Переосвидетельствование автомобильных газовых баллонов и проверка газобаллонного оборудования

Работа с техническими газами требует неукоснительного соблюдения правил эксплуатации газоиспользующего оборудования и газовых резервуаров, которые должны периодически подвергаться аттестации. Важно понимать, что плановое освидетельствование баллонов – это не прихоть контролирующих органов, а необходимая мера для своевременного выявления дефектов конструкции и предотвращения опасных ситуаций на производстве.

Существует немало частных компаний-поставщиков техгазов, которые, пренебрегая процедурой аттестации, предоставляют клиентам просроченные баллоны. Получая в свое распоряжение более дешевый продукт, покупатель зачастую не подозревает о возможных последствиях. Чем грозит эксплуатация несертифицированных резервуаров, читайте в статье: серые производители технических газов.

Вместе с тем, ответственные организации заботятся о безопасности своих клиентов, выполняя требования ФНП, которые касаются обустройства испытательных пунктов для освидетельствования баллонов. Чтобы получить разрешения от контролирующих органов на проведение испытаний, компания должна иметь:

  • подходящее по площади помещение;
  • технические средства;
  • аттестованных специалистов;
  • клеймо с шифром организации;
  • производственную инструкцию.

Поверка газового баллона

Освидетельствование газового баллона – это мероприятие, которое необходимо в первую очередь его владельцу. Освидетельствование может гарантировать то, что баллон безопасен в эксплуатации и может быть использован по назначению, в противном случае их эксплуатация недопустима. Существует единый порядок освидетельствования, во время ее проведения проводят осмотр поверхностей баллонов на предмет обнаружения повреждения поверхности.

Срок службы газового баллона

Выполняют проверку качества маркировки и окраски на предмет соответствия требованиям ГОСТ, состояния крана. Кроме того, в процессе аттестации проводят гидравлические испытания емкостей для хранения газов. Результаты осмотра и проведенных испытаний заносят в паспорт, сопровождающий изделие все время его эксплуатации.

Без проведения подобных мероприятий заправка и эксплуатации емкостей для хранения и перевозки газа недопустимы. Обследование баллонов и вынесение заключения по ним может выполнять только организация, которая имеет все необходимые разрешения и полномочия от соответствующих государственных надзорных органов.

Сосуды для хранения газов должны проходить аттестацию один раз в несколько лет. Срок проведения зависит от нескольких параметров – от материала, например, если баллоны изготовлены из легированной или углеродистой стали, то им достаточно проходить через эту процедуру один раз в пять лет. Баллоны, устанавливаемые на автомобили в составе ГБО, должны проходить аттестацию в три или пять лет.

Баллоны, которые работают в стационарных условиях и предназначены для хранения инертных газов проходят необходимые освидетельствования один раз в десять лет.

Обозначенные сроки освидетельствования должны строго соблюдаться. Все дело в безопасности. Если емкости предназначены для хранения и перевозки пропаном, ацетиленом или другим взрывоопасным газом любой дефект на наружной поверхности баллона может привести к непоправимым последствиям.

Как только возникают сомнения в работоспособности емкости для хранения газа необходимо вывести ее из оборота и приобрести, или арендовать новый.

Сколько стоит переосвидетельствование баллонов и проверка газового оборудования на автомобиле

Цена поверки зависит от объёма и вида сосуда, но в среднем по рынку начинается с 1200 рублей. На конечную стоимость могут повлиять дополнительные операции:

  • Демонтаж/установка;
  • дегазация;
  • чистка/мойка;
  • грунтовка, покраска;
  • мелкий ремонт или реставрация баллона.

Таким образом, стоимость может доходить до 7000 рублей за один баллон. Что зачастую будет превышать цену покупки новой ёмкости.

Плановая проверка газового оборудования стоит около 500 руб., здесь также всё зависит от модели оборудования, марки машины, устранения выявленных проблем.

Стоить отметить, что на все процедуры уходит от 1-3 дней, если делать по законным требованиям.

Многие легальные мастерские по техобслуживанию, взяв с клиента плату, проводят формальную проверку оборудования. Тут каждый выбирает сам.

Периодичность проведения проверки годности баллонов

Транспортировка и эксплуатация технических газов связано со значительной опасностью. Это обусловлено не столько их взрывоопасностью или воспламеняемостью, а, сколько наличием высокого давления в сосудах, предназначенных для их хранения и доставки к месту потребления.

При таких условиях даже самый незначительный дефект может оказаться причиной серьезного происшествия. Именно поэтому огромную роль играет своевременное освидетельствование и необходимое обслуживание баллонов.

Вывод

Как видно, никаких особых условий композитным баллонам не требуется ни при хранении, ни в процессе эксплуатации. А сервисное обслуживание сводится к периодической проверке раз в десятилетие. Тогда как при целевом использовании и соблюдении рекомендаций производителя, срок их службы практически неограничен, хоть по наследству передавай.

Фото композитный газовый баллон питает оборудование на рыбалке

Еще больше ответов специалиста по композитным газовым баллонам – в предыдущем тематическом материале. Задать свой вопрос и получить ответ в режиме реального времени от производителя можно в профильной ветке на форуме. В видео – обзор электрических, угольных и газовых грилей, также тест-драйв в сложных погодных условиях.

Подписывайтесь на наш Telegram каналЭксклюзивные посты каждую неделю

Процесс освидетельствования и восстановления емкостей для промышленных газов

Нормативной документацией, а именно «Правилами обустройства и эксплуатации сосудов…» назначена регулярность проведения освидетельствования технического состояние сосудов для газов.

Правила использования ацетиленовых баллонов

К примеру, освидетельствование баллонов для ацетилена проводится один раз в пять лет. В то время, как масса, находящаяся внутри баллона, должна проверятся как минимум один раз в 2 года. Кстати, на баллоне должна быть нанесена отметка о сроках проведения освидетельствования, результате осмотра пористой массы и указаны сроки следующего освидетельствования баллона.

В соответствии с техническими условиями, к эксплуатации допускают только те емкости, которые прошли все необходимые испытания и об этом сделаны все соответствующие записи. Новые сосуды, проходят необходимый цикл испытаний во время приемки продукции службой технического контроля.

По истечении сроков освидетельствования баллоны должны проходить переосвидетельствование, то есть полное освидетельствование технического состояния. При этом те, которые переосвидетельствование не прошли должны быть изъяты из оборота и отправлены на вторичную переработку (утилизацию).

Емкости, на которых обнаружены исправимые дефекты, то они подлежат ремонту и после выполнения требуемых работ, проведения надлежащих испытаний могут быть возвращены в эксплуатацию.

Когда выполняется аттестация газовых емкостей

Периодичность технической аттестации для работающих под избыточным давлением сосудов составляет 5 лет. То есть с даты изготовления каждые 5 лет баллон должен обязательно подвергаться испытаниям, во время которых определяют целостность корпуса и вентиля, массу конструкции, внутреннюю емкость и способность выдерживать повышенное давление.

Однако в некоторых ситуациях освидетельствование выполняют раньше установленного срока, когда:

  • сломан вентиль;
  • в месте соединения баллон-вентиль обнаружена утечка;
  • на горловине неисправно или отсутствует кольцо;
  • поврежден башмак;
  • окраска наружной поверхности является некачественной.

Решение о ремонте или выбраковке таких сосудов принимают только по результатам визуального осмотра и технических исследований.

Порядок проведения очередных испытаний баллонов

Очередные испытания баллонов проводят, руководствуясь РД 03112194-1094-03 и РД 03112194-1095-03. Сотрудники, которые выполняют такую работу, должны пройти соответствующие курсы и обладать надлежащими знаниями и навыками.

Очередные испытания проводят в следующей последовательности:

  1. Приемка емкостей. На этом этапе освидетельствования выполняется проверка комплектности баллона, выполняется осмотр внешней поверхности. Одновременно с этим выполняют проверку даты последнего осмотра и опрессовки. При необходимости должна быть выполнена очистка внутренней поверхности емкости.
  2. Обследование внутренней части емкости проводят с применением специализированного оборудования.
  3. Выполняют демонтаж арматуры и ее проверку. Кроме того, в процессе осмотра может быть выполнена установка технологических деталей, без которых невозможно провести гидравлические испытания.

После проведения гидравлических испытаний (опрессовки) необходимо просушить сосуд от следов реагента. Вернуть на место демонтированную арматуру.

Баллон необходимо подготовить к грунтовке и покраске. Для этого его подвергают пескоструйной обработке. После нанесения покрытия соответствующего цвета и ее просушки на поверхность баллона необходимо выполнить маркировку в соответствии с нормативной документацией. Окончание работ по освидетельствованию оформляется соответствующим актом. Общее время на выполнение всех указанных работ составляет 3 – 5 часов. В это время входят и подготовительные и основные операции.

Максимально допустимый период эксплуатации баллонов

Временные характеристики эксплуатации емкости для размещения газа определяет ГОСТ 949-73. Согласно данному положению, для стальных баллонов с давлением до 19,6 МП максимально возможный срок эксплуатации составляет 20 лет. Отдельные виды изделий отличаются менее продолжительным сроком использования.

Расшифровка

Если на емкости обнаружены дефекты, то после проведения освидетельствования и соответствующих работ по восстановлению изделия баллон может быть повторно передан в использования. При нарушениях и повреждениях свыше 10% от общей поверхности изделия баллон обязательно утилизируется.

Правила хранения

Баллоны, предназначаемые для технических газов, хранят на основании требований безопасности, которые определены в «Правилах эксплуатации сосудов под давлением ПБ 03-576-03».

Хранение баллонов

В частности, весь рабочий и инженерно-технический персонал должен пройти должный теоретический и практический инструктаж. Сосуды, содержащие газ, хранят или в отдельных помещениях (зданиях), или допустимо их хранение и на открытом пространстве, но в этом случае, они должны быть ограждены от воздействия осадков и солнца.

Между тем хранить в одном помещении (здании) емкости с кислородом и горючими газами запрещено!

Емкости с газом могут быть установлены, для дальнейшей эксплуатации, не ближе чем на один метр к источникам тепла. Если для обогрева применяют открытый огонь, то расстояние до баллона не должно быть меньше 5 метров.

Заправка баллонов пропаном

Максимальное расчётное рабочее давление баллонов со сжатыми газами, нагретыми до t + 50° С. В формуле расчёта этого параметра для растворённых и сжатых летучих элементов рассматривается t +20° С. При нагревании баллона под воздействием внешних факторов сверх указанных температурных показателей, давление на стенки возрастает. Превышение допустимых пределов – это риск повреждения баллона, утечки газа и всех вытекающих из этого последствий.

Внимание! Независимо от правильности проведения заправки, быстрое открывание вентиля приведёт к большему давлению газа, чем предусмотрено конструкцией баллона. В результате этого температура газа будет повышаться.

Виды и устройство вентилей

Несмотря на то, что все баллоны для хранения и перевозки газов отличаются друг от друга формой, цветом покрытия, объемом и многими другими характеристиками все они имеют одинаковое устройство. Баллон включает в свой состав – кран, бак и пр. Краны могут отличаться друг от друга конструктивными особенностями и материалами, которые были использованы для их производства. Кроме, их разделяют по типу применения – одни применяют для кислорода, другие для пропана, третьи для ацетилена. Соответственно на их поверхность наносят покрытия следующего типа:

  • синее;
  • красное
  • белое.

Вентили газовых баллонов

Типовой газовый кран состоит из:

Корпуса, выполненного в виде тройника, состоящего из трех штуцеров, на каждом из них нарезана резьба. На некоторых моделях в корпус вмонтирован предохранительный клапан. Главная задача этого устройства стравливание излишнего давления, возникшего в баллоне.

Штуцера, расположенного внизу предназначенного для присоединения крана к емкости для хранения газа. К верхнему крепится регулирующих маховик (штурвал). К боковому штуцеру присоединяют внешние коммуникации или выполняют закачку газа. Корпус и основные детали выполняют из латуни или стали.

Краны, применяемые для негорючих газов, выполняют с правой резьбой на штуцерах, для тех, которые используют для горючих газов, нарезают левую.

Виды баллонов для хранения газомоторного топлива

Запас газа для питания мотора хранится в баллонах разнообразной конструкции и типоразмеров. На легковых машинах сосуды устанавливаются по обыкновению в багажнике. На грузовых машинах, специальной технике и автобусах место для монтажа выбирается в зависимости от компоновки: это может быть рама либо другие несущие элементы.

виды балоноф газомоторного тоблива

Различие баллонов для хранения сжиженного и компримированного газа заключается в разном рабочем давлении. Так рабочее давление в баллонах для хранения СНГ составляет 1,6 МПа, а для хранения КПГ – 19,6 МПа. Выбор баллона для встраивания в систему ГБО зависит от необходимого количества газа на борту ТС, габаритов сосуда и места его установки. Аттестация газовых баллонов подразумевает, кроме всего прочего, испытание сосудов на предмет соответствия задекларированному рабочему давлению.

Привычная цилиндрическая форма металлических баллонов, изготавливаемых из углеродистых сталей, постепенно уступает лидерство в пользу эллиптических, тороидальных и других, пока экзотических, форм. На смену углеродистым сталям приходят нержавеющие сплавы, металлокомпозитные и высокопрочные полимерные материалы.

Меняются и конструкции запорно-регулирующей аппаратуры. На смену громоздким комплектам приходят компактные многофункциональные мультиклапаны. Автомобильный мультиклапан ГБО выполняет все функции по подаче, регулированию и контролю параметров газовой смеси.

Виды баллонов для хранения газомоторного топлива

Ремонт вентиля газового баллона

Основные неисправности газовых кранов

На самом деле конструкция газового крана не отличается сложностью и особо в нем ломаться нечему. Но и тем не менее в силу ряда причин, он может или начать пропускать газ или полностью выйти из строя. Одна из причин его поломок – это небрежное отношение со стороны персонала. Например, прикладывание излишних усилий при открывании или закрывании. Это может привести или к срыву резьбы или поломке штока.

Кроме этого, попадание в регулятор посторонних частиц может привести к тому, что они не дадут полностью закрыть затвор, а это неизбежно приведет к утечке газа. В любом случае при малейшем подозрении на наличие дефектов в корпусе или механизме газового крана, баллон необходимо изымать с рабочего места или бытового помещения и отправить его на ремонт.

Да, бесспорно, газовый кран, можно снять с баллона и самостоятельно его осмотреть и при необходимости его продуть или отремонтировать, но нельзя забывать о том, что любая работа с газовым баллоном несет в себе потенциальную опасность. Именно поэтому еден строгий запрет на демонтаж газовых кранов самостоятельно в кустарных условиях. Если есть даже небольшая возможность передать ремонт газового крана в мастерскую, то лучше так и сделать.

Хранение и эксплуатация в вопросах и ответах

plehanУчастник FORUMHOUSE

Вопрос, максимальная температура внутри помещения для хранения композитных баллонов? Рекомендации нахождения баллона из композита на солнце?

Довгаль Елена Михайловна

Максимальная температура внутри помещения для хранения композитных газовых баллонов составляет и не должна превышать +65℃. Что касается нахождения баллонов под прямыми солнечными лучами, то специальных рекомендаций, которые отличаются от работы со стальными баллонами, нет. Все части композитных баллонов устойчивы к УФ-излучению, пластик внешнего кожуха также не выгорает от длительного нахождения под солнцем.

Так, наш недавний пример: композитный баллон поддерживал рабочее место на одном из летних фестивалей в Красноярске, когда температура на солнце было в районе +45 – был подключен к газовому генератору и находился на открытой местности под солнцем с 9 утра и до 22 часов вечера для обеспечения электропитанием оборудования на фестивале.

Композитные баллоны (по крайней мере, наши Hexagon Ragasco) используются по всему миру, имеют положительную историю эксплуатации в странах Африки и Южной Америки, где среднесуточная температура намного выше наших показателей.

Потребителей волнуют и другие вопросы по хранению и использованию баллонов.

  • Допускается ли транспортировка сразу нескольких композитных баллонов на заправку и обратно в багажнике автомобиля. Не возникнут ли со временем из-за соударения какие-либо дефекты?

Хотя внешний защитный кожух на баллонах прочный и способен выдерживать механическое воздействие, правильнее фиксировать баллоны упорами, чтобы они не катались по багажнику.

  • Как избежать сильного обмерзания баллона и падения давления при использовании в холода и нормально ли вообще, что баллон замерзает и его приходится отогревать?

Это штатная ситуация, в холодное время года газ замерзает в любых баллонах. Выход – подогрев, например, электрическим одеялом.

  • В паспорте баллона указана эксплуатация до -40 ⁰С, почему в композитном баллоне (12,5 л) на зимней рыбалке всегда падает давление? Это из-за редуктора или по другой причине?

Композитные баллоны рассчитаны на использование даже при сильных морозах до -40 ⁰С, но замерзать газовая смесь начинает уже при более высоких температурах. И это не свойство композитных баллонов, проблема в качестве и составе газа. Решение проблемы – электро-одеяло.

  • Правда ли, что композитные газовые баллоны рассчитаны на использование только вне помещений, как раз из-за наличия клапана сброса, стравливающего газ?

Ни металлические, ни композитные газовые баллоны не должны использоваться и храниться в помещениях. По действующим ФНП (федеральные нормы и правила) в доме (квартире) допустима установка только пятилитрового баллона. Для хранения баллонов большего объема используются холодные, вентилируемые пристройки.

  • Как узнать точный срок очередной проверки композитного баллона, чтобы не пропустить освидетельствование?

На босс-детали композитного баллона указана, в том числе и дата выпуска, от которой и начинается отсчет. Первое переосвидетельствование проводится через 10 лет, по результатам баллон промаркируют и следующий отсчет пойдет уже от даты проверки.

  • Через какой срок или количество заправок нужно менять уплотнительное кольцо?

Уплотнительная резинка в композитных газовых баллонах интегрирована в корпус вентиля и отдельная замена невозможна – только вместе с вентилем. Однако при соблюдении правил эксплуатации замена не требуется, так как срок службы уплотнителя соответствует сроку службы баллона.

  • Как на глаз определить количество газа в баллоне?

Проницаемая колба и ажурный кожух позволяют визуально контролировать наполненность баллона. Лучше всего уровень газа видно при наличии за баллоном источника света.

  • Где заправлять композитные баллоны, если на газовой станции отказали, так как нет переходников?

При том, что композитные газовые баллоны в ходу уже семь лет, некоторые заправочные станции пока не освоили работу с ними. Законных актов, запрещающих их заправку, в данный момент не существует, но срабатывает человеческий фактор, поэтому лучше предварительно выяснить, работает станция с композитными баллонами или нет.

Меры предосторожности при замене

Замена вентиля на газовом баллоне должна проводиться с соблюдением определенных мер безопасности, среди них такие, как:

Замена вентиля газового баллона

  1. Удалить из сосуда остатки газа. Газ допустимо стравливать только на открытом пространстве. Исключение можно сделать только для азота, кислорода и ряда других.
  2. Рабочее место, на котором будут выполнять работы должно хорошо проветриваться.
  3. Маховик надо откручивать плавно и с небольшой скоростью.
  4. Замену вентиля можно выполнять только после уравнивания давления снаружи и в баллоне.

При установке вентиля на штатное место в баллоне необходимо использовать фум-ленту и другие типы герметиков, которые обеспечивают надежность соединения. Надо отметить, что уплотнители любого типа могут создавать определенные сложность при извлечении вентиля. Для облегчения этой задачи допустимо использовать строительный фен.

Выполнять нагрев арматуры, устанавливаемой на баллон допустимо только после стравливания содержимого емкости.

Допуск к заправке

Так как газ в любом виде и носителе, потенциально опасное вещество, требующее осторожного обращения, перед заправкой баллон проверяют на соответствие нормативам безопасности. Заправка допустима при следующих условиях:

  • маркировка баллона включает всю необходимую информацию и легко читается;
  • вентиль исправен;
  • на баллоне нет повреждений или следов неправильной эксплуатации;
  • баллон прошел освидетельствование (для изделий с прошедшей датой проверки).

Главным же «противопоказанием» является просроченный срок проверки – такой баллон просто не станут заправлять. Для внеочередной проверки поводов несколько:

  • невозможно прочесть маркировку;
  • реальный вес тары не соответствует указанному;
  • при визуальном осмотре заметны повреждения;
  • есть подозрение в разгерметизации колбы.

Пошаговая инструкция по замене вентиля

Новый регулировочный клапан не фиксируется к баллону на чистую резьбу. Обязательно необходимо применять уплотнительные материал: герметики или фум-ленту.

Проверка герметичности и завершение работ

По окончании работ по замене вентиля на газовом сосуде необходимо выполнить проверку герметичности вновь собранных соединений. Для этого используют способ, проверенный десятилетиями – нанесение мыльной пены.

Проверка герметичности и завершение работ

Если стыки собраны некачественно, то в месте утечки газа будут образовываться пузыри и поэтому нужно будет выполнить работу, по сборке по новой.

Процесс проверки ГБО на автомобиле

После установки и подключения баллона на авто, выполняется проверка газобаллонного оборудования, которая включает:

  • проверку герметичности системы под давлением;
  • регулировка работы газового оборудования;
  • содержание СО, СН выхлопа (в дизелях дымность).

По результатам теста, выдаётся свидетельство о проведении периодических испытаний ГБО (форма 2б), установленного на транспортном средстве.

Зачем делать ремонт газового баллона

Делать или не делать ремонт газовых баллонов определяют на стадии их обследования. В процессе освидетельствования проводят осмотр внешней и внутренних полостей баллона.

Места для осмотра в газовых баллонах при проверки

Кроме того, осматривают состояние опорного башмака, если его состояние не в состоянии обеспечить вертикальную установку баллона, то эксплуатировать его недопустимо.

Какие сосуды подлежат выбраковке?

Существуют признаки, по которым бракуют баллоны при обследовании:

  • механические повреждения корпуса, следы ударов;
  • снижение измеренной массы на 7, 5% и более по сравнению с паспортной;
  • увеличение измеренного объема на 1% по сравнению с паспортным;
  • протекшая или просочившаяся жидкость в ходе гидравлической опрессовки;
  • отсутствие или нечитаемость данных на паспортной табличке.

Такие емкости признаются бракованными и не допускаются к дальнейшему использованию. Ремонту они также не подлежат. Чтобы исключить возможные попытки заставить их работать дальше, на них разрушается резьба горловины и сверлится отверстие в стенке.

Своевременная проверка газовых емкостей — залог их безопасной эксплуатации. Для такого освидетельствования необходимо привлекать организации, прошедшие государственную сертификацию.

Как проводится аттестация?

Шаг 1: Подготовка Поверхность баллона чистится от загрязнений, отмывается с помощью воды. Также нужно удалить остатки, которые не испарились, блок арматуры демонтируется. Внутри ударяется и отмывается грязь, ржавчина, масляные пятна. Шаг 2: Осмотр Выявляются повреждения. Осматривается вся поверхность баллона – внутри и снаружи, швы. Если выявляются трещины, перегнивание металла, вмятины и другие серьезные повреждения – баллон бракуется. Шаг 3: Испытания Для этого применяют гидравлику за заграждением. Баллон наполняют водой. Ее температура должна быть комнатная, на стенках не должно быть конденсата. Затем под давлением, в 1,5 раза большим рабочего, баллон наполняется водой на 2 минуты (если не предусмотрено другое время). После этого устанавливается нормальное давление. Стенки и швы осматривают. Если на баллоне обнаруживают дефекты – он бракуется. После испытаний скрупулезно сушится поверхность внутри. На паспорте баллона ставится клеймо организации. Оно находится на горловине. Наносится дата текущей и очередной проверки. Баллон окрашивают в цвет газа, которым он заполняется, маркируют и сушат. Маркировка и краска должны отвечать действующему ГОСТу. Новые газовые баллоны можно приобрести у нас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]