Еще 150 лет назад кузнечное дело было на пике своей популярности. Практически в каждом селе была мастерская, где изготавливали и чинили различные вещи. К примеру, в Москве в середине 19 века насчитывалось около 300 кузниц. А в таких центрах, как Киев или Донецк присутствовали школы по ковке металла, где были разработаны целые направления в кузнечестве.
С появлением и развитием машинной металлообработки развитие такого ремесла пошло на спад. Однако, в промышленности многие комплектующие и заготовки до сих пор проходят обработку ковкой. В 21 веке мелкосерийные поковки чаще всего носят художественный характер.
Как развивалось кузнечное ремесло на протяжении истории человечества и насколько изменились технологии?
Мастерство для народа
Один только процесс получения железа являлся долгим и очень трудоёмким. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.
Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.
Что касается оружия, то оно стало «визитной карточкой» древних мастеров. Раскопки захоронений X века (около Чёрной Могилы неподалёку от Чернигова) открыли нам, современным людям, что во многом военные победы русских держались на искусстве кузнецов, что изготавливали уникальные изделия.
Кузнечное дело на Руси было главным ремеслом Андрей Шишкин «Дозор», 2022 год
Немного истории
Медный век
Первыми металлами, освоенными людьми, были золото, серебро, медь и ее сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и лёгкостью их обработки в холодном состоянии. Легкоплавкость меди сделала ее первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э.
Кузнец за работой
Говорить о кузнецах «медного века» не совсем корректно. Собственно кузнечную ковку для обработки использовали редко, чаще изделие отливали.
Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки — чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром.
Железный век
Приблизительно в 1200 году до нашей эры наступил «Железный век» — человек перешагнул барьер температур и научился получать железо из руд. Открытый огонь (пламя костра) может дать температуру 600–700˚С.
Походный вариант горна
В замкнутом гончарном горне получают температуры 800–1000˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла. Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100˚–1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо.
Нужны печи особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нём. К сожалению, такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.
Тайны древних украшений
Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.
До нашего времени сохранились деревянные и каменные формы, на которые был нанесён рисунок будущего украшения. Кузнец выливал в форму расплавленный металл, после чего тот становился деталью гардероба древнерусских модниц. Чаще всего на украшениях изображались растения, птицы, мифические создания (грифоны, драконы).
Украшения из металла также изготавливались кузнецами Андрей Шишкин «Девана», 2013 год
Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких серебряных зёрнышек (каждое из них соответствовало размеру зерну мака). Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.
Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.
Подопечные великого бога
Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Покровителем этого ремесла выступал один из величайших славянских богов, Сварог. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?
В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог остаться равнодушным. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?
Андрей Шишкин «Сварог — бог кузнечного дела», 2014 год
Фамилии
Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком.
Кузнец за работой
Одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.)
, Ковальский, Ковальчик
(польск.)
, Смит
(англ.),
Шмидт
(нем.)
, Лефевр, Ферран
(фр.)
, Эрреро
(исп.)
, Дарбинян
(арм.)
, Мчедлидзе
(груз.)
, Чкадуа
(мегр.)
, Ажиба
(абх.)
, Сепп
(эст.)
, Сеппенен
(фин.)
и так далее.
Кузнец или колдун?
Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.
Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.
Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец». Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.
Кузница часто располагалась вдали от поселения
Кузница и ее оборудование
В большинстве случаев это небольшое помещение из бревен не имеющее потолка и с земляным полом. Чтобы повысить пожарную безопасность стены кузницы могли быть оштукатурены. Основное место в кузнице принадлежит кузнечному горну, так как именно в нем металл становится мягким и податливым материалом. На рабочей поверхности горна горит огонь (дрова, древесный или каменный уголь) в который для разогрева помещаются металлические заготовки. Воздух в зону горения обычно нагнетается кузнечными мехами, имеющими ручной или ножной привод.
Накалившуюся металлическую заготовку держат клещами или щипцами, а молотом придают ей желаемую форму. Достаточно горячим для обработки металл остается только одну-две минуты, поэтому для кузнеца очень важным качеством является сноровка. Установленная на массивный деревянный чурбак наковальня, как правило, находится в центре помещения недалеко от горна. Это главный инструмент кузнеца. Около наковальни ставят сосуд с водой или растительным маслом, в котором кузнец закаливает свои изделия.
Кузнечные комплексы
Нередко кузнецы объединялись, создавая целые комплексы по производству всевозможных изделий. Пример этому археологи увидели при раскопках в Старой Ладоге. В VIII веке там существовало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на изготовлении своего рода изделий.
Например, в одной из них были найдены клещи разных размеров, что использовались при обработке железа, изготовлении подков и оружия. Рядом располагалась небольшая мастерская, где даже наковальня кажется крошечной в сравнении с обыкновенной. Здесь изготавливали ювелирные украшения, с которыми нужно было обращаться деликатно и осторожно. Готовые изделия также были найдены. Они представляли собой несколько клинков для мечей, заклёпки и традиционное кольцо, украшенное изображением птицы.
Находки из раскопок в Старой Ладоге: формочка для отливки платежных слитков, булавка, подвеска – «молоточек Тора» Институт истории материальной культуры РАН
Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами. Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным искусством. Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает.
Владели ли кузнецы тайными знаниями? Я думаю, да, поскольку сама их работа требовала особенных навыков и умений, что могли прийти лишь со знанием дела. Занимались ли они колдовством? Конечно, нет, но сам их труд напоминал человеку о могуществе стихий, которые порой подвластны даже смертному. В этом и заключалась та самая кузнечная магия.
Картина на обложке: ИгорьОжиганов «Сварог. Небесный кузнец»
Ковка в современном производстве
Ковка на металлообрабатывающих предприятиях и в машиностроении сегодня остается одним из основных процессов технологической цепочки. Именно с помощью мощного кузнечного оборудования обрабатывают многотонные детали и их элементы. Также одна из разновидностей ковки (штамповка) позволила сделать выпуск многих вещей массовым и дешевым.
Современное кузнечное производство использует следующие технологии.
- Горячая и холодная штамповка.
- Прессование и обжимка.
- Волочение.
- Прокатка.
Горячая и холодная штамповка
Это процесс придания формы заготовкам по готовому стандартному образцу. То есть все те операции, какие раньше выполнял кузнец по приданию нужной конфигурации и объему детали, сегодня на предприятиях выполняют штамповочные станки.
Различают следующие виды промышленного штампования — листовую и объемную штамповку.
В первом случае, например, пробивают отверстия в листах металла, получая перфорированные поверхности.
Во втором варианте — выпуск любых объемных деталей и элементов как холодным, так и горячим способом.
Использование такой технологии позволило сократить расходы материалов и затраты времени на изготовление.
Прессование и обжимка
Прессование также происходит от кузнечной технологии, хотя сегодня и отделилось от этого процесса полностью.
Ранее, до появления механизации, кузнец проводил уплотнение и изменение формы детали вручную путем так называемого приема обжимки. Когда вся поверхность металла проковывалась.
Пример работы гидравлического пресса можно посмотреть на видео:
Сегодня на металлообрабатывающих предприятиях это делают многотонные прессы, которые способны за короткий отрезок времени отформовать и уплотнить многотонный элемент.
В небольших кузнечных мастерских также применяют технологию прессования с использованием механического или гидравлического оборудования.
Волочение
Пример волочения
Технология, которая также произошла от кузнечных способов металлообработки. Она позволяет способом протягивания деталей круглого сечения через отверстие сделать ее диаметр меньшим.
Также формовка круглых элементов происходит и ковочным способом. Для этого используют различные машины (ротационные), где процесс практически автоматизирован.
С помощью такой техники получают различные трубы и прокат круглой или фасонной формы. А также заготовки для дальнейшего изготовления валов.
Прокатка
Этот способ позволяет изготавливать так называемый металлопрокат, список наименований которого довольно большой, начиная от арматуры и заканчивая стальными трубами.
То, что ранее выполнял кузнец, сегодня делает прокатный стан, производя стандартизированную продукцию, поступающую в дальнейшую обработку и строительство.
Технологически это делается путем протаскивания разогретых металлических заготовок сквозь валы прокатного оборудования.
Как и при ковке, такой способ металлообработки позволяет получить требуемую форму и нужную структуру материала.
Ковка
Ковка в промышленности происходит с использованием различного оборудования и ковочных машин.
При этом габариты обрабатываемых деталей порой достигают значительных размеров и веса.