Двигатель внутреннего сгорания состоит из множества элементов, узлов, агрегатов, которые постоянно испытывают воздействие высоких температур и находятся в движении. Это приводит к различным негативным эффектам — образование накипи, повышение хрупкости, механическая деформация, растрескивание. Чтобы повысить срок годности подобных элементов, используется притирочная паста (ПП). Используют ее обычно для обработки автомобильных клапанов.
Но какие именно функции выполняет притирочная паста? Что учесть при выборе ПП для авто? И можно ли сделать притирочную пасту самостоятельно? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Общие сведения о притирочной пасте
Притирочная паста используется для притирки клапанов, которые входят в состав двигателей внутреннего сгорания. Процедура притирки улучшает физико-технические характеристики клапанов (прочность, упругость, твердость, отсутствие трещин), а также позволяет увеличить срок годности клапана. Притирка выполняется в трех случаях:
- Замена старых клапанов на новые. Притирка снижает риск образования трещин. Такая обработка минимизирует контакт поверхности металла с жидкостями, что снижает риск образования накипи, ржавчины.
- Капитальный ремонт авто или двигателя. В случае длительной эксплуатации двигателя на клапанах образуется накипь, которая негативно влияет на технико-эксплуатационные характеристики детали. Если деталь является старой, ее можно заменить. Если же деталь находится в хорошем состоянии, ее можно лишь обработать ПП — в таком случае замену выполнять не придется.
- Срочный ремонт авто или двигателя. Механические повреждения при ДТП распространяются по автомобилю неравномерно. Если двигатель получил легкие повреждения, то можно не выполнять замену клапанов — можно только обработать их притирочной пастой, которая укрепит детали, сделав их более крепкими, надежными.
ПП бывает двух типов — самодельная и фабричная. Самодельные смеси изготавливаются из подручных материалов, а их себестоимость является низкой. Однако у таких смесей есть крупный недостаток — качество подобных ПП находится на низком уровне, что снижает их функциональные свойства. Сегодня большой выбор фабричных смесей, которые содержат множество полезных компонентов, оказывающих комплексное воздействие на детали мотора.
ПП отличаются по массе параметров — зернистость, вязкость, тип, наличие дополнительных присадок, марка, объем упаковки. В России в продаже имеется различная притирочная паста для клапанов. Базовые популярные марки — ВМП Классическая, ВМП Профессиональная, ABRO GP-201, абразивно-притирочная смесь Done Deal, ГОИ. Покупку следует делать с учетом технических характеристик Вашего двигателя. В идеале подбором ПП должен заниматься работник автомастерской, у которого есть соответствующий опыт, квалификация.
Классификация паст
Современный рынок предлагает широкий ассортимент паст с различными свойствами и предназначением.
Существует несколько основных критериев, по которым разделяются пасты:
Тип смываемости:
- водные (обозначаются буквой В) – отсутствие в составе жиров позволяет удалять покрытие обычной водой;
- органические, жировые (обозначаются буквой О) – устойчивы к водным растворам, содержат жирные кислоты, масла и парафин, разбавляются промышленными маслами, смываются бензином, спиртом или керосином.
Консистенцияя:
- жидкие – выпускаются в виде мази;
- твердые – предлагаются в виде порошка или брусков, при использовании смешиваются с водой.
Назначение:
- универсальные – предназначаются для обработки любой поверхности;
- специализированные – используются только для работы с металлами, камнем или стеклом.
Степень зернистости:
Изготавливаются пасты с 12 размерами зерен, разделяемых на тонкие, мелкие, средние и крупные, от этого показателя зависит применение при:
- черновой обработке;
- предварительной обработке;
- точной доводке;
- предварительном этапе шлифовки;
- финишном этапе шлифовки.
Концентрация абразива:
Тип смывающих веществ:
- «Г» — органические виды растворителей;
- «Л» — большинство существующих типов растворителей;
- «Х» — вода, растворители не используются;
- «Э» — универсальные растворители.
Средства выпускаются упакованными в банки, футляры или шприцы. Вид упаковки зависит от объема и консистенции материала.
Еще оно различие между пастами – используемые связки. В качестве связующего могут выступать: олеиновая кислота, парафин, касторовое масло, воск, бензин, керосин, расщепленный жир, стеарин. Для некоторых типов материала применяются не засыхающие растительные масла, обезвоженное свиное или говяжье сало, рыбий жир, канифоль, скипидар.
Все пасты, используемые для полировки, шлифовки и доводки, разделяются на алмазные, эльборовые и ГОИ, каждая из которых имеет свои отличия и предназначение.
Какие функции выполняет притирочная паста
Любой клапан двигателя внутреннего сгорания состоит из двух конструктивных элементов — тарелка и ножка. Тарелка имеет вид плоского диска, который расположен на конце ножки. Она плотно прилегает к посадочному месту на моторе (это место называют седлом). Тарелка должна плотно прилегать к седлу, чтобы обеспечивалась полная герметичность соединения. Такое жесткое требование имеет простое объяснение — чем плотнее будет расположена тарелка к седлу, тем меньше будут теплопотери движка и теме выше будет КПД двигателя внутреннего сгорания. В идеальном сценарии теплопотери стремятся к нулю, а все тепло идет на выполнение полезной работы.
Однако добиться плотного прилегания тарелки к селу удается не всегда. Эта проблема осложняется еще и тем, что в случае длительной эксплуатации движка на поверхности клапанных тарелок образуются мелкие повреждения, накипь, ржавчина, что приводит к снижению герметичности соединения. Чем дольше эксплуатируется двигатель, тем сильнее ослабевает герметичность соединения. Применение ПП позволяет решить следующие инженерные задачи:
- Восстановление естественной герметизации. Фактически ПП является абразивом, а во время обработки происходит удаление ржавчины, накипи, сколов, царапин, заусениц. В результате обработки тарелка становится гладкой, прямой, однородной. Это приводит к более плотному прилеганию тарелки к седлу, что увеличивает герметичность.
- Уменьшение масла на угар. Дополнительно устранение внешних дефектов приводит к тому, что во время работы двигателя не происходит выброс масла. Благодаря этому снижается количество масла на угар, что минимизирует риск образования накипи, нагара, ржавчины.
- Восстановление компрессии движка. Из-за мелких дефектов на поверхности компрессионного диска снижается коэффициент полезного действия движка. Обработка позволяет восстановить естественную компрессию, что также нормализует уровень КПД двигателя.
Эльборовые пасты
Эльборовыми называются пасты, в которых в качестве абразива выступает кубический нитрид бора. Еще одно их название – кубанитовые полировочные пасты. Этот тип паст предназначен для доводки и затоки металлов и металлорежущих инструментов из легированных сталей, полировки стеклянных поверхностей.
Входящие в состав материала ПАВ-ы не только удаляют из рабочей зоны отработанную стружку, легковозгораемые жидкости и шлаки, но и повышают производительность деталей. Обеспечивая их промывку. Благодаря этому процесс полировки происходит с абсолютной точностью, а паста оказывает положительное влияние на обрабатываемую поверхность.
Что учесть при выборе притирочной пасты
ПП отличаются друг от друга по массе параметров.
Технические параметры:
- Крупность зерна. Этот параметр является ключевым. Крупнозернистые составы используются для черновой затирки, а также для обработки деталей из прочных металлических сплавов (легированная сталь). Однако крупнозернистые смеси нельзя использовать для обработки деталей, которые находятся в хорошем состоянии — в таком случае смесь может создать дополнительные повреждения и микротрещины. Мелкозернистые смеси подходят для финальной обработки деталей, а также для работы с клапанам, которые находятся в хорошем состоянии. Если же деталь является прочной, то мелкозернистой смесью будет пользоваться сложно. Новичкам рекомендуется покупать ПП со средней крупностью зерна — такая паста неплохо обрабатывает все основные сплавы, а риск образования дефектов минимален.
- Состав материала. Для обработки бензиновых двигателей используются стандартные смеси без каких-либо присадок. Если же Вы имеете дело с дизельным мотором, то следует покупать смесь, в состав которой дополнительно внесена алмазная крошка. Дизельные двигатели изготавливаются из сверхпрочных сплавов, поэтому для их обработки нужен особо острый абразив. Зачистить диск и седло дизельного мотора и с помощью обычной смеси, однако для этого Вам придется приложить дополнительные усилия, а время обработки вырастет в 4-5 раз.
- Цена и качество. Качественные смеси проще наносить, они дольше застывают после разведения. Однако и стоят они дороже. Более дешевые смеси следует использовать сразу же после разведения, поскольку они быстро застывают и теряют свои полезные технические свойства. Однако они позволяют сэкономить лишние деньги, что может быть важно в некоторых ситуациях.
Для автомастерских рекомендуется покупать большую упаковку — это позволит сэкономить лишние деньги.
Область применения алмазных паст по их типу
Тип пасты | Смываемость | Консистенция | Область применения |
Г | О | М | Обработка черных и цветных металлов, сплавов, неметаллических материалов, сталей и полупроводниковых материалов. |
Л | ВО | М | Обработка легированных сталей, чугуна. керамики, металлокерамики, твердых сплавов, феррита, сапфира. |
Х | В, ВО | М, Т | Обработка стекла, полупроводниковых материалов, твердосплавного инструмента, волок. |
Э | ВО | М | Обработка стекла, полупроводниковых материалов, твердосплавного инструмента. |
Пасты алмазные выпускаются с разной концентрацией алмазного порошка. Чем выше концентрация, тем выше производительность обработки. Достигается это за счёт изменения абразивной способности т.е. количеством материала сошлифованного за единицу времени.
По концентрации алмазного порошка пасты делят на:
Н
— Пасты нормальной концентрации
П
— Пасты повышенной концентрации
В
— Пасты повышенной концентрации
Для удобства в пасту добавляется краситель, по которому можно определить её свойства и характеристики (зернистость и массовую долю алмазов).
Ниже представлена таблица цветов алмазной пасты.
Цвет пасты и этикетки | Зернистость алмазного порошка | Массовая доля алмазов в пасте, % | ||
Н | П | В | ||
Сиреневый | 125/100 — 80/63 | 40 | 60 | — |
Сиреневый | 63/50, 50/40 | 20 | 40 | — |
Красный | 60/40, 40/28 | 8 | 20 | 40 |
Голубой | 28/20 — 14/10 | 6 | 15 | 30 |
Зеленый | 10/7 — 5/3 | 4 | 10 | 20 |
Желтый | 3/2 — 1/0 | 2 | 5 | 10 |
Не окрашивается | 1/0,5 — 0,1/0 | 2 | 5 | 10 |
Популярные марки ПП на российском рынке
В России в продаже имеется множество фабричных марок ПП, которые могут иметь сильные отличия. Ниже мы рассмотрим несколько популярных марок паст.
ВМП Классическая
Самая популярная марка притирочных абразивов на российском рынке. Этим материалом можно обрабатывать как дизельные, так и бензиновые двигатели. Можно применять как для черновой, так и финальной отделки. Средний размер зерна составляет 70-90 микрометров, однако в процессе обработки зерно уменьшает в 5-10 раз, что является большим плюсом (за счет этого обеспечивается универсальность пасты). ПП не портится при хранении, ее легко использовать. Марка выпускается в виде пластиковых тюбиков с носиком, а также в пакетах. Стоимость большого тюбика весом 400 грамм составляет 700-800 рублей.
ВМП Профессиональная
Является усовершенствованной модификацией предыдущей марки. Подходит только для обработки бензиновых двигателей (для обработки дизеля рекомендуется использовать другую марку ВМП Алмазная). Можно применять для черновой или финальной обработки. Средний размер фракции составляет 45-75 микрометров, а в процессе обработки фракции уменьшаются в размере. Марка является профессиональной — с ее помощью можно обрабатывать двигатели как простых машин, так и гоночных. Также пастой можно затирать клапаны грузовиков, автобусов, различной военной техники. Выпускается паста в виде тюбиков, а также в пакетах. Стоимость тюбика весом 400 грамм находится в пределах от 900 до 1200 рублей.
ВМП Алмазная
ПП этой марки содержит алмазную крошку. Поэтому с ее помощью можно обрабатывать прочные дизельные движки. А вот применять ее для затирки бензиновых двигателей не рекомендуется — зернышки материала будут оставлять царапины, что может привести к растрескиванию клапанов. Марку применяют для черновой или чистовой обработки. ПП не рекомендуется смешивать с другими составами. Выпускается в четырех различных разновидностях (тюбики с составом + пакет 1 кг). Стоимость крупного тюбика весом 400 грамм составляет от 1300 до 1800 рублей.
ABRO GP-201
ABRO GP-201 выпускается в виде небольших баночек, где общий вес двух смесей которых составляет 140 г. Каждая баночка разделена на две секции:
- В первой секции содержится паста COARSE. Этот состав является крупнозернистым, а используется он для выполнения черновых работ, а также для обработки сверхпрочных клапанов.
- Во второй секции содержится другая ПП, которую называют FINE. Этот состав относится к категории мелкозернистых, а с его помощью выполняются финальные работы.
- Пользоваться ПП просто — сперва Вы применяете COARSE, а потом используете FINE. Такой способ обработки позволяет выполнить зачистку качественно, удобно, быстро.
ABRO GP-201 не портится при хранении. ПП относится к категории термоустойчивых, поэтому она переносит высокие температуры, которых может достичь мощный двигатель во время работы. Стоимость одной такой баночки составляет 200-400 рублей.
Притирочно-абразивный материал Done Deal
По композиции этот материал похож на пасту ABRO GP-201:
- Упаковка разделена на две автономных секции.
- В первой секции хранится универсальная среднезернистая смесь.
- Во второй секции хранится мелкозернистая смесь.
- Для затирки человек используется сперва среднюю смесь, а потом — мелкую.
Done Deal подходит для обработки бензиновых двигателей. Смесь не содержит крупные фракции, поэтому ее не рекомендуется использовать для обработки сильно поврежденных клапанов. В состав одной упаковки входит 2 одинаковых тюбика общей массой 50 г. Стоимость одной упаковки — 300-500 рублей.
ГОИ
Представляет собой притирочную пасту на основе оксида хрома и стеарина. Подходит для обработки всех бензиновых двигателей. Средняя стоимость 1 упаковки — 100-200 рублей. Выпускается в трех разновидностях в зависимости от крупности зерна:
- Опытным следует покупать крупнозернистую и мелкозернистую ГОИ, а обработку следует выполнять в два этапа.
- Новичкам рекомендуется отдать свое предпочтение универсальной среднезернистой ПП, а обработку можно выполнять в один заход.
Цены на алмазные пасты
п/п | АСМ/АСН | Концентрация алмаза в Каратах в 1кг | Цена за 1 килограмм | ||||
Н | П | В | Н | П | В | ||
1 | 60/40 | 400 | 1 000 | 2 000 | 4000 | 10 000 | 20 000 |
2 | 40/28 | 400 | 1 000 | 2 000 | 4 000 | 10 000 | 20 000 |
3 | 28/20 | 300 | 750 | 1 500 | 3 200 | 7 500 | 15 000 |
4 | 20/14 | 300 | 750 | 1 500 | 3 200 | 7 500 | 15 000 |
5 | 14/10 | 300 | 750 | 1 500 | 3 200 | 7 500 | 15 000 |
6 | 10/7 | 200 | 500 | 1 000 | 2 400 | 5 000 | 10 000 |
7 | 7/5 | 200 | 500 | 1 000 | 2 400 | 5 000 | 10 000 |
8 | 5/3 | 200 | 500 | 1 000 | 2 400 | 5 000 | 10 000 |
9 | 3/2 | 100 | 250 | 500 | 1 500 | 2 500 | 5 000 |
10 | 2/1 | 100 | 250 | 500 | 1 500 | 2 500 | 5 000 |
11 | 1/0 | 100 | 250 | 500 | 1 500 | 2 500 | 5 000 |
12 | 0,5/0 | 100 | 250 | 500 | 1 800 | 3 500 | 7 500 |
13 | 0,3/0 | 100 | 250 | 500 | 1 800 | 3 500 | 7 500 |
Указана цена за 1кг. Пасты при расфасовке 40, 50,100,200 и 500грамм. Без учета НДС.
Наличие тары уточняйте в момент заказа.
Цены от десяти килограмм согласовуются индивидуально
Паста эльборовая
п/п | ЛМ | Ct | Цена за 1кг |
1 | 60/40 | 400 | 12 000 |
2 | 40/28 | 400 | 12 000 |
3 | 28/20 | 300 | 10000 |
4 | 20/14 | 300 | 10000 |
5 | 14/10 | 300 | 10000 |
6 | 10/7 | 200 | 6000 |
7 | 7/5 | 200 | 6000 |
8 | 5/3 | 200 | 6000 |
9 | 3/2 | 100 | 3500 |
10 | 2/1 | 100 | 3500 |
11 | 1/0 | 100 | 3500 |
Как самостоятельно приготовить ПП
Как приготовить притирочную пасту самому. Ниже мы рассмотрим 2 основных рецепта, которые доказали свою эффективность на практике.
Рецепт #1
Для приготовления Вам понадобятся следующие элементы:
- Несколько заточных камней (2 и более). Абразив должен быть мелким. Форма камня может быть любым — круг, квадрат, прямоугольник, овал.
- Чистый рабочий стол или верстак. Перед работой стол рекомендуется вымыть и высушить насухо. Это позволит исключить попадания в смесь воды или сторонних компонентов.
- Большой чистый лист бумаги (формат A5 или A6). Бумага помещается на верстак или стол (на поверхности даже самого чистого стола могут быть микрочастички мусора или пыли).
- Текучее моторное масло, обладающее низкой вязкостью. Жидкие разновидности масла использовать не рекомендуется — в таком случае качество смеси будет низким, а обработка превратится в мучение.
- Пластиковая емкость с большим горлышком. Оптимальный объем емкости — 200-400 мл.
Чтобы приготовить пастообразную смесь для притирки, положите на рабочий стол или верстак чистый лист бумаги. Потом сверху положите первый камень. Возьмите в руку второй камень и делайте им поступательно-возвратные движения по первому камню. В результате у Вас будет образовываться абразивная крошка, которая нужна для приготовления пасты. Тереть камень о камень нужно совсем немного — не более 2 минут. После этого аккуратно возьмите лист бумаги в руку, высыпьте крошку в пластиковую емкость. Добавьте в емкость машинное масло (пропорциональное соотношение масла и крошки — один к одному). Хорошенько перемешайте смесь до образования однородной кашицы. Притирочная паста готова — ее можно наносить на мотор.
Рецепт #2
Давайте также рассмотрим альтернативный рецепт приготовления ПП. Нам понадобятся все те же элементы, что и в предыдущем случае — чистая бумага, пластиковая емкость, масло, стол или верстак. Единственное важное отличие — вместо заточных камней следует использовать строительный кирпич. Вместо цельных кирпичей можно использовать их куски (однако у таких кусков должны быть плоские грани). Алгоритм приготовления притирочной смеси будет практически идентичным:
- Очистите стол от пыли, вымойте его и высушите. Потом положите на стол чистый лист бумаги.
- На бумажный лист положите кирпич. Во вторую руку возьмите второй кирпич.
- Теперь Вам нужно получить кирпичную крошку — для этого вторым кирпичом потрите по первому.
- Тесать кирпич следует не более 2-3 минут — за это время должно образоваться нужное количество крошки.
- Уберите кирпичи в сторону, аккуратно возьмите лист бумаги, пересыпьте крошку в пластиковую емкость.
- Залейте крошку машинным маслом в пропорции 1 к 1. Перемешайте смесь до состояния однородной кашицы.
Преимущества и недостатки
Средства для обработки стекла и других автомобильных поверхностей с добавлением алмазов имеют следующие преимущества:
- точность. Содержащиеся в смеси синтетические алмазы наиболее точно отполируют любую поверхность, доведя ее до нужной гладкости;
- широкий выбор степеней абразивности. Существует 12 типов зернистости, которые подойдут для любых типов работ;
- возможность работы с материалом своими руками. Необязательно обращаться на СТО, чтобы отполировать стекла или металлические поверхности.