Решая самостоятельно обслужить автомобиль, мы иногда сталкиваемся с тем, что инструмент, который имеется, не подходит для этих целей. Он старый, сломан, чего-то не хватает или его вовсе нет. Мы идём в магазин и покупаем набор или отдельно взятый инструмент. Но каждый хоть раз обращал внимание на то, что головки оказывается бывают разными — длинными, большими или маленькими, даже отличается сам профиль головки. Но для чего всё это разнообразие, что лучше и для каких целей выбрать? В этой статье предлагаю ознакомиться или освежить в памяти, какими же всё таки бывают торцевые головки и для чего они предназначены.
Инструменты
Самые распространенные у нас ключи — открытые или, как их еще называют, рожковые. Но не всякий болт или гайку такими отвернешь — к некоторым ведь не подберешься! А бывает, чуть сильней нажмешь — и ключ слизывает грани или сам ломается. Либо уже раскрыл зев… и на большее не годен! Ключи-головки во многих ситуациях гораздо надежней и удобней, потому их наборы так популярны. Различаются они, в зависимости от назначения, размерами не только рабочих шестигранников, но и присоединительного квадрата — со стороной, равной ¼ дюйма, ⅜ дюйма, ½ дюйма и так далее. Но какой купить?
Диапазон шестигранников, с которыми можно работать четвертьдюймовым набором, — от 3,2 до 14 мм. Следующим, в ⅜ дюйма, — от 6 до 22 мм, а для полудюймового, самого, кстати, популярного, ходового у автомобилистов, — от 8 до 32 мм. Такое перекрытие размеров полезно. Например, систему ⅜ дюйма в значительной мере могут заменить «соседи». Еще крупней головки под квадрат ¾ дюйма — с шестигранниками от 19 до 60 мм, а также «Торкс» — от Т60 до Т100. А следующий в этой иерархии — набор под дюймовый квадрат. Если вы не механик паровозного депо, вряд ли стоит его покупать.
О воротках и рукоятках полезно знать следующее. Те, что под ⅜ дюйма, почти вдвое длинней, чем для «четвертушки», но иметь дело с мелким крепежом неудобно — не развернешься. В то же время при работе с гайками и болтами от 17 мм и выше вороток под ⅜ дюйма часто оказывается коротковат — лучше взять подлинней, от полудюймового комплекта. Итак, покупаем наиболее удобный для нас набор головок — под квадрат ½ дюйма. Помимо самих головок в него, как правило, включены трещотка, кардан, пара удлинителей, вороток.
Так же, как в наборах на ¼ и ⅜ дюйма, в полудюймовых встречаются головки под шлиц, крест и так называемый позидрайв — крест с дополнительными выступами в центре, как на строительных саморезах. Но чаще их нет — с квадратом ½ дюйма этими головками работать просто неудобно, к тому же можно повредить винты. Продаются «китайцы» — весьма, заметим, приличного качества, по 2500–3500 рублей. Именитые «европейцы» в пять-шесть раз дороже. Гарантия на инструмент, как правило, бессрочная, — конечно, при условии, что владелец пользовался им правильно. Если на нем нет грубых механических повреждений, сломанный предмет заменят бесплатно. С другой стороны, цена одной головки около 100 рублей. Зачастую нет смысла спорить с продавцом, проще купить новую.
Наиболее распространен крепеж с шестигранной головкой.
Критерии выбора набора головок
Ниже приведены параметры, на которые стоит обратить внимание при приобретении набора головок.
- Разновидности. В первую очередь стоит определиться с тем, для какой цели необходимо купить этот комплект. Это повлияет на то, с какими задачами должен справляться инструмент, и на комплектацию. Головки могут отличаться между собой по: квадратному отверстию, величина которого достигает 3\4 дюймов, диапазону рабочего типоразмера.
- Количество граней, расположенных внутри головок. Этот критерий важен не меньше, чем другие. Мастера станций обслуживания машин сталкиваются с болтами и гайками, имеющими от 6-12 граней. Внутренняя полость шестигранника должна быть прочной, а сами грани идеально ровными.
- Наличие дополнительных аксессуаров. Набор торцевых головок может содержать такие элементы, как ключ-трещотка, который может быть разной длины, дизайна, конфигурации. Это изделие прочное, удобное, позволяет проводить работу в труднодоступных местах. Также поставщики прикладывают: удлинители, карданные шарниры.
- Качество исполнения, от которого зависит стоимость продукции. Ранее считалось, что чем дороже продукция, тем она более надежная, износоустойчивая. Сейчас в продажу поступает множество наборов головок от отечественных и импортных изготовителей.
Китайские комплекты вполне могут потягаться по качеству с российскими, однако, обходятся они намного дешевле.
1–1_no_copyright
А ключи-головки есть и «двенадцатигранные». Почему их так называют — такая же русская загадка, как «шины пятнадцатого радиуса». Ведь и углов, и граней у ключа ровно по двадцать четыре! Если гайка или болт шестигранные, то существенных преимуществ одного профиля перед другим нет. Первый вроде надежней, зато второй удобней в работе. Но на некоторых авто встречаются болты (например, в креплении маховика) именно с 24-гранной головкой. Их шестигранным ключом не возьмешь! При покупке набора выбирайте наиболее полный, пусть даже с непопулярными головками на 16, 18, 21, 23 мм — завтра они могут пригодиться. В дополнение к головкам стандартной высоты (37–38 мм) есть и удлиненные (70–80 мм), с диапазоном от 12 до 36 мм. По нашему опыту, чаще идут в дело головки на 12, 13, 14, 17, 19, 22, 24 мм.
Из-за плотной компоновки узлов и агрегатов появились болты с внутренним шестигранником.
Использование механических инструментов вкупе с торцевыми головками
Существующие на сегодня гайковерты чаще всего оснащены переключателем для направления вращения вала и регулятором крутящего момента. Таким образом, используя настройки давления на головочном входе возможно контролировать момент затягивания. В большинстве моделей пневмоинструмента, давление воздуха установлено на показателе в 6,3 атмосферы при расходе воздуха от 500 до 1200 литров в минуту. Однако, при расчете расхода воздуха, измерения стоит проводить по-разному, учитывая следующие показатели:
- Показатель количества объема воздуха, который проходит через пневмоинструмент за одну минуту при нажатом пуске;
- Показатель количества технических пауз (во избежание перегрева).
Также, подготавливая пневмоинструмент к работе, стоит определиться с необходимыми размерами шпиндельного отверстия и резьбой для соединения. Последняя измеряется или в метрической, или в дюймовой системе. Различные размеры шпиндельного квадрата способны создать некоторые затруднения с надлежащим подбором торцевых головок, особенно данная ситуация характерна для российских приборов. У иностранного пневмоинструмента такая проблема возникает нечасто, ибо их аппараты, в большинстве своем, четко унифицированы и стандартизированы под имеющиеся размеры.
Отдельно стоит упомянуть об ударных головочных образцах для гайковетров – они могут быть и удлиненными и иметь стандартный размер. Их отличительная особенность – наличие выемок на внутренних гранях, что позволяет равномерно распределить прилагаемое рабочие усилие. Количество граней варьируется от четырех до двенадцати. Кроме того, ударные модели выполняются из высокопрочных материалов – это либо хромованадий, либо хромомолибден. Первый является несколько менее прочным.
2–1_no_copyright
Для них стандарт ½ дюйма охватывает размеры от 3 до 19 мм. Лучше сразу купить набор. В комплекте обычно головки на 4, 5, 6, 8, 10, 12 мм. Встречаются и на 7 мм — для болтов тормозных механизмов некоторых иномарок, и на 13 мм — для слива масла. Помимо шестигранников высотой 58–60 мм есть удлиненные до 100–140 мм. Иногда нужны именно такие.
Крепеж с головкой TORX часто встречается на иномарках, но и отечественному автопрому уже не чужд.
Присоединительный квадрат (сокет)
Так именуют размер квадратного отверстия на тыльной части головки. Именно с помощью данной части торцевая головка устанавливается в воротки, трещотки, удлинители или же в пневмо- и электроинстирумент. Всего существует пять видов стандартных размеров посадочного квадрата, которые маркируются в дюймовой системе. Вне зависимости от того, какая система применяется на головке или крепежном инструменте, все размеры градируются следующим образом:
- 25, 4 миллиметра = 1 дюйм;
- 19,05, миллиметров = ¾ дюйма;
- 12,7 миллиметров = ½ дюйма;
- 9,53 миллиметра = 3/8 дюйма;
- 6,35 миллиметров = ¼ дюйма.
3–1_no_copyright
Ключи TORX под квадрат ½ дюйма начинаются с размера Т20, наибольший — Т70. Маркировка внутреннего профиля болта — через пять единиц, за исключением Т27. Существуют и аналогичные болты, но со штифтом в центре, только ассортимент небогат: от Т20 до Т40. Если у вас уже есть головки TORX под квадрат ¼ дюйма, дублировать их не нужно. Высота головок 58–60 мм и 120–140 мм.
А это ключ под наружный TORX.
Преимущества использования торцевых головок
К таковым качествам рассматриваемых приспособлений возможно отнести:
- Экономию – наличие наборов с головками позволит быстро и качественно отвинтить/завинтить любую гайку, при этом, обладание множеством различных видов отверток не потребуется;
- Универсальность – применять набор с головками можно в разных областях – от ремонта бытовой техники до профессионального обслуживания автомобиля;
- Оперативность – благодарю набору головок различного типа не придется подолгу искать нужный инструмент или обращаться к мастеру – большинство работ можно выполнить самостоятельно;
- Удобство хранения и транспортировки – как правило любой описываемый набор поставляется в удобном кейсе, в котором комфортно переносить и хранить ремонтные изделия. В нем, обычно, все элементы рассортированы по размерам и имеют соответствующую градацию, так что найти нужную модель не составит труда.
Как правильно выбрать подходящий набор ключей-головок и принадлежностей к ним?
Небольшой обзор производителей
Честно говоря, определить явного лидера в данном вопросе практически невозможно. Для разных групп потенциальных покупателей существуют собственные критерии – кому-то важно качество и мало важна цена, другим важна низкая стоимость и не столь высокое качество, ибо предполагаемый объем работ не является сильно масштабным. Однако, уверенно можно выделить большинство иностранных марок:
- «Джонсвэй»;
- «Гросс»;
- «Спарат»;
- «Матрикс»;
- «Форс»;
- «Миол».
Продукцию данных фирм отличает сравнительно высокое качество при достаточно разумной цене.
Головка нижнеклапанного двигателя [ править | править код ]
Отличается максимальной простотой – имеет лишь ходы для охлаждающей жидкости, сверления под шпильки, и резьбу под свечи. Всегда групповая, для ряда цилиндров. Сейчас применяется редко, ввиду низкой экономичности таких двигателей. Пример двигателей: ЗИЛ-157, ГАЗ-А, ГАЗ-51.
В этом случае все клапана с их приводом монтируются в блоке.
Такое же устройство имеют головки двухтактных двигателей с кривошипно-камерной петлевой или дефлекторной продувкой. Плюсами также является лёгкость разборки и обслуживания, минимальная стоимость. Клапана в головке также отсутствуют.
Галерея [ править | править код ]
ГБЦ с двумя распредвалами и гидрокомпенсаторами
Двигатель любого транспортного средства представляет собой достаточно сложный технический агрегат, состоящих из многих механизмов. И каждый из них выполняет свою функцию, направленную на обеспечение движением авто. Предлагаем вам узнать, что представляет собой головка блока цилиндров, зачем она нужна и из каких элементов состоит.
Вместо эпилога
Проведенным анализом рынка рассматриваемых изделий установлено, что бюджетный сегмент полностью занят российским производителем. При том, что цены в данном сегменте куда более чем адекватные, однако изделия из него не могут похвастаться особым качеством. Данное обстоятельство связано с тем, что в них чаще всего применяется хром-молибденовая база, которая не отличается особой долговечностью. Что касается среднего сегмента – то он принадлежит азиатского производителю и способен показать должный уровень соотношения цены и качества. Самым невостребованным является премиум-класс, в котором большинство представленных моделей считаются слишком узкоспециализированными и обладают чрезвычайно завышенной стоимостью.
Техническое обслуживание и диагностика
Как известно, все механизмы транспортного средства рано или поздно будут нуждаться в диагностике и техническом обслуживании. В этом случае ГБЦ не является исключением. Первоочередной задачей любого автомобилиста в этом вопросе является периодическая диагностика тех компонентов головки, которые нуждаются в этом больше всего. В частности, тех, которые подвержены наибольшим нагрузкам.
- работоспособности клапанов;
- проверке работоспособности сальников клапанов;
- сальников распределительного шкива;
- и, разумеется, самой прокладке ГБЦ.
Пробитая прокладка ГБЦ может стать причиной появления масла в охлаждающей жидкости. И наоборот — попадании антифриза в масляную систему. В результате попадания масла в охладительную систему антифриз будет бурлить (но не кипеть), что приведет к троению двигателя, а со временем — невозможности его запуска. При это хладагент будет выходить из расширительного бачка, а датчик температуры мотора на приборной панели будет показывать кипение двигателя. В свою очередь, попадание хладагента станет причиной заливания свечей зажигания, о чем можно будет догадаться, выкрутив свечку и оценив ее состояние.
В целом на выход из строя элементов головки и на их корректную работу влияют многие факторы, но большинство из них касаются своевременной диагностики и ремонта. Даже такая мелочь, как затяжка штифтов ГБЦ (неправильный момент затяжки или несоблюдение порядка) может стать причиной деформации головки, что может привести и к поломке двигателя.
Верхнеклапанная головка [ править | править код ]
Может быть индивидуальной для каждого цилиндра, в этом случае привод клапанов осуществляется штангами от расположенного в блока распредвала, либо общей для ряда цилиндров (блок может иметь один или несколько таких рядов). В случае общей головки количество вариантов её компоновки увеличивается: привод клапанов от штанг, верхний распредвал (OHC) или два верхних распредвала (DOHC).
Индивидуальные головки со штангами чаще применяют в дизелях, так как инерционные силы при меньшем числе оборотов не так велики, плюсом является меньшая масса каждой головки (облегчен монтаж). Крупноразмерные двигатели всегда имеют индивидуальные головки.
Общие головки с одним распредвалом обеспечивают управление двумя (реже четырьмя) клапанами на цилиндр, но сложны в разборке. Чаще всего имеют ручную регулировку зазоров.
Головки с двумя верхними распредвалами наиболее просто обеспечивают установку 4 клапанов на цилиндр и подачу масла к гидрокомпенсаторам. Осложняет дело лишь необходимость привода обоих валов от цепи/зубчатого ремня. Но в некоторых конструкциях валы соединены шестернями, и приводится один из них; ранние варианты имели шестерёнчатый привод от коленвала через вертикальные валики.
Какую задачу выполняет головка блока цилиндров
Без лишнего пафоса и преувеличения можно сказать, что основную. Об этом можно судить по тем механизмам и деталям двигателя, которые размещает в себе головка блока цилиндров.
- Камера сгорания.
- Место для ГРМ (газораспределительный механизм).
- Рубашка охлаждения.
- Места для форсунок либо свечей зажигания.
- Смазочные каналы.
- Впускные и выпускные клапаны.
Выполняется головка блока цилиндров двигателя из алюминиевого сплава, и крепится к блоку цилиндров специальными болтами. К раскрутке и затяжке болтов ГБЦ существуют определенные требования, так как от правильности соблюдения технологии зависит герметичность соединения ГБЦ и блока.
С учетом того, что ремонт ГБЦ зачастую выполняется в гаражных условиях своими руками, нужно знать, что слабая затяжка болтов крепления ГБЦ приводит к пробою прокладки, что чревато не только потерей масла и охлаждающей жидкости, но и приводит к снижению компрессии в цилиндрах двигателя.
А слишком большое усилие при затяжке ГБЦ может вызвать деформацию корпуса головки, и тогда придётся восстанавливать плоскость ГБЦ.
Основные требования к затяжке болтов ГБЦ, это соблюдение схемы затяжки, технологии и момента затяжки болтов. Как правило, для каждого типа двигателей существуют свои параметры затяжки, которых нужно строго придерживаться.
Размещение цепного привода распредвала и натяжителя цепи, предусмотрено в специальной полости в передней части головки блока цилиндров.
Для свечей зажигания выполняются резьбовые соединения в необходимом количестве. Справа ГБЦ выполняются резьбовые отверстия для шпилек крепления коллекторов: выпускного и впускного.
Для таких деталей, как корпуса подшипников распредвала, втулок опор рычагов, опорных шайб клапанных пружин и направляющих втулок клапанов сверху головка блока цилиндров имеет отверстия и площадки.
В месте соединения блока цилиндров и головки блока цилиндров двигателя устанавливается металлоасбестовая прокладка.
Для однорядных двигателей предусматривается одна, общая головка блока цилиндров, для многорядных ГБЦ по количеству рядов.
Сверху ГБЦ закрывает крышка головки блока цилиндров укомплектованная резиновой прокладкой.
Понятие ГБЦ
Для начала обратимся к расшифровке. ГБЦ — это головка блока цилиндров, которая представляет собой основной узел любого транспортного средства. Его предназначение заключается в контроле происходящего в двигателе процесса сгорания топливной смеси и выводе отработанных газов. По сути ГБЦ — это конкретно крышка, которая закрывает непосредственно блок цилиндров.
Схема всех компонентов ГБЦ
ГБЦ может изготавливаться из алюминиевого сплава или легированного чугуна. Когда процесс литья ГБЦ завершен, она подвергается процедуре искусственного старения, это делается с целью избавления компонента от остаточного напряжения. В том случае, если мотор однорядный, то на нем будет установлена одна головка блока цилиндров. Если же он W-образный, то на каждый отдельный ряд цилиндров будет установлена отдельная головка блока.
Очень важно, чтобы головка блока была надежно уплотнена непосредственно с блоком. Именно для этого нижняя часть элемента делается чуть шире, чем верхняя. Прокладка головки блока цилиндров используется для уплотнения двух частей блока.
Монтаж и фиксация ГБЦ происходит при помощи направляющих штифтов, предназначенных для закрепления головки. Непосредственно монтаж является особо важной процедурой, которая осуществляется согласно регламенту, указанному для каждого отдельного авто. Этот регламент является индивидуальным, поэтому устанавливать головку на «Жигули» и пользоваться инструкцией от иномарки крайне не рекомендуется. Что касается непосредственно штифтов, то они должны устанавливаться и затягиваться в определенной последовательности, при этом должен соблюдаться момент затяжки. Для этой цели используется специальный динамометрический ключ.
Помните о том, что при затяжке винтов необходимо руководствоваться технологией, а не применять грубую силу, поскольку это может привести к необратимым последствиям.
Это может стать причиной деформации ГБЦ. Внутри головки установлено множество различных элементов, которые скрыты крышкой, но о них мы расскажем далее. Работоспособность этого элемента определяет функционирование двигателя автомобиля в целом, это нужно знать и понимать.