Стальные тросы — один из основных видов гибкого такелажа, который используется при различных грузоподъемных работах. Также тросы применяют для установки стационарных растяжек, подвесов и других креплений. Особенность стального троса состоит в том, что он скручен из множества тонких нитей и очень стойкий к растяжению в статическом и динамическом режимах. Но при высокой гибкости, трос относительно легко сломать, если радиус изгиба меньше допустимого для данного диаметра.
Основной способ соединения троса с крюком грузоподъемного механизма — за петлю на его конце. Но обычная петля не подходит — при высоких нагрузках она растягивается и радиус изгиба становится критически низким. Это не приведет к мгновенному разрыву такелажа, но часть нитей будет повреждена. В результате прочность такелажа снизится, а ресурс снизится более чем на 50%.
Что такое коуши – исследуем важный элемент крепления + Видео
Коуш – это специальный крепежный элемент различной формы, предназначенный для надежного удержания канатов и тросов из стали и других материалов от подъемно-транспортных устройств.
1 Применение коуша в современном строительстве и нормы ГОСТа
Слово «коуш» берет начало из нидерландского языка и переводится как «металлический чулок». Коуши различных размеров и состава применяются во многих сферах строительства, судовой и авиационной промышленности. Основной целью этой детали является предотвращение стирания и деформации металлического троса и получение более плавного хода каната в процессе использования. Размеры и прочность материала, из которого изготавливаются коуши, напрямую зависит от сечения троса.
Металлический коуши
Рекомендуем ознакомиться
Коуши могут быть литыми, с перемычкой и выполненными в различных формах (треугольная, каплевидная или округлая). Независимо от формы и способа литья, коуш DIN 6899 из стального сплава имеет специальный желоб по внешнему контуру, по которому проходит стальной трос, не стираясь и не деформируясь в процессе подъемных работ. За счет специальных канавок на внешней стороне канаты прочно удерживаются коушем даже при незначительных боковых нагрузках. Существует несколько способов правильного использования коушей в строительстве и производстве, которые отличаются между собой по степени применения.
В процессе строительства важно правильно рассчитать соответствие диаметров стального троса и коуша, а также следить за соблюдением норм ГОСТа, в котором есть таблицы соответствия и другие рекомендации к использованию стальных коушей. Исходя из данных представленного стандарта, диаметр металлического коуша должен в четыре раза превышать диаметр основного троса. Диаметр коуша – это диаметр внутренней окружности, проведенный между двумя крайними точками.
Следует понимать, что ГОСТ 222493 регламентирует лишь применение изделий для использования на различных подъемно-транспортных механизмах при определенных температурных режимах, которые не должны превышать нормы.
Если коуши используются в авиастроительной, судостроительной промышленности или при строительстве электростанций, инженеры также учитывают свойства окружающей среды, химическое воздействие, перепад температур и другие факторы, которые не прописаны в нормах вышеуказанного ГОСТа.
2 Основные разновидности металлических коушей
Круглые коуши. Универсальный вариант детали, которая имеет форму кольца. При использовании петля из троса также приобретает форму круга, что очень удобно в различных областях при подъемно-разгрузочных работах.
Судовой коуш. Изначально детали такого типа использовались в судостроительной промышленности, однако постепенно область их применения существенно расширилась. Судовой коуш очень прочен, так как изготавливается с применением горячей технологии ковки. В зависимости от буквенной маркировки на изделии (A,B,C) они предназначены для использования со стальными или синтетическими тросами, а по цифрам маркировки возможно определить грузоподъемность механизма. Например, коуш ГОСТ P20 способен выдержать максимальную нагрузку, равную 2000 тонн, при этом коуш ГОСТ С300 может выдерживать грузы до 300 тысяч тонн.
Судовой коуш
Коуш вантовый. Изделия вантового типа чаще всего используются для растяжки, фиксирования или соединения частей различных механизмов при выполнении строительных работ. Они обладают небольшим внутренним диаметром. Вантовый коуш позволяет достигать высоких показателей грузоподъемности при минимальных нагрузках на металлическую деталь.
Коуш клиновой. Деталь представляет собой устройство фиксации грузоподъемных механизмов, которое состоит из нескольких составных частей, обоймы, вставки, пальца крепления и специального клина. В процессе использования при воздействии определенной силы трос клинит между двумя равноудаленными частями обоймы и вставкой. При выборе такой детали рекомендуется обращать внимание на качество литья, чтобы коуш клиновой не имел остаточных пор в металле, что может негативно сказаться в процессе эксплуатации механизма.
Закрытые механизмы. Изделия из стали и сплавов с закрытыми бортовыми канавками, которые используются для синтетических тросов и канатов из растительных материалов. Основная особенность – закрытые борта, благодаря чему не происходит выскальзывания каната через боковую часть при подъемных работах.
3 Правильное крепление троса
Надежность механизмов крепления также зависит от способа, которым создается петля из каната или троса. Формирование петли различается по степени нагрузки на трос и коуш. Если производственные нагрузки невелики, тогда достаточно использовать обычный хомут или простую металлическую трубку по специальной технологии.
Крепление троса на коуш
При более высоких нагрузках применяются более сложные схемы крепления. В таком случае можно, например, использовать технологию двойного плетения троса. Это значит, что концы следует распустить на длину в 20-25 сантиметров. Далее два распущенных кончика перекрестно устанавливаются на коуш и соединяются общим тросом. Для придания дополнительной надежности плетеное соединение следует усилить металлическими зажимами.
Независимо от способа крепления, важно правильно выбирать металлический трос, который должен выдерживать максимальную нагрузку и иметь достаточный срок эксплуатации. Стальные канаты отличаются между собой лишь способом плетения (одинарные, двойные, тройные), а основным критерием выбора является показатель усиления на разрыв, который можно рассчитать с помощью специальной таблицы коэффициентов, перед тем как использовать трос в связке с выбранным коушем.
tutmet.ru
Виды зажимов.
Для обеспечения зажимам высокой надежности, а также для увеличения срока эксплуатации, зажимы должны быть изготовлены из высокопрочной нержавеющей стали. Исполнение из меди и алюминия допустимо при небольших нагрузках. Наибольшей популярностью пользуются такие виды коушей:
- клиновый зажим
. В основном используется для фиксации такелажных тросов имеющих большой диаметр-до 100 мм. Надежность обхвата в клиновых зажимах обеспечивается шайбой, которая изготовлена из мягких сортов алюминия, также в этом виде коушей применяются бронзовые втулки позволяющие увеличить износостойкость зажимов; - одинарные зажимы марки Simplex.
В конструкции этих зажимов используется стальная пластина из нержавеющей, прочной стали, которая вставлена между тросом и специальной стальной накладкой, имеющей бортики по краям. Кроме того в коушах Simplex используются гайка с болтом, которые и фиксируют трос при выполнении сращивания; - зажим «бочонок».
Представляет собой пару полуцилиндров, которые фиксируются с помощью винта. В первом сделано отверстие без резьбы, во втором отверстие с резьбой. Для фиксации петли в полуцилиндрах проделаны два паза, имеющих полукруглую форму. Полуцилиндры фиксируются с помощью винта. - Двойной зажим марки Duplex. Принцип работы двойного зажима Duplex похож на зажимы Simplex, разница заключается в несколько большей длине элементов зажима из-за чего становится возможным установление второго болта с гайкой;
Коуш для троса – фото, основные виды, способы фиксации
Коуш для стального каната или троса — это оправа, изготавливаемая из углеродистой стали высокой прочности, которая может иметь различную форму: круглую, треугольную или каплевидную. Предполагается, что такое полезное устройство, как коуш, изначально использовалось для оснащения корабельных канатов и тросов. Название данного приспособления, которое сегодня активно применяется в строительной сфере, имеет голландские корни и в переводе означает «чулок» (kous). Немудрено, что авторами данного устройства также считают голландцев.
Коуш DIN 6899B
Применение коуша для повышения надежности тросов
Петлеобразные концы тросов и канатов (огоны) надеваются на коуш и надежно удерживаются на нем за счет формы его сечения, которое имеет конфигурацию желоба. В зависимости от сферы применения, размеров огона и испытываемых нагрузок, коуш для канатов или тросов может иметь различные размеры. Некоторые модели коушей для судовых канатов, к примеру, могут весить до 40 кг, а устройства, используемые в строительной сфере и быту, отличаются небольшими габаритами и весом. Основной технологией, используемой при производстве коушей, является ковка.
На выбор размера коуша основное влияние оказывает диаметр троса, для которого он будет использован. К размерам такого устройства относится его диаметр, равный максимальному диметру круга, который можно вписать в его внутреннюю часть, а также радиус канавки его желобка, измеряемый в поперечном сечении коуша.
Существуют общепринятые рекомендации, согласно которым диаметр коуша должен в 4 раза превышать диаметр самого троса, а радиус канавки желобка следует выбирать таким образом, чтобы трос в таком желобке утопал на 2/3 своего диаметра.
Разновидности коушей
Коуши по своему конструктивному исполнению и области применения подразделяются на круглые, вантовые, судовые, кислотоустойчивые, клиновые гнезда. Подробнее рассмотрим их особенности.
- Круглый коуш для тросов — это оцинкованное изделие, имеющее форму цельного кольца. При использовании таких изделий петля троса имеет форму ровного круга.
Круглый коуш для тросов
- Судовой коуш, имеющий каплевидную форму, производят методом горячей ковки. Такие изделия подразделяются на два основных типа: для использования в комплекте со стальными канатами (тип С) и коуши, используемые с канатами, изготовленными из растительных материалов (тип Р). В маркировке таких коушей, кроме обозначения их типа, также приведено значение максимальной нагрузки, которую способен выдержать такой крепеж. Судовой коуш, в маркировке которого присутствует, к примеру, цифра 400, способен выдержать нагрузку в 40 тс.
- Вантовой коуш, отличающийся небольшим внутренним диаметром, сегодня используется не только для судовых канатов, но и в сфере строительства для фиксирования и закрепления различных механизмов и металлоконструкций.
- Кислотоустойчивый коуш, которые отличается блестящей поверхностью, используется на производственных предприятиях, где велик риск их контакта с агрессивной средой. Производятся такие изделия из сталей, обладающих высокой устойчивостью к коррозии и воздействию кислот (М1-М12).
- Полу-коуши — изделия, предназначенные для тросов больших диаметров, использующихся для подъема и буксировки грузов.
- Клиновые гнезда или обоймы — устройства, с помощью которых тросы фиксируются в грузоподъемных механизмах. Такой коуш состоит из нескольких конструктивных элементов: обоймы, вставки и клина, за счет которого и происходит заклинивание каната между вставкой и корпусом обоймы.
- Есть также коуши, которые используются только для тросов из синтетических материалов. Особенность конструкции таких изделий состоит в том, что боковая часть его желоба полностью закрыта, что не дает легкому тросу из синтетики выскальзывать из него.
Коуш для синтетического троса
Способы фиксации троса на коуш
Коуши для каната или троса будут бесполезны, если сам огон не обладает достаточной надежностью. Формировать петли на концах тросов можно различными способами. Если нагрузки, приходящиеся на трос, будут незначительными, то сформировать петлю можно при помощи обычного хомута или металлической трубки, которая расплющивается после того, как с ее помощью на конце троса сформирован петля. Посмотреть подробности такой несложной технологической операции можно на фото, которые не составит труда найти в интернете.
Для того чтобы сделать более надежную петлю на конце троса, вам потребуется расплести его на две части, приблизительно равные друг другу по толщине и количеству волокон. Распустить конец троса необходимо на длину приблизительно 30 см. Такую процедуру следует выполнять в перчатках, чтобы не поранить руки стальными волокнами. Две распущенные половинки троса перекрестно помещаются в желобок коуша и соединяются с нераспущенной частью троса. Самое главное, обеспечить такое соединение высокой надежностью. Для этого каждая половинка распущенной части пропускается между витками нераспущенной, для чего используется отвертка, с помощью которой витки раздвигаются, и в полученный просвет пропускается распущенная часть. Для большей надежности полученное плетеное соединение можно дополнительно усилить хомутами, расплющенной трубкой или проволочными закрутками.
Один из способов фиксации троса с коушем
Важность выбора канатов и тросов
Правильно подобрать и закрепить коуш для каната — это только половина дела. Не менее важной процедурой является и выбор самого каната, который должен выдерживать приходящиеся на него нагрузки. Основой конструкции любого стального каната или троса является проволока, которая определенным образом навивается на сердечник. Сердечник может быть изготовлен из металла или органического материала, который дополнительно пропитан смазывающим составом, значительно снижающим трение между металлическими волокнами троса.
Серьезное отличие стальных канатов от других заключается в способе свивки их волокон, которая может быть одинарной, двойной или тройной. Одинарная свивка, которая отличается наибольшей жесткостью, предполагает спиралевидное обвитие сердечника отдельными проволоками. Такая свивка выполняется в несколько слоев, при этом каждый слой навивается в противоположных направлениях. При двойной и тройной свивке вокруг сердечника навиваются не отдельные проволоки, а пряди из них. Отличаются эти типы свивок только схемой их выполнения.
Основным параметром, которым следует руководствоваться при выборе стального троса, является максимальное усилие на разрыв, которое он способен выдержать. От этого параметра напрямую зависит, сможет ли выбранный вами трос выполнять те задачи, которые вы собираетесь решать с его помощью.
Оценка статьи:
Поделиться с друзьями:
met-all.org
Как сделать коуш своими руками.
Иногда в быту возникает необходимость в
изготовлении зажимом своими руками
. Сделать самому зажим совсем не сложно. Для этой цели вполне подойдет небольшой кусок алюминиевой трубы подходящего диаметра, в которую можно было бы вставить два конца троса.
Трубу необходимо согнуть по дуге, на расстоянии не менее 120 мм. В эту дугу просовывают трос, концы которого перекрываются алюминиевыми скобами и фиксируются болтами с гайками. Если нужно нарастить трос, диаметр трубы подбирают такой чтоб в нее можно было просунуть оба куска троса.
При использовании самодельных зажимов, надежность и износостойкость будет, конечно же ниже чем у заводских изделий. Поэтому их лучше не использовать при больших нагрузках, но для бытовых нужд их использование вполне оправдано.
Tweet
КОУШ — это… Что такое КОУШ?
- КОУШ — муж., мор. ковш, железное кольцо с выгнутыми наружу краями, для обвязки его веревкою. Вплеснить ковш. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
- коуш — сущ., кол во синонимов: 2 • коус (1) • обойма (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
- коуш — ушко серьга — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия Синонимы ушкосерьга EN thimble … Справочник технического переводчика
- коуш — thimble Kausche, Kauscheneinband – частина підвісного пристрою, форма К. кругла, продовгуваста та ін … Гірничий енциклопедичний словник
- КОУШ — круглая или овальная стальная обойма с жёлобом по наружной стороне, вкладываемая в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания. Сквозь отверстие в К. продеваются скоба с блоком для подъёма груза, крюк, другой трос (или болт) для крепления… … Большая политехническая энциклопедия
- Коуш — У этого термина существуют и другие значения, см. Коуш (значения) … Википедия
- коуш — 3.10 коуш: Металлическая обойма петли на конце фала в месте его соединения с карабином. Источник: ГОСТ Р 12.4.184 95: Система стандартов безопасности труда. Пояса предохранительн … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
- Коуш — такелажное приспособление в виде стальной обоймы с желобом по наружной стороне. Коуш вкладывают в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания, в коуш вставляют скобу или валик для соединения с блоком или другим тросом. Источник: Справочник… … Строительный словарь
- КОУШ — разновидностьевропейской алебарды … Энциклопедия вооружений
- Коуш — железное кольцо, имеющее по окружности обода желоб, соответствующий толщине той веревки, в которую К. всплесывается (встращивается). К. предохраняет проходящую через него веревку от трения с веревкой, в которую он вставлен … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
dic.academic.ru
Где купить стальные коуши?
Несмотря на появление высокопрочных полимеров, основным материалом для изготовления коушей остаётся сталь. Отличные эксплуатационные характеристики стальных коушей обуславливают высокий спрос на стропы из проволочных канатов. ТД «Стропкомплект» реализует широкий ассортимент профессионального оборудования для такелажных работ в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, с доставкой в любой регион России по разумной, доступной стоимости. Уточнить детали, оформить заказ можно по бесплатному телефону 8 (800) 550-93-95 или по почте
Слово КОУШ — Что такое КОУШ?
Слово коуш английскими буквами(транслитом) — koush
Слово коуш состоит из 4 букв: к о у ш
Значения слова коуш. Что такое коуш?
Коуш
Коуш (нидерл. kous (глаз)) — каплевидная, круглая или треугольная оправка из металла с желобом на наружной стороне. Коуш заделывается в петлю троса (огон), чтобы предохранить его от истирания и излома. Петля получается более плавной.
ru.wikipedia.org
КОУШ (от голл. kous) — круглая или овальная стальная обойма с жёлобом по наружной стороне. К. вкладывают в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания, в К. вставляют скобу или валик для соединения троса с блоком, гаком или др. тросом.
Большой энциклопедический политехнический словарь
Коуш — металлическое кольцо с желобком по его внешней поверхности. Коуши: — заделываются в огоны, которые служат для соединения или крепления коренных концов троса за обухи и рымы…
glossary.ru
КОУШЪ, желѣзное удлиненное кольцо, к-рымъ на судахъ часто заканчиваютъ снасти такелажа, оплетая тросъ вокругъ К. К. захватывается др. снастью помощью гака или соединит. скобы, или же иногда снасть проходитъ черезъ очко К.
Военная энциклопедия. — 1911—1914
Коуш железное кольцо, имеющее по окружности обода желоб, соответствующий толщине той веревки, в которую К. всплесывается (встращивается). К. предохраняет проходящую через него веревку от трения с веревкой, в которую он вставлен.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
Русский язык
Ко́уш, -а, тв. -ем (тех.).
Орфографический словарь. — 2004
- кот
- коупер
- коурка
- коуш
- кофакторов
- кофакторы
- кофеварка
wordhelp.ru
ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОУШЕЙ
Широкое распространение металлических коушей обусловлено прочностью, износоустойчивостью, долговечностью изделий. К числу востребованных конструкций относятся:
- Судовой коуш. Каплевидная форма изогнутого жёлоба обеспечивает нормализацию нагрузки на элементы стропа. Изготавливается из упрочнённой углеродистой (реже из нержавеющей) стали. Достаточная конструктивная жёсткость изделия исключает возможность деформации петли.
- Круглый коуш. Представляет собой кольцо с канавкой по окружности. Характеризуется высокой жёсткостью. Требует особо надёжного крепления троса.
- Вантовый коуш. По форме напоминает судовой коуш с поперечной перемычкой. Изготавливается методом литья или ковки. Обладает высокой стойкостью к статическим и динамическим нагрузкам.
- Клиновой коуш. Состоит из массивной сужающейся обоймы и клина, снабжённого канавкой для троса. Под действием рабочей нагрузки клин плотно входит в суженную обойму. Сила трения, прямо пропорциональная весу груза, препятствует выскальзыванию каната из канавок.
- Закрытый коуш. Трубчатая конструкция канавок для троса исключает контакт прядей с окружающей средой.
При изготовлении коушей используются технологии защиты металла от коррозии - воронение, анодирование, цинкование, порошковая окраска. Закрытые коуши могут производиться из нержавеющей стали и сплавов.
Высоколегированная сталь находит применение в изготовлении коушей, предназначенных для работы в химически агрессивных средах и при высоких температурах. Изделия для местностей с зимними температурами ниже -40°С выполняются из стали со сниженным содержанием лигатур.
КОУШ — это… Что такое КОУШ?
polytechnic_dictionary.academic.ru
Коуш — это… Что такое Коуш?
dic.academic.ru
Коуш и ГОСТ 2224-93 – как использовать приспосоление? + видео
Коуш для стальных канатов, который нынче регулируется ГОСТ 2224-93, появился тогда, когда под угрозой обрыва истертой петли троса все чаще оказывались ответственные грузы. Так как же решили проблему износа металла на изгибах?
1 Где и для чего применяют коуш?
Сегодня коуш относят к категории крепежа. Чаще всего, он имеет форму капли, это позволяет поместить его в петлю точно по контуру, в результате он плотно прилегает к канату и предохраняет от истирающих нагрузок, принимая их на себя. Внешняя часть имеет канавку, так трос не выскальзывает даже при небольшой боковой нагрузке. Только успех такой защиты будет в том случае, если правильно подобрать коуш для стальных канатов, исходя из диаметра последних. Таблицы, по которым это можно сделать без ошибок, можно найти в ГОСТе 2224-93, наверняка, ими вооружился и каждый магазин крепежей.
Рекомендуем ознакомиться
Правда, указанный документ не отвечает за коуши, которые будут предохранять трос от повреждения при продолжительных и активных нагрузках на АЭС, в авиа- и судостроении, такелаже на морском и речном транспорте и прочих ответственных областях. Область действия этого ГОСТа распространяется на подъемные транспортные механизмы в различных температурных условиях, а вот влажность или химическое воздействие атмосферы тут не учитывается.
2 Коуш для стальных канатов – виды и их назначение
Кроме обычного каплеобразного коуша, который приковал наше внимание, существует еще множество видов, применяемых в различных условиях и сферах. Например, замковое изделие имеет еще два винтовых зажима по обе стороны от канавки, в которую протягивается канат. Надежностью для стальных канатов отличается и клиновой коуш, там фиксация осуществляется с помощью клина. Его конструкция довольно проста, а удерживать трос во много раз крепче помогает простой закон физики. Так, клиновой механизм имеет вогнутую часть напротив заклинивающего участка, в вершине которой имеется прижимной элемент.
Существуют еще судовые коуши, которые по грузоподъемности и устойчивости к атмосферным явлениям соответствуют сфере применения. Если нужен небольшой диаметр петли, то вам подойдет вантовый вариант изделия. Чтобы использовать такой предохранитель для стального троса в кислотных средах, нужно также отыскать специальный коуш с соответствующей защитой. Если же канат имеет очень большой радиус, то полноценную петлю из него сделать едва ли удастся, тогда изгиб оснащают полукоушем.
И это далеко не все разновидности, которые можно обнаружить на прилавках современных магазинов, каждая из них имеет свой стандарт (ГОСТ или DIN), а значит, и сводные таблицы, и требования к производству. Такое разнообразие крепежных изделий отличается и способом их применения. Как правильно затягивать канат в коуш, можно изучить в соответствующих инструкциях, которые прилагаются при покупке, или в техпроцессе по месту их применения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОУШЕЙ
Наличие коуша улучшает эксплуатационные характеристики стропа. С жёсткой вставкой петля троса:
- испытывает равномерную нагрузку по всей длине;
- работает на растяжение, а не на излом;
- не создаёт сопротивления прикреплении стропа к грузу;
- повышает темп работы такелажника;
- исключает возможность разрыва прядей из-за перегиба;
- снижает вероятность перетирания каната;
- минимизирует возможность деформации троса при экстремальных нагрузках;
- удлиняет срок эксплуатации изделия.
Стропальный трос, оснащённый стальным коушем по ГОСТ 2224-93, предназначен для применения во всех отраслях промышленности, кроме атомной энергетики, воздушного и водного транспорта.