На сегодняшний день червячные механизмы получили весьма широкое распространение, так как являются частью различных механизмов. Основное предназначение заключается в непосредственной передаче усилия от электрического двигателя к непосредственному исполнительному органу. Принцип работы, как правило, основан на взаимодействии двух или нескольких элементов, которые постоянно находятся в зацеплении. Слишком длительная эксплуатация под нагрузкой и низкий уровень масла в редукторе становятся причиной истирания основных элементов. Именно поэтому важно правильно подобрать масло для червячных редукторов и провести его своевременную замену.
Сроки замены
Частота замены масла в редукторе зависит от типа КПП авто. Если в машине стоит ручное переключение скоростей, смазку меняют через каждые 50 000 км пробега, если автоматическое — через 30 000 км.
На частоту замены влияют также условия эксплуатации авто. Масло в машинах, работающих в сложных условиях, меняют чаще. К ним относятся:
- езда по плохим дорогам;
- постоянная максимальная загрузка;
- частая буксировка авто и прицепов.
На заметку!
В новых авто масло рекомендуется поменять после 2 000–3 000 км пробега, так как новые узлы еще только притираются, и в этот период усиленно образуются продукты износа.
Часто автолюбители заливают масло в редуктор вместе с коробкой передач. Для обоих узлов применяется одинаковый трансмиссионный состав.
Рекомендуется всегда проверять уровень масла в авто, приобретенных вне салона и уже бывших в употреблении. Выполняя предпродажную подготовку, владельцы авто меняют смазку, но только там, где потенциальный покупатель может это легко проверить. Редуктора это не касается — о том, что в нем надо поменять смазку, узнать не так просто.
Варианты применения
По данным актуальной статистики порядка 40% от производимого на сегодня объема редукторного масла используется для обслуживания производственного оборудования. Смазочные материалы заливаются в станки, прессы, штампы и другие устройства, эксплуатируемые в десятках отраслях производства. Аналогичный объем масла потребляется металлургической промышленностью, в то время как оставшиеся 20% применяются для обслуживания корабельного, шахтного оборудования.
Вот лишь часть механизмов, нормальная работа которых невозможна без редукторного масла:
- Промышленные редукторы. Сепараторы, дробилки, прокатные станы, гидравлические прессы, измельчители и другие устройства, в составе которых есть подвижные механизмы. Их узлы постоянно подвергаются большим и продолжительным нагрузкам, поэтому без смазочной жидкости узлы быстро разрушаются, приходят в негодность и требуют замены.
- Подшипники и передачи. В любой понижающей передаче косозубого либо прямого типа залито редукторное масло, которое предотвращает ускоренный износ подвижных деталей. Это справедливо для синхронизированных и несинхронизированных коробок, в том числе узлов отбора мощности. То же касается подшипников, нуждающихся в регулярной смазке.
Масла, изготавливаемые на синтетической основе, нашли более широкое распространение по сравнению с минеральными смазками. Это обусловлено их неподверженностью к испарению, более продолжительному сроку эксплуатации, за счет которого обслуживание агрегатов требуется реже.
Стоит отметить существование отдельной категории редукторных масел, используемых только на пищевых производствах. Такие марки имеют специальные допуски и даже в случае контакта с продуктами питания не создают угрозу для здоровья и жизни конечных потребителей продукции.
Функции масла в редукторах
Главная функция масла — уменьшение трения во время работы механизма. Все элементы обволакиваются плотной масляной пленкой, которая предотвращает истирание деталей и продлевает работу редуктора.
Другие функции смазки:
- предотвращение коррозии и окисления;
- препятствует перегреванию;
- удаляет с поверхностей грязь.
Благодаря смазке мотор легко запускается даже при очень низких температурах. Мороз приводит к застыванию металлических элементов. Если вовремя не залить масло в механизм, двигатель не заведется.
Как определить уровень и состояние масла
Проверка производится в холодном состоянии, когда все масло собрано в картере. Жидкость должна быть ниже заливочного отверстия на 2–5 мм — это нормальный уровень.
Последовательность действий:
- Открутите заливную пробку и измерьте уровень масла прутом, проволокой, пальцем.
- Одновременно проверьте состояние смазки, втянув небольшое его количество с помощью шприца.
- Есть еще один способ оценки состояния масла. Отверните сливную крышку, предварительно закрутив заливочное отверстие. Если машина простаивала несколько часов, все инородные частицы окажутся на дне картера.
Если отработка содержит металлические частицы, значит, узлы редуктора сильно изношены. Пора готовиться к серьезному ремонту и замене деталей.
По цвету отработанной жидкости определяют ее состояние:
- Цвет такой же, как и у нового масла или чуть темнее. Включений нет, жидкость чистая. Масло менять не нужно.
- Отработка темная, но прозрачная. Включения отсутствуют. Если по срокам подошло время замены меняйте, если еще рано — отложите процедуру.
- Если смазка потемнела и помутнела и в ней видны микрочастицы загрязнений и металла, то масло пора менять. Даже если время еще не подошло. И обязательно промойте редуктор.
- Если жидкость стала темной и густой и в ней стружка, без замены смазки никак не обойтись. Надо проверить исправность редуктора. Вполне возможно, что он нуждается в ремонте. Но эти работы лучше доверить профессионалам из автосервиса.
Технические характеристики
При покупке оптом либо розничны количеством нужного средства смазки, важно также знать технические параметры, определяемые физико-механическими свойствами. При этом устанавливает характеристики на масла гост документация, определяющая:. индекс и класс вязкости каждого средства смазки;
индекс и класс вязкости каждого средства смазки;
температуру вспышки, которая не должна быть слишком низкой;
степень нагрузки (для масел Евросмазки – это показатель не ниже 10);
общая плотность и прочие.
Учитывая данные параметры, можно приобрести в Киеве необходимые масла на сайте «Евросмазки», для доставки которых нам необходимы от вас минимальное количество данных.
Смазывание червячных передач имеет некоторую особенность по сравнению со смазыванием цилиндрических передач. При малых углах наклона витков червяка КПД червячных передач падает до 0,6…0,7 и значительная часть механической энергии переходит в тепловую, нагревая масло и детали редуктора. Для устранения разрыва масляной пленки в месте контакта для червячных передач выбирают более вязкое масло, чем для передач с цилиндрическими зубчатыми колесами.
Смазывание зацепления червячных передач осуществляется погружением червяка (при нижнем его расположении относительно колеса) или погружением колеса (при верхнем расположении червяка). Червяк рекомендуется погружать в масло как можно глубже, примерно до оси, если этому не препятствуют условия нагрева. Минимальная глубина погружения должна быть не менее двойной высоты витка.
При верхнем расположении червяк смазывается маслом, передаваемым зубьями колеса при их погружении в масляную ванну.
При скоростях скольжения 6…8 м/с и непрерывной работе редуктора рекомендуется применять циркуляционное смазывание. Смазка должна проводиться с обеих сторон червяка для более интенсивного отвода тепла из зоны зацепления.
Подшипники вала червяка при нижнем его расположении смазываются маслом из ванны редуктора, смазывание подшипников червячного колеса в этом случае может осуществляться при помощи устройств, приведенных на листе 172. Здесь масло снимается с обода колеса скребками и направляется в канавку, расположенную в опорном фланце корпуса, по которой и стекает к подшипнику.
При расположении червяка выше колеса подвод смазки к подшипникам предусматривается в конструкции редуктора.
При скорости скольжения на червяке, превышающей 3 м/с, подвод масла к подшипникам может быть таким, как показан на листе 176, рис. 1. В этом случае масло, попадая с колеса на витки червяка, отбрасывается центробежной силой и улавливается наклонной плоскостью отбойника, закрепленного на верхней стенке крышки редуктора. С отбойника масло стекает в корытообразный желобок и затем в подшипники, а с подшипников оно стекает в масляную ванну.
Второй способ подвода масла к подшипникам червячного вала показан на листе 176, рис. 2. Здесь разбрызгиваемое масло попадает на вертикальные стенки крышки редуктора и собирается в желобах, отлитых заодно со стенкой. Через отверстия, просверленные в приливах против желобов, масло стекает к подшипникам. Для равномерного подвода масла к подшипникам с обеих опор каждый желоб разделен ребром.
На рис. 38 показано смазывание червячного зацепления и подшипников при боковом расположении червяка. Для устранения течи масла по вертикальному валу червячного колеса предусмотрен стакан, входящий в прорезь червячного колеса, по высоте выше уровня масла, залитого в картер. Стакан крепится болтами в нижней части корпуса. В этом случае подшипники смазываются индивидуально пластичной смазкой.
Подготовка к замене
Прежде чем заливать масло в редуктор, рекомендуется проехать на авто 5–10 км, чтобы заменяемая жидкость была менее вязкой.
Порядок подготовки к замене масла:
- Переоденьтесь в рабочую одежду из натурального материала, чтобы не прилипала к коже. Наденьте защитные средства на глаза, рот и нос. Если жидкость попадет на них, будет ожог слизистых.
- Приготовьте 3 л трансмиссионного масла — 1,4 пойдет в коробку, 1,3 — в редуктор. Остатками можно будет смазать замки и т. п.
- Машину желательно поставить на смотровую яму — это позволит получить доступ к интересующему узлу. Надежно закрепите авто, поставьте его на ручной тормоз. А для большей надежности подложите под колеса стопоры.
- Возьмите щетку с щетиной из металла и почистите поверхности в зоне заливных и сливных отверстий.
- Заодно обратите внимание, в каком состоянии находятся сальники. Если они изношены, то рабочая жидкость понемногу вытекает из редуктора. Если возле сальников увидите подтеки, лучше сразу их поменяйте.
Для заливки также можно использовать лейку и шланг из резины. Один конец вставьте в коробку передач, второй выведите в моторный отсек. Недостаток — обязательный прогрев масла. Менять его надо только летом.
На заметку! Перед заменой смазки уверьтесь, что редуктор не горячий. Если разогретый состав соприкоснется с кожными покровами, будет ожог.
Виды и модификации мотор редукторов UD-RV (аналог NMRV)
Среди мотор редукторов наиболее популярны стандартные червячные модели, кроме них потребителям доступны двухступенчатые и имеющие в одной из ступеней передачу типа PCRV (цилиндрическую), а также изделия с вариаторной UD-приставкой. Приставка располагается на входе, в результате получаются модификации:
- UD с NMRV (UD+NMRV),
- UD с PCRV (UD+PCRV),
- UD с DRW (UD+DRW).
Среди вариантов исполнений NMRV и NRV производится с выходным цилиндрическим SS – односторонним валом. Исполнение PCRV и DRW – с выходным цилиндрическим DS – двухсторонним валом. Входные валы для всех вариантов могут быть двухсторонними.
Читать также: Какой провод нужен для заземления частного дома
OOO ПТЦ Привод поставляет все возможные варианты, полный модификационный ряд редукторных изделий, если заказчик потребует, реализуемая продукция будет укомплектована выходными фланцами, тягами, валами и пр.
Какие нужны инструменты
Для замены смазки понадобятся некоторые инструменты и материалы. Если вы решили заняться этим делом самостоятельно, приготовьте для работы:
- комплект гаечных ключей — накидных, рожковых, шестигранников;
- отвертки разного типа — плоская, крестовидная, «торокс»;
- универсальный технический аэрозоль WD-40 для очищения винтов и пробки;
- емкость для сбора отработки;
- шланг;
- шприц.
Исполнение
9 | 20 | — | 3 | 10.2 | ||
40 | 53 | 11 | 23 | — | 4 | 12.5 |
50 | 64 | 14 | 30 | М6 | 5 | 16 |
63 | 75 | 19 | 40 | М6 | 6 | 21.5 |
75 | 90 | 24 | 50 | М8 | 8 | 27 |
90 | 108 | 24 | 50 | М8 | 8 | 27 |
110 | 135 | 28 | 60 | М10 | 8 | 31 |
130 | 155 | 30 | 80 | М10 | 8 | 33 |
150 | 175 | 35 | 80 | М12 | 10 | 38 |
Односторонний и двухсторонний выходной вал
30 | 32.5 | 63 | 102 | 128 | M6 | 5 | 16 | ||
40 | 18 | 40 | 43 | 78 | 128 | 164 | М6 | 6 | 20.5 |
50 | 25 | 50 | 53.5 | 92 | 153 | 199 | М10 | 8 | 28 |
63 | 25 | 50 | 53.5 | 112 | 173 | 219 | М10 | 8 | 28 |
75 | 28 | 60 | 63.5 | 120 | 192 | 247 | М10 | 8 | 31 |
90 | 35 | 80 | 84.5 | 140 | 234 | 309 | М12 | 10 | 38 |
110 | 42 | 80 | 84.5 | 155 | 249 | 324 | М16 | 12 | 45 |
130 | 45 | 80 | 85 | 170 | 265 | 340 | М16 | 14 | 48.5 |
150 | 50 | 82 | 87 | 200 | 295 | 374 | M13 | 14 | 53,5 |
Реактивная штанга
14 | 24 | 8 | 15 | 4 | ||
40 | 100 | 14 | 31.5 | 10 | 18 | 4 |
50 | 100 | 14 | 36.5 | 10 | 18 | 4 |
63 | 150 | 14 | 49 | 10 | 18 | 6 |
75 | 200 | 25 | 47.5 | 20 | 30 | 6 |
90 | 200 | 25 | 57.5 | 20 | 30 | 6 |
110 | 250 | 30 | 62 | 25 | 35 | 6 |
130 | 250 | 30 | 69 | 25 | 35 | 6 |
150 | 250 | 30 | 84 | 25 | 35 | 6 |
Критерии выбора смазки
Масло для редуктора подбирают индивидуально, учитывая особенности машины. Трансмиссионные жидкости отличаются своим составом и используются строго по назначению. Формулы масел разрабатывают с учетом рабочих температур механизма, нагрузок и скоростей вращения элементов.
Трансмиссионные жидкости градируются по уровню вязкости. Применяются следующие маркировки: 75W; 80W; 85W; 90; 140; 250. Этот ряд представляет основные виды масел для автомобильных редукторов.
На заметку! Редукторные жидкости делят на летнюю, зимнюю и всесезонную группу. Буква W в маркировке трансмиссионных масел указывает на принадлежность к зимней категории. Так, смазка 70W подходит для температур до минус 50°C, а 75W для минус 40°C.
Лучшее решение — залить масло для трансмиссии, рекомендованное производителем. Эту информацию можно найти в технической документации. Кроме того, рекомендуется учитывать класс жидкостей по API. Для КПП легковых авто механического и автоматического типа применяют составы категории GL-4 или GL-5, содержащие полный комплекс всевозможных присадок для защиты механизма.
Если автовладелец не знает, какое масло и в каком количестве лить в редуктор, он может заглянуть в специальные таблицы, в которых для каждой марки машины указан тип жидкости и ее количество. Так, например, для ВАЗ 2101 используют масло 80W90 или 75W90 в количестве 1,5 л, для моделей 2105/2106 1,3 л — Лукойл 80W90 GL-5.
Масло выбирают с учетом возраста авто:
- Старые машины допускают применение продукции более низкого сорта. В прежние времена передачи делали более грубые, рассчитанные на небольшие нагрузки.
- Современные авто нуждаются в самых высококачественных смазках. Применение низкосортных сортов недопустимо.
Применение неподходящих жидкостей может вывести из строя как отдельные узлы, так и весь механизм.
Классификация масел
Кроме упомянутого выше разделения масла по происхождению есть три важных классификации: по DIN, по AGMA и по ISO. Эти параметры важно учитывать при выборе смазочных материалов.
DIN
Для классификации редукторных масел используется стандарт DIN 51517. Выделяют такие классы:
- 51517-1 (С). Без использования присадок. Самый дешевый вариант, который одинаково хорошо подходит для обслуживания как ненагруженных, так и малонагруженных систем.
- 51517-2 (CL). Есть присадки для борьбы с окислением и коррозией. Срок эксплуатации масла увеличен. Оно пригодно для систем без строгих требований к противоизносным свойствам.
- 51517-3 (CLP). Кроме антиокислительных и антикоррозионных добавлены противоизносные присадки. Такая смазка для механизмов, эксплуатируемых в особенно сложных условиях.
Наиболее продвинутый класс – CGLP. Смазочные материалы, соответствующие его требованиям, содержат в составе присадки против окисления, изнашивания и коррозии, а также имеют добавки, которые значительно улучшают процесс скольжения механизмов. Это наиболее дорогой вариант, используемый для обслуживания узлов, работающих под длительными и большими нагрузками.
На примере классификации по DIN 51517 можно понять, что подобные стандарты упрощают выбор смазочных материалов в зависимости от условий применения, особенностей агрегатов и узлов.
AGMA
Следующая важная стандартизация редукторных масел, которую важно учитывать при выборе, разработана в США Американской ассоциацией производителей смазочных материалов и носит наименование AGMA. В основу данной классификации входит разделение масел по степени их вязкости. Всего представлено 15 классов от 0 до 13, и для первых 11 классов есть соответствующий стандарт вязкости по международному стандарту ISO.
ISO
Для оценки степени вязкости редукторных масел используется международный стандарт ISO VG. Достойные внимания смазочные материалы удовлетворяют требованиям классов от 2 до 1500. Именно в этом диапазоне находится большинство жидкостей, используемых в промышленности.