Гидравлический домкрат: 10 лучших, устройство, принцип работы

гидравлический домкрат

Предназначение гидравлического домкрата

гидравлический домкрат

Основное предназначение домкрата — подъем и фиксация тяжелого груза на небольшую высоту. Гидравлический домкрат использует несжимаемую жидкость, которая нагнетается в гидроцилиндр при помощи гидравлического насоса. В качестве рабочей жидкости чаще всего применяется масло. Такое устройство гидродомкрата позволяет ему работать с очень тяжелыми грузами.

Гидравлические домкраты не предназначены для перемещения грузов или длительного удержания груза на весу. Для этого после подъема груза на необходимую высоту, нужно обязательно установить дополнительные опоры, на которых будет держаться груз. Без таких опор работать под грузом нельзя во избежание получения травм.

Классификация домкратов

домкраты

  • Механические — работают от приложения силы человека (вращение рукоятки или нажимание на рычаг).
  • Гидравлические — работают за счет гидравлического механизма.
  • Пневматические — позволяют поднять груз за счет заполнения воздухом специальной подушки. Промышленные модели комплектуются компрессором, бытовые подключаются к выхлопной трубе и заполняются выхлопными газами автомобиля.
  • Электрогидравлические — подключаются к электросети, что приводит гидравлический насос в действие.
  • Электропневматические — подключаются к электричеству, например к прикуривателю автомобиля, за счет чего происходит нагнетание воздуха в подушку.

Устройство гидравлического домкрата

гидравлический домкрат

Гидравлический домкрат состоит из следующих элементов:

  • Корпус. Корпус изготавливается из закаленной стали, бывает короткий или длинный. В корпусе находится цилиндр с поршнем.
  • Подошва корпуса — основание, на которое упирается домкрат во время работы.
  • Подхват — это самая верхняя часть поршня, которая упирается в поднимаемый груз. Изготавливается из высокопрочной стали и имеет рифленую поверхность для предотвращения скольжения груза.Часто комплектуется регулирующейся по высоте насадкой, которая позволяет сделать механический первоначальный упор в груз без затрагивания гидравлики.
  • Манометр. Позволяет следить за развивающимся давлением.
  • Резервная емкость, в которой находится рабочая жидкость. Посредством рычажной системы жидкость из резервной емкости вытесняется в нагнетательный цилиндр, а затем в основной.

Гидравлический домкрат

  • Рабочая жидкость. Чаще всего в качестве рабочей жидкости в гидравлических цилиндрах используются специальные гидравлические масла. Не рекомендуется заливать в гидроцилиндры воду или тормозную жидкость, поскольку они будут вызывать коррозию внутренних металлических элементов, что приведет к быстрой поломке домкрата.
  • Масляный фильтр. Нужен для очистки масла от загрязнения.
  • Основной цилиндр с плунжером. Подъем плунжера обусловлен поступлением рабочей жидкости в цилиндр, опускание плунжера происходит при оттоке жидкости в резервную емкость.
  • Нагнетательный цилиндр с плунжером. Нагнетает масло в основной рабочий цилиндр.
  • Клапан накачки. Позволяет жидкости поступать из нагнетательного цилиндра в основной цилиндр и блокирует обратное ее движение. То есть, отвечает за движение рабочей жидкости только в одном направлении, препятствуя ее возвращению.
  • Клапан сброса давления (перепускной клапан). После достижения нужной высоты, домкрат нужно вернуть в первоначальное состояние. Для этого есть клапан, который позволяет маслу вернуться в резервную емкость и сбросить давление. Этот клапан нужен для слива избытка жидкости и предотвращения перегрузки домкрата.

Что такое домкрат

Это исследование начатое в 2002 году (и поддерживаемое по настоящий момент!) группой независимых специалистов, претендует на наиболее полное исследование о домкратах (кстати, присоединяйтесь!)

Домкрат — это механическое устройство для подъёма, перемещения и удержания грузов. Домкрат обычно имеет простую конструкцию, малые габариты и небольшой (относительно развиваемого усилия) собственный вес.

В широком смысле слова нужно рассматривать домкрат как специальное механическое устройство для мультиплицирования приложенной силы, работающее на принципе выигрыша в силе — когда полезная сила, развиваемая устройством, значительно превышает силу приводящую это устройство в действие.

В частности эффект выигрыша в силе можно проиллюстрировать работой обычного ромбического домкрата, когда незначительное, не более 20 кг, мускульное усилие оператора, приложенное к рычагу домкрата, на выходе превращается в несколько тонн полезной силы, что дает возможность поднять, например, легковой автомобиль.

Выигрыш в силе винтового домкрата 4.jpg

…откуда этот выигрыш берется — мы подробно расскажем ниже.
Пролог Вообще, домкратов разных много, но изначально нашей идеей было объяснить неискушенному человеку, что такое гидравлический домкрат, в том числе и потому что про этот тип домкратов писать интереснее -, т.к. у них (у гидродомкратов) шире сфера применения и больше специфических оснасток, благодаря которым даже появляются отдельные классы устройств (такие как гидравлический пресс, например)… но развитие темы увело нас в глубину веков и там, и в последствие в настоящем, оказалось много чего интересного о домкратах вообще, и мы расширили тему до домкратов как таковых, и вот что у нас получилось… В широком смысле слова… Домкрат, в широком смысле слова, это не устройство, а только лишь принцип, перешедший в название класса устройств. И соответственно, например, гидравлический домкрат тоже никакой не домкрат, а лишь гидроцилиндр, работающий по принципу домкрата или другими словами «гидравлический домкрат» — это специальным образом оснащённый гидроцилиндр. Ну и так далее… Однако давайте отбросим буквоедство и поговорим о домкратах как об устройствах в их традиционном понимании.
Определение домкрата Неверно думать, что домкрат предназначен исключительно для подъема груза. Да, наверное в современном миллионе применений домкрата, девятьсот девяносто тысяч – это именно подъем, но нечувствительность большинства конструкций домкратов к пространственному положению, определяет возможность их применения для любого перемещения грузов (в том числе для развития тянущего усилия). И не только для перемещения, но и для фиксации (как в случае подъема, так и в ситуации любого невертикального сопротивления груза)…

В широком смысле слова нужно рассматривать домкрат как специальное механическое устройство для мультиплицирования приложенной силы, работающее на принципе выигрыша в силе — когда полезная сила, развиваемая устройством, значительно превышает силу приводящую это устройство в действие.
Подробности про выигрыш в силе — уже скоро (всего пара абзацев вниз).
А в традиционно-прикладном контексте назначение домкратов — это прежние подъем, перемещение и удержание грузов. Кстати о грузах… В статическом смысле слова груз – это объект, имеющий определенную массу (скаляр), которая в свою очередь способна проявлять такую характеристику как вес (вектор), и вес это та причина, почему нам понадобился домкрат. В свою очередь вес – это сила, которую объект обнаруживает из-за действия на него гравитации. И судя по тому, что для работы с этим весом мы применяем специальное устройство – вес объекта довольно велик, т.е. объект (он же «груз») — тяжелый. Отсюда можно вывести прикладное определение домкрата…

В прикладном смысле слова «домкрат» — это механическое устройство для подъёма, перемещения и удержания (тяжёлых) грузов.
Этимология домкрата «Домкрат» — это русское слово пришедшее к нам из нидерландского языка. Помните в конце 17 века Петр Первый посылал наших мастеров в Голландию учиться? Вот они и привезли слово «домкрахт» (dommekracht) ставшее впоследствии русским «домкратом».
Кстати, а в английском «домкрат» – это «jack», т.е. Джек – мужское имя, производное от имени Джон (John)… но суть, конечно, не в именах, а в том, что под «джеком» здесь подразумевался человек, которого можно дешево использовать для механизации труда (возможно в России из параллельной вселенной, людей, которые готовы на любую работу задешево, называют «домкратами»). Позже англичане так определили свой «джек»: машина, обычно переносная, для поднятия тяжестей с помощью силы, действующей снизу

(опять поднятия! опять снизу! что ты будешь делать!)

Кто придумал домкрат? Ну конечно Леонардо (Ди Каприо) да Винчи. По крайней мере, именно он в конце XV века в одном из своих кодексов (Форстер) описал принцип винтового подъёмника (правда, груз там поднимался по принципу крана, но это не важно).

Винтовой подъемник Леонардо.jpg

Далее история говорит, что широко домкраты стали использовать в конце XVI века в кораблестроении, для подъёма, а чаще для воздействия на нагруженные поверхности (для распорки) элементов кораблей. Считается, что особенно активно домкраты использовали португальские кораблестроители, которые в XVII веке применяли винтовые домкраты при строительстве своих каравелл, каракк и галеонов. При этом это были ответственные устройства профессионального типа для промышленного использования (шутка ли – галеон строим!).

Про винтовой домкрат, как про прародителя идеи и принципа механизмов позволяющих мультиплицировать усилие нужно поговорить отдельно.

Винтовой домкрат Винтовой домкрат — это тип домкрата, который приводится в действие поворотным ходовым винтом, и обычно используются для развития небольшого усилия (в силу ряда ограничений о которых мы расскажем ниже).

Конструкция винтового домкрата Винтовой домкрат имеет множество конструкционных исполнений, но для описания базовой конструкции применяют классическую конструкцию домкрата. Основа винтового домкрата – это высокопрочный металлический (в ранних конструкциях деревянный) вертикальный или горизонтальный резьбовой шток-стержень с глубокой упорной или квадратной резьбой по всей длине, выбор типа резьбы диктуется необходимостью выдерживать соответствующие осевые нагрузки на шток. В традиционной конструкции вертикального винтового домкрата, резьбовой стержень в нижней части установлен в специальном ложементе, который является основной домкрата, его нижней опорной поверхностью и механизмом фиксации штока. В транспортном состоянии шток находится внутри ложемента. Здесь основной частью является винтовая муфта прочно закрепленная в основании, и которая надежно связывает шток и основание, при этом позволяя штоку опираясь на резьбу свободно вращаться вдоль своей оси. Верхняя часть штока – грузовая опора, обычно являющаяся частью штока. Эта опора упирается непосредственно в поднимаемый груз. Управление домкратом осуществляется путем вращения штока относительно ложемента. Вращение осуществляется через рычаг, что позволяет передать мускульное усилие оператора через рычаг во вращательный момент на штоке, в величине, достаточной для того чтобы шток вращался преодолевая сопротивление веса груза. Рычаг оператора обычно связан с верхней опорой домкрата (усилие прикладывается непосредственно к штоку – вращается шток, фиксирующая гайка в ложементе неподвижна) или с отдельной опорной гайкой, находящейся верхней части ложемента домкрата. В таких случаях эта гайка и является основным упорно-блокирующим элементом (вращается гайка, шток неподвижен).

Классический стальной винтовой домкрат.jpg

Типы винтовых домкратов Кроме уже известного нам классического винтового домкрата, где резьбовой шток вертикален, существуют домкраты ножничного типа (их еще называют ромбическими домкратами). И в современном мире ромбический домкрат — это основной по распространению тип винтового домкрата, т.к. именно такими домкратами комплектуются легковые автомобили. Преимущество ножничных винтовых домкратов в их легкости, компактности, удобстве использования и скорости работы.

Ножничный (ромбовидный) домкрат - самый массовый (благодаря автопрому) тип винтового домкрата 2.jpg

Ножничный домкрат приводится в действие мускульной силой оператора с помощью специальной S образной ручки, которая в свою очередь вращает резьбовой шток домкрата, приводящий в движение ножничную конструкцию. Благодаря удобной ручке, небольшому требуемому усилию и ножничной конструкции, удается добиться высокой скорости работы домкрата, что позволяет выполнить подъем (например, автомобиля) быстро и без значительных усилий.

Частный случай (для тех, кто хочет сэкономить силы) – это ножничный винтовой домкрат с электроприводом (обычно питающийся от бортовой электросети автомобиля).

Ножничный домкрат с электроприводом.jpg

Главное преимущество винтовых домкратов Выигрыш в силе – определяющий фактор того, почему винтовой домкрат вообще состоялся. Здесь смысл в выигрыше в силе заключается в выгодном отношении усилия оператора на рычаге домкрата и силы который этот домкрат развивает относительно поднимаемого груза. Описывается этот выигрыш так:

где: — F подъема – сила которую домкрат должен развить для подъёма груза; — F оператора – вращающая сила которую должен приложить оператор для того чтобы домкрат развил силу F подъема; — длина рычага – длина рычага которым оператор передает усилие на резьбу домкрата (длина считается от продольной оси резьбы домкрата); — ход резьбы – ход резьбы домкрата – это расстояние по резьбе, пройденное винтом за один полный оборот (360°);

Трение в данной формуле игнорируется, но на практике резьбовой механизм винтовых домкратов обнаруживает большое трение, которое соответственно увеличивает необходимое входное усилие, поэтому фактический выигрыш в силе у винтового домкрата составляет не более 50% от расчетного и это не смотря на то, что в современных винтовых домкратах, используется специальная опорная резьба, имеющая минимальное трение.

Другие усовершенствования винтового домкрата направление на увеличение выигрыша в силе, касаются удлинения приводящего рычага, уменьшения хода резьбы и применение специальных смазок, минимизирующих трение и износ.

Второе преимущество винтовых домкратов Из конструкции винтового домкрата следует его второе по важности преимущество – механическая самоблокировка. В данном контексте механическая самоблокировка означает, что при снятии вращающего усилия со штока или опорной гайки домкрата, система «домкрат-груз» останется в равновесии, независимо от того насколько она нагружена. Это определяет высокую безопасность винтовых домкратов в отличие от других типов (например, гидравлический домкрат, в случае аварийного падения давления в гидросистеме, начнет резко и неконтролируемо терять созданное усилие и соответственно возможность удерживать груз). Благодаря эффекту механической самоблокировки винтовые домкраты применяются в условиях, когда необходимо надежное и безопасное длительное удержание груза без дополнительных потерь энергии.

Недостатки винтовых домкратов Главный недостаток винтовых домкратов – ограниченность грузоподъемности. Этот недостаток связан с эффектом возрастания трения в резьбе домкрата вместе с ростом требуемой грузоподъемности, в результате этого выигрыш в силе для винтовой конструкции становиться не выгодным. А различные улучшения, направленные на получение большего выигрыша в силе – также имеют свой предел. Уменьшение хода резьбы не бесконечно и на практике такое уменьшение сильно снижает скорость работы домкрата. Увеличивать длину рабочего рычага можно тоже до известных пределов (такое увеличение влияет не только на удобство работы с домкратом и его массогабаритные характеристики, но и требует изменения конструкций рабочей гайки домкрата и самого рычага).

Применение винтовых домкратов Благодаря простой конструкции, надежности и эффекту самоблокировки, винтовые домкраты широко применяются в различных сферах. И в первую очередь – это, конечно, традиционное применение таких домкратов для подъёма небольших грузов в быту и промышленности, в конструкции, когда домкрат приводится в действие мускульной силой оператора. Кроме этого винтовые домкраты широко применяются в качестве исполнительных устройств в различных бытовых и промышленных механизмах. Основной пример — это линейные приводы (актуаторы), которые конструкционно являются винтовыми домкратами с червячной или шестеренчатой передачей и широко применяются в современной механике и вариантов исполнения таких актуаторов — многие сотни (от устройств открытия ворот до механизмов перестановки стабилизаторов самолетов).

Линейный актуатор с червячной передачей.jpg

Другой пример популярных устройств на базе винтовых домкратов — механические съемники с винтовым приводом.

Винтовой механический съемник.jpg

Факты о винтовых домкратах В продолжение примеров применения винтовых домкратов приведем несколько фактов о винтовых домкратах. Как мы уже упоминали — винтовые домкраты (с электро- и гидроприводом) широко применяются в авиации для управления подвижными частями самолета (например, стабилизаторами). К сожалению, с этим применением связано несколько трагических историй.

Так, именно винтовой домкрат в 1982 году стал первопричиной катастрофы самолета Як-42 рейса №8641 компании Аэрофлот, когда из-за износа винтовой пары в механизме перестановки стабилизатора, произошло разъединение винта и гайки домкрата, в результате чего управляемый домкратом стабилизатор изменил свой угол и самолет спикировал. Важным открытием этой катастрофы стал тот факт, что причиной износа был не заводской брак или недостаток контроля при обслуживании, а конструкторская ошибка, которая проникла во все серийные винтовые домкраты, которыми оснащались самолеты Як-42.

Другой случай произошел в 2000 году с самолетом McDonnell Douglas MD-80, когда отказ винтового домкрата, вызванный недостатком смазки, привел к падению рейса №261 авиакомпании Alaska Airlines (позже эта трагедия легла в основу фильма «Экипаж», режиссёра Роберта Земекиса, где главную роль сыграл Дензел Вашингтон.)

А в 2013 году потерпел крушение грузовой самолёт Boeing 747-400F рейса № 102 авиакомпании National Airlines — плохо закреплённый груз сломал переборку и погнул домкрат, из-за чего управляемые им стабилизаторы самолета получили крайнее положение, самолет потерял управление и упал.

«Мне нужны деньги» Позитивные факты о винтовых домкратах нам несет литература. Винтовой домкрат фигурировал в романе английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Круз». Правда в русскоязычных адаптациях романа, домкрат (screw-jack), который Робинзон забрал с корабля почему-то называется «отверткой»: «…во-первых, я захватил все, что нашлось в чуланчике нашего плотника, а именно: два или три мешка с гвоздями (большими и мелкими), отвертку, дюжины две топоров, а главное — такую полезную вещь, как точило…» Однако у Дефо это был именно винтовой домкрат (причем крупногабаритный): «…I found two or three bags full of nails and spikes, a great screw-jack, a dozen or two of hatchets, and, above all, that most useful thing called a grindstone…».

Другое упоминание домкрата (винтового и гидравлического) в литературе – это романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» (помните разговор Персицкого и Ляписа про «стремительный домкрат» последнего): «— Это, кажется, ваш первый опыт в прозе? Поздравляю вас! «Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом»… Ну, и удружили же вы «Капитанскому мостику». Мостик теперь долго вас не забудет, Ляпис! — В чем дело? — Дело в том, что… Вы знаете, что такое домкрат? — Ну, конечно, знаю, оставьте меня в покое… — Как вы себе представляете домкрат? Опишите своими словами. — Такой… Падает, одним словом. — Домкрат падает. Заметьте все. Домкрат стремительно падает. Подождите, Ляпсус, я вам сейчас принесу полтинник. Не пускайте его. Но и на этот раз полтинник выдан не был. Персицкий притащил из справочного бюро двадцать первый том Брокгауза от Домиции до Евреинова. Между Домицием, крепостью в великом герцогстве Мекленбург-Шверинском, и Доммелем, рекой в Бельгии и Нидерландах, было найдено искомое слово. — Слушайте! «Домкрат (нем. Daumkraft) — одна из машин для поднятия значительных тяжестей. Обыкновенный простой Д., употребляемый для поднятия экипажей и т. п., состоит из подвижной зубчатой полосы, которую захватывает шестерня, вращаемая с помощью рукоятки». И так далее и далее. «Джон Диксон в 1879 г. установил на место обелиск, известный под названием «Иглы Клеопатры», при помощи четырех рабочих, действовавших четырьмя гидравлическими Д.». И этот прибор, по-вашему, обладает способностью стремительно падать? Значит, усидчивые Брокгауз с Ефроном обманывали человечество в течение пятидесяти лет? Почему вы халтурите, вместо того чтобы учиться? Ответьте! — Мне нужны деньги.»

Никифор Ляпис-Трубецкой 2.jpg

Домкрат на языке жестов Жесты по версии Spreadthesign, слева направо: по-русски, по-украински, по-французски:

Винтовые домкраты сегодня Несмотря на то, что винтовые домкраты сегодня в значительной степени заменены гидравлическими домкратами их, конечно, рано списывать со счетов. Винтовые домкраты все еще остаются максимально популярны при применении в условиях, когда необходим простой и надежный механизм для развития относительно небольшого усилия. Простая конструкция и эффект самоблокировки, отсутствие необходимости сложного обслуживания и высокой квалификации оператора, позволяет характеризовать винтовые домкраты как высоконадежные и безопасные устройств для подъёма грузов малой и средней тяжести. Даже сегодня, неважно какой год на дворе — в багажнике вашего автомобиля ведь тоже винтовой домкрат, верно?

Поговорим о других типах домкратов

Разновидности домкратов. В зависимости от принципа действия домкрата различают различные типы этих устройств. Домкраты бывают уже описанные винтовые, реечные, пневматические и самый, на наш взгляд, интересный тип домкратов – это гидравлические домкраты. Поэтому описанием именно этого типа домкрата мы продолжим наше исследование.

Определение гидравлического домкрата Домкрат гидравлический — это разновидность общего класса домкратов – специальных грузоподъёмных механизмов построенных на принципе выигрыша в силе на базе закона Паскаля, и способных быстро и с небольшими затратами энергии развить большое и очень большое усилие.

Предпосылки появления гидравлических домкратов Здесь все просто. Идея создать грузоподъёмное устройство работающее на принципе гидравлического увеличения силы возникла в следующую минуту после открытие указанного принципа. Ибо воображение любого человека знакомого с законом Паскаля закона рисует потрясающие возможности прикладного применения этого закона.

Закон Паскаля

В конце 17 века французский ученый Блез Паскаль сформулировал физический закон, который гласит, что давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку жидкости или газа одинаково по всем направлениям. Этот закон (и соответственно интересующий нас принцип действия гидравлического инструмента) обычно описывается таким рисунком:

Здесь два сообщающихся сосуда одинаковой цилиндрической формы, но разного диаметра, в которых имеются поршни (красный и зеленый), площади которых S1 и S2 различны (S2 >> S1). Цилиндры заполнены жидкостью (синий). Сила F1, действуя на поршень S1, создает в жидкости давление P=F1/S1. По вышеприведенному Закону Паскаля это давление передается жидкостью по всем направлениям без изменения. Следовательно, на поршень S2 действует сила давления F2=P*S2=F1*S2/S1 — из чего следует, что F2/F1 = S2/S1, т.е. силы, действующие на поршни, пропорциональны площадям этих поршней (имеется в виду площадь той части поршня, которая контактирует с жидкостью). Очевидный выигрыш в силе! Более того выигрыш в силе здесь тем больший, чем площадь S2 больше S1. Итак, если по-простому: передав в гидросистему давление, полученное в результате приложения незначительного усилия на поршень малой площади (S1), мы получим на поршне большой площади (S2) значительное усилие и эта исходящая сила (F2) напрямую зависит от площади большого поршня (S2): больше площадь – больше сила на выходе.

Конструкция и расчет гидравлического домкрата Теперь о том, как реализован закон Паскаля в системах гидравлики назначение которых -увеличение силы. Обратите внимание: любой гидравлический механизм увеличения силы – это именно система. И интересующий нас гидродомкрат это тоже система, состоящая из нескольких механизмов. Первый механизм – это гидравлический насос (тот цилиндр, который отвечает за силу F1 и площадь S1 в законе Паскаля), второй — это собственно развивающий рабочее усилие гидравлический цилиндр (соответственно F2 и S2). Принцип вам уже известен: воздействуя незначительным усилием на гидравлический насос (который выполняет роль поршня цилиндра малого диаметра), мы создаем большое усилие на поршне цилиндра большого диаметра (рабочий гидроцилиндр).

Если вы решите сконструировать гидравлический домкрат, то для расчета его усилия вам потребуется формула: F= Р*S, где Р – давление гидравлической жидкости, S – площадь поршня цилиндра. Площадь поршня рассчитывается по формуле: S = π*R2 = π*D2 / 4, где R и D – соответственно: радиус и диаметр поршня цилиндра.

Как следует из вышеприведенных формул, чем больше давление в гидросистеме, тем меньшая площадь поршня цилиндра необходима для развития конкретного усилия. Это означает, что при прочих равных гидравлический домкрат с рабочим делением в 700 бар будет компактнее (меньше по диаметру) домкрата с рабочим делением в 350 бар.

В гидравлических системах в качестве рабочего тела для передачи силы используются жидкости, т.к. они обладают большим сопротивлением сжатию, а значит лучше передают давление. Идеальной жидкостью для применения в гидросистемах считается специальное гидравлическое масло.

Принцип действия домкрата

Ну все, теперь вы сможете сконструировать домкрат самостоятельно.

В системе измерений за единицу давления принято давление, вызываемое силой 1 Н (ньютон), равномерно распределенной по перпендикулярной к ней поверхности площадью 1 м2. Эту единицу давления называют паскаль (Па): 1 Па=1 Н/м2.

История гидравлического домкрата Первый патент на гидравлический домкрат получил английский инженер Уильям Джозеф Кертис в 1838 году. А в 1851 году патент на гидравлический пресс, в основе которого был гидравлический домкрат получил американский изобретатель Ричард Даджен. И уже в 1858 году гидравлические домкраты использовались в эпичном спуске на парохода The ss Great Eastern (после нескольких неудачных попыток сделать это с помощью ручных лебедок). После Второй мировой войны технологии шлифования заготовок для гидроцилиндров, новые материалы и конструкции уплотнений, позволили вывести гидравлические домкраты в серийное производство.

Типы гидравлических домкратов В целом, гидравлические домкраты можно разделить на два типа — автономные и неавтономные. Автономные это компактные устройства в едином корпусе, имеющие в своем составе рабочий гидроцилиндр (который и развивает усилие), насос (который создает ток и давление рабочей жидкости в гидросистеме), бак (хранилище) для рабочей жидкости, устройства управления – ручка для привода насоса и кран сброса давления в гидросистеме. Обычно домкраты также имеют устройство безопасности – обратный клапан, защищающий цилиндр и гидросистему в целом от перегрузки (в случае превышения давления в гидросистеме клапан открывается и рабочая жидкость возвращается в бак (давление уменьшается). Неавтономные гидравлические домкраты – это цилиндры, требующие внешнего привода (насоса или насосной станции).

Неавтономные гидродомкраты в свою очередь делятся на односторонние и двухсторонние. Односторонние домкраты – это цилиндры, где шток после сброса деления возвращается в цилиндр под действием встроенной пружины (по такому принципу работают также и все автономные домкраты). На двухсторонних цилиндрах возврат штока – гидравлический, т.е. чтобы шток вернулся в цилиндр нужно сбросить давление в его поршневой полости и подать его (давление) в штоковую полость цилиндра. В домкрате двустороннего действия и так тонкая грань между цилиндром и домкратом, практически стирается. Гидравлические приводы (насосы) для гидродомкратов также бывают автономные, приводимые в действие мускульной силой оператора (например, ручные или ножные насосы) и неавтономные – это электро-, пневмо-, бензо- и т.д. гидравлические насосы (насосные гидравлические станции, которые также называют «маслостанциями»).

Бутылочные домкраты В связи с широким распространением этого типа автономных гидравлических домкратов именно бутылочные домкраты стали ассоциироваться с понятием «гидравлический домкрат». Бутылочными их называют из-за характерной формы корпуса (кстати, англоязычные называют такие домкраты еще и «whiskey jack»). «Бутылка» внутри начинена классической гидросистемой: насос, гидроцилиндр с пружинным возвратом, бак для рабочей жидкости, кран сброса давления и предохранительный клапан. Некоторые конструкции бутылочных домкратов имеют полый шток в который вкруче н силовой болт-опора используемый для быстрой компенсации зазора между штоком домкрат и поднимаемым грузом.

Домкрат или гидроцилиндр? Возвращаясь к тонкой грани определений домкрата и гидроцилиндра… В целом можно различить эти два типа устройств судя по их функциональности. Домкратами считаются гидроцилиндры имеющие различные конструкционные удобства, призванные расширить функциональность: резьбы на штоке и корпусе цилиндра, различные опоры (для штока или корпуса домкрата), оснастки для низкого подхвата груза, гайки для фиксации штока и т.д., ну и, например, если обычный гидроцилиндр имеет встроенный насос – это тоже уже домкрат. Неавтономные домкраты (без встроенного насоса) больше предназначены для специального использования (и в основном для промышленного применения), например, неавтономность позволяет объединять домкраты в группы для выполнения сложных задач.

Еще варианты гидродомкратов Применение гидродомкратов не огранизено задчей подьема и пероемещения тяжелых грузов на небольшое расстояние. В промышленном применении часто можно встретить и специальные механизмы на базе гидродомкратов. Например, стренговые (strandjack) или тросовые домкраты – применяются как замена тросового крана или лебедки когда необходимо переместить крайне тяжелый груз на существенно расстояние. Стренги используются как для горизонтального (наиболее чаcто), так и для вертикального перемещения грузов. Стрэнговый домкрат – это устройство для силового протягивания стального торса (к которому закреплен груз). Устройство представляет из себя гидравлический домкрат с полым штоком с двумя (также гидравлическими) зажимными механизмами для фиксации протягиваемого троса в момент рабочего хода домкрата и в момент его «перезарядки». Стрэнговый домкрат

Частный случай стренгового домкрата — натяжные домкраты, использующиеся для натяжки тросов и арматуры в составе строительных конструкций.

Гидравлический домкрат для поддонов Домкрат для паллетов – он же Pallet jack, “рохла” (от названия финского производителя ROCLA OY), он же гидравлическая тележка – по сути специальная оснастка для обычного гидравлического домкрата с пружинным возвратом. Тот случай, когда оснастка конструкционно и по металлоёмкости значительно больше основного рабочего элемента.

С гидравлическими закончили. Какие еще домкраты бывают?

Реечные домкраты Реечные домкраты – отдельный тип механических домкратов с мускульным приводом и неожиданно большим количеством названий: реечные, они же фермерские, они же железнодорожные, они же kanga-jack, они же хай-джек (High Lift Jack) и т.д. Особенность реечных домкратов – в том, что их подхватный узел (который упирается в груз) способен перемещаться в диапазоне от 0,1 до 1,5 метров от опорной поверхности домкрата, что обеспечивает возможность создавать сравнительно большой зазор между опорной поверхностью (землей или полом) и грузом, на что, например, неспособны классические винтовые или бутылочные домкраты.

Классический реечный домкрат.jpg

Простая конструкция, удобное управление и большой выигрыш в силе (обеспечиваемый, в том числе наличием длинного рычага), сделали реечный домкрат очень популярным (а иногда и незаменимым) в сельском хозяйстве и в условиях бездорожья — когда нужно совершить быстрый и грубый подъем транспортного средства или какого-либо объекта на значительную (с точки зрения автомобильных домкратов) высоту. Универсальность речного домкрата проистекает из возможности его использования для подъема, толкания, зажима, натяжения и т.п.

Реечный домкрат был изобретен в 1905 году. Максимальная грузоподъемность современных моделей не более 20 тонн, высота подъема (перемещения) груза: до 1000 мм, высота подхвата груза : от 100 мм. Классический реечный домкрат состоит из высокопрочной стальной рейки, равномерно перфорированной сквозными отверстиями по всей своей длине (также иногда применяется зубчатая рейка), и механизма подхвата груза, который с помощью храпового механизма перемещается по упомянутой рейке. Перемещение подхвата осуществляется ручкой или рычагом (одни домкраты управляются качанием рычагом , другие — вращением ручки).

Зубчатый домкрат – разновидность речного домкрата.jpg

Пневматические домкраты Пневматический (надувной) домкрат представляет из себя надувную подушку выполненную из прочного материала. Заполняющий подушку газ, вызывает ее расширение и соответственно подъем груза. Такая подушка может сама по себе быть основным рабочим элементом, а также может устанавливаться внутрь полого цилиндра (под поршень) и служить элементом выталкивающим шток.

Пневматический домкрат с помощью шланга присоединяется к воздушному компрессору, баллону со сжатым воздухом или к выхлопной трубе. Бывают пневмодомкраты низкого (0,2 -0,5 бар) и высокого (до 10 бар) давления. Первые обычно подключаются к выхлопной трубе, вторые к баллону или пневмопроводу. Грузоподъемность обычных пневматических домкратов не более 5 тонн, высота подъема (перемещения) груза: до 600 мм, высота подхвата: от 100 мм.
Credits: Санкт-Петербург, Москва, Самара, Новосибирск, Иркутск, Минск, -> https://thetools.ru/articles/domkrat/ -> , 2002-2020 гг. В рождении и развитии этого исследования принимали и принимают участие инженеры, историки и просто увлеченные люди: Сергей Афанасьев, Игорь Смирнов, Григорий Пахомов, Вячеслав Советов, Максим Спиридонов, Максим Горин, Сергей Сергеевич, Анна Громова. Отдельное Спасибо!: Евгению из Москвы, Марии, Спасателю, Игорю, магазину «Автодом», Виктору, Дмитрию, Виктору из Минска, Олегу, Стропальщику, Сергею из Питера, механикам автосервиса «Трасса», Виктору, Иркутянину, Олегу М., Григорию из Пензы, Сергею, мастеру ПЧ ЖД — за интересную переписку, полезные дополнения, замечания, исправления по сути исследования, за ссылки и изображения, и вообще за то, что вы есть – такие внимательные, конструктивные и профессиональные.
Вниманию всех кого интересует тема про домкраты! Приглашаем принять участие в развитии этого исследования. Присылайте свои дополнения, замечания и комментарии, делитесь знаниями и наблюдениями – все это очень интересно и важно и обязательно станет частью этой статьи (ваше имя, как соавтора, также будет опубликовано). Также интересуют интересные применения домкратов и виды интересных оснасток и т.п. Тоже присылайте – тоже опубликуем. Пишите на

Данная статья доступна по лицензии Creative Commons CC BY. Текст статьи можно перепечатывать на любом сайте, не спрашивая разрешения domkrat.pro. Единственное условие — необходимо поставить ссылку на domkrat.pro. На изображения и видео приведенные в статье лицензия не распространяется.

И в завершении — наша небольшая домкратная галерея

Открыватель дверей с пневмоприводом (инструмент для спецслужб)

Ручной гидравлический отпиратель дверей (инструмент для спецслужб)

Профессиональные пневмодомкраты высокого давления

Гидравлические кусачки с приводом от шуруповерта

Внутрицеховой портальный телескопический кран грузоподъемностью 400 тонн

Использование гидравлического портального крана при строительстве моста

Гидравлический портальный кран грузоподъемностью 1000 тонн

Авиационный подкатной гидродомкрат

Самолет, вывешенный на гидравлических триподах

Авиационный гидравлический трипод с фиксирующей гайкой

Авиационный подкатной домкрат «носорог» (для вывешивания переднего шасси самолета)

Авиационный гидравлический домкрат (трипод)

Винтовой домкрат наоборот – деревянный пресс для отжима масла

Рельсовый выравниватель (гидравлический)

Гидравлический рихтовщик (железнодорожный)

Реечная домкратная система вывешивания подвижного состава

Реечный железнодорожный домкрат

Путевой (железнодорожный) домкрат

Характеристики гидравлического домкрата

гидравлический домкрат

Материал

Гидравлические домкраты, рассчитанные на небольшой вес, обычно делают из алюминия. Более серьезные модели, способные поднять сверхтяжелый груз, изготавливают из закаленой стали или чугуна. Чем на большую грузоподъемность рассчитан домкрат, тем более толстый металл используется при его изготовлении.

Размеры, вес и грузоподъемность гидравлического домкрата

Все эти три показателя напрямую связаны друг с другом. Домкраты с большой грузоподъемностью обладают большими размерами. И соответственно, крупный агрегат имеет большой вес.

Небольшие гидравлические домкраты, используемые для легковых автомобилей, имеют небольшие размеры, вес и небольшую грузоподъемность. Бутылочные домкраты грузоподъемностью 2 тонны имеют высоту 15-18 см и вес 2-3 кг.

Серьезные домкраты, применяемые для грузовых машин, в строительстве и промышленности, имеют большую грузоподъемность — до 100-200 тонн и большие размеры и вес. Так, бутылочные домкраты грузоподъемностью 200 тонн имеют высоту 40-50 см и вес 130-135 кг.

Предельная грузоподъемность

гидравлический домкрат

Указывает на максимальный вес, который может поднять домкрат. При выборе домкрата для автомобиля надо к значению «снаряженная масса», указанному в ПТС, прибавить 150-200 кг.

Высота подъема домкрата

Высота подъема домкрата — максимально возможная высота, на которую можно поднять груз. Эта величина складывается из двух показателей:

  • высота подхвата
    — наименьшее расстояние от поверхности опоры, с которого может работать домкрат;
  • рабочий ход штока (рабочий ход домкрата)
    — это максимальное расстояние между самым верхним и самым нижним положением поршня.

У большинства гидравлических домкратов этот показатель составляет 30-50 см. В то время как механический реечный домкрат может поднять груз на высоту в 1 метр.

Высота подхвата

гидравлический домкрат

Очень важный показатель конкретной модели домкрата. Показывает минимальное расстояние от опоры до поднимаемого груза (от земли до днища автомобиля). Может различаться у разных моделей от 6 до 30 см. Домкрат с большой высотой подъема будет невозможно разместить под машиной.

Диаметр площадки

Диаметр площадки — это размер опорной площадки для упора в груз. Определяет устойчивость упора и распределяет давление на домкрат в груз. Чем больше площадка, тем больше устойчивость и оптимально оказываемое давление.

Основные правила выбора

При выборе гидравлического домкрата необходимо определиться с его конструкцией в зависимости от назначения устройства. Следует учесть максимальную массу и площадь поднимаемого груза, возможно для решения задачи понадобится несколько устройств. Грузоподъёмность подбирается исходя из максимального веса груза с 10-15% запаса во избежание предельных нагрузок.

Также необходимо учесть следующие параметры:

  • высота подъёма груза;
  • рабочая высота домкрата – наименьшее расстояние от верха штока до основания;
  • состав гидравлического масла и его стойкость к высоким и низким температурам;
  • усилие, которое необходимо приложить на привод;
  • тип привода;
  • скорость сброса давления – влияет на возврат штока в нижнее положение. Наилучшие показатели у устройств с двухсторонними клапанами;
  • размеры и вес домкрата.

Все эти параметры есть в паспорте устройства и указаны в каталогах производителей. Многообразие имеющихся на современном рынке конструктивных решений позволяет свободно подобрать домкрат полностью соответствующий вашим техническим и эксплуатационным требованиям.

Принцип действия гидравлического домкрата

В основе работы гидравлического домкрата лежит постоянство давления жидкости в сообщающихся сосудах. Внутри домкрата находятся два «сосуда», связанных между собой. Одним сосудом является основной цилиндр с рабочим плунжером, другим — цилиндр с нагнетательным плунжером. Эта гидравлическая система заполнена техническим маслом.

Нагнетательный цилиндр соединен с резервной емкостью для хранения масла и рычагом. При нажимании на рычаг нагнетательный плунжер приходит в движение: он опускается и выталкивает масло из нагнетательного цилиндра. Масло переходит в основной цилиндр и толкает рабочий плунжер вверх, за счет этого и происходит подъем груза, находящегося на опорной площадке домкрата.

В результате каждого нажатия на рычаг в основной цилиндр нагнетается определенный объем масла, равный объему нагнетательного цилиндра. Нагнетательный цилиндр заполняется маслом из резервуара. Поскольку одного нажатия на рычаг недостаточно для подъема груза, то обычно продолжают совершать движения рычагом до достижения нужной высоты.

Между нагнетательным и основным цилиндрами находится клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении и не дает ей возвращаться обратно в нагнетательный цилиндр. Стенки основного цилиндра должны быть рассчитаны на массу поднимаемого груза.

После достижения нужной высоты подъема надо вернуть домкрат в начальное положение, для этого необходимо открыть перепускной клапан. Масло из основного рабочего цилиндра возвратится в резервную емкость с маслом, домкрат опустится.

Причины поломок и ремонт домкратов

Естественно, что как и любая техника, гидравлический домкрат требует определенного обслуживания в которое входит доливка масла и визуальный осмотр. А через определенное время делается его промывка и полная замена масла с прокачкой.
Чаще всего у гидродомкрата выходят из строя прокладки и сальники, по этой причине начинает подтекать масло из рабочей емкости. Кроме этого, может возникнуть такая неисправность, как заклинивание штока при его обратном ходе.

При первой течи масла домкрат нужно отремонтировать, иначе в дальнейшем может произойти заклинивание штока. Для этого следует слить масло, разобрать и заменить сальники с уплотнителями, после чего залить новую жидкость и произвести прокачку.

Шток инструмента может заклинить от накопившейся в жидкости грязи, которая попадает через сальник по штоку, или от возникшей на внутренней стенке домкрата коррозии. В этом случае, чтобы починить заклинивший шток, инструмент разбирается и тщательно промывается. При обнаружении коррозии следует произвести специальную обработку стенок подъемника.

Существуют и другие причины выхода из строя оборудования, при возникновении которых оно перестает полноценно работать. В основном это связано с несвоевременным обслуживанием и неправильной эксплуатацией инструмента, когда превышаются нагрузки, указанные в его паспортной характеристике. Все это приводит к его поломке и, естественно, к ремонту, который иногда может стоить очень дорого.

Часто встречающиеся поломки:

  • Остановка подъемного поршня. Может быть, из-за отсутствия масла или засорение фильтра. Чтобы выяснить причину остановки, следует разобрать механизм, промыть его и залить свежую жидкость.
  • Поршень не поднимается совсем. Скорее всего, отсутствует жидкость в резервной емкости домкрата.
  • Поршень выдвигается медленно или рывками. В рабочем отделении устройства присутствует воздух. В таком случае нужно долить масла в подъемник и произвести его прокачку.
  • Слабое давление на поршень. Нужно отремонтировать либо заменить впускной клапан.

Практически все причины отказа работы подъемника можно обнаружить и отремонтировать после его разборки. Но если неисправность возникла по причине механического повреждения корпуса домкрата или его поршня — лучшим вариантом будет его списание и приобретение нового инструмента.

Достоинства и недостатки гидравлических домкратов

Гидравлические домкраты имеют свои плюсы и минусы, обратить внимание на которые нужно при выборе домкрата для автомобиля. Покупая домкрат для машины, обычно выбирают между механическими и гидравлическими домкратами.

Плюсы

  • Имеют высокую грузоподъемность: 2-200 тонн.
  • Необходимо небольшое усилие для подъема машины: нажатие на рычаг для нагнетания масла в основной цилиндр. Энергозатраты человека при этом минимальны, а подъем идет быстро.
  • Имеют очень высокий КПД — на уровне 80%.
  • Могут работать при отрицательных температурах, так как масло в цилиндре не замерзает.
  • Обеспечивают плавный подъем машины, так как идет постепенное поступление масла в цилиндр, шток поднимается без рывков.
  • Плавное опускание предотвращает падение груза и уменьшает вероятность травмирования при работе с бутылочными домкратами.
  • Обладают высокой устойчивостью благодаря широкой подошве, которая обеспечивает надежную опору.
  • Можно ставить под любую точку кузова, так как нет вращающейся рукоятки.
  • Очень маленькая вероятность того, что машина сорвется с опоры.

Минусы

  • Требуют периодического обслуживания, контроля за уровнем масла, герметичности прокладок и клапанов, замены масла.
  • Требуют хранения и транспортировки только в вертикальном положении, так как при переворачивании масло может вытечь.
  • Имеют большие размеры и вес.
  • Нужна ровная площадь опоры.
  • Высота подхвата больше, чем у механических домкратов, поэтому гидравлические домкраты не подойдут для машин с низким клиренсом .
  • Нельзя опустить машину на заданную высоту.
  • Стоят дороже механических.

Как правильно заменить жидкость в гидравлическом устройстве

Для прокачки гидродомкрата следует обзавестись такими необходимыми инструментами и материалами, как набор отверток, гаечные ключи, специальная промывочная жидкость и качественное масло.

Последовательность замены жидкости:

  • Первым делом нужно открутить заливочную пробку и слить старую рабочую жидкость. Промывать гидродомкрат следует для того, чтобы очистить гидравлическое приспособление от попавшей в него грязи (в некоторых случаях такую процедуру проделывают 2-3 раза).
  • Предварительно перед процедурой промывания рекомендуется подготовить емкость, в которую будет сливаться жидкость. После промывания механизма устройство заполняют маслом. В процессе наполнения механизма оно находится очень низко, что позволяет достичь максимального уровня заливки. Опытные автомобилисты рекомендуют слегка опустить шток подъемника, переключив специальный винт («голову» устройства) в положение «слив».
  • После того как будет залита функциональная жидкость, необходимо провести первую прокачку устройства, в процессе которой может понадобиться дополнительная заливка. Прокачивать и доливать масло нужно до тех пор, пока уровень опускания жидкости не достигнет максимальной отметки. Такую процедуру может выполнить даже неопытный водитель, поскольку здесь не требуется прилагать особых усилий.

Вам это будет интересно Какие домкраты лучше для легковых автомобилей: подбор по параметрам

Прокачка гидравлического домкрата в домашних условиях

Перед прокачкой гидравлического приспособления следует со всей ответственностью отнестись к выбору качественного масла.

К примеру, в зимнее время года рекомендуется отдавать предпочтение специальному морозостойкому синтетическому маслу. Оно соответствует техническим требованиям, которые могут быть предъявлены подъемником в процессе эксплуатации зимой.

Применение гидравлических домкратов

гидравлический домкрат

  • Гидравлические домкраты широко используются в профессиональных автосервисах и шиномонтажах, а также владельцами джипов и тяжелых внедорожников. Владельцы легковых автомобилей чаще всего отдают предпочтение компактным механическим домкратам.
  • Из-за высокой грузоподъемности гидравлические бутылочные домкраты применяются при ремонте тяжелой грузовой и сельскохозяйственной техники, на промышленных производствах для подъема сверхтяжелых металлоконструкций.
  • В строительстве для подъема тяжелых блоков, части зданий, натяжении арматуры с использованием железобетона.
  • При прокладке нефтяных и газовых трубопроводов.
  • При проведении спасательных работ и ликвидации последствий аварий.

Какие работы позволяет выполнять устройство домкрата бутылочного типа

Таблица характеристик домкратов.

Сферой применения бутылочных домкратов является автосервис, связанный с обслуживанием и ремонтом автомобилей. Бутылочный тип домкрата широко применяется в железнодорожном хозяйстве, поскольку позволяет производить ремонт железнодорожных составов.

Домкрат гидравлический применяем как силовой узел прессов, трубогибов либо труборезов. Если после осмотра механизма можно сделать вывод об исправности устройства, то следует приступить к выполнению работ. В сочетании с большой грузоподъемностью компактный размер инструмента позволяет применять его в гаражах, мастерских. Прибор можно перевозить в багажнике автомобиля, что позволяет осуществить замену пробитых колес при возникшей необходимости.

Механизм домкратов бутылочного типа обладает надежностью. Гидравлические домкраты применяются в процессе ремонта автомобилей, который необходимо поднять и зафиксировать на нужной высоте. Например, механизм позволяет осуществить снятие колеса автомобиля для его последующей балансировки с помощью специального оборудования.

Его удобно транспортировать, что осуществляется исключительно в вертикальном положении, поскольку масло в горизонтальном положении инструмента способно вытекать. В целом срок его службы определяется количеством прокладок и сальников в его устройстве.

Разновидности гидравлического домкрата

Гидравлические домкраты бывают нескольких видов, они отличаются по конструкции.

Классификация гидравлических домкратов

  • Бутылочный.
    Наиболее простой вариант гидравлического домкрата, название идет от его внешнего вида, который напоминает бутылку. Имеет компактные размеры, большую площадь опоры. Позволяет работать с тяжелыми и очень тяжелыми грузами: от 2 до 200 тонн. Можно использовать при работе с легковыми и грузовыми автомобилями, спецтехникой, для подъема домов в строительстве. Имеет достаточно высокий минимальный подхват, поэтому не подойдет для автомобилей с клиренсом менее 200 мм. Работать с бутылочным домкратом нужно на идеально ровной опоре.
  • Подкатный
    . Бывают нескольких модицикаций для профессионального и бытового использования. Для работы с ними нужно твердое ровное напольное покрытие типа бетона, асфальта, плитки. Повсеместно используются в профессиональных автосервисах для легковых машин.

гидравлический домкрат

  • Телескопический.
    Имеет телескопический поршень, что позволяет увеличить максимальную высоту подъема.
  • Двухштоковый или двухпоршневой.
    Из-за двух поршней в конструкции имеет увеличенную грузоподъемность.
  • Низкоподхватные зацепные
    . Используются в случаях, когда необходима минимальная высота подхвата. Способны поднимать груз с расстояния от 15 мм от опоры, позволяют пошагово регулировать подъем и надежно фиксировать груз. Применяются при поднятии железнодорожного полотна, в промышленности.
  • Специализированные:
    двухуровневые, ромбовые.

Попадание воздуха или грязи в рабочую полость

В процессе продолжительного использования гидравлического домкрата в его рабочей полости может скапливаться воздух, который негативно влияет на эффективность работы устройства. Обычно причина этому кроется в нехватке жидкости в гидравлической системе, из-за чего воздух и попадает в нее.

Чтобы сделать это, открывается перепускной клапан и масляный бачок. После этого насос механизма быстро прокачивается несколько раз. Таким способом можно быстро и эффективно удалить весь воздух, который попал в процессе эксплуатации внутрь рабочей полости устройства. Завершив выполнение такой процедуры, перепускной клапан закрывается, пробка от масляного бачка устанавливается на свое место. Если все сделать верно, воздух из рабочей полости полностью удалится, и механизм снова сможет работать на полную мощность.

Если же такая процедура поможет мало или же вовсе не поможет, можно будет повторить ее еще раз. При необходимости можно воспользоваться и некоторыми другими способами устранения наличия воздуха.

Еще один достаточно эффективный способ помочь домкрату – отвернуть запорную иглу, при помощи винта поднять в верхнее положение плунжер и отпустить его, чтобы он вернулся в первоначальное нижнее положение. Такую процедуру для максимальной эффективности следует повторить несколько раз.

Еще одной причиной, почему домкрат может плохо работать или же совсем не работать, является попадание грязи в основную полость. В таком случае нужно снять головку корпуса, залить внутрь керосин, не устанавливая запорную иглу прокачать механизм. После этого керосин сливается, в устройство заливается чистая жидкость.

Таким образом, самые распространенные проблемы с работой гидравлического домкрата можно исправить и своими руками: замена рабочей жидкости, прочистка рабочей полости и тому подобное. При наличии же каких-либо серьезных неисправностей, устройству может понадобиться профессиональный ремонт.

Рейтинг 10 лучших гидравлических бутылочных домкратов

Гидравлический домкрат SPARTA 2т 50341 телескопический

Предназначен для подъема груза массой до 2 тонн. Основание домкрата сделано из чугуна, имеет защитное антикоррозийное покрытие. Оснащен клапаном безопасности, предотвращающим подъем груза массой свыше 2 тонн. Масса поднимаемого груза не должна превышать 2 тонны.

гидравлический домкрат

Не предназначен для перемещения грузов и длительного поддерживания груза на весу. После подъема груза необходимо зафиксировать его стойками-подставками для поддерживания. Если нет поддерживающих подставок под грузом нельзя находиться и проводить работы. Для работы необходимо расположить на ровной горизонтальной поверхности. Наличие телескопического механизма позволяет поднять груз на высоту 410 мм без особых физических усилий.

Родина бренда SPARTA — Германия, сборка осуществляется на заводах Китая и Тайваня, что позволяет сочетать немецкое качество и дешевизну производства. Домкраты SPARTA долговечные и недорогие.

Технические характеристики домкрата SPARTA 50341:

  • Грузоподъемность — 2 т
  • Высота подхвата — 170 мм
  • Высота подъема — 410 мм
  • Материал корпуса — металл
  • Тип — двухплунжерный
  • Телескопический механизм — да
  • Горизонтальная работа — нет
  • Вес — 3,2 кг
  • Кейс — нет

Гидравлический домкрат 2т Gigant HBJ-2

Гидравлический домкрат российской торговой марки Gigant производится на заводах в Китае и России. Изготавливается по ГОСТу Р 53822-2010. Предназначен для работы с грузами массой до 2 тонн. Домкрат не предназначен для длительного удержания груза. При работе под грузом необходимо использование дополнительных подпор. Домкрат Gigant HBJ-2 отличается надежностью работы и хорошей устойчивостью за счет большой площади опоры.

Технические характеристики домкрата Gigant HBJ-2:

  • Грузоподъемность — 2 т
  • Высота подхвата — 181 мм
  • Высота подъема — 345 мм
  • Материал корпуса — металл
  • Тип — одноплунжерный
  • Телескопический механизм — нет
  • Горизонтальная работа — нет
  • Вес — 2,6 кг
  • Кейс — нет

Гидравлический домкрат SPARTA Compact 3т 50332

Гидравлический домкрат SPARTA Compact 3т немецкого бренда SPARTA собран на заводах Китая. Зарекомендовал себя как надежный и недорогой инструмент, завоевав тем самым большую популярность среди автолюбителей. Предназначен для подъема грузов в строительстве, при проведении ремонтных автомобильных работ. Имеет устойчивое чугунное основание, корпус из прочной стали, полированный шток способствует увеличенному сроку службы домкрата.

Имеет небольшую высоту подхвата в 180 мм, которая позволяет работать с автомобилями с небольшим клиренсом. Максимальная высота подъема груза составляет 320 мм. После подъема груза на требуемую высоту необходимо надежно зафиксировать груз подпорками для обеспечения безопасности работающего человека. Работать без дополнительных опор нельзя. Домкрат не предназначен для перемещения груза и длительного удержания его на весу. Вес поднимаемого груза должен быть не выше 3 тонн.

Технические характеристики домкрата SPARTA Compact 3т 50332:

  • Грузоподъемность — 3 т
  • Высота подхвата — 180 мм
  • Высота подъема — 320 мм
  • Материал корпуса — сталь
  • Тип — одноплунжерный
  • Телескопический механизм — да
  • Горизонтальная работа — нет
  • Ход выдвижного винта — 50 мм
  • Вес — 2,4 кг
  • Кейс — нет

Гидравлический домкрат БелАК 3т БАК.10040

Гидравлический домкрат БелАК БАК.10040 имеет грузоподъемность 3 тонны, отлично подойдет для ремонта автомобиля. Выпускается под торговой маркой БелАК, принадлежащей российскому производственному холдингу БелАвтоКомплект. Сборка осуществляется на двух заводах в Китае, где производство отвечает международным стандартам ISO, вся продукция выпускается по ГОСТу и проходит выпускной контроль качества.

Домкрат поставляется в кейсе, что делает его хранение особо удобным. Имеет широкую опорную площадку, две рукоятки. Обладает низким подхватом в 145 мм. Домкрат БелАК БАК.10040 имеет длительный срок службы, невысокую цену, высокое качество.

Технические характеристики домкрата
БелАК 3т БАК.10040:

  • Грузоподъемность — 3 т
  • Высота подхвата — 145 мм
  • Высота подъема — 285 мм
  • Материал корпуса — металл
  • Тип — одноплунжерный
  • Телескопический механизм — да
  • Горизонтальная работа — нет
  • Ход выдвижного винта — 50 мм
  • Размер основания — 85х70 мм
  • Вес — 2,3 кг
  • Кейс — да

Гидравлический домкрат KRAFT 4т KT 800014

Домкрат KRAFT KT 800014 предназначен для подъема груза массой до 4 тонн, широко применяется при ремонте и обслуживании автотехники. Принадлежит немецкому бренду KRAFT, который более 20 лет производит запчасти для автомобилей и автоинструменты. Сборка осуществляется в Китае, где вся продукция проходит обязательный контроль качества международных стандартов DIN, ANSI.

гидравлический домкрат

В домкрате есть предохранительный клапан, препятствующий подъему груза свыше 4 тонн. В качестве рабочей жидкости используется морозостойкое масло, не теряющее своих свойств при температуре -45°C. Удобная складная рукоятка делает домкрат компактным. Поставляется в пластиковом кейсе с ручкой, который удобно хранить и транспортировать.

Технические характеристики домкрата KRAFT 4т KT 800014

  • Грузоподъемность — 4 т
  • Высота подхвата — 195 мм
  • Высота подъема — 380 мм
  • Материал корпуса — металл
  • Тип — одноплунжерный
  • Телескопический механизм — нет
  • Горизонтальная работа — нет
  • Ход выдвижного винта — 60 мм
  • Размер основания — 108х108 мм
  • Вес — 3,6 кг
  • Кейс — да

Гидравлический домкрат MATRIX MASTER 4т 50754

Гидравлический домкрат немецкой торговой марки Matrix, сборка производится на заводах в Китае и Тайване. Вся выпускаемая продукция проходит строгий контроль качества, что позвляет сочетать низкую цену, высокое качество и долгий срок службы. Matrix Master 50754 имеет грузоподъемность 4 тонны, изготовлен из прочного антикоррозийного металла, устойчивого к ржавчине и механическим воздействиям.

гидравлический домкрат

Домкрат имеет широкое основание, что позволяет использовать его на довольно мягком грунте. Поставляется в комплекте с пластиковым кейсом с ручкой. Кейс позволяет правильно хранить и транспортировать домкрат — в вертикальном положении.

Технические характеристики домкрата MATRIX MASTER 4т 50754

  • Грузоподъемность — 4 т
  • Высота подхвата — 194 мм
  • Высота подъема — 372 мм
  • Материал корпуса — сталь
  • Тип — одноплунжерный
  • Телескопический механизм — нет
  • Горизонтальная работа — нет
  • Ход выдвижного винта — 48 мм
  • Вес — 3,9 кг
  • Кейс — да

Гидравлический домкрат SPARTA Compact 5 т 50333

Гидравлический домкрат SPARTA Compact 50333 предназначен для подъема груза массой не выше 5 тонн. Производится на заводах в Китае по немецкой технологии с соблюдением всех необходимых требований. Домкрат отличается высоким качеством сборки, долговечностью и надежностью. Эти характеристики в сочетании с невысокой ценой делают домкрат SPARTA Compact 50333 отличным приобретением.

Домкрат не предназначен для длительного удержания груза на весу, для этого нужно использовать специальные опоры, работать без которых под поднятым грузом категорически запрещено. Корпус изготовлен из прочной стали, имеется устойчивое чугунное основание. Домкрат укомплектован полированным штоком.

Технические характеристики домкрата SPARTA Compact 5 т 50333

  • Грузоподъемность — 5 т
  • Высота подхвата — 180 мм
  • Высота подъема — 340 мм
  • Материал корпуса — сталь
  • Тип — одноплунжерный
  • Телескопический механизм — да
  • Горизонтальная работа — нет
  • Ход выдвижного винта — 50 мм
  • Вес — 2,9 кг
  • Кейс — нет

Гидравлический домкрат БелАК 5т БАК.00042

Принадлежит российской торговой марке , сборка производитс на заводе в Китае. Предназначен для подъема груза массой не более 5 тонн. При своей большой грузоподъемности имеет компактные размеры, за счет низкого подхвата позволяет работать с машинами с низким клиренсом. Широкое основание обеспечивает устойчивость домкрата и уменьшает вдавливание в грунт. Если требуется длительное удержание груза на весу, необходимо установить дополнительные опоры, без которых работать под грузом запрещено.

Технические характеристики домкрата БелАК 5т БАК.00042

  • Грузоподъемность — 5 т
  • Высота подхвата — 175 мм
  • Высота подъема — 345 мм
  • Материал корпуса — металл
  • Тип — одноплунжерный
  • Телескопический механизм — да
  • Горизонтальная работа — нет
  • Ход выдвижного винта — 60 мм
  • Рабочий ход — 110 мм
  • Размер основания — 75х85 мм
  • Вес — 2,9 кг
  • Кейс — нет

Гидравлический домкрат СОРОКИН BottLine Jacks 12т 3.12

Предназначен для подъема груза массой не более 12 тонн. Домкрат известной рссийской марки Сорокин, производственные мощности которого находятся в Китае, Тайване, России, Европе. Сборка домкрата осуществляется в Китае, что позволяет снизить затраты на производство и, соответственно, окончательную цену при сохранении высокого качества продукции. Применяется для строительных, производственных и авторемонтных целях.

гидравлический домкрат

Не предназначен для длительного удержания груза. После подъема груза на нужную высоту обязательно использование дополнительных фиксирующих опор для безопасности работы под грузом.

Гидравлический домкрат СОРОКИН BottLine Jacks 12т прост в эксплуатации, имеет винтовой шток, облегчающий размещение домкрата под опорной поверхностью груза. Сбоку корпуса есть металлическая ручка, за которую удобно переносить домкрат. Внизу корпуса находится широкое опорное основание, препятствующее утопанию домкрата в мягком грунте.

Бутылочные домкраты серии BottLine Jack® оснащены телескопическим механизмом, позволющим уменьшить высоту подхвата при сохранении или увеличении высоты подъема по сравнению с классическими моделями.

Технические характеристики домкрата СОРОКИН BottLine Jacks 12т 3.12

  • Грузоподъемность — 12 т
  • Высота подхвата — 245 мм
  • Высота подъема — 570 мм
  • Материал корпуса — металл
  • Тип — двухплунжерный
  • Телескопический механизм — да
  • Горизонтальная работа — нет
  • Ход выдвижного винта — 55 мм
  • Рабочий ход — 270 мм
  • Вес — 9,5 кг
  • Кейс — нет

Гидравлический домкрат WIEDERKRAFT 20т. WDK-81200

Гидравлический домкрат WIEDERKRAFT WDK-81200 предназначен для подъема груза массой до 20 тонн. Применяется на станциях техобслуживания грузового транспорта, спецтранспорта и сельскохозяйственной техники. WIEDERKRAFT — немецкий бренд, сборка домкратов производится в Китае. Высокое качество сочетается с долгим сроком службы и надежностью.

Домкрат имеет ручку, что облегчает его транспортировку. Широкое основание обеспечивает устойчивость домкрата при работе. Винтовая площадка регулируется по высоте.

Технические характеристики домкрата WIEDERKRAFT 20т. WDK-81200

  • Грузоподъемность — 20 т
  • Высота подхвата — 226 мм
  • Высота подъема — 452 мм
  • Материал корпуса — металл
  • Тип — одноплунжерный
  • Телескопический механизм — да
  • Горизонтальная работа — нет
  • Ход выдвижного винта — 150 мм
  • Рабочий ход — 226 мм
  • Размер основания — 144х150 мм
  • Вес — 10,6 кг
  • Кейс — нет

Устройство и принцип действия

Выбор того или иного устройства напрямую зависит от условий, в которых он будет использоваться. Это может быть не только большой автосервис, но и небольшой частный гараж. Многие автолюбители уже оценили преимущества удобного дизайна. Такие модели можно устанавливать где угодно, то есть даже на территориях, прилегающих к СТО. Они способны поднять достаточно большую массу на приличную высоту. Некоторые модели имеют дополнительные насадки, значительно расширяющие их функциональные возможности.

Таким образом, ранее было установлено, что одним из основных компонентов гидравлического домкрата является цилиндр. Необходимое усилие получается за счет разницы давлений в главном цилиндре и цилиндре исполнительного механизма

Стоит обратить внимание на определенную конструктивную особенность таких устройств. Дело в том, что гидроцилиндр не вертикальный, а горизонтальный

Конечно, это никак не влияет на принцип работы механизма. Есть еще несколько конструктивных особенностей таких устройств.

Их стержень не упирается непосредственно в кузов автомобиля. Он опирается на рычаг, который упирается в поверхность автомобиля. Зачем использовать такой сложный механизм, если вы можете управлять положением цилиндра с помощью простого вертикального домкрата?

На самом деле ответ на этот вопрос довольно прост. Это устройство легче подкатить под машину, чем его вертикальный аналог. Это связано с теми же конструктивными особенностями моделей данного типа. Если у вас автомобиль с низким шасси, вам нужно использовать это устройство, чтобы поднять его на определенную высоту.

Стоит подробно остановиться на теме шагающего гидроподъемника. Таким образом, это четырехколесная коляска, которая может легко проехать практически под любой машиной. Эти колеса жестко закреплены на раме. Гидравлический привод расположен на раме. В горизонтальном положении шток поршня поддерживается специальным вертикальным механизмом, который прикреплен к подъемной платформе. Предусмотрен подъем автомобиля.

Механизм преобразования горизонтального движения в вертикальное может быть разным. Чаще всего это поворотная передача. Но это не единственный способ трансформации. Здесь можно использовать гораздо более сложные механизмы.

Вся работа механизма основана на движении специальной ручки. Сам гидравлический домкрат скользит под автомобилем. Затем запускается рабочий механизм. Привод создает определенное давление в цилиндре, с которым автомобиль поднимается. Основная работа выполняется приводом и прямым клапаном. Если давление в системе необходимо немного снизить, ручку можно повернуть. В результате открывается обратный клапан, выпуская воздух из системы.

Поднятый домкратом автомобиль или другое устройство опускается. Также существуют альтернативные модели механизмов. У них есть обратный клапан выпуска воздуха прямо рядом с ручкой. Чтобы снять лишнее давление, достаточно установить на него ручку, предварительно сняв ее с места. Так работает гидравлический автомобильный домкрат. Его дизайн отличается простотой и оригинальностью. Именно по этой причине выбираются такие механизмы.

Таблица характеристик домкрата.

Классификация и сравнительные моменты

Этому вопросу также следует уделить внимание, ведь он раскрывает основные отличия гидравлического и других подобных устройств. https://www.youtube.com/embed/rRJl6fK2qTs

Бутылочные устройства

Домкраты подобного типа имеют довольно простую конструкцию. Можно сказать, что она является самой примитивной среди всех встречающихся сегодня приборов. Гидравлические бутылочные домкраты активно применяются во многих сферах человеческой деятельности, что можно объяснить их высокой грузоподъемностью. С их помощью можно поднимать грузы весом от 2 до 100 тонн.

Вертикальные версии обладают высокими прочностными характеристиками и предусматривают возможность использования широкой опоры для выполнения тех или иных операций. Наибольшее распространение они получили в сфере обслуживания грузовых автомобилей, где с их помощью осуществляют подъем грузовиков или автобусов.

Подкатные механизмы

Эта группа подъемных механизмов также является одной из самых востребованных. Чаще всего их используют в автомобильном деле. В конструкции этих устройств ось цилиндра размещена не в вертикальной плоскости, а соединяется напрямую с рычагом домкрата. Эти устройства обязательно оснащаются колёсами, которые позволяют их перемещать на любой поверхности.

Подъемные механизмы подобного типа отличаются высокими показателями грузоподъемности. Ещё они очень удобны в использовании. Работают они по тому же принципу, что и все прочие домкраты. По своему конструкционному исполнению подкатные гидравлические домкраты почти не отличаются от бутылочных аналогов.

Гидравлические гибриды

Эти версии домкратов получили наибольшее распространение в сфере сервисного обслуживания автомобилей, где с их помощью выполняют ремонтные работы различной степени сложности и с самыми разными автомобилями. Из особенностей этих устройств следует выделить наличие двух рабочих площадок. Они приносят пользу, когда необходимо поднять легковой автомобиль, а затем какую-нибудь газель.

Это прекрасный выбор для профессионалов. Такие модели сочетают в себе возможности бутылочного и подкатного домкрата. Благодаря тому, что их возможности смогли воплотиться в одном многофункциональном устройстве, у покупателей появляется возможность приобрести незаменимого помощника и немало на этом сэкономить. Эти устройства столь же просты в обращении, как и все остальные: для приведения их в действие можно использовать ручной рычаг или ножную педаль.

Зацепные домкраты

Чаще всего к этим механизмам прибегают в тех случаях, когда требуется небольшое подхватное усилие. Они отлично подходят для подъёма какого-либо оборудования. Также их можно использовать и в процессе сборки сложных механизмов, где необходима небольшая высота подхвата.

Ромбовые устройства

Подъемные механизмы подобного типа наиболее востребованы среди автолюбителей, которым требуется устройство для подъёма своего транспортного средства. Эти механизмы отличаются высокой надежностью. По своему исполнению они в точности выглядят как ромбовые винтовые домкраты. Иметь такого помощника в гараже будет рад каждый автолюбитель. В конструкции этих устройств функции несущих элементов выполняют четыре рычага.

Виды

На сегодняшний день в продаже можно встретить телескопические домкраты различных видов – от стационарных до переносных и передвижных. Кроме этого, подъемное устройство может отличаться размерами, принципом действия и особенностями конструкции. К самым распространенным видам двухштокового домкрата относят такие.

Механический

Отлично подходит для автолюбителей. Его механизм приводится в действие физическими усилиями человека. Такой домкрат обычно имеет ромбовидную форму и выпускается с раздвижным механизмом, главным составляющим элементом которого является ходовой винт. Для поднятия груза с помощью механического устройства необходимо крутить рукоятку, при этом грузоподъемность напрямую зависит от резьбы винта (чем шире шаг, тем выше можно приподымать груз).

Среди механических двухштоковых домкратов отдельного внимания заслуживают реечные модели, у которых на штатив фиксируется откидной подхват. По сравнению с другими механическими домкратами, реечные выпускаются с высотой подъема от 500 мм до 1 м.

К главным преимуществам механических устройств относятся: компактность (занимают в гараже мало места), удобство использования, хорошая устойчивость, надежность в эксплуатации и доступная цена. Что же касается недостатков, то такие домкраты нельзя перегружать недопустимым весом, также у них низкий КПД.

Гидравлический

Данный вид работает на гидравлическом масле. Его принцип действия следующий: приводной насос создает давление масла, что вызывает перемещение плунжера (поршня) и запускает процесс поднимания груза на нужную высоту. После того как рабочая жидкость поступает в резервуар насоса, груз начинает плавно опускаться. Двухплунжерный домкрат обладает массой достоинств, среди которых можно выделить большую грузоподъемность, плавный ход, высокий коэффициент полезного действия и мобильность конструкции.

Кроме этого, гидродомкраты стоят дорого.

В свою очередь, гидравлические домкраты подразделяются на бутылочные, подкатные и специальные (зацепные, ромбовидные).

Самыми востребованными и функциональными считаются двуштоковые бутылочные модели, они характеризуются удобной конструкцией и долгим сроком службы.

Подкатной же домкрат нашел широкое применение среди автолюбителей, его можно встретить в любом гараже. Конструкция подкатного устройства имеет вид тележки с жесткой рамой, которая способна выдерживать большие нагрузки. Кроме этого, в состав конструкции входит клапан защиты, он срабатывает в случае перегрузок и повышает безопасность эксплуатации прибора.

К главным преимуществам подкатных домкратов относятся:

  • полная автономность;
  • высокая эффективность;
  • отсутствие необходимости в затратах усилий и времени;
  • безопасная и удобная эксплуатация (можно использовать в любом месте, где произошла поломка).

Недостатков у таких агрегатов нет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]