Функциональное устаревание оборудования и методы его определения

Основные средства служат производству, как правило, несколько лет, при этом многократно используясь. В процессе службы они понемногу утрачивают свои качества, изнашиваются, теряют в стоимости. Этот процесс должен подвергаться постоянному учету, поскольку стоимость основных средств должна отображаться в бухгалтерском балансе. Когда процесс достигает финала, основное средство подлежит возмещению (замене).

Рассмотрим, что понимается под процессом физического и морального износа основных фондов, как происходит процесс бухгалтерского учета, как правильно отразить амортизацию.

Определение износа

Износом, или старением, называют постепенное снижение эксплуатационных характеристик изделий, узлов или оборудования в результате изменения их формы, размеров или физико-химических свойств. Эти изменения возникают постепенно и накапливаются в ходе эксплуатации. Существует много факторов, определяющих скорость старения. Негативно сказываются:

  • трение;
  • статические, импульсные или периодические механические нагрузки;
  • температурный режим, особенно экстремальный.

Замедляют старение следующие факторы:

  • конструктивные решения;
  • применение современных и качественных смазочных материалов;
  • соблюдение условий эксплуатации;
  • своевременное техническое обслуживание, планово–предупредительные ремонты.

Вследствие снижения эксплуатационных характеристик снижается также и потребительская стоимость изделий.

Виды износа

Скорость и степень изнашивания определяется условиями трения, нагрузками, свойствами материалов и конструктивными особенностями изделий.

Классификация видов износа

В зависимости от характера внешних воздействий на материалы изделия различают следующие основные виды износа:

  • абразивный вид — повреждение поверхности мелкими частицами других материалов;
  • кавитационный, вызываемый взрывным схлопыванием газовых пузырьков в жидкой среде;
  • адгезионный вид;
  • окислительный вид, вызываемый химическими реакциями;
  • тепловой вид;
  • усталостный вид, вызванный изменениями структуры материала.

Некоторые виды старения разбиваются на подвиды, как, например, абразивный.

Заказать изготовление деталей Вы можете в «Современная Механика».

Срок службы промышленного оборудования зависит от износа его деталей — изменения размеров, формы, состояния поверхностей вследствие изнашивания.

Скорость износа деталей оборудования зависит от разных причин:

  • условий и режима работы;
  • материала деталей;
  • смазки поверхностей трения;
  • усилия и скорости скольжения;
  • температуры в зоне контакта деталей;
  • состояния окружающей среды (запыленность и др.).

Различают нормальный (естественный) износ, который возникает при правильной, но длительной эксплуатации механизмов (в течении заданного ресурса работы) и аварийный (прогрессирующий) износ, наступающий в течение короткого промежутка времени и приводящий к невозможности эксплуатации оборудования.

Виды механического изнашивания:

  1. абразивное изнашивание;
  2. гидроабразивное (газоабразивное) изнашивание;
  3. гидроэрозионное (газоэрозионное) изнашивание;
  4. кавитационное изнашивание;
  5. усталостное изнашивание;
  6. изнашивание при фреттинге;
  7. изнашивание при заедании.

Наиболее разрушительным является абразивное изнашивание, возникающее при трении поверхностей загрязненных мелкими абразивными и металлическими частицами. Такие частицы длительное время сохраняют свои режущие свойства, образуют на поверхностях деталей царапины, задиры, и смешиваясь с жидкостью, выполняют роль абразивной пасты, в результате действия которой происходит интенсивное притирание и изнашивание сопрягаемых поверхностей.

Виды коррозионно-механического изнашивания:

  1. окислительное изнашивание;
  2. изнашивание при фреттинг-коррозии.

Виды изнашивания при действии электрического тока:

1. электроэрозионное изнашивание.

Виды и характеристики изнашивания

Вид износаХарактеристика
Механическое изнашиваниеИзнашивание в результате механических воздействий
Коррозионно-механическое изнашиваниеИзнашивание в результате механического воздействия, сопровождаемого химическим и (или) электрическим взаимодействием материала со средой
Абразивное изнашиваниеМеханическое изнашивание материала в результате режущего или царапающего действия твердых тел или твердых частиц
Гидроэрозионное (газоэрозионное) изнашиваниеИзнашивание поверхности в результате воздействия потока жидкости (газа)
Гидроабразивное (газоабразивное) изнашиваниеАбразивное изнашивание в результате действия твердых тел или твердых частиц, увлекаемых потоком жидкости (газа)
Усталостное изнашивание Механическое изнашивание в результате усталостного разрушения при повторном деформировании микрообъемов материала поверхностного слоя.

Примечание. Усталостное изнашива­ние может происходить как при трении качения, так и при трении скольжения

Кавитационное изнашиваниеМеханическое изнашивание при движении твердого тела относительно жидкости, при котором пузырьки газа захлопываются вблизи поверхности, что создает местное высокое ударное давление или высокую температуру
Изнашивание при заеданииИзнашивание в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и воздействия возникших неровностей на сопряженную поверхность
Окислительное изнашиваниеКоррозионно-механическое изнашивание, при котором преобладает химическая реакция материала с кислородом или окисляющей окружающей средой
Изнашивание при фреттингеМеханическое изнашивание соприкасающихся тел при колебательном относительном микросмещении
Изнашивание при фреттинг-коррозииКоррозионно-механическое изнашивание соприкасающихся тел при малых колебательных относительных перемещениях
Электроэрозионное изна­шиваниеЭрозионное изнашивание поверхности в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока

При изнашивании увеличиваются зазоры в подшипниках, направляющих, зубчатых зацеплениях и т.д. Это приводит к снижению качественных характеристик машин и механизмов: мощности, КПД, надежности, точности и т.д.

Уменьшение изнашивания достигается:

  • смазкой трущихся поверхностей и защитой от загрязнения;
  • применением антифрикционных материалов;
  • химико-термической обработки поверхностей и т.д.

Для стабильной и безаварийной работы оборудования требуется своевременная замена изношенных деталей.

По чертежам или образцам изношенных деталей изготовим новые — качественные, с гарантией.

Абразивный

Заключается в разрушении поверхностного слоя материала в ходе контакта с более твердыми частицами других материалов. Характерен для механизмов, работающих в условиях запыленности:

  • горное оборудование;
  • транспорт, дорожно-строительные механизмы;
  • сельскохозяйственные машины;
  • строительство и производство стройматериалов.

Противодействовать ему можно, применяя специальные упрочненные покрытия для трущихся пар, а также своевременно меняя смазку.

Перечень ссылок

  1. Механическое оборудование: техническое обслуживание и ремонт / В.И. Бобровицкий, В.А. Сидоров. — Донецк: Юго-Восток, 2011. — 238 с.
  2. Седуш В.Я. Надёжность, ремонт и монтаж металлургических машин: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. — К: НМК ВО, 1992. — 150 с.
  3. Сидоров В.А. Классификация повреждений подшипников // Металлообработка: оборудования и технологии для профессионалов, 2009. — №3. — С. 86-89.
  4. Сидоров В.А. Классификация повреждений подшипников // Металлообработка: оборудования и технологии для профессионалов, 2009. — №4. — С. 62-64.
  5. Сидоров В.А. Повреждения зубчатых передач. Классификация // Металлообработка: оборудования и технологии для профессионалов, 2010. — №2. – С. 18-22.

Газоабразивный

Данный подвид абразивного изнашивания отличается от него тем, что твердые абразивные частицы перемещаются в газовом потоке. Материал поверхности крошится, срезается, деформируется. Встречается в таком оборудовании, как:

  • пневмопроводы;
  • лопасти вентиляторов и насосов для перекачки загрязненных газов;
  • узлы доменных установок;
  • компоненты твердотопливных турбореактивных двигателей.

Зачастую газоабразивное воздействие сочетается с присутствием высоких температур и плазменных потоков.

Начало формы

Конец формы

Гидроабразивный

Воздействие аналогично предыдущему, но роль носителя абразива выполняет не газовая среда, а поток жидкости.

Такому воздействию подвержены:

  • гидротранспортные системы;
  • узлы турбин ГЭС;
  • компоненты намывочного оборудования;
  • горная техника, применяемая для промывки руды.

Иногда гидроабразивные процессы усугубляются воздействием агрессивной жидкой среды.

Кавитационный

Перепады давления в жидкостном потоке, обтекающем конструкции, приводят к возникновению газовых пузырьков в зоне относительного разрежения и их последующему взрывному схлопыванию с образование ударной волны. Эта ударная волна и является основным действующим фактором кавитационного разрушения поверхностей. Такое разрушение встречается на гребных винтах больших и малых судов, в гидротурбинном и технологическом оборудовании. Усложнять ситуацию могут воздействие агрессивной жидкой среды и наличие в ней абразивной взвеси.

7.3. Повреждения подшипников качения

Следы радиальной силы, приложенной в одной точке, постоянной по направлению

, при вращающемся внутреннем и неподвижном наружном кольце проявляются в виде непрерывного следа на внутреннем кольце и местном изнашивании наружного кольца (рисунок 7.1). []

Рисунок 7.1 — Следы радиальной силы, постоянной по направлению:
а) непрерывный след износа на внутреннем кольце;
б) местное изнашивание наружного кольца

Если неподвижным является внутреннее кольцо, а подвижным наружное, тогда воздействие постоянной радиальной силы проявится в виде непрерывного следа износа на наружном кольце и местном изнашивании внутреннего кольца.

При деформации наружного кольца подшипника

в результате отклонений формы посадочного места на наружном неподвижном кольце появится осповидное выкрашивание в двух точках (рисунок 7.2).

Рисунок 7.2 — Осповидное выкрашивание в двух местах на беговой дорожке наружного кольца двухрядного сферического радиального роликоподшипника при отклонении формы посадочного места крышки подшипника

Радиальная сила, приложенная в одной точке, совершающая периодическое колебательное движение в ограниченном секторе

приводит к местному изнашиванию наружного и внутреннего колец подшипника (рисунок 7.3). Такой вид изнашивания характерен для шарнирных механизмов, в которых вал совершает колебательные движения.

Рисунок 7.3 — Местное изнашивание беговой дорожки наружного кольца двухрядного радиального роликоподшипника при колебательном движении

Радиальная сила, вращающаяся вместе с валом

, приведёт к появлению постоянного следа износа на неподвижном наружном кольце и местного выкрашивания на внутреннем кольце (рисунок 7.4).

Рисунок 7.4 — Местное выкрашивание внутреннего кольца шарикоподшипника при вращающейся радиальной силе, неподвижном наружном кольце и одновременном воздействии осевой силы

Осевая сила, действующая в продольном направлении

, вызывает смещение следов износа на кольцах подшипника (рисунок 7.4). Дополнительно, о воздействии осевой силы можно судить по наличию засветлений на торцах роликов (рисунок 7.5).

Рисунок 7.5 — Высветления на торцах роликов одной из беговых дорожек двухрядного радиального роликоподшипника при воздействии осевой силы

В подшипниковом узле имеются как неподвижные, так и подвижные контактирующие поверхности деталей. Осмотр подшипника качения проводится последовательно от посадочной поверхности подшипника в корпусе механизма к посадочной поверхности внутреннего кольца на вал.

Если поверхности внутреннего кольца и вала неподвижны, то внутреннее кольцо подшипника имеет матовую поверхность (рисунок 7.6).

Рисунок 7.6 — Матовая поверхность внутреннего кольца подшипника при неподвижной посадке на вал

Ослабление посадки подшипника

в результате ошибок монтажа, эксплуатации часто приводит к проворачиванию подшипника на валу и в корпусе (рисунок 7.7). Проворот подшипника сопровождается увеличением температуры узла, изменением характера шума и вибрации и приводит к недопустимому износу корпусных деталей.

Рисунок 7.7 — Следы проворачивания колец подшипника

Фреттинг-коррозия

возникает при перемещении контактирующих поверхностей под воздействием переменных сил или вибраций. Проявляется в виде интенсивного окисления поверхностей, тёмных пятен на посадочных поверхностях колец подшипников (рисунок 7.8). Приводит к стуку, ударам при работе подшипника. При дальнейшем развитии может служить причиной зарождения усталостных трещин.

Рисунок 7.8 — Следы фреттинг-коррозии на посадочной поверхности колец шарикоподшипника:
а) внутреннего;
б) наружного

Если нагрузка неравномерно распределяется по длине ролика или между рядами тел качения двухрядного подшипника (рисунок 7.9), то долговечность подшипника значительно снижается. Причина — перекос корпуса подшипника

.

Рисунок 7.9 — Неравномерное выкрашивание при изгибе вала:
а) по длине роликов радиального роликоподшипника;
б) по беговым дорожкам двухрядного радиального сферического шарикоподшипника

Осмотр внешних торцевых поверхностей колец подшипника позволяет подтвердить проворачивание колец

или определить
наличие контакта подшипника с рядом расположенной деталью
(рисунок 7.10).

Рисунок 7.10 — Кольцевые риски на торцевой поверхности внутреннего кольца — результат контакта кольца подшипника с неподвижной деталью

Осмотр беговых дорожек внешнего и внутреннего колец позволяет установить характер контакта тел качения и беговой дорожки. Перекос вала

относительно корпуса подшипника может быть зафиксирован по треугольному следу при колебательном характере нагружения подшипника (рисунок 7.11).

Рисунок 7.11 — Треугольная форма контакта кольца с роликом при перекосе вала относительно корпуса двухрядного роликового радиального подшипника

Трещины поперек беговых дорожек — результат воздействия динамических нагрузок, ударов или ошибок монтажа

(рисунок 7.12а). Сколы бортов колец — результат динамических воздействий осевой силы (рисунок 7.12б).

Рисунок 7.12 — Результаты воздействия ударной нагрузки:
а) поперечная трещина на кольце подшипника;
б) сколы бортов кольца

Трещины, расположенные вдоль кольца подшипника, — результат отсутствия тепловых зазоров

при нагреве механизма. Возникающая при тепловом расширении осевая сила приводит к исчезновению радиального зазора и возникновению значительных радиальных сил, способных привести к разрушению наружного кольца (рисунок 7.13).

Рисунок 7.13 — Разрушение наружного кольца шарикоподшипника при отсутствии теплового зазора

Увеличенная осевая игра

пары радиально-упорных шариковых подшипников приводит при возникновении продольной силы к появлению гранности или к осповидному выкрашиванию на нерабочей части беговой дорожки (рисунок 7.14).

Рисунок 7.14 — Нерабочая часть беговой дорожки радиально-упорного шарикового подшипника при увеличенной осевой игре и продольном нагружении:
а) гранность;
б) осповидное выкрашивание

Бринеллирование проявляется в появлении вмятин на беговых дорожках с шагом, равным шагу тел качения. Оно является следствием ударных воздействий во время монтажа

(рисунок 7.15).

Рисунок 7.15 — Бринеллирование на беговых дорожках упорного шарикоподшипника — вмятины с шагом, равным шагу тел качения

Ложное бринеллирование возникает при оттоке смазки

с поверхностей качения подшипников
неработающей машины
в результате механических колебаний, передающихся от работающих механизмов. Проявляется в виде повреждений рабочей поверхности подшипника, расположенных с шагом равным шагу тел качения (рисунок 7.16).

Рисунок 7.16 — Следы ложного бринеллирования на рабочей поверхности наружного кольца роликового радиально-упорного конического однорядного подшипника

Повреждения сепаратора — наиболее серьёзный вид повреждений. При повреждениях сепаратора возможны повреждения других деталей вследствие вибрации, износа, заклинивания и перекосов (рисунок 7.17). Наиболее распространённая причина разрушения сепаратора — проблемы смазывания и деформации наружных колец

. Это приводит к возникновению неравномерных сил по телам качения и воздействию разрушающих сил на сепаратор.

Рисунок 7.17 — Разрушение сепаратора

Подшипники качения подлежат замене при наличии одного из следующих повреждений [4]:

  • усталостные или коррозионные раковины на дорожках и телах качения;
  • трещины, сколы бортов, колец, тел качения;
  • трещины, излом сепаратора;
  • износ, обрыв заклёпок сепаратора;
  • забоины на сепараторе;
  • задиры, рифление, выработка или вмятины на рабочих поверхностях колец и тел качения;
  • поверхностная коррозия или цвета побежалости на рабочих поверхностях;
  • увеличение радиального зазора.

Адгезионный

При продолжительном трении, сопровождающимся пластическими деформациями участников трущейся пары, происходит периодическое сближение участков поверхности на расстояние, позволяющее силам межатомного взаимодействия проявить себя. Начинает взаимопроникновение атомов вещества одной детали в кристаллические структуры другой. Неоднократное возникновение адгезионных связей и их прерывание приводят к отделению поверхностных зон от детали. Адгезионному старению подвержены нагруженные трущиеся пары: подшипники, валы, оси, вкладыши скольжения.

7.4. Повреждения зубчатых передач

На работоспособность зубчатого зацепления влияют такие внешние факторы:

  1. Значение прилагаемой силовой нагрузки
    определяет следующий характер повреждений на рабочей поверхности:
    • номинальная нагрузка не приводит к изменению формы зуба и не оставляет следов деформации на рабочей поверхности зубчатой передачи (рисунок 7.18);
      Рисунок 7.18 — Отсутствие деформаций — признак воздействия номинальной нагрузки:
      а) рабочая поверхность зубьев;
      б) торцевая поверхность зубьев
    • переменные или знакопеременные силы, приводят к появлению на площадках контакта напряжений, превышающих предел выносливости материала, оставляют на рабочей поверхности осповидные углубления, вызываемые усталостью материала (рисунок 7.19);

      Рисунок 7.19 — Превышение предела выносливости материала приводит к осповидному выкрашиванию рабочей поверхности:
      а) начальная стадия;
      б) дальнейшее развитие;
      в) предельное состояние
  2. пластические сдвиги на рабочей поверхности зубьев происходят при превышении напряжений, действующих на площадках контактов, предела текучести, поверхностный слой металла перемещается от делительного диаметра к вершине зуба, образуя выступ (рисунок 7.20);
    Рисунок 7.20 — Пластические сдвиги на рабочей поверхности зубчатой передачи — напряжения на площадках контактов превысили предел текучести:
    а) начальная стадия;
    б) дальнейшее развитие
  3. Промежуточными проявлениями действующих сил являются: отслаивание частиц металла с рабочей поверхности зубьев, наклёп из-за сильных ударов при наличии зазора в зацеплении.

  4. Характер прилагаемой силовой нагрузки
    связан с постоянством или непостоянством частоты вращения, изменением направления вращения, значением динамической составляющей. Динамические удары часто приводят к изломам зубьев (рисунок 7.21). При увеличении частоты вращения увеличиваются требования к точности изготовления и установки зубчатых передач, в противном случае — увеличивается износ зубьев. В нереверсивных передачах в обязательном порядке следует осматривать обратную (нерабочую) поверхность зуба. На ней могут проявляться ошибки изготовления или монтажа. Например, из-за малого бокового зазора на обратной поверхности зуба могут появиться следы контакта (рисунок 7.22).

    Рисунок 7.21 — Излом зубьев из-за воздействия динамических ударов

    Рисунок 7.22 — Пятно контакта на нерабочей поверхности зуба колеса

  5. Наличие абразивных частиц или веществ, вызывающих коррозию,
    приводит к абразивному износу, коррозии поверхности зубьев, способствует возникновению газовой или жидкостной эрозии. Основная причина коррозии — наличие воды в смазочном материале — проявляется в виде равномерного (рисунок 7.23а) или неравномерного слоя (рисунок 7.23б) ржавчины на поверхности зубьев.
    Рисунок 7.23 — Следы коррозии на поверхности зубьев:
    а) равномерный слой;
    б) неравномерный слой

    Первоначальное проявление абразивного износа — появление царапин или рисок на рабочей поверхности в направлении движения абразивного материала (рисунок 7.24). Развитию абразивного износа способствует использование загрязнённой или пластичной смазки, являющейся аккумулятором абразивных частиц. У изношенных передач повышаются зазоры в зацеплении; усиливаются шум, вибрация и динамические перегрузки; искажается форма зуба; уменьшаются размеры поперечного сечения и прочность зуба (рисунок 7.25).

    Рисунок 7.24 — Начальная стадия абразивного износа колеса шестерённого насоса — появление рисок на рабочей поверхности зубьев

    Рисунок 7.25 — Предельная стадия абразивного износа кремальерной шестерни

На работоспособность зубчатого зацепления влияют такие внутренние факторы:

  1. Неподвижность посадочных поверхностей
    зубчатого колеса и вала удовлетворяет требованиям в том случае, если сопрягаемые детали неподвижны при приложении нагрузки (рисунок 7.26а). Появление малых перемещений сопрягаемых деталей приводит к фреттинг-коррозии, проявляющейся в виде тёмных пятен на посадочной поверхности (рисунок 7.26б).
    Рисунок 7.26 — Состояние посадочных поверхностей зубчатого колеса и вала:
    а) неподвижная посадка;
    б) малые перемещения сопрягаемых деталей

    В дальнейшем появляются следы взаимного перемещения сопрягаемых поверхностей в виде блестящих полированных участков поверхности. Это увеличивает скорость развития процессов износа, создавая предпосылки для возникновения ударов на последней стадии развития повреждения. При раскрытии стыка сопрягаемых деталей жёсткость соединения уменьшается, возникают динамические удары, приводящие к наклёпу и разрушению.

  2. Характер взаимодействия контактирующих поверхностей
    определяется видом трения на контактирующих поверхностях. Если преобладает жидкостное трение, обеспечивающее минимальный коэффициент трения, и происходит полное разделение контактирующих поверхностей слоем масла, то состояние оценивают как хорошее. В этом случае преобладающим является окислительный износ (рисунок 7.27). Возникновение граничного трения приводит к контакту деталей, проявляясь в полировании рабочей поверхности зубчатых передач (рисунок 7.28). Часто граничное трение проявляется на начальной стадии приработки новых зубчатых колес.

    Рисунок 7.27 — Окислительный износ поверхности зубчатой передачи при жидкостном трении

    Рисунок 7.28 — Полированная поверхность зуба — признак граничного трения

    Отсутствие смазки между контактирующими поверхностями приводит к повышению температуры, разрушению поверхностных твёрдых плёнок окислов и возникновению адгезионных связей между контактирующими поверхностями. Для тяжелонагруженных высокоскоростных зубчатых передач наиболее характерное проявление — вырывы металла на вершинах зубьев (рисунок 7.29). Для их предотвращения рекомендуют обеспечить постоянное смазывание контактирующих поверхностей, в том числе, путём правильного выбора смазочного материала. Такие повреждения нарушают характер зацепления зубьев, увеличивают скорость износа и создают концентраторы напряжений на поверхности зубьев, способствующие развитию усталостных трещин и сколов.

    Рисунок 7.29 — Вырывы металла на вершинах зубьев — схватывание поверхности при отсутствии разделительной масляной плёнки

  3. Взаимное расположение деталей
    оценивают по пятну контакта, характеристики которого обычно приведены в ПТЭ, учебниках и пособиях. Правильное, равномерное по высоте и длине зуба расположение пятна контакта показано на рисунке 7.30. Непараллельное расположение осей зацепления при уменьшенном расстоянии между осями зубчатых колёс происходит из-за износа посадочных мест подшипников валов зубчатых передач и приводит к сокращению пятна контакта до недопустимых размеров (рисунок 7.31). Несоосность валов можно зафиксировать по характеру износа элементов зубчатой муфты (рисунок 7.32).

    Рисунок 7.30 — Равномерное расположение пятна контакта по длине и высоте зуба

    Рисунок 7.31 — Сокращение пятна контакта из-за непараллельного расположения осей зацепления при уменьшенном расстоянии между осями зубчатых колёс

    Рисунок 7.32 — Неравномерный износ зубьев зубчатой муфты при несоосности валов

    Отклонения в расположении валов и зубчатых колёс приводит к нарушению равномерности воздействия прилагаемых сил. Она может проявляться в неравномерном распределении сил по длине зуба (рисунок 7.33) и равномерном по окружности зубчатого колеса. Неравномерное распределение сил по окружности зубчатого колеса возможно из-за его эксцентричного расположения. Отклонения могут быть настолько велики, что приведут к нарушению контакта зубчатого зацепления (рисунок 7.34). Неравномерность распределения сил приводит к образованию локальных сколов зубьев в ограниченном секторе (рисунок 7.21).

    Рисунок 7.33 — Неравномерное распределение действующих сил по длине зуба и равномерное распределение по окружности зубчатого колеса

    Рисунок 7.34 — Повреждения конического колеса при выходе зубьев из зацепления

  4. Накопление усталостных повреждений
    проявляется в зарождении, развитии и реализации трещин, разрушении зубьев (рисунок 7.35)
    Рисунок 7.35 — Локальные разрушения зубьев из-за реализации усталостных трещин

Зубчатое колесо необходимо заменить [5]:

  • при изломе зуба, наличии трещин возле основания зуба, пластической деформации материала зуба;
  • при осповидном выкрашивании с повреждением рабочей поверхности зубьев более чем на 20% и глубине ямок выкрашивания более 5% толщины зуба;
  • при абразивном износе зуба на 10-20% от его толщины;
  • при наклёпе, задирах на рабочей поверхности зуба и повреждении более 20% площади рабочей поверхности;
  • при наличии цветов побежалости на рабочей поверхности зубьев;
  • при размере пятна контакта менее 25-60% по высоте и 30-80% по ширине зуба.

Тепловой

Тепловой вид старения заключается в разрушении поверхностного слоя материала или в изменении свойств глубинных его слоев под воздействием постоянного или периодического нагрева элементов конструкции до температуры пластичности. Повреждения выражаются в смятии, оплавлении и изменении формы детали. Характерен для высоконагруженных узлов тяжелого оборудования, валков прокатных станов, машин горячей штамповки. Может встречаться и в других механизмах при нарушении проектных условий смазки или охлаждения.

Ближе к реальности

Но что такое физический и моральный износ фондов в реальности? Подкрепим знания теоретические конкретными примерами.

моральный износ фондов

Предположим, у нас есть фирма, занимающаяся обработкой металлов, гравюрой и художественной ковкой. То есть к оборотным фондам в данной ситуации будут относиться:

  • непосредственно сами металлы, закупленные на заводах-производителях;
  • различные приспособления для работы гравирующей машины;
  • расходные материалы для кузнечного дела.

Тогда как основными фондами являются:

  • транспортные средства, которые уже доставили ресурсы с заводов, а чуть позже повезут товар в магазины-дистрибьютеры;
  • здания, в которых размещается само производство,
  • всё техническое оборудование — даже примитивнейшие инструменты, вроде пилы и молотка, также будут считаться основным капиталом.

Работает наше предприятие год, два, три – конечно, станкам требуется определённый уход. Заменяя некоторые детали, которые износились в процессе эксплуатации или устраняя последствия непростых условий труда, мы ликвидируем ущерб, нанесённый износом физическим.

Моральный износ в свою очередь проявится, когда на рынок выйдут новые станки, выполняющие те же самые функции, или же кто-то найдёт способ модернизировать уже имеющиеся так, что это совершит настоящую революцию в производстве, существенно отразившись на себестоимости оборудования и приведя к его обесцениванию.

Типы износа

Классификация видов износа с точки зрения вызывающих его физических явлений в микромире, дополняется систематизацией по макроскопическим последствиям для экономики и ее субъектов.

В бухгалтерском учете и финансовой аналитике понятие износа, отражающее физическую сторону явлений, тесно связано с экономическим понятием амортизации оборудования. Амортизация означает как снижение стоимости оборудования по мере его старения, так и отнесение части этого снижения на стоимость производимой продукции. Это делается с целью аккумулирования на специальных амортизационных счетах средств для закупки нового оборудования или частичного усовершенствования его.

В зависимости от причин и последствий различают физический, функциональный и экономический.

Как их оценить?

Оцениваются основные фонды натурально и денежно. Первый вид учёта применяется отдельно для каждой составляющей, он связан:

  • с производственными мощностями;
  • общим уровнем технической оснащённости;
  • оборудованием, которое находится на балансе производителя.

Конечно, существенное влияние на этот показатель будут иметь физический и моральный износ основных фондов – именно от него зависит их состояние. Стоимостная (или же денежная) оценка делается на основе натуральной и применяется для планирования бюджета с учётом всех необходимых расходов.

Физический износ

Здесь подразумевается непосредственная утрата проектных свойств и характеристик единицы оборудования в ходе ее использования. Такая утрата может быть либо полной, либо частичной. В случае частичного износа оборудование подвергается восстановительный ремонт, возвращающий свойства и характеристики единицы на первоначальный (или другой, заранее оговоренный) уровень. При полном износе оборудование подлежит списанию и демонтажу.

Кроме степени, физический износ также разделяется на рода:

  • Первый. Оборудование изнашивается в ходе планового использования с соблюдением всех норм и правил, установленных изготовителем.
  • Второй. Изменение свойств обусловлено неправильной эксплуатацией либо факторами непреодолимой силы.
  • Аварийный. Скрытое изменение свойств приводит к внезапному аварийному выходу из строя.

Перечисленные разновидности применимы не только к оборудованию в целом, но и к отдельным его деталям и узлам

Амортизация

Физический и моральный износ – понятия, которые тесно переплетаются с таким термином, как амортизация. Он представляет собой процесс возмещения средств, потраченных на содержание основных фондов. Обычно предприятия накапливают определённую сумму средств и только потом используют её на восстановление фондов, тогда как амортизационные расходы добавляются к себестоимости товара регулярно.

Для расчёта нормы амортизации не имеет значение, к какому классу относится оборудование, в каких условиях оно функционирует и так далее, единственное, что играет роль — его срок службы, который, кстати говоря, каждое предприятие устанавливает для себя самостоятельно.

На основании этого срока всё оборудование подразделяется на 10 групп. К первой будут относиться фонды, срок службы которых составляет от года до двух лет, следующая группа – от двух до пяти, тогда как к последней – то, что сможет прослужить тридцать и более лет.

физического и морального износа основных

Функциональный износ

Данный тип является отражением процесса морального устаревания основных фондов. Этот процесс заключается в появлении на рынке однотипного, но более производительного, экономичного и безопасного оборудования. Станок или установка физически еще вполне исправна и может выпускать продукцию, но применение новых технологий или более совершенных моделей, появляющихся на рынке, делает использование устаревших экономически невыгодным. Функциональный износ может быть:

  • Частичным. Станок невыгоден для законченного производственного цикла, но вполне пригоден для выполнения некоторого ограниченного набора операций.
  • Полным. Любое использование приводит к причинению убытков. Единица подлежит списанию и демонтажу

Функциональный износ также подразделяют по вызвавшим его факторам:

  • Моральный. Доступность технологически идентичных, но более совершенных моделей.
  • Технологический. Разработка принципиально новых технологий для выпуска такого же вида продукции. Приводит к необходимости перестройки всей технологической цепочки с полным или частичным обновлением состава основных средств.

В случае появления новой технологии, как правило, состав оборудования сокращается, а трудоемкость падает.

Коэффициент износа и годности фондов

Чтобы понять, насколько ОС изношено, производят расчет двух коэффициентов – износа и годности.

Первый показатель отражает информацию об уровне износа фонда, а также степень его амортизации. Коэффициент годности предоставляет дополнительную информацию об объекте.

КоэффициентФормула для расчета коэффициентаРасшифровка формулы
Износа Ан / ПСос * 100% Ан – накопленная амортизация (сумму берут по балансовому счету 02);

ПСос – первоначальная стоимость основных фондов (то есть, цена, по которой средство принято к учету)

Годности (ПСос – Ан) / ПСос * 100

Таким образом, чтобы найти коэффициент износа и годности, необходимо знать сумму накопленных амортизационных отчислений с периода ввода средства в эксплуатацию по настоящий момент, а также стоимость ОС на момент приобретения.

Экономический износ

Кроме физических, временных и природных факторов на сохранность характеристик оборудования оказывают опосредованное влияние и экономические факторы:

  • Падение спроса на выпускаемые товары.
  • Инфляционные процессы. Цены на сырье, комплектующие и трудовые ресурсы растут, в то же время пропорционального роста цен на продукцию предприятия не происходит.
  • Ценовое давление конкурентов.
  • Рост стоимости кредитных услуг, используемых для операционной деятельности или для обновления основных фондов.
  • Внеинфляционные колебания цен на рынках сырья.
  • Законодательные ограничения на применение оборудования, не отвечающего стандартам по охране о

    Экономический износ

Экономический износ

Экономическому старению и утрате потребительских качеств подвержена как недвижимость, так и производственные группы основных фондов. На каждом предприятии ведутся реестры основных фондов, в которых учитывается их износ и ход амортизационных накоплений.

Способы учета

Амортизационные отчисления, призванные компенсировать процессы старения оборудования, также допустимо определять по нескольким методикам:

  • линейный, или пропорциональный расчет;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • по суммарному сроку производственного применения;
  • в соответствии с объемом выпущенной продукции.

Выбор методики осуществляется при создании или глубокой реорганизации предприятия и закрепляется в его учетной политике.

Эксплуатация оборудования в соответствии с правилами и нормативами, своевременные и достаточные отчисления в амортизационные фонды позволяют предприятиям сохранять технологическую и экономическую эффективность на конкурентоспособном уровне и радовать своих потребителей качественными товарами по разумным ценам.

Основные причины и способы как определить износ

Чтобы определить степень и причины износа, на каждом предприятии создается и действует комиссия по основным фондам. Износ оборудования определяется одним из следующих способов:

  • Наблюдение. Включает в себя визуальный осмотр и комплексы измерений и испытаний.
  • По сроку эксплуатации. Определяется как отношение фактического срока использования к нормативному. Значение этого отношения принимается за величину износа в процентном выражении.
  • укрупненная оценка состояния объекта производится с помощью специальных метрик и шкал.
  • Прямое измерение в деньгах. Сопоставляется стоимость приобретения новой аналогичной единицы основных средств и расходы на восстановительный ремонт.
  • доходность дальнейшего использования. Оценивается снижение дохода с учетом всех издержек по восстановлению свойств по сравнению с теоретическим доходом.

Какую из методик применять в каждом конкретном случае — решает комиссия по основным средствам, руководствуясь нормативными документами и доступностью исходной информации.

Теория

Начнём, пожалуй, с фондов. Оборотный фонд – это краткосрочное сопровождение, если так можно выразиться, производства. Сюда можно отнести ресурсы, материалы, топливо – всё то, что используется активно.

Другой вид фондов – основной. К нему относятся:

  • средства производства, такие как аппаратное обеспечение;
  • здания, в которых эта аппаратура находится;
  • транспорт, занимающийся доставкой и сырья, и продукции.

Главным критерием разделения служит разложение стоимости фондов. Так, стоимость оборотных сразу же входит в себестоимость товаров, это те ресурсы, которые расходуются сразу же в процессе производства. Основные же – долгосрочны. То есть их стоимость добавляется к стоимости товаров постепенно, по мере физического и морального износа основных фондов.

моральный износ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]