Оксидирование и патинирование меди, латуни и бронзы.

Медь — это металл, который обладает невысокой активностью и по этой причине часто используется в декоративных целях. Из меди делают ювелирные украшения, предметы интерьера, искусства, мебель и многое другое. Поверхность метала окисляется под действием кислорода, однако из-за его невысокой активности на это может понадобиться десятки лет. Последствием такой реакции является патина — поверхностная пленка, которая чаще всего имеет зеленоватый оттенок. Патина предотвращает металл от повреждений, поэтому важно знать, как произвести чернение меди в домашних условиях.

чернение меди

Медь до и после чернения

Существует два типа реакций, которые приводят к образованию пленок на поверхности меди:

  • оксидирование — процесс образования окисей и закисей, элементов, содержащих кислород;
  • патинирование — пленка образуется под действием серы и хлора.

Если окунуть медное изделие в раствор, предназначенный для образования на его поверхности патины, оно тут же преобразится и, будучи сверкающим новым, станет выглядеть как старинное. Есть два основных типа методов, которыми достигается такой эффект, одни основаны на подручных средствах, другие же требуют химических растворов. Они могут быть опасны, поэтому работать нужно, соблюдая все правила техники безопасности. Помещение должно иметь вытяжной шкаф.

Перед тем как приступить к чернению, нужно металл подготовить: очистить, обезжирить, промыть и просушить. Для сушки нельзя применять метод протирания полотенцем. Это может привести к тому, что будут остатки ткани на изделиях, воды — в углублениях рельефа, повреждение декоративной части. Можно использовать для этой цели опилки.

Как изменить цвет металла?

Как изменить цвет металла, чтобы он стал выглядеть, как антикварный? С незапамятных времен мастера пользуются методами оксидирования, воронения и патинирования.

Для осуществления работ применяются различные способы:

  1. Обработка металла на открытом огне. Этот способ один из популярных и старинных среди мастеров-ювелиров. Для более красивого и ровного цвета рекомендуется прокаливание проволоки над открытым огнем заранее, еще до создания украшения. Это связано с тем, что скорость нагрева металла может отличаться на разных участках, следовательно, есть опасность ее пережечь и сделать ломкой. Кроме того, если исходный рабочий металл покрыт лаком, огонь уберет его и предварительно подготовит проволоку к работе.
  2. Обработка металла серной печенью создает эффект патинирования. Обычно применяется пропорция 50 мл воды/1 капля средства. Рекомендуется использовать воду 20-23 градуса, приближенную к комнатной температуре, так как при более горячей воде реакция патинирования происходит быстрее, а образуемая патина становится менее устойчивой и станет стираться при прикосновении с одеждой, кожей, поверхностью шкатулки.
  3. Аммиачный раствор (в первом случае используются исключительно его пары). Для обработки следует поместить украшение в банку с крышкой, внутрь которой налить 1 мл нашатырного спирта 5% концентрации. Цвет металла меняется относительно быстро, регулировать его можно, наблюдая за изменениями в течение некоторого времени.
  4. Аммиачный раствор (во втором случае используется совместно с водой). Для обработки изделие сбрызгивается водой или помещается на 1 секунду непосредственно в раствор, а далее его отправляют в емкость, где образуются пары нашатыря. Под воздействием воды и аммиака в паре цвет патины становится приближенным к голубому.

Оксидирование в парах аммиака

Придать меди коричневый, оливковый или даже голубоватый оттенок поможет 10-процентный раствор аммиака. Если вы стремитесь добиться результата с голубыми вкраплениями, положите изделие в раствор поваренной соли перед обработкой. В таком случае оксидирование происходит быстро, за десять или пятнадцать минут. Для более благородного и глубокого оливкового цвета вещь нужно держать шесть–восемь часов в герметичной емкости с налитым в небольшую посуду раствором.

До и после патинирование медной монеты

Что значит «патинировать» изделие?

Что в терминологии значит «патинировать»? Это означает покрывать изделия из металла специальным налетом, который придаст предмету вид старинного. Патинировать металлические изделия можно с использованием химических составов, растворов, паров, после контакта с которыми изделие меняет цвет и становится особенным.

Пленка, которая образуется на изделии после процесса патинирования, является защитной и при использовании предохраняет металл от воздействия окружающей среды, внешних агрессивных условий.

Известны разнообразные натуральные оттенки патины на медных изделиях. Зеленый, оливковый, голубой, коричневый, красноватый, близкий к черному. Эти цвета появляются на меди и медесодержащих сплавах – латуни и бронзе. Патина, образующаяся на металле естественным путем, выглядит красиво и даже имеет эпитет «благородная».

Эстетический и практический эффекты натолкнули ювелиров и декораторов на изобретение способов создания искусственной патины как способа состаривания изделия. Выделяют два способа патинирования металла: случайный и стабильный.

При стабильном способе результат патинирования можно точно просчитать. Например, если использовать серную печень, то налет получится коричневых оттенков, степень его насыщенности можно регулировать временем воздействия.

При случайном способе нанесения патины результат предугадать невозможно, так как он будет зависеть от того, как поведет себя металл в реакции на те или иные средства. Но при этом способе получается всегда интересный и художественно ценный итог.

Имеются разнообразные средства и реагенты для образования налета. Рассмотрим самые популярные для патинирования меди и латуни.

Патина на монетах из алюминия

Алюминий в ХХ веке часто использовали в монетном деле. В основном, из него делали мелкие номиналы (например, венгерские филлеры). В ГДР вся линейка монет за исключением тяжёлых латунных 20 пфеннигов, использовавшихся в автоматах, была алюминиевой. Процесс окисления достаточно быстро лишает алюминиевую монету штемпельного блеска. Она становится тусклой и невзрачной, приобретая матово-серый налёт. И если выступающие части рельефа ещё механически очищаются в обращении, то монетное поле очень скоро начинает выглядеть грязным.

Патинирование латуни: средства и способы

При патинировании латуни парами нашатырного спирта следует учесть, что этот металл более хрупкий, и длительное воздействие может запустить процесс разрушения. Не рекомендуется оставлять изделие дольше, чем на 20-25 минут, иначе проволока будет сломана.

Латунь после химического патинирования дает удивительные цветовые решения: от желтого и красного до фиолетового и черного. Отметим, что это многообразие может образоваться на одном изделии.

Используя патинирование триосульфатом натрия (гипосульфитом) и азотной кислотой, можно добиться серых оттенков в состаривании латуни. Процесс происходит следующим образом.

В емкость наливают пол-литра горячей воды, добавляют 25-30 граммов гипосульфита и 1-2 чайные ложки азотной кислоты. Раствор приобретает желто-зелёный оттенок и серный запах. На 15 минут в эту жидкость помещают латунное изделия и наблюдают за процессом окисления. После получения первоначального эффекта с помощью пинцета изделие извлекают из раствора и промывают горячей водой.

Чистое изделие следует протереть песком и снова опустить в химический состав. Повторная обработка дает окончательный цвет и разводы. Снова промыв горячей водой, изделие чистят пемзовым порошком, который смывается после протирания. Патинированная латунь сушится в слое опилок, после чего обрабатывается бархоткой, машинным маслом и покрывается лаком.

Таким образом, любому новому изделию из меди, латуни, бронзы можно придать благородный антикварный вид, используя способ патинирования. Патина не только создает дополнительную цветовую гамму украшению, но и защищает металл от неблагоприятных внешних воздействий, тем самым увеличивая срок его службы.

Патина на монетах из золота

Чистое золото – металл, практически не подверженный окислению. Данный раздел появился лишь потому, что для обиходных монет прошлых веков чистое золото не использовали из-за его мягкости. Для придания золоту прочности его сплавляли с незначительным количеством иных металлов (чаще – серебро и медь, реже – никель или молибден). Взятая для примера пятирублёвка Николая II – это золото 900-й пробы. Легирующая добавка к нему – всё та же медь. При определённых условиях медь может выступить на поверхности, и даже столь незначительное её количество заставит монету фрагментарно потемнеть (как на иллюстрации выше).

Чаще на золоте можно повстречать пятна ржавчины, обусловленные всё тем же процессом окисления. При чеканке отколовшиеся микрочастички штемпеля могут оказаться вдавленными в поверхность золота, и через несколько лет монета станет иметь неприглядный вид. В российской нумизматике наибольшую известность получили ржавые золотые «Победоносцы». После скандала с золотыми монетами СПМД технологию российской чеканки усовершенствовали, и подобные дефекты стали встречаться намного реже. И ржавчина, и патина всегда снижают цену золотых монет.

Наглядные результаты паттинирования меди, латуни и нейзильбера

Паттинирование и оксидирование

паттинирование и оскидирование

Изменение цвета металлов в водном растворе серной печени

Изменение цвета металлов в водном растворе серной печени © https://www.livemaster.ru/topic/1123735-pogovorim-o-tsvete-v-wire-wrap-rezultaty-patinirovaniya-oksidirovaniya-i-polirovki

Изменение цвета металлов в парах амиака

Изменение цвета металлов в парах амиака

Патина на монетах из цинка

Наиболее плачевный вид имеют цинковые патинированные монеты. Выше показана подборка мелких номиналов Дании, Нидерландов и Люксембурга периода Первой и Второй мировых войн. В трудные времена металл становится стратегическим сырьём, поэтому монеты приходится делать из самого дешёвого материала. Патина заставляет цинковые монеты темнеть до такой степени, что на них порой трудно разобрать рисунок и надписи. Неудивительно, что после восстановления экономики все эти страны отказались от монет из цинка, выбрав иные металлы и сплавы.

Про солнце и чай, который в мастерской может использоваться и не как чай

Пойдем другим путем. Из хлястика легким движением руки делаем декоративный шильдик.

Далее нужно продеть резинку. Резинка в наличии только белая и визуально ну совсем не подходит. Не беда, подкрасим подручными средствами. Ну вот, чаем, например. Что есть? Эрл Грей? Чудно, подойдет!

Несколько стежков и футляр ну почти как новый. Как минимум функцию выполняет и даже эстетика более менее сохранена. Допом идет профилактическая обработка всех поверхностей смесью вазелина и воска: для дополнительной защиты от внешних воздействий и хоть какого то предохранения от дальнейшего рассыхания.

И пусть вещица и дальше живет, работает и напоминает о солнце и тепле, которых, к сожалению, так мало сейчас вокруг.

Нужно ли удалять патину?

Этот вопрос часто задают новички. Однозначного ответа на него нет. Как мы уже выяснили, красивая однородная патина придаёт старинным монетам благородный вид, подчёркивая их возраст и подлинность. То же самое относится и к радужной патине, не режущей глаз. А вот чёрно-фиолетовые наплывы на серебряных монетах (их ещё называют «роговое серебро») сильно портят впечатление. Сложнее всего ситуация с медью. Если патина зашла глубоко, то в процессе чистки монета рискует превратиться в тонкий кружок или вообще развалиться. Но даже снятие поверхностного слоя часто меняет экземпляр до неузнаваемости. Патина – это часть монеты. Её удаление приводит к «размытию» рельефа. Поле, ранее выглядевшее гладью, превращается в сборище лунок и рытвин. Чистка меди никогда не вернёт ей первоначальный вид, на что многие надеются, затевая этот процесс. Опытные коллекционеры рекомендуют избавляться от патины лишь в случаях, когда это гарантировано улучшит внешний вид монеты.

Патина недопустима на коллекционных монетах качества «Proof». Однако при неправильных условиях хранения (без капсулы или в повреждённой запайке) и серебро, и медно-никель постепенно покрываются белёсым налётом патины. Иногда патина способна даже изменить цвет монеты, окрасив её в коричневые, жёлтые или бежевые тона. Чистка монет «Proof» от патины допускается только с помощью специализированной жидкости без механического воздействия, иначе зеркальное поле будет безвозвратно испорчено микроцарапинами.

Ходули для отделки с имитацией человеческой стопы

При ремонте и отделке бегать с табуретом, столом или даже стремянкой жутко утомляет. Естественно, это касается в первую очередь потолков и верхних частей стен. Хотелось этот труд упростить. В голову сразу пришла мысль о ходулях, но в магазинах они стоят немалых денег, даже на Али около 6т.р. Как говорится в одной известной рекламе: зачем платить больше? Подумав, было решено смастерить ходули своими руками. Причём материала ушло очень мало. По большому счёту, всё это можно сделать из отходов, которые есть на каждой стройке. Исключением будут только уголки, саморезы и ремни. Но на всё это ушло рублей 150, не больше.

Способ чернения меди для получения селективных покрытий.По мотивам Бари Алибасова.

Рукодельники

32.2K постов 47.8K подписчик

Правила сообщества

В сообществе запрещена торговля, обсуждение цен, ссылки на страницы с продажами, контакты автора в комментариях. Обязательна информация о материалах и инструментах в текстовом виде.

1. Будьте вежливы, старайтесь писать грамотно.

2. В публикациях используйте четкие и красивые фотографии.

3. Автор поста с тегом [моё] может оставить ссылку на свой профиль, группу или канал на других источниках, при условии, что ссылки (активные и не активные

) не ведут на прямые продажи. Допускается не больше четырёх ссылок и только в конце поста (п. 8.5 основных правил).

-ссылки рекламного характера/спам;

-ссылки, ведущие на магазины с указанием стоимости товара/услуги;

-ссылки, ведущие на призывы, покупки, продажи, подписки, репосты, голосование и тому подобное.

(нарушение основных правил сайта, п.8.1 и п. 8.2).

При переходе по ссылке запрещено наличие активных (кликабельных)

ссылок, ведущих на вышеперечисленное в п.3, содержание таких ключевых слов как «товар», «, «продам», «в наличии», «под заказ» и т.п.

3.1 Размещение контактов автора (самим автором или другими пользователями) в комментариях запрещено и подлежит удалению (п. 9.1 и 9.3 основных правил).

4. Обязательным для авторов является наличие технических характеристик изделия в публикациях (материалы, техники, авторские приемы, размеры, времязатраты и прочее) в текстовом

виде.

Также помечайте свою работу тегом «Рукоделие с процессом»

или
«Рукоделие без процесса»
.

5. Пост-видео, пост-фото без текстового описания переносится в общую ленту. Даже если в видео показан подробный процесс изготовления, делайте краткое описание для тех, у кого нет возможности/желания смотреть видео.

Администрация оставляет за собой право решать, насколько описание соответствует п. 5.

6. Посты с нарушениями без предупреждения переносятся в общую ленту.

За неоднократные нарушения автор получает бан.

Автор может размещать новую публикацию в сообществе, не допуская полученных ранее замечаний.

Похоже, это было самое полезное дело в жизни Алибасова

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]