Вопрос, как пользоваться штангенциркулем, актуален для каждого домашнего мастера, ведь этот измерительный прибор выручает практически в любой ситуации. С его помощью можно определить основные размеры всех деталей, подобрать нужную исходя из сделанных замеров. Правильный уход за прибором обеспечит долговечность и точность в работе.
Как работает цифровой штангенциркуль?
Существует три модификации штангенциркуля, их разделили по способу снятия размеров.
- Простейшими нониусными моделями можно пользоваться для домашних нужд. Целые значения снимаются со штанги, доли определяют по нониусу — это основные правила, как пользоваться штангенциркулем.
- Механический принцип замера используется в циферблатных моделях. Через зубчатую передачу со шкалы штанги доли миллиметра переносятся на циферблат, целые значения берутся со штанги.
- Самым удобным и точным считается цифровой вариант, где все результаты получают с экрана дисплея. Сама электронная часть может настраиваться, пользоваться еще удобнее.
Чтобы понять, как пользоваться, следует разобраться с тем, как устроен цифровой штангенциркуль. В основе работы используется цифровой емкостный нониус: внутри устройства емкостная матрица, несколько пластин, основными из них являются статор и ползунок. При снятии расчетов они выводятся на дисплей, статор располагается на механической линейке, а ротор — под самим дисплеем.
Преимущества подобных механизмов
Для того чтобы частое использование определённого вида изделий было оправдано, оно должно обладать неоспоримыми преимуществами перед остальными. Для подшипников рассматриваемого типа они, безусловно, имеются. Плюсами таких деталей являются:
- Увеличение срока службы механизмов за счёт применения качественных комплектующих. Снижается износ и реже требуется ремонт.
- У агрегатов повышается точность работы отдельных узлов.
- Уменьшение затрат на эксплуатацию.
- Расширяются функциональные качества оборудования, где используются подобные компоненты.
Плюсы и минусы использования
Конструктивные особенности деталей напрямую влияют на их полезные свойства и недостатки. Рассмотрим их по отдельности.
Качения
Среди безусловных достоинств этого типа устройств можно выделить:
- • Низкую стоимость. Этот фактор особенно актуален, учитывая, что в некоторых сложных механизмах одновременно можно использовать до нескольких сотен опорных узлов.
- • Слабое трение не приводит к серьезным потерям и сильному нагреву. Да и в целом опоры одинаково хорошо ведут себя как в момент начала эксплуатации, так и в уже установившемся стабильном режиме работы.
- • Широкое разнообразие не исключает взаимозаменяемости деталей, а легкий монтаж позволяет сделать ремонт быстро и качественно.
- • Для нормального функционирования практически не нужны смазочные материалы.
- • В целом требуется гораздо меньше ухода и внимания к запчастям, в которых установлены эти изделия.
Что касается минусов, то устройства качения довольно восприимчивы к ударным и вибрационным нагрузкам из-за своей жесткой конструкции. Это исключает их использование в некоторых машинах. По своим габаритам изделия, обеспечивающие покачивание, крупные, работа проходит в довольно большом шуме.
Скольжения
Среди преимуществ использования выделяют:
- • Небольшой размер.
- • Конструкция может быть как разъемной, так и сборной.
- • Показатели работы в высокоскоростных механизмах значительно лучше, чем у других устройств.
- • Спокойно относятся к ударной волне и вибрациям, что увеличивает возможности эксплуатации.
- • Работает в самых неблагоприятных окружающих условиях.
Среди минусов можно назвать:
- • Необходимость постоянного контроля за уровнем смазочного материала, поскольку без него технические характеристики значительно ухудшаются.
- • Во время пуска происходят большие потери.
- • КПД ниже, чем в опорах качения.
- • Для производства используется дорогостоящее сырье, из-за чего повышается общая цена.
- • Комплектующие вырабатываются неравномерно, что усложняет обслуживание всей машины в целом.
Поиск подшипника по размерам можно провести онлайн, но множество других ключевых параметров все равно придется определять дополнительно. При правильном выборе можно обеспечить стабильную работу машины, сократить необходимость обслуживания. Иногда лучше обратиться за помощью к профессионалам, которые ответят на интересующие вопросы и посоветуют на каком варианте следует остановиться.
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Дополнительные обозначения
Различают две категории:
- префикс;
- суффикс.
Начнем с приставки. Она находится перед цифровым кодом и составляется по правилам:
- запись начинается справа;
- отсутствующие позиции отбрасываются, а если совсем нечего писать в дополнении, то и тире, разделяющие части кодировки, не нужно.
Рассмотрим составляющие справа налево:
- Класс точности. К самым высоким относятся аббревиатуры «5», «4», «Т» и «2». Немного хуже – «0», «6», «6Х», остальные показывают, что показатель совсем плохой. Тогда можно признать изделие низкокачественным. Это происходит, когда соотношение всех элементов не точно выверено. Так как маркируются подшипники после их изготовления, то при найденной погрешности, указывается плохой префикс.
- Радиальный зазор. Классифицируется по шкале от 0 до 9, измеряется в десятых частях миллиметра и показывает расстояние между шариками, то есть между элементами качения. Оптимальными считаются срединные значения. Нормальный показатель может никак не отображаться в записи.
- Ряд момента трения. В основную, часто используемую группу входят – 1, 4 и 7. Остальные нужно сверять по документу РД ВНИПП.021-01.
- Категория А, В или С. Последняя – стандартная, она не имеет особенных требований, поэтому часто даже не указывается. А вот если вы имеете дело с А или В, то рядом будут проставлены цифровые значения, обозначающие класс.
Справа, в суффиксе, идет необязательная, но важная информация о дополнительных указаниях. Обычно она нужна тем, кто имеет дело с нестандартными моделями. Указывается кириллическими буквами. Запрос можно сделать в целой системе нормированных списков: ГОСТы 5721, 24696, 24850 и 7872.
Как определить, что гудит именно ступичный подшипник и что может гудеть кроме него
Определить гул или шум ступичного узла – трудная задача даже для опытного водителя. Автомобиль имеет сложное устройство ходовой системы. Узлы реагируют на износ индивидуально, и выявить шум именно ступичного подшипника иногда крайне сложно, особенно без опыта.
Существует несколько признаков, характерных для данного узла:
- Увеличение, появление постороннего шума на скорости. Дальнейший разгон сопровождается изменением тона звука.
- Гул, возникающий при поворотах машины. Это связано с перераспределением динамических нагрузок на шасси. Результат – одна сторона проявляет себя при маневре.
- Невозможность определить точные параметры развал-схождение автомобиля. Показатель можно отнести к наиболее правдоподобным. Точнее только вскрытие узла. На станции применяются лазерные измерители углов колес. Если одно начинает смещаться от заданного диапазона, не позволяя мастеру зафиксировать значение, значит, ступица имеет износ. С большей долей вероятности требуется замена.
Что может гудеть кроме ступичного подшипника:
- шарниры равных угловых скоростей – ШРУСы;
- шины (балансировка);
- механическая коробка передач;
- редуктор, раздатка;
- некоторые узлы двигателя – муфта кондиционера, помпа и другие.
Высокий гул при движении автомобиля – не ступичный подшипник, а коробка. Характерный скрип также издают неправильно смонтированные колодки тормозов.