помощи установки частицы резины размером 0,2 см прессуются в гильзе, под давлением стержня пропускаются через мелкий зазор.

Обработка озоном

Достаточно новый метод на заводе по переработке автомобильных шин. Полное название способа переработки – озоно-динамический метод. Шины переносят в озоновую среду, разрушение происходит путем растрескивания. В результате получается резиновая крошка, металлический корт, текстильная составляющая и другие элементы.

К преимуществам метода относятся:

  • небольшие энергозатраты;
  • высокая производительность – около 100 камер за 3 — 4 часа;
  • длительный ресурс производственного оборудования – около 50 лет.

Ударно-волновое измельчение

Метод впервые применили на производстве около 20 лет назад. Шины подвергаются заморозке в специальных криогенных камерах. Измельчение покрышек проходит по средствам низких температур и последующим воздействием ударной волны. Воздействие создается электронными устройствами. Производительность методов достаточно высока, позволяет обрабатывать большие объемы покрышек без нагревания и нанесения вреда окружающей среде.

Как избежать подводных камней?

Основная ошибка предпринимателей, решивших построить бизнес на переработке шин в крошку – неправильный выбор оборудования. Дело в том, что, в отличие от покрышек зарубежного производства, отечественные шины содержат смешанный либо текстильный диагональный корд. Практически все станки, изготовленные для европейского рынка, не адаптированы под работу с этими материалами, поэтому даже дорогостоящее оборудование может оказаться бесполезным.

Вывод: уточняйте, для переработки каких шин предназначены те или иные агрегаты.

Еще одна актуальная проблема – наличие брака у нового оборудования. Чаще всего это случается с агрегатами производства КНР. Соблюсти баланс между качеством и оптимальной стоимостью поможет анализ самого производителя. Как правило, ответственные поставщики, наряду с изготовлением станков ведут деятельность по переработке шин и изготовлению из полученного сырья различной продукции. Кроме того, не следует верить рассказам о сверхвысокой производительности оборудования – чем выше обороты, тем больше риск, что агрегат сломается при попадании «под нож» постороннего предмета, что является весьма распространенной ситуацией.

Это далеко не весь перечень ситуаций, которые могут возникнуть на пути получения прибыли. Например, недостаток сырья часто приводит к необходимости скупать шины у населения, что чревато повышением себестоимости резиновой крошки. В любом случае детальный анализ на начальном этапе позволит войти в бизнес мягко и быстро окупить вложения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]