Как пользоваться нутромером индикаторным и важные моменты при работе с инструментом
Индикаторный нутромер отличается от микрометрического не только конструкцией, но еще и назначением. Прибор служит не для получения точных значений расстояния или диаметра, а для определения отклонений от эталонных показаний. Как и в случае с микрометрическим прибором, индикаторный перед началом эксплуатации следует подготовить к работе. Для этого понадобится калибровочное кольцо (шаблон), которое обязательно поставляется вместе с инструментом. Специальная струбцина или микрометр используется для настройки нутромера при подготовке его к измерению больших отверстий.
- Проводить работы необходимо в температурном диапазоне от +15 до +25 градусов.
- Принцип настройки заключается в том, что первоначально следует подобрать сменный стержень, которые поставляются в комплекте или приобретаются отдельно.
- Закрепляется стержень в рабочей части инструмента.
- Если используется микрометр или струбцина, тогда необходимо выставить размер, который соответствует примененному в приборе стержню.
- Через втулку стебля нутромер необходимо зафиксировать в тисках. Однако вместо этого можно в тисках зажать микрометр с предварительно выставленным значением.
- Стержень прибора размещается между измерительными губками микрометра или шаблонной струбциной.
- Далее путем вращения индикаторной головки необходимо совместить стрелку с нулевой отметкой. Чтобы обеспечить вращение индикаторной головки, необходимо ослабить стопорный винт.
На этом процесс настройки считается завершенным, и можно переходить к процедуре измерений. Как правильно пользоваться индикаторным нутромером, рассмотрим далее.
Подготовленный к работе инструмент необходимо расположить внутри отверстия рабочей частью
Причем стержень прибора должен располагаться строго перпендикулярно. Корректировка положения инструмента осуществляется легкими покачиваниями в стороны. Теперь самое важное — точное значение определяется по стрелке. Причем она должна указывать на нулевое значение, а при малейшем смещении стержня в стороны, она должна отклониться в правую или левую сторону
Если стрелка указывает на конкретное значение, тогда высчитывается уровень отклонения от нормы.
Прибор достаточно прост в использовании, поэтому трудностей с его применением у людей, освоивших технологию работы, не возникает. Ниже представлен видео материал, в котором показано, как настроить прибор к работе путем выставления его на ноль, а также произвести измерения детали.
Индикаторный нутромер применяется для измерения уровня износа блока цилиндров, шатунов и других деталей. С его помощью можно определить возможность дальнейшей эксплуатации ЦПГ, что зависит от уровня износа стенок цилиндров. Именно при помощи индикаторного устройства можно определить уровень износа, и делать последующие выводы. О том, как правильно пользоваться нутромером для измерения уровня износа цилиндров двигателя внутреннего сгорания, можно посмотреть в коротком видео ролике.
Конструкция и устройство индикаторного нутромера
Для измерения внутренних расстояний относительным способом применяются индикаторные нутромеры. Для их обозначения применяется аббревиатура НИ, а выпускаемые модели отличаются друг от друга диапазоном измерений. Устройства состоят из удлинительного стержня со штоком внутри, стрелочного указателя со шкалой, а также непосредственно рабочей части называемой наконечником.
В приборах модели НИ-10 и НИ-18 в качестве механизма для передачи усилия перемещения подвижного стержня используется клиновая передача, а в инструментах марки от НИ-50 до НИ-450 применяется рычажная конструкция. Только на моделях нутромеров НИ-700 и НИ-1000 не применяются передаточные механизмы, так как стержень контактирует непосредственно с отсчетным устройством.
Рукоятка прибора выполняется из материалов, обладающих низкой теплопроводностью. Это необходимо для того, чтобы тепло от рук не влияло на результаты измерений. Стержни являются рабочими элементами, которые закрепляются на наконечнике в зависимости от расстояния между стенками измеряемой детали.
Это интересно! Стержни обычно поставляются вместе с прибором, что расширяет его измерительные возможности. Изготавливаются они из твердых марок стали, что необходимо для предотвращения малейших деформаций при измерениях. Это важно учитывать, если запланировали изготовить стержень самостоятельно. Сложностей в этом нет, так как нужно подобрать подходящую заготовку из закаленной стали, и нарезать в ней резьбу, соответствующую наконечнику прибора.
На стрелочном указателе индикаторного штихмаса находится две шкалы. Одна шкала является основной (цена ее деления составляет 0,001 мм), и она показывает величину относительного отклонения от исходного положения, а вторая служит для указания количества полных оборотов основной стрелки (один полный оборот равен 1 мм).
Приборы индикаторного типа предназначены не для определения точных размеров внутренних отверстий, а для выявления наличия отклонений на внутренней поверхности детали по всей длине. Величина их погрешности находится в пределах от 0,025 до 0,15 мм. Индикаторные нутромеры классифицируются на два вида — механические или стрелочные и цифровые или электронные. Устройства электронного типа характеризуются высокой точностью и простотой использования. Их главный недостаток — цена, которая в 2 раза выше, чем стоимость аналогового прибора.
При необходимости получения высокоточных значений применяется прибор НИ-В, который отличается от классических моделей конструкцией измерительной головки. Ее точность составляет 1 мкм. Служат такие инструменты специально для того, чтобы сделать высокоточные замеры маленьких отверстий.
Это интересно! Работа относительного нутромера заключается в передаче величины усилия или степени сжатия стержня на индикаторный указатель.
Стоит отметить, что определенной классификации по конструкции нутромеров не существует. Они делятся на два вида — микрометрические и индикаторные. Каждый из видов имеет свои подвиды, которые отличаются по конструкции и типу контакта с поверхностью. Они бывают рычажными, конусными, клиновыми, цанговыми, шариковыми, телескопическими, с боковыми губками и другие. В материале рассмотрим, как пользоваться нутромером (штихмасом) индикаторного и микрометрического типа, а также, что нужно сделать перед тем, как проводить измерения, и от чего зависит точность получаемых результатов.
Как настроить нутромер
Настройка нутромера невозможна без понимания его принципа действия. Следует знать, что он идентичен принципу работы микрометра, что позволяет провести сравнение показателей, полученных на двух аппаратах. Если микрометр имеет погрешность в пределах допустимых норм, то нужно произвести в следующем порядке действия для настройки нутромера:
- Подобрать базовый стержень. Он может быть любой длины, его необходимо установить на измерительную штангу.
- На микрометре устанавливается то же значение, которое имеет стержень.
- Необходимо затянуть стопорный винт для фиксации значения.
- Втулку стержня следует зафиксировать в тисках, а его основную часть разместить между измерительными губками.
- Стрелку надо совместить с нулем на циферблате, вращая головку нутромера.
Таким способом можно откалибровать значение устройства и подогнать его под необходимые для работы и точного измерения данные. Это даст возможность производить измерение с точностью до сотой доли миллиметра. Настройка нутромера — это очень важный процесс, который будет влиять на качество работы в дальнейшем. По такому же алгоритму производится и ежегодная поверка аппарата.
Как пользоваться индикаторным нутромером: инструкция по применению
Порядок действий здесь тот же, что и в прошлом случае: сначала необходимо выполнить настройку прибора, и только после этого можно будет переходить к его непосредственному применению. Расскажем, как решить каждую из этих задач.
Поверка
Для выяснения степени точности проведения измерений и обнуления подойдет калибровочное кольцо или (если его нет) концевая мера, но только со струбциной.
Для обнуления необходимо сделать следующее:
- подобрать подходящий сменный стержень и установить его на металлическую штангу выбранной модели;
- задать устройству соответствующий размер и обеспечить достаточный прижим стопорного винта;
- зафиксировать втулку стебля (а с ней и весь инструмент) в тисках;
- вращать головку до тех пор, пока стрелка не встанет ровно на нулевую отметку.
Калибровка нутромера проводится в уже описанных условиях, актуальных и при эксплуатации: при влажности воздуха до 80% и температуре окружения до 25 градусов Цельсия. Обнулять прибор все так же следует перед каждым использованием. Интервал между поверками, опять же, 1 год, хотя можно осуществлять их и чаще – в случае возникновения каких-то подозрений в том, что текущая погрешность превышает допуски. Главное – придерживаться при этом требований МИ 2192-92.
Телескопический штихмас
Устройство телескопического штихмаса похоже на устройство микрометра. Точность измерения – 0,01 мм. Предназначен для проверки горизонтальных и вертикальных поверхностей, овальности, конусности валов, отверстий и цилиндров.
Измерительные части штихмаса делают из следующих видов стали:
- цементуемых углеродистых 15 и 20 (Цементуемые стали используются для изготовления деталей, работающих на износ и подвергающихся действию переменных и ударных нагрузок);
- углеродистых 12А;
- шарикоподшипниковой ШХ15;
- инструментальных легированных Х и ХГ.
Для того, чтобы измерительные поверхности сохранялись как можно дольше, их хромируют, азотируют или делают наплавку из прочного сплава.
Особенности технология гильзования
применяет профессиональные нутромеры, которые позволяют измерить внутренние линейные размеры цилиндрических отверстий с точностью до 0,01 мм. В процессе проведения диагностики наши опытные мастера делают заключение о состоянии поверхностей и необходимости гильзовки цельнолитого блока цилиндров или ремонте (замене) заводских гильз.
Стоимость и сложность ремонта гильз цилиндров поршневой группы зависят от конструктивных особенностей двигателя и типа используемых гильз:
- замена «мокрых» гильз (соприкасаются с охлаждающей жидкостью) – технологически несложный процесс, который может выполняться вручную;
- установка «сухих» гильз (не соприкасаются с охлаждающей жидкостью) более трудоемка, насыщена различными вспомогательными работами и должна выполняться силами опытных мастеров с применением спецоборудования и химических составов.
Большинство современных двигателей внутреннего сгорания обустроены именно «сухими» гильзами и должны ремонтироваться профильными специалистами.
Независимо от типа гильзы они должны быть прочными, устойчивыми к высоким температурам и не бояться коррозии.
Принцип действия микрометрического штихмаса
Инструмент помещают внутрь измеряемого отверстия. Начинают вращать барабан. Он соединён с измерительным наконечником, который под воздействием барабана выдвигается, пока не упрётся в стенку измеряемого отверстия. Если же сразу размер штихмаса был больше измеряемого расстояния, то наконечник ввинчивается внутрь, пока прибор не поместится в нём.
Но размеры стебля прибора ограничены. Чтобы измерить отверстие, длина которого превышает длину нутромера, используют удлинители. Они имеют постоянный размер. Он обозначен на внешней поверхности прибора. В каждом комплекте для измерения штихмасом есть несколько удлинителей разной длины.
Объём двигателя
Формула расчета цилиндра известна еще со школьной программы – объем равен произведению площади основания на высоту. И для того чтобы вычислить объем двигателя автомобиля либо мотоцикла также нужно воспользоваться этими множителями. Рабочий объём любого цилиндра двигателя рассчитывается так:V=πr²h где,
h — длина хода поршня мм в цилиндре от ВМТ до НМТ (Верхняя и Нижняя мёртвая точки)
r — радиус поршня мм
п — 3,14 не именное число.
Как узнать объем двигателя.
Для расчета рабочего объема двигателя вам будет нужно посчитать объем одного цилиндра и затем умножить на их количество у ДВС. И того получается:
Vдвиг = число Пи умножено на квадрат радиуса (диаметр поршня) умноженное на высоту хода и умноженное на кол-во цилиндров.
Поскольку, как правило, параметры поршня везде указываются в миллиметрах, а объем двигателя измеряется в см. куб., то для перевода единиц измерения, результат придется разделить еще на 1000.
Заметьте, что полный объем и рабочий, отличаются, так как поршень имеет выпуклости и выточки под клапана и в него также входить объем камеры сгорания. Поэтому не стоит путать эти два понятия. И чтобы рассчитать реальный (полный) объем цилиндра, нужно суммировать объем камеры и рабочий объем.
Определить объем двигателя можно обычным калькулятором, зная параметры цилиндра и поршня, но посчитать рабочий объем в см³ нашим, в режиме онлайн, будет намного проще и быстрее, тем более, если вам расчеты нужны, дабы узнать мощность двигателя, поскольку эти показатели напрямую зависят друг от друга.
Расчет объема ДВС калькулятором
Чтобы посчитать объем интересующего вас двигателя нужно внести 3 цифры в соответствующие поля, — результат появится автоматически. Все три значения можно посмотреть в паспортных данных автомобиля или тех. характеристиках конкретной детали либо же определить, какой объем поршневой поможет штангенциркуль.
Таким образом, если к примеру у вас получилось что объем равен 1598 см³, то в литрах он будет обозначен как 1,6 л, а если вышло число 2429 см³, то 2,4 литра.Также замете, что при одинаковом количестве цилиндров и рабочем объеме двигатели могут иметь разный диаметр цилиндров, ход поршней и мощность таких моторов так же будет разной. Движок с короткоходными поршнями очень прожорлив и имеет малый КПД, но достигает большой мощности на высоких оборотах. А длинноходные стоят там, где нужна тяга и экономичность.
Следовательно, на вопрос «как узнать объем двигателя по лошадиным силам» можно дать твердый ответ – никак. Ведь лошадиные силы хоть и имеют связь с объемом двигателя, но вычислить его по ним не получится, поскольку формула их взаимоотношения еще включает много разных показателей. Так что определить кубические сантиметры двигателя можно исключительно по параметрам поршневой.
Зачем нужно проверять объем двигателя
Чаще всего узнают объем двигателя когда хотят увеличить степень сжатия, то есть если хотят расточить цилиндры с целью тюнинга. Поскольку чем больше степень сжатия, тем больше будет давление на поршень при сгорании смеси, а следовательно, двигатель будет более мощным. Технология изменения объема в большую сторону, дабы нарастить степень сжатия, очень выгодна — ведь порция топливной смеси такая же, а полезной работы больше. Но всему есть свой предел и чрезмерное её увеличение грозит самовоспламенением, вследствие чего происходит детонация, которая не только уменьшает мощность, но и грозит разрушением мотора.
Источник
Как снять головку блока цилиндров?
- В первую очередь, необходимо обездвижить автомобиль. Под колеса устанавливаются противооткатные упоры, а рычаг КПП устанавливается в положение «первая передача». Откройте капот автомобиля и найдите место расположения ГБЦ.
- Вначале, снимаются все части, которые мешают свободному доступу к головке. Таковыми могут быть: воздушный фильтр, карбюратор (или инжектор), «штаны», а также различные тросы, приводы педалей и проводка электрических датчиков. С ГБЦ выкручиваются свечи, при необходимости, снимается трамблер.
- Слейте масло из двигателя и охлаждающую жидкость. Откройте крышку привода ГРМ и демонтируйте ремень. Это нужно для того, чтобы освободить распределительный вал. После этого, открутите гайки крепления крышки ГБЦ и снимите ее вместе с прокладкой. Перед сборкой рекомендуется установить новую прокладку.
- Теперь можно приступать, непосредственно, к демонтажу головки блока цилиндров. Открутите специальные болты крепления и демонтируйте головку вместе с прокладкой. После этого, вы получите открытый доступ к блоку цилиндров.
Общее понятие о компрессии
В среде автолюбителей компрессию зачастую путают со степенью сжатия, указанной в инструкции по эксплуатации авто. Это разные понятия, хотя некоторая связь между ними присутствует.
Компрессия — переменная величина, отражающая реальное давление в каждом цилиндре, измеряемое при вращении коленчатого вала стартером. Она никогда не указывается в техническом паспорте автомобиля, поскольку зависит от ряда факторов:
- герметичности уплотнений цилиндро—поршневой (ЦПГ) и клапанной групп;
- температуры двигателя;
- скорости вращения стартера и заряда аккумуляторной батареи;
- присутствия моторного масла в рабочей зоне, где происходит сжигание топлива.
По реальному давлению в цилиндрах принято судить о степени износа ЦПГ и состоянии клапанов. Чем ниже показатели компрессии, тем хуже условия для сжигания бензина в камерах. Топливовоздушная смесь сгорает не полностью и выделяет меньше энергии, а мощность мотора падает.
Степень сжатия — это постоянная характеристика, равная отношению рабочего объёма (внутренний размер цилиндра вместе с камерой сгорания) к длине хода поршня. Она показывает, во сколько раз сжимается горючая смесь перед вспышкой.
Если степень сжатия — это безразмерная величина, то компрессия измеряется в единицах давления. Самая распространённая на постсоветском пространстве — 1 физическая атмосфера (Атм), но в современных манометрах встречаются и другие:
- 1 Бар (равен 0,99 Атм);
- 1 МПа (9,9 Атм);
- 1 кгс/см2 (0,97 Атм) — использовалась в советские времена;
- 1 psi (0,068 Атм).
Поскольку замер компрессионного сжатия всегда производится с определённой погрешностью, различия в сотых долях между первыми тремя единицами принято игнорировать.
Нутромер микрометрический — как пользоваться с фото и подробным описанием
Пользоваться микрометрическим нутромером не сложно, но есть некоторые трудности, с которыми сталкиваются новички, что в итоге приводит к получению неправильных значений. Рассмотрим, технологию работы штрихмасом для измерения широких или больших отверстий.
Для начала нужно правильно подготовить инструмент к работе. Имеется в виду не его настройка, выполненная в предыдущем пункте, а использование соответствующих удлинителей, размер которых зависит напрямую от диаметра измеряемой детали. Для этого следует воспользоваться штангенциркулем, которым измеряется внутренний диаметр детали.
Измеренное штангенциркулем приблизительное значение поможет подобрать необходимый удлинитель для прибора. Теперь разберемся, как подобрать необходимый удлинитель. На головке прибора указывается его общая длина, например, 75-88 мм или 50-63 мм (зависит от модели прибора). Первое значение говорит о длине без наконечника, а второе — с наконечником
Важно не путать с ГОСТом, так как на головке также указывается номер ГОСТа, например, в виде ГОСТ 10-75, как показано на фото ниже.
Ниже на фото показано, как выглядит маркировка длины прибора, которая указывается на головке инструмента.
Когда известна общая длина инструмента, а также ориентировочный размер отверстия, которое предстоит измерить нутромером для получения точных значений, не составит подобрать подходящий удлинитель. Удлинители также имеют маркировку, поэтому, если длина измеряемого отверстия составляет 104 мм, тогда к инструменту прикручиваем удлинитель размером 40 мм (для прибора размером 50 мм)
Если подходящего удлинителя в наборе нет, тогда собираем его из нескольких составляющих, например, 25 мм и 15 мм.
Самая сложная часть работ выполнена, и теперь остается произвести измерения. Располагаем прибор внутри отверстия и, вращая барабан, добиваемся соприкосновения наконечников с внутренними стенками детали.
Прибор должен располагаться в центре детали. Наконечники не должны слишком плотно прижиматься к стенкам, а с незначительным (очень легким) усилием. После этого следует зафиксировать стопорный винт.
Извлекаем прибор из детали, и проверяем качество фиксации съемного наконечника. Если его крепление ослабло, нужно подтянуть, и произвести повторные измерения. После извлечения прибора приступаем к снятию показаний. Если пользовались микрометром, то трудностей с определений показаний нутромера не возникнет. Если же впервые слышите о микрометре, тогда показания снимаются следующим образом — сначала считаем общую длину прибора вместе с наконечником. Если используем инструмент длиной 75 мм и головку 25 мм, тогда сразу получаем 100 мм. Далее смотрим на шкалу, и считаем количество рисок. На какую шкалу нужно смотреть? Здесь многие очень часто путаются, но все очень просто Обратите внимание на расположение ноля. Если он расположен сверху, значит, отсчитываем верхние риски, деление которых равно 1 мм.
По примеру на фото видим 4 риски, то есть 4 мм Последняя риска точно совпадает с барабаном, и снизу после нее нет больше рисок, поэтому на нижнюю шкалу не смотрим. Теперь считаем сотые доли мм по нониусной шкале. Смотрим на отметку нониуса, которая совпадает с продольной шкалой. Цена деления нониуса равна 0,01 мм, поэтому по примеру видим, что значение составляет 0,01 мм. Складываем полученные данные, и получаем: 100 + 4 + 0,01 = 104, 01 мм. Это точный диаметр отверстия измеренной детали.
Это интересно! Чтобы убедиться в правильности проведенных измерений, рекомендуется повторить процесс, но уже измеряя расстояние (диаметр) внутренней поверхности заготовки в другой плоскости.
Справедливости ради нужно отметить, что нижняя шкала на нутромере имеет деление 0,5 мм. Как видно из описания, пользоваться микрометрическим нутромером совсем не трудно, и с этой задачей справится каждый, если предварительно прочитает инструкцию. На видео ниже показано, как пользоваться микрометрическим нутромером, особенности его настройки и считывания показаний.
Не забывайте учитывать погрешность прибора. Ее величина обязательно указывается в паспортных данных к каждой модели.
Порядок отсчета показаний индикаторного нутромера типа ни при измерениях.
Процесс измерения диаметра отверстия с помощью индикаторного нутромера типа НИ и отсчет показаний выполняется по следующим этапам (рис. 28).
После ввода измерительного мостика нутромера в отверстие гильзы и базирования его относительно одного из сечений, например 5-5
и направления А-А установить нутромер в исходное положение –
«0»
как показано на рис. 32. При этом большая стрелка индикаторной головки должна показывать величину натяга (например, 1 мм). То есть, нутромер в отверстии необходимо по возможности стремиться установить так, чтобы его ось была по возможности параллельна оси отверстия, что можно делать визуально или ориентируясь по показаниям стрелок. На рисунке 32 это положение показано как исходное положение – «0».
Плавно и осторожно наклонить нутромер от исходного положения влево или вправо (разницы нет), при этом большая стрелка повернется против часовой стрелки на угол – α1, как показано на рисунке 28 (положение «I», а малая стрелка – по часовой стрелке на угол — γ1).Значение угла α1 должен быть таким, чтобы ось измерительных стержней 0 – 0 (рис. 32) заняла положение 1 – 1 при наклоне влево, или положение 2 – 2 при наклоне вправо
При слишком большом значении угла — α1 есть опасность смещения оси измерительных стержней от ранее установленного сечения, например, сечения 5 – 5. На рисунке 28 углу — α1 соответствует положение большой стрелки на метке 40 (60), и в нашем случае нутромер наклонен влево, о чем свидетельствует стрелка над циферблатом.
Из этого положения нутромер плавно наклонить в сторону положения 0 до тех пор, пока большая стрелка не изменит направление движения по часовой стрелке на обратное (против часовой стрелки). На рисунке 28 большая стрелка изменить направление движения по часовой стрелке на обратное у метки 10 (90),
на рисунке 28 положения
«2»
и
«3».
Это значит, что в это момент оси измерительных стержней находятся в положении 0 – 0 как показано на рисунке 32, то есть, находятся именно на диаметре отверстия, а не на хорде или не на диагонали.
Малая стрелка при этом переместится от цифры «1» против часовой стрелки на некоторый угол — γ1.
Так как на циферблате индикатора нанесено 100 делений и у каждой десятой метки нанесены цифры по нарастающей и цена одного деления составляет 0,01 мм, то индикаторная головка показывает 0,10 мм (в момент изменения стрелкой ее направления движения на обратное).
Отсчет показания индикаторной головки ведется от нулевой метки влево или вправо. В нашем примере — влево.
А измеренный диаметр отверстия будет: Dизм.= (Dn + 0,10).
Пример
Если
Dn = 100 мм
, а величина натяга (запас размера) установлена равной 1 мм, и стрелка индикаторной головки меняет направление движения по часовой стрелке, не доходя до нуля на обратное, у метки 90 (10), то отсчет будет «+ 0,10» мм. А измеренное значение диаметра отверстия будет:
Dизм. = (100 + 0,10) = 100,10 мм.
Имеется следующее правило отсчета
: Показание индикаторной головки принимается со знаком «+» (плюс), если большая стрелка изменила направление движения на обратное не доходя до нулевой метки шкалы (пример) на рисунке 28, деление – 90 (10) и со знаком «-» (минус), если большая стрелка изменила направление движения по часовой стрелке на обратное переходя нулевое деление, например, на метке 10 (90). Тогда размер диаметра был бы (100 – 0,10) = 99,90 мм.
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ
ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ
Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.
После разборки тщательно вымойте детали керосином, продуйте и просушите их сжатым воздухом (особенно масляные каналы деталей).
1. Осмотрите блок, особенно внимательно опоры коленчатого вала. Трещины в любых местах блока не допускаются.
Если есть подозрение на наличие трещин в блоке (попадание охлаждающей жидкости в картер или масла в охлаждающую жидкость), проверьте герметичность блока на специальном стенде. Проверку проводите в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием.
2. Осмотрите цилиндры с обеих сторон. Царапины, задиры и трещины не допускаются.
При осмотре цилиндров рекомендуем освещать зеркала цилиндров переносной лампой – так дефекты видны значительно лучше.
3. Определите нутромером фактические диаметры цилиндров. Диаметр цилиндра измеряйте в трех поясах (рис. 5.8). В каждом поясе диаметр измеряют в двух взаимно перпендикулярных направлениях (продольном и поперечном). В зоне над поясом А (на расстоянии 5 мм от плоскости разъема с головкой блока) цилиндры практически не изнашиваются. По разнице размеров в этой зоне и в остальных поясах можно судить об износе цилиндров. Номинальные размеры цилиндров приведены в табл. 5.9. Овальность и конусность не должны превышать 0,065 мм. Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность превышает указанное значение, расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке выбранного ремонтного поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,03 мм. Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.
Цилиндры ВАЗ 2101 1970-1985
Измерение цилиндров нутромером
1 – нутромер; 2 – установка нутромера на ноль по калибру A.96137 |
Схема измерения цилиндров
А и В – направления измерения; | 1, 2, 3, 4 – номера поясов |
Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров
Красные стрелки – маркировка размерной группы цилиндров на блоке цилиндров. Черная стрелка – маркировка условного номера блока цилиндров. |
Диаметр цилиндра измеряется нутромером (см. рис. Измерение цилиндров нутромером) в четырех поясах, как в продольном, так и в поперечном направлении двигателя (cм. рис. Схема измерения цилиндров). Для установки нутромера на ноль применяется калибр А.96137. Предупреждение
Цилиндры блока по диаметру разбиты через 0,01 мм на пять классов: А, В, С, D, Е. Класс цилиндра помечен на нижней плоскости блока (см. рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров). На этой же плоскости, а также на крышках коренных подшипников клеймится условный номер блока цилиндров, который указывает на принадлежность крышек к данному блоку.
В зоне пояса 1 цилиндры практически не изнашиваются. Поэтому по разности замеров в первом и остальных поясах можно судить о величине износа цилиндров.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
mashintop.ru |
Что происходит с зазором между поршнем и цилиндром
В процессе правильной эксплуатации двигателя происходит естественный процесс и зазор между поршнем и цилиндром сужается. Это происходит исходя из условий постоянной эксплуатации в высоком температурном режиме деталей.
Кроме того, причиной сужения зазора между поршнем и цилиндром может являться неправильная регулировка движущихся деталей, температурная перегрузка или перекос цилиндров. Не следует забывать, что блоки цилиндров всё чаще выполнены из алюминиевых материалов, которые имеют двойной коэффициент расширения, по сравнению с легированным чугуном.
Уменьшенный зазор между поршнем и цилиндром приводит к тому, что возникает полусухое трение, и, как результат, повышается температура деталей блока цилиндров. Постепенно смазка прекращается вообще и следствием исчезновения зазора являются первые задиры на поршне.
Практически всегда итогом диагностики состояния блока цилиндров является ремонт цилиндров и элементов поршневой группы двигателя. Полностью определить степень дефектов поршней, гильз и остальных деталей, можно только после разборки головки блока цилиндров.
Добравшись до поршневой группы приступаем к дефектовке цилиндров и поршней. Основными измерительными приборами при измерении диаметров являются: микрометр – для поршней и нутромер (индикаторный калибр) для измерения диаметра цилиндра.
Как определить состояние цилиндров?
Добрый всем день! У меня старенькая японская машина, не скажу какая, т.к. это не важно и админы перенесут вопрос в подтему этого производителя