Индустриальное масло И 40 разработано по примитивной технологии перегонки сырой нефти. Однако, несмотря на простоту формулы, лубрикант отличается высокими эксплуатационными характеристиками, что стало причиной массового применения в промышленном оборудовании. Готовая жидкость причисляется к категории легированных смазок, изготовленных из сернистой нефти. Для потребителя, изделие представляется в качестве дистиллята. Технология перегонки подразумевает использование селективного метода очистки сырья.
Сфера применения
Одной из ключевых особенностей веретенки является способность долгое время сохранять свои технико-эксплуатационные свойства при рабочих температурах в диапазоне от 50 до 60 °C. Также она выдерживает кратковременный скачок до 100–120 °C без потери своих качеств. Но продолжительные или слишком частые высокотемпературные режимы приводят к окислению масла и ухудшению его свойств, поэтому для таких условий.
К прочим отличительным чертам этой разновидности индустриальных масел относятся:
- дешевизна и простота производства;
- стабильность индекса вязкости (умеренное её изменение по мере роста рабочих температур);
- достойный уровень защиты узлов от трения и коррозии;
- повышенный уровень чистоты;
- совместимость с легированными смазочными материалами идентичной вязкости.
Веретенка используется в качестве рабочей жидкости в гидросистемах промышленных машин и механизмов, рассчитанных на высокоскоростную работу при малых нагрузках и плюсовой температуре. Помимо этого, она применяется для смазывания шпиндельных узлов, подшипников, втулок, зубчатых передач.
Немногим реже веретенка используется в измерительных приборах, но в этой сфере главным её конкурентом являются легированные индустриальные масла аналогичной вязкости.
Ещё один вариант использования веретенки в промышленности — в качестве сырьевой базы при изготовлении более вязких или легированных минеральных масел с присадками. Смазывающе-охлаждающие эмульсии на основе веретенки активно применяются при резке материалов.
Отработанная же веретенка используется для приготовления смесей, используемых при закалке и воронении стали, обработки металлов абразивами в масляной среде, для консервации готовой продукции металлопроката. А в быту чистая веретенка незаменима при обработке движущихся узлов швейных машин, смазывания дверных петель, замков и прочих мелких подвижных конструкций, требующих защиты от коррозии и износа, но не испытывающих больших нагрузок.
Ухудшение качества масла
На протяжении срока эксплуатации масел индустриальных в них накапливаются различные загрязнения, продукты окисления и другие примеси, оказывающие негативное влияние на качественные характеристики смазывающей среды. При таком раскладе индустриальное масло или должно быть заменено свежим, или же поддается восстановлению, после чего его снова можно использовать по назначению. Второй вариант видится экономически выгодным, так как позволяет экономить средства на покупке новых индустриальных масел, продляя срок службы уже имеющихся в наличии.
Индустриальные масла находятся в зоне действия высоких давлений и температур, а также непосредственно контактируют с разными металлами, водой, воздухом и агрессивными средами. Все перечисленные выше факторы приводят к окислению индустриального масла И-30А. Этот процесс характеризуется повышением вязкости, кислотного числа, коррозионной активности. Масло засоряется продуктами износа, что приводит к ухудшению фильтрования и появлению продуктов деструкции. Снижается вязкость и температура вспышки, появляется вода.
Все перечисленные явления нежелательны, так как они могут привести к выходу из строя оборудования, в котором масло И-30А эксплуатируется. Требуются дорогостоящие ремонты, а порой и полная замена деталей или узлов технологических машин и оборудования.
Чтобы этого не допустить, нужно регулярно следить за чистотой индустриальных масел и проводить оперативную их очистку.
Применение
Индустриальные масла с комплексом присадок (антиокислительной, противоизносной, антикоррозионной и др.) применяются для смазывания подшипников, направляющих скольжения, редукторов и наполнения гидравлических систем промышленного оборудования.
В отличие от транспорта, широко применяются маловязкие масла с минимумом присадок — для смазки движущихся частей измерительных приборов, текстильных машин и т. п. или, наоборот, сравнительно густые высокоадгезионные масла для открытых узлов типа цепных приводов, зажимных механизмов станков
Для скользящих направляющих и гидравлики специфичны «противоскачковые» присадки, предотвращающие рывки при страгивании пары; это важно для увеличения точности позиционирования и исключения колебаний при движении тихоходных узлов.
Дешёвые, отработанные или регенерированные индустриальные масла применяются в операциях закалки (для охлаждения) и воронения (как пропитка пористой окисной плёнки) чёрных металлов. Обработка абразивными порошками — шлифовка, притирка, полировка — также часто проводится в среде масла, как правило — дешёвого минерального, то есть индустриальных марок.
- Веретенное масло — применение
Масло используется для консервации и упаковки (промасленная бумага) готовой продукции металлообработки, но в этой области активно вытесняется специальными «липкими» смазками и полимерными плёнками.
Эмульсии на основе индустриальных масел, воды и эмульгаторов применяются в качестве смазывающе-охлаждающих жидкостей при обработке материалов резанием, в строительстве для смазки опалубки бетонных конструкций, для жирования кож.
Пример индустриального масла — масло для швейных машин.
Преимущества
Благодаря простоте состава и универсальности характеристик, потребитель часто отдает предпочтение именно этому продукту.
Экономичность. Это самый недорогой вариант на фоне конкурентов, обладающих избыточными характеристиками, тем не менее, включенными в стоимость. Заменяемость масла иными составами, при этом характеристики качества остаются неизменными. Продолжительность работы. Благодаря отсутствию присадок, индустриальное масло И-40А не подвержено расслоению. Естественная структура состава медленно стареет, если не нарушаются температурные и нагрузочные условия работы. Возможность продлить срок эксплуатации, посредством установки фильтровальных станций для очистки материала. Это может быть мобильная установка, либо система фильтрации в процессе эксплуатации
Важно: 100% восстановление эксплуатационных характеристик после очистки не обеспечивается. Происходит лишь отделение механических примесей и грязевых взвесей.
Высокая сопротивляемость окислению
Даже при попадании небольшого количества влаги, базовые характеристики продукта принципиально не изменяются.
Надежная антикоррозийная защита. Внутренние и внешние узла, покрытые маслом (или погруженные в него) не подвержены воздействию воды и других жидкостей, со средней степенью химической агрессивности. Широкий температурный режим использования позволяет работать с данными маслами в условиях жаркого климата и умеренных морозов. Это свойство используется при эксплуатации И-40А в дорожной и строительной технике.
Химическая нейтральность. При взаимодействии с маслом И-40А не повреждаются резиновые и пластиковые уплотнители. Персоналу, работающему с этим составом, не требуются специальные средства защиты: при попадании масла на открытые участки кожи применяются бытовые моющие средства. Индустриальное масло И-40А может применяться в качестве основы для создания иных масел с промежуточной вязкостью.
Главное конкурентное преимущество – широкий ассортимент отечественного продукта. Как следствие, низкая стоимость: нет необходимости закупки зарубежных (более дорогих) аналогов.
Производство веретенного масла
Существует два способа получения качественной веретенки по ГОСТу.
- Основа из чистого дистиллята. В перегонных аппаратах, в условиях глубокого вакуума, мазут (из нефти) возгоняется под воздействием высокой температуры. Практически отсутствуют сернистые фракции. Качество такого масла очень высокое, а стоимость вполне демократичная.
- Смесь продукта дистилляции и остаточного сырья. С целью удешевления производства, применяется деасфальтизованный гудрон. Основа получается сернистая или малосернистая (в зависимости от пропорций остаточного сырья). Для смазки ненагруженных механизмов такое масло применяется без ограничений. А вот для высоко оборотистых узлов и для гидравлики – оно не подходит.
Расфасовка традиционная: от литровых бутылок до 200 л бочек. Для бытового применения (дверные петли, швейные машинки и пр.) предусмотрены компактные масленки.
Классификация моторных масел по SAE
Характеризует вязкость масла при разных температурах окружающей среды. То есть она определяет, в какой сезон можно использовать смазку. Если вязкость масла подходит для текущей температуры, то оно будет сохранять текучесть, оставаться на деталях автомобиля и сохранять свою смазочную способность. Если же нет, то начинается обратный эффект – двигатель работает практически «на сухую» или вообще не заводится. Производитель автомобиля регламентирует подходящие SAE, водителю остается только выбрать в предложенном диапазоне по сезону:
- Зимние – 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
- Всесезонные масла с двойным индексом: 0W-30, 5W-40 и тд.
Классификация масел по SAE таблица
Указанные параметры важны именно при пуске автомобиля, так как определяют способность масла прокачаться по всем каналам и обеспечить безопасный пуск коленвала. Главная характеристика для зимних смазок – вязкость при отрицательных температурных показателях, именно она обеспечивает проворачиваемость и прокачиваемость. Вязкость проворачивания в мороз измеряют по методу ASTM D5293 на вискозиметре CCS, показывает соответствие масла безопасному значению, которое позволит коленчатому валу развить необходимую для пуска частоту вращения.
Еще один показатель – вязкость прокачиваемости, определяют по методу ASTM D4684 на вискозиметре MRV, показывает, соответствует ли масло безопасному значению, при котором оно прокачается, предотвращая сухой пуск мотора. Верхний порог показателя 60 000 мПа*с.
Для применяемых в теплое время года смазок измеряется минимальный и максимальный порог кинематической вязкости при температуре 100 и 40 градусов, при минимальной динамической вязкости в пределах температуры 150 градусов и скорости сдвига 106с-1. Всесезонные соответствуют всем требованиям.
Следует понимать, что выбор масла с самым высоким летним показателем не даст двигателю дополнительную мощность, но обеспечит его защиту при высоких нагрузках. Существуют линейки спортивных масел с высоким индексом вязкости – SAE 5W-50 и SAE 10W-60. В спортивных двигателях температуры выше, чем в обычных, им необходимы повышенные характеристики для обеспечения прочности масляной пленки при больших нагрузках и сохранения вязкости масла. То есть увеличена температура кипения, показатель кинематической и динамической вязкости.
Особенности выбора веретенного масла
При выборе веретенки для смазки механизмов и применения в качестве рабочего тела гидроприводов машин важно учитывать:
- условия эксплуатации (от этого зависит температура застывания);
- значения вязкости при нормальной, самой высокой и наиболее низкой рабочей температуре (определяются по специальным номограммам);
- максимальную температуру в рабочей зоне (температура вспышки должна быть выше этого показателя).
С ростом давления веретенка становится более вязкой (таблица 5), что может стать причиной сбоев в работе оборудования.
Давление, МПа | Рост вязкости, % | Давление, МПа | Рост вязкости, % |
7 | 20…25 | 100 | В 5 раз |
15 | 35…40 | 200 | В 20 раз |
20 | 50…60 | 300 | В 60 раз |
50 | 300 | 350 | В 120 раз |
Для быстрого определения динамической вязкости веретенного масла при разных величинах рабочего давления применяется номограмма:
Масло индустриальное и-40а (и-40): технические характеристики, госты и очистка
Если веретенное масло используется в гидросистемах высокого давления или узлах трения с большими удельными нагрузками, его вязкость рассчитывают по формуле:
где υp и υ0 – показатели динамической вязкости при давлении (р) и атмосферном давлении (0) соответственно; α – постоянный коэффициент для данной марки.
Из-за нагрева во время работы оборудования масло становится менее плотным, в связи с чем возможны его утечки, снижение мощности гидроприводов.
Эксплуатационные параметры смазки
Индустриальное И-40 А масло располагает такими техническими характеристиками:
- кинематическая вязкость при плюс сорока градусах – 51-75 кв. мм/с;
- индекс кислотности – менее 0,05 мгKOH/г;
- концентрация зольных элементов – менее 0,01 процента;
- посторонние частицы – отсутствуют;
- плотность – 890 кг/куб. м;
- температура замерзания – минус пятнадцать градусов;
- температура вспыхивания – плюс двести градусов;
- растворители – отсутствуют;
- повышение индекса кислотности – 0,4 мгKOH/г;
- увеличение содержания смол – три процента.
Опасность индустриальных масел для человека и окружающей среды
При соблюдении правил транспортировки и хранения по ГОСТ 1510 гарантийный срок годности индустриальных масел составляет 5 лет с даты изготовления. Далее их применение допускается после проверки качества по ГОСТ 20799-88.
Согласно ГОСТ 12.1.007 опасность индустриальных масел для организма человека зависит от ПДКр.з. (предельно допустимой концентрации углеводородных паров в воздухе рабочей зоны): при ПДКр.з. = 300 мг/м3 они относятся к 4-му классу опасности, при ПДК р.з. = 5 мг/м3 – к 3-му.
Отработанные смазочные материалы относятся к промышленным отходам 3-го класса опасности, поэтому требуют специализированной утилизации или переработки.
Как устанавливать плотность масла?
Для линейки индустриальных масел ГОСТ 20799-88 плотность свежего масла колеблется в пределах 880…920 кг/м3. Проще всего для определения этого показателя применить специальный прибор – ареометр. При его погружении в ёмкость с маслом искомое значение сразу определяется по шкале. Если ареометр отсутствует, процесс выяснения плотности усложнится, но ненамного. Для теста нужны U-образная откалиброванная стеклянная трубка, ёмкость с большой площадью зеркала, термометр, секундомер и источник тепла. Понадобится произвести следующие действия:
- Наполнить водой ёмкость на 70…80 %.
- Нагреть воду от внешнего источника до температуры кипения, и поддерживать эту температуру постоянной на протяжении всего времени тестирования.
- Погрузить U-образную стеклянную трубку в воду таким образом, чтобы оба вывода оставались над поверхностью воды.
- Плотно закрыть одно из отверстий на трубке.
- Налить масло в открытый конец U-образной стеклянной трубки и включить секундомер.
- Тепло от нагретой воды вызовет нагрев масла, в результате чего его уровень в открытом конце трубки будет подниматься.
- Записать время, в течение которого масло поднимется до калиброванного уровня, а затем опустится обратно. Для этого снимают пробку с закрытой части трубки: уровень масла начнёт снижаться.
- Устанавливают скорость перемещения масла: чем она меньше, тем выше плотность.
Данные теста сравнивают с эталонной плотностью чистого масла, что позволит достаточно точно выяснить разницу между фактической и нормативной плотностью, и по пропорции получить конечный итог. Результат тестирования можно использовать для оценки качества индустриального масла, наличия в нём воды, отработанных частиц и т. д.
Что такое веретенка применительно к современным смазочным материалам?
Исходя из исторического определения, становится ясно, что масло веретенка, не что иное, как индустриальная смазка. Применение из перечня также соответствует современным технологиям. А заполнение гидравлических цилиндров оружейных лафетов – это работа гидравлики в современных механизмах.
Откуда взялся термин «веретенка»? Одно из первых применений – смазывание веретен промышленных текстильных машин (отсюда и название). Изначально использовались растительные масла и деготь, но такая смазка не выдерживала длительной эксплуатации в условиях высоких оборотов.
Приходилось останавливать ткацкий станок, и производить полную замену технических жидкостей с очисткой подшипников трения. Это тормозило процесс, и снижало производительность труда.
Масло турбинное тп-22с: технические характеристики, гост и очистка
С появлением веретенки, проблема была устранена. Новое масло заливалось на длительный срок, не меняло свойств от перегрева, и могло пополняться прямо во время работы станка.
Применительно с современным индустриальным маслам, это продукт дистилляции гудронов, без добавления загустителей и присадок: соответственно обладающее низким коэффициентом вязкости. Под эти характеристики подходит весь спектр индустриальных и гидравлических масел, включая популярное И-20А. Тем не менее, вязкость веретенного масла имеет определенный диапазон значений. Если верить маркетинговой классификации, под понятие «веретенка» попадают такие индустриальные масла, как И-20А, И-40А, И-50А.
Производители с одной стороны ссылаются на ГОСТ-20799-88, а с другой – используют на упаковке традиционное название. Покупатели, не зная достоверно, что это такое веретенное масло, используют его не по назначению. При этом, смазываемым механизмам наносится непоправимый вред, а гидравлика не выдерживает штатной нагрузки.
Общий совет при выборе масла
Не следует обращать внимание на вековые традиции, исторические справки, и советы «бывалых» механиков. Формула: «Я 50 лет лью веретенку в любые агрегаты, и всё работает, как часы…», может не сработать на современном оборудовании
Посмотрим на характеристики масла веретенного под различными индексами (И-20А, И-40А и пр.).
- И-20А: кинематическая вязкость 25-35;
- И-40А: кинематическая вязкость 51-75;
- И-50А: кинематическая вязкость 90-110.
Эти масла применяются в качестве рабочего состава гидравлических систем строительной и дорожной техники, тяжелый обрабатывающих станков, прессов, кузнечных молотов.
Кроме того, бесприсадочное масло низкой вязкости отлично подходит для смазки шестеренных передач с малой и средней нагрузкой. При условии постоянной подачи веретенки в рабочую зону, ее можно использовать для направляющих в устройствах скольжения.
Есть прямая и обратная зависимость применения от вязкости.
- высокая вязкость – больше нагрузка, меньше скорость;
- низкая вязкость – средняя и легкая нагруженность механизмов, быстроходные механизмы.
Обзор масел SAE 15W-40
SINTEC SUPER SAE 15W-40 API SG/CD
Это минеральное масло подходит для бензиновых двигателей легковых автомобилей, выпущенных до 1993 года. Также может заливаться в дизельные моторы с соответствующими допусками. Наряду с легковушками масло применимо в грузовых автомобилях, где допустим данный класс вязкости.
Характеристики позволяют использовать его круглый год практически на всей территории России. К другим достоинствам смазывающего материала SUPER SAE 15W-40 от SINTEC относят:
- продуманный состав, который включает высокоочищенные базовые масла и пакет современных присадок;
- широкую область применения – подходит для российских и зарубежных автомобилей;
- привлекательную стоимость;
- стабильность вязкостных показателей в широком диапазоне температур. Масло обеспечит надежную защиту трущихся узлов при разных условиях эксплуатации;
- увеличенный срок службы при сниженном расходе на угар;
- хорошие антикоррозионные, антиокислительные и диспергирующие показатели.
Чтобы мотор надежно функционировал, важно соблюдать рекомендованные производителем интервалы замены масла. Также не рекомендуется использовать данный состав при температурах ниже –25 °С
SINTEC EURO SAE 15W-40 API SJ/CF
Минеральное масло подходит для залива в двигатели отечественных и зарубежных автомобилей, выпущенных не позднее конца прошлого столетия. Также подходит для дизельной, внедорожной техники, микроавтобусов
При этом важно обращать внимание на соответствие по API и ACEA. Реализуется масло в небольших (4 или 5 литров) канистрах и бочках на 216,5 л
Изготавливается состав на основе высокоочищенных минеральных масел с добавлением современных многофункциональных присадок. Это обеспечивает ему стабильность вязкостно-температурных показателей, а также ряд других положительных характеристик:
- противоизносные. Применение масла SINTEC EURO позволяет продлить срок службы трущихся узлов двигателя, отсрочить проведение его капитального ремонта;
- моюще-диспергирующие. Введение в состав смазывающей жидкости специальных присадок не позволяет мелкой твердой взвеси оседать на внутренних поверхностях мотора, способствует поддержанию его чистоты;
- антикоррозионные. Способствует приостановлению или замедлению разрушительных окислительных процессов.
При этом важно помнить, что масло EURO SAE 15W-40 API SJ/CF от бренда SINTEC не подходит для современных автомобилей
SINTEC SUPER GAZOLIN SAE 15W-40 API SG/CD
Специалисты специально разработали это минеральное масло для использования в моторах, которые работают на пропан-бутановой смеси либо сжатом метане. Также оно подходит для двигателей с двухтопливной системой. Возможно применение состава и в бензиновых силовых агрегатах, если он подходит по классу, характеристикам. Смазывающий материал состоит из высокоочищенной минеральной основы и сбалансированного пакета современных присадок. Формула разрабатывалась с учетом функционирования двигателей на газовом топливе, поэтому способна обеспечивать комплексную защиту во всех режимах эксплуатации.
Другие достоинства масла Super Gazolin 15W-40 бренда SINTEC:
- способность предотвращать образование отложений и шлама даже в условиях повышенных температур горения газовых смесей, сопротивляемость процессам оксидации и образованию соединений азота;
- высокие антиокислительные свойства, которые обусловливают увеличенный срок службы;
- хорошие моюще-диспергирующие показатели, обеспечивающие поддержание чистоты мотора.
Минеральное масло SINTEC Super Gazolin 15W-40 не рекомендовано для дизельных двигателей. Но в линейке продукции производителя легко подобрать другой состав. Также оно не имеет допусков известных автоконцернов, поэтому выбирается согласно классификации API и ACEA.
Производители И-20А
Сегодня масло И-20А выпускают многие нефтеперерабатывающие компании, поскольку устойчивый спрос имеется, а производство масла обходится довольно дешево.
Основные производители в России:
- Башнефть-Новойл. Компания располагается в Уфе и производит множество масел, в том числе, И-20А. Качество продукции, по отзывам, хорошее, Цены вполне конкурентные;
- Роснефть. Штаб-квартира этой компании находится в Москве, а нефтеперерабатывающие заводы расположены по всей России. Помимо всего прочего, компания производит и масла, среди которых присутствует И-20А;
- Лукойл. Входит в число ведущих нефтяных компаний России, экспортирует свою продукцию в 24 страны. В ассортименте компании, конечно же, присутствует марка И-20А. Качество стабильно хорошее;
- Газпром-Нефть. Компания имеет свои производства, помимо этого, продает сырье множеству заводов, как в России, так и за рубежом. Качество отличное, цены слегка завышены.
Масло И-40А: характеристики, применение
Область использования на практике
Индустриальное масло класса И-40 классифицируется и относится к разряду нефтехимических легированных компонентов. В качестве основы изготовления идут сорта нефти с содержанием сернистых элементов.
В нем не имеется второстепенных компонентов, то есть в состав не включены даже присадки. Выпускается в виде чистейшего дистиллята и в смеси. Для изготовления сернистые сорта сырой нефти тщательно очищают, используя селектор. Продукт используется в разных системах для смазывания узлов и металлических элементов агрегатов, где применяется гидравлическое управление.
Неплохо себя показывает И-40А и в контакте с узлами системы, для которых не предусмотрена обработка масляной жидкости со специальными свойствами. К таким характеристикам можно причислить антиокислительные и противокоррозийные свойства.
Благодаря качественным показателям масляной жидкости И-40А ее используют достаточно широко. Применяют в оборудовании промышленности, сложных станках, силовых агрегатах ремонтно-строительного типа, работающие под открытым небом. Стоит отметить, что смазывающий компонент обладает оптимальными качествами работоспособности в длительный период эксплуатирования, может использоваться в широком температурном интервале – от – 7℃ до 70℃.
Марка обладает равнозначными показателями вязкости с легированными масляными компонентами типа ИГП -18,19,49. Именно ими И-40А возможно безболезненно заменить в случае необходимости.
Характеристики
Масло без присадок артикула И-40А обладает параметрами:
- вязкость кинематическая при 35℃ – 55-74 мм2/с;
- показатели кислотности – до 0,04 мгКОН/г;
- зольность – до 0,01%;
- внешних примесей нет;
- плотность элемента – до 880 кг/м3;
- температурные показатели застывания и кристаллизации – ниже 13 ℃;
- температура, в результате происходит искра в тигле – более 200℃;
- приращение смольных веществ – не более 2-3%.
В составе не имеется растворителей.
Основные преимущества индустриального масла
Смазочные компоненты серии И широко используются в узлах силовых агрегатов и механизмах промышленности, из-за целого ряда преимущественных показателей:
- Экономия. Индустриальная масляная жидкость И-40 – бюджетный вариант на рынке, из ныне представленных.
- Можно применять при создании масел с промежуточной вязкостью.
- Отличная заменяемость масла другими разновидностями, без потери качественных характеристик.
- Заменять его в редукторе можно каждые 25000 км пробега.
- Имеет прекрасную сопротивляемость окислению и другие полезные характеристики.
Индустриальный состав обладает хорошей востребованностью на рынке смазочных компонентов, особенно благодаря низкой стоимости.
Для качественной эксплуатации смазочной жидкости И-40А требуются специальные знания по техническим характеристикам этого элемента. Только тогда можно надеяться на прекрасный итог и оптимальную работу агрегата, в котором используется индустриальное масло.